Конспект пересказ произведения кубанского автора

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:

  • закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
  • учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
  • учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • учить пользоваться восклицательной интонацией.

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.

Форма организации: фронтально.

Категория возраста: дети 5-6 лет.

Дидактический наглядный материал:

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)

II. Основная часть

Звенит колокольчик

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты)

Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)

Воспитатель: Молодцы, это книга.

После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.

Знакомство с автором

- Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. Презентация (слайд 1 с портретом писателя)

Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г.Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (Слайды Обложки книг автора)

Чтение рассказа

Беседа по рассказу

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)

- Как охотник обнаружил лисят?

- Чем заканчивается рассказ?

Повторное чтение

Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.

Повторное чтение рассказа.

Варианты пересказа:

  1. 1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.
  2. Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа

- Ребята, вам понравилось как пересказали?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т.д.)

Отгадывание загаки

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.

Физкультминутка

Воспитатель продолжает беседу.

1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)

Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

Ребята, садитесь за столы.

Рисование по схеме

А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят (У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспекта занятий по организации пересказа художественных произведений кубанских авторов в старшей группе.

Цели: продолжать знакомить детей с творчеством В. Б. Бакалдин.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с творчеством писателей Кубани; развивать познавательный интерес к истории своего народа;

Развивающие: развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений; обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям;

Методы и приёмы: беседа, вопросы, показ, чтение, объяснение.

Оборудование: портрет В. Б. Бакалдин, карточки (жёлтого и красного цвета).

Словарная работа: молодецкая еда, косари, ржаным, почете, бедняцкой горек, дармовой , повадки.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение и скажите про что оно!

Есть своя родная земля.

У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

Воспитатель: О чём идёт речь в стихотворении? Верно о Родине.

Планирование:

Воспитатель: Скажите, как называется место, где мы с вами живем? Правильно, мы с вами живем на кубанской земле это и есть наша с вами Родина. У нас очень много тружеников – это работники сельского хозяйства, учителя, парикмахеры, врачи, повара и т. д. Среди них есть писатели.

Воспитатель: А кто такой писатель? Что пишет писатель? Какие литературные жанры знаете?

Реализация замыслы:

Воспитатель: Мы с вами знаем, что хлеб всему голова, каждый день мы едим хлеб, но редко кому приходит в голову мысль о том, что дается он человеку ценой больших усилий.

Воспитатель: Ребята я вам сейчас предлагаю сыграть в одну игру, где мы свами узнаем из каких сортов могут печь хлеб.

Вопросы по содержанию:

Воспитатель: А как вы считаете, почему солдаты ценили хлеб в войну?

Воспитатель: Скажите, а кто такие косари?

Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, из какой муки бывает хлеб?

Воспитатель: А по вкусы какой бывает хлеб?

Воспитатель: Теперь ребята я вам предлагаю немного размыться.

Физкультминутка

Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.

Зернышки росли, росли и стали колосками. ( Дети встают, поднимают руки вверх. )

Колоски тянутся к солнышку. ( Дети протягивают руки вверх. )

Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. ( Дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище.)

И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски.

Воспитатель: Ну что вот мы свами и размялись немного. И я предлагаю сыграть в одну игру.

Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1. Хлеб растет на грядке? ЛОЖЬ

2. Пекарь работает на комбайне? ЛОЖЬ

3. Хлеб дает силу? ПРАВДА

4. Продавец продает в магазине колоски? ЛОЖЬ

5. На мельнице работает мельник? ПРАВДА

6. Хлеб может быть пшеничным и ржаным? ПРАВДА

7. Для выращивания хлеба солнышко не нужно? ЛОЖЬ

8. Хлеб может быть серым, белым? ПРАВДА

9. Выбрасывать хлеб можно? ЛОЖЬ

10. Правда ли что хлеб очень ценный для людей? ПРАВДА

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё верно ответили.

Воспитатель: Ребята, а кто вспомнит, что мы свами сегодня читали, это рассказ или стихи о хлебе?

Автор: Булавко Александра Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - д/с № 12 х.Бойкопонура
Населённый пункт: Калининский район Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Обучение дошкольников пересказу на примерах кубанского фольклора. Виды пересказа.
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12

ХУТОРА БОЙКОПОНУРА

Обучение дошкольников пересказу

на примерах кубанского фольклора.

Виды пересказа.

х. Бойкопонура

Традиционная народная культура всегда является своеобразным

нравственным ориентиром, так как она базируется на моральных и духовных

ценностях человеческого общества. Приобщение детей к богатейшему

наследию народной культуры, с целью их нравственного, эстетического

воспитания является частью содержания образовательной программы нашего

учреждения. В части образовательной программы «Региональный

прадеды, - общество стремительно успело растерять. Поэтому, используя

народный кубанский фольклор, мы всесторонне развиваем наших детей, даём

помогаем детям усвоить не только идею и содержание, но и кубанский

произведение активизирует речевые высказывания.

монологической речи является пересказ. Обучение ребёнка пересказу очень

важная задача развития речи. Это важно для дальнейшего обучения в школе,

т.к. в школе большой объём информации, который дети усваивают благодаря

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство

развития речи на основе образца. Благодаря пересказу, идёт обогащение

предложений и целого текста.

речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это

возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Во второй младшей группе мы учим детей следить за развитием действия

в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая

пересказу, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта

работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В средней группе, у нас проводятся специально организованные занятия по

пересказу. Пересказ является новым видом речевой деятельности в этом

литературно-художественных произведений, а также особенности процессов

мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях

детям предлагаем пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на

последующих – новые, только что прослушанные произведения.

Дети 5-6 лет при пересказе произведений кубанского способны

проявить уже большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и

дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них

расширяется словарь, развивается внимание и интерес к образному слову.

этом возрасте мы, для пересказа, предлагаем кубанские сказки и былины, они

несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и действующим

навыки, полученные детьми ранее. С нашей помощью, дети продолжают

пропусков, повторений. У них совершенствуются умения эмоционально, с

художественные средства, характерные для кубанских сказок (зачин, повторы

и т.д.). Учим детей говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения,

тем самым повышаем самостоятельность детей.

Дошкольники эмоционально воспринимают кубанский фольклор, они

диалог героев. Вместе с тем при пересказе у детей может наблюдается ряд

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не

всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают

действия или события, сворачивают концовку;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

произведений художественной литературы, а также уровнем речевых умений

и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список

рекомендуемых произведений содержится в нашей базовой программе.

основывается на примитивном анализе текста. Прежде всего знакомим детей

авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо

подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к

осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение

является беседа по

рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный

настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить:

понравилась вам эта сказка или потешка, песенка? Что вам было особенно

и н т е р е с н о ?

у л ы б а л и с ь ,

произведение? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует

содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что

вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять

идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу.

Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что, отвечая, ребенок

разнообразными по форме и содержанию.

Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и

формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку

вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных

детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. Элементы драматизации

настроение. Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи

детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера

предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстраций помогает детям

глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации

можно предложить детям пересказать изображенный эпизод или описать

героев. По иллюстрации также задаются вопросы, подготавливающие детей к

пересказа литературного произведения. В младшем дошкольном возрасте мы

среднем дошкольном возрасте – обучаем самостоятельному пересказу текста

пересказа, как пересказ по частям, по ролям, игры-инсценировки и игры-

Выделяются несколько видов пересказов:

1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В

этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица,

от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие

2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа

логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то

хорошая сосредоточенность внимания.

написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется

герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от

дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не

убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события

случились не с Колобком, а с другим персонажем.

помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для

младших дошкольников, так и для старших.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые

пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как

правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).

учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).

Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение

выражений и прямой речи).

персонажи с ярко выраженным характером.

Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так

же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые

необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.

Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а

не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти,

задавая ребёнку вопросы по содержанию.

Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе

к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из

вида даже малейшие детали.

другому, а в результате теряется смысл произведения.

Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена

слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского

стиля и не отступать от него.

Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т.е. ребёнок должен

говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот,

не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.

Придерживаться культуры устного рассказа: обращение к слушателям,

интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.

Итак, коллеги, выбирайте подходящее литературное произведение из

текстов, больше читайте произведения, подходящие по возрасту, тогда они

будут грамотно говорить и с ними будет очень приятно общаться. Закреплять

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Кто вас, дети, больше любит?

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Если, дети, вы ленивы,

Что бывает иногда,

Кто же слезы льет тогда?

- Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе.

- Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми?

- Вы помогаете своим мамам? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям картинки для рассматривания.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки, подумайте и выберите то, чем можно порадовать маму. (Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка кукольного белья, помощь папе в ремонте стула; подклейка порванной книжки, уход за рыбками в аквариуме, прогулка со щенком, забота о малыше, уборка игрушек и т.д.)

- Ребята, а почему некоторые картинки остались лежать на столе, и никто из вас не выбрал их? (Ответы детей).

- Давайте рассмотрим их.

Картинки выставляются на доске: разбросанные игрушки, грязные вещи, драка, ссора, грубое отношение к близким, капризы и т.д.

- А что может случиться с мамой, если мы ее будем огорчать? (Она может заболеть.)

- А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать? (Заботиться о ней, жалеть, лечить и т. д.)

- Хотите, я расскажу вам один секрет? Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.

- Мама какая? (Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, рукодельная, умная, веселая, и т.д.)

Лекарство

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит:

- Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.

- Ребята, как вы думаете, для чего врач прописал маме Тани лекарство? (Чтобы мама лекарством вылечила болезнь и выздоровела.)

- Как вы думаете, каким по вкусу было лекарство? (Горькое, противное, невкусное и т. д.)

- Как вы думаете, поможет маме лекарство, если его выпьет дочка? (Нет.)

- Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство? (Она пожалела маму.)

- Как можно назвать такую девочку? (Добрая, жалостливая, мужественная, храбрая, заботливая и т. д.)

- Как может Таня помочь своей больной маме? (Пожалеть ее, поцеловать, принести воды, помыть посуду, тихо играть, почитать маме книжку, сделать своими руками подарок и т. д.)

- Ребята, так и хочется продолжить рассказ дальше! Правда?

- Послушайте этот рассказ еще раз. Попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем же Таня помогла маме.

Читайте также: