Конспект по косвенной речи 9 класс

Обновлено: 01.07.2024

Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи.

Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области).

Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны.

Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.

Методы познавательные: эвристическая беседа и лекция.

Способ познания: индуктивно-дедуктивный.

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9 классы.
  2. Русский язык. Практика. 9 класс под редакцией Ю.С.Пичугова.
  3. Дидактический материал – предложения с прямой речью из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края;
  4. Обобщающая таблица по синтаксису;
  5. Портреты М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского…
  6. Выставка книг этих поэтов и писателей.

а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью;

б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.

а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;

б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.

а) воспитывать

* интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;

* языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

* нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;

б) развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Из учебника теории

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

( по домашнему заданию)

  • ОТД (опыт творческой деятельности – проверка речевых умений)
  • НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе)

– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края?

– Что особенно понравилось в их высказываниях?

– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?

– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?

Обобщение проверки домашнего задания. Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

обращение к эпиграфу, записанному на доске.

2. Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.

1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.

2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.

3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.

4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.

5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.

– В чём особенности структуры каждого предложения?

– Как можно решить пунктуационную задачу?

– Дать определение чужой речи и ответить, каким способом передана чужая речь в данных предложениях?

– В чём состоит цель изучения структуры таких предложений?

(См. эпиграф справа)

– Какие мысли и чувства вызвали строки? Какие душевные струны затрагивают?

– Какие строчки эпиграфов урока отражают эту тему? Дать отзыв.

(См. эпиграф справа)

3. Работа по Практике 9 кл. и Теории 5-9 кл.

а) Анализ схемы учебника практики №242 стр.117.

б) чтение теории 5-9кл. §217.

4. Небольшая лекция о способах выражения чужой речи и знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.

Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)

Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.

И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Обобщение и систематизация на основе таблицы, розданной учащимся. Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Цели: научить выявлять способы передачи чужой речи; объяснить учащимся особенности строения предложений с прямой и косвенной речью и правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарный диктант.

Идеал, идеальный, выделены, употреблены, использованы, панорама, углубленный, углублена, углубить, кооператив, продал, продала, электрификация, отнял, отняла, придать, придал, придала, принять, принял, приняла, оригинальный, подлинник, репродукция, копия, красивее, едва, до тех пор пока, в то время как, как будто, во что бы то ни стало, коммуникация, эскиз, занял, заняло, заняла, прообраз, этимология, этимологический, понять, понял, поняла, перспектива, реактивный, реакция, источенные, источен, источена, источено, колонна, колонка, совершенный, совершеннейший, тысячелетие.

IV. Изучение нового материала.

Беседа с классом.

1) Что такое чужая речь? (Это речь другого лица, включенная различными способами в речь говорящего.)

2) Какие вы знаете способы передачи чужой речи? (Прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь.)

3) Что такое прямая речь? (Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью – авторские слова и прямая речь.)

4) Что такое авторские слова? (Это конструкции с глаголом речи – сказать, проговорить, промолвить, спросить и т. п., к которому непосредственно относится прямая речь. Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Характерными особенностями прямой речи являются обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные местоимения и глагольные формы от первого лица.)

5) Что такое косвенная речь? (Предложения с косвенной речью – это один из способов изложения чужой речи от лица говорящего. В предложениях с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Вопрос, переданный в косвенной речи, называют косвенным. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.)

6) Что такое несобственно-прямая речь? (Это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью. Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора повествования. Чужая речь может быть оформлена как цитата. Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола.)

7) Что такое цитата? (Это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант (работа у доски).

Когда герою дали слово,

Он всему собранию сказал:

«Ничего не сделал я такого,

Е. Долматовский

2. Выполнение задания .

Записать предложения, расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.

3. Работа по вариантам .

Вариант I. Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.

Вариант II. Заменить косвенную речь прямой.

1) Игнатьева сказала Сереже, что она познакомит его с Устинович.

2) Валя набросилась на Сергея и говорила, что стыдно ему так вести себя, что он совсем отрекся от дома.

3) Сергей успокаивал ее и сказал, что домой ему идти некогда, что он и сегодня не придет, а что вот с ней ему поговорить нужно.

4) Сережа начал сразу без обиняков говорить Вале, чтобы она шла в комсомол, что она будет вести агитацию среди девушек, а он возьмется за ребят. (По Н. Островскому.)

4. Самостоятельная работа.

Составить предложения по схемам:

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

Записать предложения, определить способ передачи чужой речи.

1) Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы – поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.)

2) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М. Лермонтов.)

Цель урока: формирование грамматических навыков: просьбы и команды в косвенной речи.

Практические : Познакомить с грамматическим материалом по теме “ReportedSpeech” Развивающие : Развитие аудитивных навыков и навыков диалогической речи

Воспитывающие: воспитывать и развивать интерес учащихся к иностранным языкам; воспитывать уважение и терпение к окружающим;

- высказываться по заданной теме с опорой на ключевые слова

- воспринимать на слух и понимать полностью ответы партнера/ учителя на заданные вопросы

- читать текст с пониманием основного содержания (о книгах)

- находить в тексте фразы, синонимичные заданным

(действия целеполагания, оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности)

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные, общеучебные (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение устного речевого высказывания); логические (анализ, синтез и классификация)

Личностные: (действия смыслообразования, учебно-познавательный интерес)

Языковойиречевойматериал: , грамматика: косвенная речь

Организационный момент (приветствие, фонетическая зарядка)

Основная часть урока.

(Good morning, children. I am glad to see you. Sit down, please

Why not? What do you like reading?

Today we are having a grammar lesson. To understand everything and be successful you should be attentive and try to do your best comparing grammar rules in Russian language with those in English

Формирует у учащихся фонетическиенавыки.

Look at the blackboard, please. You can see some words on it. Will you read them aloud, in a whisper? Let’s read them after Misha. 1) Lose, go, shout, win, say, make, have, buy, write, take, feel, come Shall, will, can, may, must, could Today, tomorrow, tonight, yesterday, would. 2) Find the odd word in each line and explain your choice

I’d like to ask you some guestions.

- What mass media do you know?

- Are books media too?

- Do like reading?

- Which book are you reading now?

- Who is your favourite poet?

- Who is your favourite character?

”I.am OK. Thank you

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Ознакомление с грамматическим материалом по теме “ReportedSpeech”.

Проверка закрепления изученного

6.Тренировка нового грамматического материала в языковых и речевых упражнениях.

Подведение итогов урока

Ознакомление с грамматическим материалом по теме “ReportedSpeech”.

Teacher:Vika, do know Russian Grammar rules well?

Yulya, must you practice more to speak English fluently?

Teacher: Can you guess what grammar rules are we going to learn? That’s right. We shall speak about Reported Speech. Let’s do exercise 77 on page 78. Who will read the task? Say what people use direct and reported speech for

∙ Речь какого-либо лица, передаваемая буквально так, как она была произнесена, называется прямой речью. (DirectSpeech) ∙ Речь, в которой передаются не подлинные слова какого-либо лица, а их содержание, называется косвенной речью. (Reported Speech). Exercise 78 is the dialogue between members of a football fan’s family. Will you read it to find the sentences with reported speech?

Teacher: Compare direct and reported statements to say what changes were done. Dad says: ”I have lost my voice.” Dad says that he has lost his voice. Dad said: “I have lost my voice.” Dadsaidthathehadlosthisvoice.

При изменении прямой речи в косвенную соблюдаются правила согласования времён.Правило

1: Если глагол, вводящий прямую речь, употреблён в одном из настоящих времён или FutureSimple, то глагол в косвенной речи (придаточном предложении) употребляется в любом времени, необходимом по смыслу. Правило 2: Если глагол, вводящий прямую речь, употреблён в одном из прошедших времён, то глагол придаточного предложения заменяется глаголом в одном из прошедших времён. Работасэлектроннойпрезентацией

Youhaveaminutetorelax. You may go around or move any way you like.

6.Тренировка нового грамматического материала в языковых и речевых упражнениях.

And now, children, I ask you to do exercise 80 and say the

following statements in reported speech.

It’s time to work with the teaching programme. Go to your

notebooks and start working

Do you like our lesson today? Now you know how to transform direct statements into reported ones. I hope you’ll be able to use this rule in your speech. Thank you for your work. I’m sure that our lesson was useful for you

Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее. Чужая речь передаётся на письме разными способами:

  • в виде предложений с прямой речью,
  • косвенной речью,
  • простым предложением.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью. Например: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела .

Замена прямой речи косвенной

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) указывают на автора, рассказчика, а не на то лицо, чья речь передаётся.

Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передается изъяснительным придаточным предложением с союзом что .

Если прямая речь выражена побудительным предложением, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы .

Прямая речь, в которой сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, может быть передана и простым предложением с дополнением — инфинитивом.

Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Иногда их значения передаются другими словами, более или менее близкими по смыслу, и получается приблизительный пересказ прямой речи.


Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью.

Цель урока: формирование умений преобразовывать предложения с прямой речью в косвенную и получение представления о синонимичности данных предложений.

Развивающие:-способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;- развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку,самокоррецию.

Воспитательные:- способствовать нравственно-духовному воспитанию.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: раздаточный материал, листы А3

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся.

-Ребята, я уверена в том, что вы понимаете друг друга не только с полуслова, но и с полувзгляда.

(Учитель благодарит учащихся за активное участие.Ребята присаживаются и занимают свои места)

На доске записаны следующие предложения:

Дети громко заявили, что они любят и дорожат своими родителями.

- С помощью каких способов передана чужая речь в данных предложениях? (в первом – прямая, во втором – косвенная)

- Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, близкие по значению).

- А какой раздел русского языка мы изучаем?(синтаксис).

- Что изучает синтаксис?(словосочетания и предложения).

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Запись темы и постановка цели урока.

3.Актуализация опорных знаний.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Прямая речь – это чужая речь.

2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

3. Прямая речь может включать одно или несколько предложений.

4. Прямая речь пишется с маленькой буквы.

5. Прямая речь выделяется кавычками.

6. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.

7. Прямая речь сопровождается словами автора.

8. Прямая речь пишется с большой буквы.

9.Речь, переданная дословно, без изменений – это прямая речь.

10.В прямой речи не встречаются ни обращения, ни междометия, ни частицы.

11.Прямая речь, как и косвенная, – один из основных способов передачи чужой речи.

12. Прямую речь можно заменить косвенной речью.

Учитель предоставляет ключ, который выводится на экран компьютера. Учащиеся работают с листами самооценивания, подсчитывают баллы за первое задание.

4.Изучение новой темы.

– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?

– В чем различие и сходство прямой речи и косвенной?

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Рассмотрите предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обратите внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

( Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене на косвенную она передается изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается).

– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?

– В чем различие и сходство прямой речи и косвенной?

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!"

Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.

Учитель попросил ученика готовиться к экзамену.

Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу, и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речи она передается придаточным изъяснительным с союзом чтобы.

Прямая речь, в которой сказуемое – глагол в повелительном наклонении, может быть передана и простым предложением с дополнением, выраженным глаголом в неопределенной форме.

Я спросил, который час.

Врач спросил, какая у меня была температура.

Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.

Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене на косвенную она передается вопросами косвенных падежей (с частицей ли или без нее посредством союзных слов который, какой, что и др. При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

Графический диктант слухового типа

Читайте также: