Конспект 20 параграфа по биологии 6 класс пономарева

Обновлено: 05.07.2024

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 297 материалов





















5826025 5778324 5774741 5753927 5730944 5699107 5653572 5640339 5631685 5628442 5613207 5606916 5606878 5586951 5572417 5557481 5539754 5529310 5524060 5512630

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Водоросли относятся к низшему классу растений. У них нет корней и стебельков, листьев. Все тело водорослей представляет собой цельное слоевище.

№ 2. Какие признаки лежат в основе систематики водорослей?

В основе систематики водорослей лежит несколько признаков: расположение клеток (нитчатые – спирогиры и слоевищные – ульва) и их количество (одноклеточные и многоклеточные), наличие красящих пигментов (красные, зеленые, бурые водоросли).

№ 3. Каков основной признак водорослей, позволяющий объединить их с наземными растениями?

Основным признаком является способность водорослей, как и наземных растений, к фотосинтезу.

№ 4. Объясните, как происходит размножение водорослей.

Размножение водорослей происходит половым и бесполым способами. Половое размножение происходит путем слияния двух плавающих клеток от разных особей. В результате образуется зигота, которая в дальнейшем растет, делится и становится началом дочернего организма.

При бесполом размножении происходит деление клетки надвое. Начинается процесс деления с ядра, а уже после разделяются все остальные части: глазок, хроматофор, цитоплазма, вакуоли. В результате может появиться 2 или 4 дочерние клетки.

За счет присутствия в клетках водорослей хлорофилла все они являются источником кислорода. Удивительно, но почти 45% всего объема, продуцируемого растениями, принадлежит именно водорослям. Кроме того, одновременно водоросли поглощают и углекислый газ.

Также водоросли являются источником питания для большинства живых организмов, которые живут в водоемах. Это и разные виды рыб, и ракообразные, и моллюски. Многие виды водорослей употребляются в пищу человеком. Некоторые из них применяются для изготовления косметических препаратов, лекарств и даже выращиваются в искусственных замкнутых системах – аквариумах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

Работа в группе, как формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие для достижения общей цели.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

2. Сформировать умение работать по плану проблемы группы, сверять свои действия с целью, стоящей перед группой и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге между учащимися, учащимися и учителем самостоятельно выработанные критерии оценки для достижения общей цели и совершенствовать их.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение у группы учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение у группы учащихся строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.

Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

Показать особенности клеточного строения водорослей;

Формировать умение вести научный диалог в группах;

Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом, фотографиями.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.

Тип урока: Изучение нового материала.

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд 1

Желаю вам работать дружно, вдумчиво и открыть для себя что-то новое.

II. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу

1. Фронтальный опрос Слайд 2

- Какую науку вы изучаете

- Что такое биология? )

- Кто является объектом изучения науки биологии? (

- Что такое систематика?

Слайд 3- Какая самая мелкая единица систематики?

- Что такое бинарная номенклатура?

(Это двойное название видов. Видовое название состоит из 2-х слов: сущ.-показывает принадлежность растения к роду, прил. – собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов тогоже рода)

Слайд 4 -Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке:

клевер луговой, василек полевой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий, крапива двудомная.

- Для чего нужны латинские названия?

(Чтобы было понятно учёным всего мира, о каком растении идёт речь)

- Мир живых организмов очень разнообразен и многочислен. Чтобы весь его изучить, организмы объединяют в большие группы? Какая же самая крупная единица систематики?

Слайд 5 -Ребята, вспомнили, какие выделяют Царства живой природы. (Царство, Животные, Царство Растения, Царство Грибы и Царство Бактерии).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство – Растения. Какую науку вы возьмете в помощь? - А что мы знаем о царстве Растения? На какие таксономические группы оно делится?

- Рассмотрите гербарий отделов растений (раздаточный материал на столах)

И назовите основные отделы царства растений.

Слайд 6 (водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные)

2 .Найдите соответствие: Слайд 7

растения, тело которых не разделено на органы

органы, служащие для размножения

органы, обеспечивающие растение питательными веществами и осуществляющие обмен веществ

растения, тело которых разделено на органы

III. Выявление затруднений, постановка проблемы. Формулирование темы урока.

Вспоминаем схему классификации растений.

Слайд 8 (водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные)

- Что объединяет все растения?

(характерные признаки: наличие хлорофилла, автотрофное питание, рост в течение всей жизни)

- А чем отличаются гербарные растения? (Отсутствием отдельных органов)

- А почему? (Они относятся к разным отделам)

- На какие две большие группы делят растения? (Низшие и высшие)

- С представителей, какого отдела начнем и почему?

1) Эти представители царства растения – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем другим растениям.

2) Могут вырастать за день на 45 см и могут достигать длины 160 м.

3) Вы наверняка видели их в аквариуме, в реке, в море.

Итак, с представителей, какого отдела начнем изучать царство Растений?

(С водорослей, потому что изучение ведем от простого к сложному. Водоросли, наиболее простые растения, т.е. низшие).

IV. Изучение нового материала

-Водоросли – это самые древние растения на Земле, их более 30 тыс. видов, а изучает их наука альгология.

Формулировка цели урока :

изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.

Слайд 10 Альгология - наука о водорослях

В природе водоросли встречаются практически везде. Их количество очень велико, и каждый день растет все больше. Их можно встретить в морях, океанах, в любом водоеме и озере, в маленькой речке и даже в застоявшейся луже. Встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных (ленивец), в теле других организмов в качестве симбиотиков - в теле лишайника).

Строение их тела и размеры характеризуются огромным разнообразием. Существуют микроскопических размеров одноклеточные, многоклеточные и колониальные формы (в 1-2мкм) и крупные, с различным строением слоевища, достигающие 30-45м, 60 м.

- Чем, по своему строению, водоросли отличаются от растений?

(Тело не расчленено на органы: корень, стебель, листья)

А представлено слоевищем, или талломом. В слоевище нет органов. И большого разнообразия тканей. Вот поэтому их относят к низшим растениям. Водоросли поглощают вещества из окружающей среды всей поверхностью своего тела.

- Водоросли по способу питания относят к …. Почему?

Хлорофилл у водорослей находится в особых тельцах – хроматофорах, который имеет различную форму: чашевидную, ленточную, звёздчатую, пластинчатую.

Слоевище тоже имеет причудливые формы, может быть плоским, лентовидным, кустистым, разветвлённым.

Слайд 11 Строение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады)

- В качестве представителя данного отдела рассмотреть одноклеточную, зеленую водоросль – Хламидомонаду (параграф 20, стр.109) учебника) Строение

Слайд 12 Физминутка

Слайд 13,14 Размножение водорослей:

Слайд 15 - В природе насчитывают около 30 тыс. видов водорослей. Все виды водорослей объединены в несколько отделов, которые различают по особенностям строения и окраске слоевища.

Слайд 16 -19

1) Зеленые водоросли не имеют дополнительных пигментов, поэтому их окраску определяет хлорофилл. Именно эта группа водорослей дала начало высшим растениям. Они широко распространены в пресных и морских водах, встречаются также на суше в увлажненных местах: в почве, на коре деревьев, на камнях. Размеры их варьируют от нескольких микрометров до метров. Они представлены различными жизненными формами: одноклеточными, колониальными, нитчатыми и многоклеточными. Представителями одноклеточных водорослей являются хламидомонада , хлорелла, и многоклеточная - спирогира

2) Красные водоросли, или багрянки составляют большую группу (около 400 родов и 3900 видов) главным образом морских обитателей. Лишь 5% багрянок встречаются в чистых водах рек, озёр и на поверхности влажной почвы. Красные водоросли имеют своеобразный набор пигментов: кроме хлорофилла есть каротины, ксантофиллы, а также пигменты из группы фикобилинов: синий пигмент — фикоцианин, красный — фикоэритрин. Различное сочетание этих пигментов определяет окраску водорослей — от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой.

Красные морские водоросли можно обнаружить во всех прибрежных районах мира — от тропиков до полюсов, но их разнообразие в полярных регионах невелико. В основном они ведут прикрепленный образ жизни, закрепляются при помощи ризоидов на камнях, раковинах или морских травах.

Многочисленные красные водоросли (более 40 родов) паразитируют, как правило, на других красных водорослях. Представители красных водорослей - это порфира, филлофора

3) Бурые водоросли — высокоорганизованные многоклеточные организмы, обитающие в морях. Их около 1500 видов из примерно 250 родов. Самые крупные из бурых водорослей достигают нескольких десятков метров (до 60 м) длины. Однако в этой группе встречаются также виды микроскопических размеров. Форма слоевищ может быть очень многообразна. Общий признак всех водорослей, принадлежащих к этой группе, — желтовато-бурая окраска. Она обусловлена пигментами каротином и ксантофиллом и др., которые маскируют зеленый цвет хлорофиллов. Представители бурых водорослей:

ламинария , цистозейра

Значение водорослей в природе и для человека Слайд 20

-Мы познакомились с разнообразием водорослей. А ещё чтобы вы хотели узнать о водорослях?

Водоросли очень важны для подводного мира, они обеспечивают океаны и моря кислородом, за счет которых живут все обитатели подводного мира. Эти растения выделяют около 50% кислорода, одновременно поглощая углекислый газ.

Водоросли служат пищей для многих подводных обитателей. Для травоядных рыб, ракообразных, млекопитающих, моллюсков они являются основой рациона. Около 80 % питательных веществ в океане – это водоросли или продукты их разложения. Без этого простейшего, но важного звена пищевой цепочки не смогут жить многие другие виды морских существ.

Люди употребляют их в пищу, получая много витаминов. Так же водоросли входят в состав биологически активных добавок и приправ.

Ламинария или морская капуста представляет класс бурых водорослей. Еще в стародавние времена ее употребляли в пищу и использовали в народной медицине народы, проживающие на берегах морей и океанов. Древние лекари считали, что она обладает омолаживающим эффектом и продлевает жизнь.

Отмершие части морских растений оседают на дне водоема, образуя плодородный слой. Его собирают и получают высококачественное удобрение, богатое микро- и макроэлементами. Этот органический ил используют в сельском хозяйстве.

Некоторые виды водорослей используют при изготовлении продуктов питания, лекарств, ткани и бумаги. Из бурых водорослей получают альгин и альгинаты. Благодаря клеящим свойствам их применяют при производстве таблеток. Из альгинатов делают растворимые хирургические нити. Из красных водорослей добывают агар-агар, который обладает прекрасными желирующими свойствами. Его используют в производстве мармелада, пастилы, зефира и других продуктов.

Китайская медицина применяет водоросли уже более 3 тыс. лет. Морские растения содержат большое количество полезных веществ, среди них: витамины; минеральные соли; йод. Ламинария, известная как морская капуста, применяется для профилактики таких болезней, как: рахит; склероз; болезни кишечника. Обнаружена польза бурых водорослей для очищения организма от радиоактивных веществ, а также для борьбы со СПИДом.

Водоросли используют для очистки воды в замкнутом пространстве, например в аквариуме.

Но, если их становиться слишком много в реке, море или океане, вода начинает цвести, что со временем может привести к заболачиванию воды и гибели обитателей водоема.

V. Закрепление

1. Водоросли – это …. (низшие растения).

2. Тело не разделено на …. А представлено ….(корень, стебель, листья, нет тканей, а представлено слоевищем или талломом. _

3. Есть в клетках ….(хлорофилл) , способны к….. (фотосинтезу.)

4. Поглощают вещества из окружающей среды …..(всей поверхностью тела)

5. Встречаются повсюду: в….( морях, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев).

6. Водоросль, как и как всякий организм …….(питается, дышит, растет, размножается, развивается,

7. Размножаются …… ( бесполым и половым путями)

8. Наука о водорослях называется …..(альгология)

VI. Итог урока. Рефлексия Слайд 21

Какую цель мы ставили перед уроком?

Сформулировали и изучили тему урока – Водоросли?.

--Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну о водорослях?

- Какие термины новые мы узнали?

- Какие получили результаты?

- Оцените свою работу на уроке.

Теперь покажите, на сколько вы усвоили материал, выберите смайлик

Если вам все понятно, то смайлик протягивает руку, таким образом вы показываете, что можете поделиться знаниями, если же вы поняли еще не совсем хорошо, то смайлик потирате руки – это значит, что вам еще нужны знания, чтобы все понять до конца.

Читайте также: