Конспект по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения

Обновлено: 02.07.2024

Цель: осуществлять коррекционную работу сдетьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

Оборудование: иллюстрации школьников, карточки с буквами О, Э, К, линейка, тетрадь, пенал.

Дети свободно заходят в зал в форме для ритмики.

И выполняют наклоны.

Какая буква комаром пищит? (з) Приседают,с хлопком перед собой.

Наклоняют голову вниз.

Какая буква волком воет? Прыжки , руки вверх с звуком.

Молодцы ставлю вам 5, а как идет домой отличник. Покажите. А теперь ученик, который получил сегодня двойку?

Ну, а теперь урок мамематики, вы знаете цифры, а как они пишутся? Тогда давайте поиграем.

Дети свободно двигаются по залу, по сигналу становятся в круги по числу, которое показывает ведущий.

А вот и портфель первокласника, а вы знаете, что там лежит?

Дети, ориентируются в зале, находят указанную ведущим принадлежность.

Ну, а теперь, давайте отдохнем и весело потанцуем.

Ну, что, День прошел. идут домой

Наши школьники гурьбой.

Шли мы после школы,

Шли мы просто так. Шагом марша.

Прямо и направо, Идут приставным шагом вправо.

А потом назад, Идут на пятках пятясь назад.

А потом обратно, Идут на носках.

А потом кругом, Идут на внешнем своде стопы.

А потом вприпрышку, Подскакивают.

А потом бегом. Бегут на носках

Дети ложаться на ковер, закрывают глаза и слушают шум школы.

После релаксации, дети спокойно идут в группу.

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

(подготовительная группа)

Цель: осуществлять коррекционную работу сдетьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

1.Упрожнять в разных видах хотьбы : приставной шаг, Шаг с высоким подъемом колена, шаг на носках, легкий бег.

2.Свободно ориентироваться в пространстве. Быстро реагировать на сигнал.

3.Тренировать в навыках массажа друг другу.

4.Тренировать зрительное внимание

5.Развивать чувство ритма и слуховое внимание.

6.Тренировать в расслаблении мышц тела.

7.Воспитывать чувство коллективизма, партнерства и доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: Муляжи грибов, солнечные зайчики, листья деревьев( дуба, клена, рябины), листочки по 2 штуки на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети свободно заходят в зал в форме для ритмики.

Дождь, дождь целый день Похлопывают ладошками по спине.

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла.

Воет, воет за окном Растирают кулачками спину круговыми движениями.

Хочет петли он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер не стучи Постукивают кулачками.

В запертые сени.

Пусть горят у нас в печи

Руки тянутся к теплу, Поглаживают ладонями всю спину.

На стене и на полу

Топ , Топ 5 шагов, шагают пальчиками

В туесочке 5 грибов, плетут лукошко

Мухомор красный – отгибают по одному пальцу

А второй - лисичка

Третий гриб – волнушка

А четвертый гриб – сморчок

Пятый гриб белый –

Ешь его смело. Хлопок в ладоши

Дети свободно двигаются по всему залу под музыку. По сигналу найти листочек со своего дерева. Ведущий меняет места листочков.

Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед ладошку.

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька, Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо. Прослеживают взглядом движение пальца.

Ой.как стало горячо!

Прыг на лобик. И опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, Голова в фиксированном положении.

А солнышко играет: Закрывают ладонями глаза.

Щечки теплыми руками

Дети ложаться на ковер, закрывают глаза и слушают шум дождя.

По окончании релаксации дети спокойно идут в группу.

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

(подготовительная группа)

Цель: осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

1.Различать двухчасную форму танца. Танцевать в разных характерах,развитие чувство ритма.

2.Развитие мелкой моторики.

3.Тренировать в навыках массажа , профилактика простудных заболеваний.

4.Тренировать прослеживающую функцию глаз с помощью тренажера Базарного.

5.Выроботка четких, координированных движений. Развитие мимики лица, вооброжения.

6.Снятие общего и мышечного возбуждения.

7.Выполнять выпады вперед ногами.Координация рук и ног.

8.Воспитывать чувство коллективизма, партнерства и доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: Паучки на палочках, ленточки по количеству детей, маска тигра, игрушка попугая.

После традиционного приветствия, педагог предлагает детям отправится из холодной зимы в лето. Давайте поедем в Африку.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха. Пощипывают поочередно руки от кисти к плечу.

Кусь, кусь, кусь,кусь.

Не кого я не боюсь.

Черепаха дом ходячий Поглаживают руки ладонями от кисти к плечу.

Голову под панцирь прячет. При повторе массируют ноги от щиколодки вверх.

Крепкий пацирь у нее —

и защита и жилье.

Девочки и мальчики,

Сейчас вы попугайчики. Отводят руки назад.

Быстро все на пальму сели,

Друг на друга посмотрели, Садятся на стулья, поворачивают голову вправо- лево.

На лиану полетели. Делают взмахи руками, стоя на месте.

Крылья хорошо иметь,

сидеть можно и лететь. Садятся по турецки и машут руками.

Мы, смешные обезьянки,

Мы прыгучки, кувыркалки.

На деревьях мы висим

И бананы мы идим.

Тигр: А я Тигр не смешной,

Я голодный, страшный. Злой!

Спойте песню еще раз.

Я поймаю вас сейчас.

После этих слов, обезьянки бысто берут друг друга за хвостики. Тигр пытается поймать тех, кто не успел схватиться за хвосты.

Паутиновый жучок. Дети вытягивают перед собой паучка на палочке..

Он на веточке сидел

Да на солнышко глядел. Фокуссируют взгляд на пауке и перемещают его вверх, вниз,

Покачался и уснул. Закрывают глаза, опускают паучка вниз.

Солнышко -веселнышко. Быстро моргают глазами.

Дети свободно распологаются на ковре, лежат с закрытыми глазами и слушают звуки джунглей.

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

( старшая группа)

Цель: осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

1.Упрожнять в различных видах ходьбы.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Координировать пение с движением.

4.Тренировать быстроту реакции на сигнал и ориентировку в пространстве.

5.Обучить детей расслаблению групп мышц поочередно и одновременно.

6.Тренировать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.

Чищу овощи для щей Хлопки в ладоши.

Сколько надо овощей? Развести руки в стороны.

Три картошки, Показать 3 пальца на левой руке.

Две морковки, 2 пальца на правой руке.

Лука. Тоже 3 головки, 3 пальца на левой руке.

Да петрушки корешок, 1 палец на правой.

Да капустный качешок. 1 на левой руке.

Потеснись -ка ты капуста! Работают локтями.

Муз. Руководитель говорит, что кое чего не хватает и предлагает отпавиться в огород.

Выясняют у детей, что будем собирать.

Муз. Работник с муляжом морковки встает в одном углу зала, а воспитатель в другом с капустой. Дети следят взглядом и переводят его с одного на другой.

Дети встают в круг.Ведущий — чучело встает в центр круга.

Чучелу наскучело воробьев пугать. Дети идут по кругу, чучело в центре

Очень хочет чучело с нами поиграть. Машет руками.

Как услышит чучело песни шум и смех Разводит руками.

Кружится, волнуется,на глазах у всех. Кружится топающем шагом.

Очень хочет Чучело с нами поиграть, Выставляют ногу на пятку.

А ему приходится воробьев пугать.

Чучело хлопает руками, дети разбегаются в разные стороны, чучело их ловит.

Дети переносят овощи из одного обруча в другой , кто скорее.

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.

Вот морковка для борща. Похлопывают ладонями.

свеколки, морковки, Постукивают ребрами ладоней.

Пол головки лучку,

Да зубок чесночку! Покалачивают кулочками.

Чики-чек, чики- чек-

И готов борщичок! Поглаживают ладонями.

Дети свободно распологаются на ковре.

Устали овощи, сели отдыхать.

Дети ложаться на ковер, закрывают глаза и спокойно лежат 2-3 минуты. Потом встают и идут в группу.

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

( старшая группа)

Цель: осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

1.Упражнять в различных видах ходьбы( змейкой, с высоким подниманием ног, на носках, прыжки с продвижением вперед).

2.Развивать мелкую моторику рук, согласовывать слова и движения.

3.Прививать навыки элементарного саммомассажа.

4.Тренировать в различении сенсорных эталонов,в быстроте реакции на сигнал и ориентировку в пространстве.

5.Обучить снятию мышечного напряжения.

6.Тренировать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование: листочки на руки каждому ребенку, иллюстрации солнышка и дождика, три листочка разных по форме и цвету, грибок.

Ход занятия:

Раз, два, три, раз, два, три,

По дорожки мы пошли! Шаг марша.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав.

По ней шагаем мы легко,

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали. Прыжки с продвижением вперед.

Руки в стороны раставим,

Переходить его мы станем. Ходьба на носках, руки в стороны.

Лес осенний увидали,

И к нему все побежали. Бег по кругу.

На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча по 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоит по пять детей. Дети идут по кругу и поют.

Мы идем, идем, идем,

Мы грибы сейчас найдем! Идут по кругу.

Под листочком, под травинкой,

На пенечке, под осинкой,

Вот и гриб! Не зевай! Выпрямляют руки вперед.

И быстрей его хватай. Хлопают в ладоши.

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.

Солнышко с тучками в прядки играло. Смотрит глазами влево и вправо.

Солнышко тучки — летучки считало.

Легких — две штучки, Показывают указательные и средние пальцы

Тяжелых — три штучки. Показывают три пальца на левой руке.

Тучки попрятались, тучек не стало Закрывают глаза ладошками и моргают.

Солнце на небе во всю засияло.

Тили-бом, тили-бом. Приставить ладони козырьком ко лбу и

Сбил сосну зайчишка лбом. энергично разводить их в стороны и сводить .

Жалко мне зайчишку - Кулачками проводить по крыльям носа.

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес

Сделай заиньке компресс! Массировать точки за и перед ухом.

Листья осенние тихо кружатся, Качают руками над головой.

Листья под ноги нам тихо ложатся, Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят. Водят листочками по полу

Будто опять закружиться хотят. Встают ,кружатся , руки вверху.

Импровизация с листочками.

Музыка С. Кучерова.

Дети собираются в два букета по цвету листьев. Желтый и красный.

Дети располагаются на ковре в свободных позах и с закрытыми глазами слушают шум дождя. По окончании релаксации, спокойно встают уходят в группу.

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

( старшая группа)

Цель: осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Задачи:

1.Упражнять в имитационных видах ходьбы (собаки, котята, лошади. лягушата).

2.Развивать мелкую моторику рук, согласовывать слова и движения.

3.Отрабатывать навыки элементарного саммомассажа. Точно находить биологически активные точки.

4.Тренировать мышцы спины, передавать образ напуганной кошки, и ласковой кошки.

5.Обучить снятию мышечного напряжения.

6.Тренировать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование: игрушки животных:кошка, лошадь, собака, лягушка, мышка. Мяч.

Ход занятия:

Ведущий спрашивает у детей, а дети отвечают и выполняют движения имитирующие движения животных.

-Вы веселые зайчата? Прыгают на двух ногах.

-Вы, веселые собачки? Идут по кругу принюхиваются.

-Вы, веселые цапли? Идут высоко поднимая ноги.

-Вы, веселые лягушата? Прыгают по лягушачьи

Вы, веселые котята? Идут изображая котят.

Раз, два, три, четыре! Скользящие удары ладонью о ладонь.

В нашем доме кошки жили. Поочередно выдвигают вперед то одну, то другую лапу.

Кошки мячиком играли. Соединяют пальцы рук.

Кошки молоко лакали, Подносят ладони ко рту и языком имитируют лакание

Кошки коготки точили, Легко царапают колени.

Мышек сереньких ловили. Сжимают и разжимают пальцы.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят. Лежат на ковре в произвольных позах

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне ложатся спиной друг к другу

Вот на спинку все легли. Ложатся на спину, поднимают руки и ноги вверх

Забарахтались они и машут ими.

Умыли котята глаза и усы, растирают указанные части тела.

И щеки, и уши, и даже носы,

И доброе слово друг дружке

Шепнули в чистые ушки.

Дети передают образ ласковой и сердитой кошки.

Дети мимикой передают, как котенок угощается молочком,мясом, лимоном, рыбкой, морковкой, перцем.

В материале представленна серия конспектов занятий коррекционной ритмикой для детей с нарушением зрения. Занятия расчитанны на детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
konspekt.odt 20.32 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекционной ритмике у детей с нарушением зрения

Цель: осуществлять коррекционную работу сдетьми с нарушением зрения средствами музыки и движения.

Оборудование: иллюстрации школьников, карточки с буквами О, Э, К, линейка, тетрадь, пенал.

Дети свободно заходят в зал в форме для ритмики.

И выполняют наклоны.

Какая буква комаром пищит? (з) Приседают,с хлопком перед собой.

Наклоняют голову вниз.

Какая буква волком воет? Прыжки , руки вверх с звуком.

Молодцы ставлю вам 5, а как идет домой отличник. Покажите. А теперь ученик, который получил сегодня двойку?

Ну, а теперь урок мамематики, вы знаете цифры, а как они пишутся? Тогда давайте поиграем.

Дети свободно двигаются по залу, по сигналу становятся в круги по числу, которое показывает ведущий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей с нарушением зрения Подготовительная группа.

Ритмика является составной частью музыкального воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста .

Музыкально -ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, их аритмичность и гиподинамию.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным движениям.

Перед нами стоят следующие коррекционные задачи:

- формирование у детей бинокулярного зрения ;

- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;

- развитие пространственной ориентировки и координации движений;

Именно ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи.

Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения . Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.

На коррекционных занятиях , музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения , то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии – терапия движением.

Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.

В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты : ленты, флажки, султанчики, косынки.

Очень нравятся детям музыкально -речевые и пальчиково-речевые игры , которые побуждают дошкольников к импровизации . На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки .


Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах [2].

Слабовидящие дети отстают в массе тела, у них может наблюдаться ожирение, отставание в длине тела, нарушение осанки, позы, походки, нарушения стопы [5].

Нарушения осанки у слабовидящих детей проявляются в специфической форме позвоночника, которая имеет свои характерные особенности. При свободной, непринужденной позе эти особенности выражаются в опущении головы слегка вниз и в повороте ее в сторону невидящего или плохо видящего глаза, появляются патологические изменения в виде увеличении грудного кифоза, уплощении поясничного лордоза, неполном выпрямлении ног в коленных суставах, впалой грудной клетке, крыловидных лопатках, опущении плеч вниз и сведении их вперед, а также в увеличении размеров живота.

Эти отклонения непосредственно связаны с характером нарушения зрительного анализатора. Слабовидящим детям необходимо излишне наклоняться к изучаемому объекту, чтобы лучше его видеть. В это время весь позвоночник принимает дугообразную форму выпуклостью назад. Такое положение позвоночного столба ведет к формированию неправильной осанки и круглой спины [7].

Так дети, имеющие трубчатое поле зрения (что характерно при частичной атрофии зрительного нерва) во время движения опускают голову, стараясь контролировать дорогу визуально. Постепенно вредная для здоровья и неэстетичная осанка входит в привычку [4].

Кроме того, дети с нарушенным зрением на всем протяжении дошкольного и школьного возраста отстают в росте от учащихся с нормальным зрением.

Таким образом, показатели физического развития у слабовидящих детей на всех этапах ниже по сравнению с нормальными показателями, у детей наблюдается отставание всех компонентов физического развития и физической подготовленности по сравнению с их нормально видящими сверстниками [1].

Нарушение зрения обуславливает не только отставание в физическом развитии, но и в формировании функций двигательного анализатора [6].

У слабовидящих детей наблюдаются вторичные отклонения в двигательной сфере, что усложняет процесс овладения движениями и развития двигательных качеств.

При нарушении зрения страдают двигательные функции: затрудняется ориентировка в пространстве, сила, скорость и координация движений, функция равновесия, точность, выносливость и ритм движений [15].

У детей с нарушением зрения наблюдаются такие особенности двигательной сферы: их движения неточные, они не умеют выполнять ритмичные движения, у них низкий уровень дифференцирования мышечных усилий.

Вторичные отклонения проявляются также в недостаточной подвижности, слабом самоконтроле и саморегулировании движений при занятиях физкультурой и трудом [5].

Дефицит физического развития проявляется в неуверенности двигательных действий (ходьбе, беге, прыжках), медленных и неуверенных перемещениях в пространстве, слабой ориентировке и координации движений [9].

Такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия, являясь сложным зрительным дефектом, вызывают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, подвижности детей и затрудняют овладение жизненно необходимыми движениями. Наряду с общими особенностями, характерными для детей с нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией имеют специфические особенности, так как формирование двигательной сферы ребенка с монокулярным характером зрения протекает одновременно с лечебно-восстановительными мероприятиями. В окклюзионный период — период восстановления остроты зрения у ребенка выключается из акта зрения ведущий глаз для того, чтобы заставить амблиопичный глаз работать. При этом сниженное зрение амблиопичного глаза осложняет формирование зрительных образов движения, а зрительное восприятие движения характеризуется неясностью, узостью обзора, нарушением стереоскопии. Характер движений выражается фрагментарностью, разрозненностью, замедленностью, напряженностью, некоординированностью действий [14].

Монокулярный характер зрения отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об удаленности, протяженности и объеме предметов. Наряду с этим, нарушение глазодвигательных функций в период окклюзионного лечения затрудняют развитие навыка фиксации взором выполняемых действий, а также прослеживания движущихся объектов [14].

Определение особенностей зрительного восприятия, зрительно-двигательных ориентировок в процессе движений дает основание полагать, что у детей с монокулярным зрением при косоглазии и амблиопии имеется целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере, который создает трудности при овладении движениями [14].

Исследования двигательной сферы детей с нарушением зрения показало трудности овладения всеми движениями. Так, в ходьбе у детей наблюдалось большое мышечное напряжение, голова чаще всего была опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставились широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия были остановки при ходьбе и терялось направление движения. Ходьба характеризовалась неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии не участвовала в движении [13].

У детей с нарушением зрения наблюдаются специфические особенности координации движений, проявляющиеся в асимметричности и несогласованности движений рук и ног, не сформированности зрительно-двигательных взаимосвязей. Коррекция нарушений координации движений может осуществляться в процессе развития компенсаторных факторов: сохранных анализаторов, речи и мышления, а также за счет активизации двигательной деятельности [13].

У детей с нарушением зрения также отмечаются существенные недостатки в развитии функций равновесия, что в значительной мере связано с нарушениями центральной нервной системы при косоглазии, обуславливающем отставание в формировании движений ног и рук со стороны косящего глаза [6].

Состояние динамического и статического равновесия у детей с косоглазием и амблиопией характеризуется нарушением устойчивого положения тела. Это связано с недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей, отсутствием умений удерживать тело в определенном положении, а также трудностями пространственной ориентировки. Поэтому показатели равновесия у детей с косоглазием и амблиопией во всех движениях ниже на 30–40 %, чем у нормально видящих детей [13].

Таким образом, специфические изменения у детей с нарушением зрения отмечаются во всей двигательной сфере [2].

Следует также отметить, что все вторичные отклонения в физическом развитии детей отрицательно сказываются на общем состоянии различных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности, влекут за собой повышенную утомляемость детей [1].

Помимо недостатков физического развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются отклонения в развитии пространственной ориентировки. Уровень ее развития зависит от зрительных возможностей ребенка. При этом нарушается полноценная связь между ребенком, потерявшим зрение, и окружающей средой. [8].

Анализ ориентировки в пространстве показывает, что у детей с косоглазием и амблиопией в окклюзионный период лечения оценка пространственной точности из-за неполноты, нерасчлененности зрительного восприятия снижена на 40–50 % по сравнению с нормально видящими дошкольниками. При этом проявляется нарушение зрительного образа движений, прямолинейности, равновесия, восприятия предметов [14].

Ограниченность контактов с объектами окружающего мира, недостаточная мобильность затрудняют получение полной информации о внешнем мире, а это отрицательно влияет на деятельность слабовидящих детей, их психическое и физическое состояние [8].

Имеющееся отставание в двигательной сфере незрячего ребенка и в его физическом развитии обусловлено не только и не столько зрительным дефектом, сколько положением такого ребенка в семье. Родители, как правило, чрезмерно опекают незрячего малыша, сковывая его и без того ограниченные двигательные возможности. Слабое здоровье детей, незнание родителями физических возможностей незрячих, приемов их обучения даже самым простым движениям приводят к отставанию в физическом развитии и, в частности, в овладении движениями.

Положение часто усугубляют и рекомендации врачей, ограничивающих двигательный режим незрячего ребенка в целях охраны остаточного зрения, но не предлагающих приемов компенсации [4].

Создание педагогами и родителями щадящего режима для детей с нарушением зрения или чрезмерная оценка и охрана остаточного зрения ограничивает двигательную активность ребенка, но при этом и малая эффективность использования различных видов игр в его жизни замедляет процесс формирования компенсаторных возможностей организма слепых и слабовидящих, особенно в развитии двигательной сферы, коррекции двигательных нарушений (ориентировки, координации) [15].

Ритмика как специальная методика может успешно применяться в обучении детей с нарушениями зрения для коррекции вторичных отклонений в их развитии.

Коррекционная ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Ритмика является составной частью физического воспитания аномальных детей и представляет собой систему физических упражнений. Основная задача ритмики состоит в том, чтобы с помощью системы двигательных упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях [10].

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей.

Основой занятия является развитие чувства ритма, способность с большой точностью различать свои движения во времени и пространстве и по затраченным мышечным усилиям. В основе коррекционной ритмики заложены методы овладения движениями, применяемые в музыкально-хореографическом воспитании, а воспроизведение ритмических рисунков-заданий осуществляется на основе сенсомоторного восприятия [10].

Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, умению дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке [11].

Коррекционная ритмика как система специальных музыкально-двигательных упражнений способствует улучшению состояния двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения, повышению двигательной активности, и, как следствие, развитию пространственной ориентировки. Благодаря целенаправленной регуляции движения, в процессе ритмического воспитания осуществляется согласованное взаимодействие различных мышц, уменьшается напряжение, повышается координация, точность и скорость выполняемого движения.

Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а также способствуют воспитанию мышечного чувства у слабовидящих детей, что необходимо им для нормальной жизнедеятельности и пространственной ориентировки [7].

Музыкально-ритмические упражнения как часть физического воспитания могут успешно применяться как средство коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, вызванных неполноценностью зрительного анализатора, улучшения двигательного режима, развития двигательных качеств, улучшения физического состояния, коррекции нарушений всей двигательной сферы в целом [11].

У многих детей с нарушениями зрения двигательные реакции замедленные, такие дети апатичны, вялы, заторможены. Другие, напротив, перевозбуждены, двигательно беспокойны. Под влиянием систематических музыкально-двигательных занятий, целенаправленно воздействующих на организм ребенка, эти недостатки в течение некоторого времени изживаются [3].

Одной из особенностей коррекционной ритмики, позволяющей успешно применять эту методику в работе с детьми при нарушениях зрения, является сочетание музыкального и двигательного компонента. Коррекция отклонений средствами музыки и движений осуществляется наиболее эффективно.

На музыкальных занятиях дети с нарушением зрения приобщаются к разнообразным видам музыкальной деятельности, у них развивается умение слушать музыку и эмоционально переживать ее настроение, различать особенности музыкального звучания, развивается музыкальный слух, формируется точность, ритмичность движений под музыку [12].

Одними из важных задач музыкального развития дошкольников с нарушением зрения также являются развитие их музыкального восприятия, способности различать звуковысотную и ритмическую стороны музыки, соотносить отдельные средства музыкальной выразительности с пространственными представлениями. Большое значение придается также развитию у детей чувства ритма, пониманию его выразительной функции [10].

Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Однако музыка, которая лежит в основе коррекционной ритмики, задает ритм движений, поэтому нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма [10].

Эффективность использования средств ритмического воспитания определяется также наличием двигательного компонента, который также оказывает влияние на организм слабовидящего ребенка.

Следует особо указать большую роль движений для организма слабовидящих детей, так как при нарушениях зрения, когда значительно снижена двигательная активность и наблюдаются вторичные отклонения в физическом развитии детей, именно коррекция движениями является наиболее целесообразной [1].

Таким образом, коррекционная ритмика может успешно применяться для физического развития и коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения.

  1. Азарян Р. Н.: Содержание коррекционно-воспитательной работы на уроках гимнастики в школе для слабовидящих детей. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1974;
  2. Афанасьев В. Ф.: Возрастные изменения физического развития и двигательной функции у школьников с нарушением зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физического воспитания. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1971;
  3. Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. — Москва: Просвещение, 1978;
  4. Денискина В. З., Шведова Н. П.: Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве//Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе, № 3, 2002;
  5. Доронин А. М., Шевченко А. М., Доронина Н. В.: Ритмика в специальном образовании. — Майкоп, 2007;
  6. Земцова М. И., Кручинин В. А.: Некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием// Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1974;
  7. Кручинин В. А.: Коррекция движений у слабовидящих школьников в процессе целенаправленного развития чувства ритма// Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1975;
  8. Кручинин В. А.: Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста// журнал Дефектология, 1989, № 2;
  9. Маллаев Д. М.: Педагогические основы игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития. — Москва, 1993;
  10. Медведева Е. А., Комиссарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л.: Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — Москва: Академия, 2002;
  11. Остапенко Н. А.: Содержание и методика уроков ритмики в младших классах школы для слабовидящих детей. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1989;
  12. Плаксина Л. И., Григорян Л. А.: Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — Москва, 1998;
  13. Сековец Л. С.: Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения: дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1985;
  14. Сековец Л. С.: Пути и средства выравнивания физического развития и преодоления двигательной недостаточности у детей с нарушением зрения//Физическое воспитание детей с нарушением зрения, 2005, № 6;
  15. Сермеев Б. В.: Физическое воспитание слабовидящих детей. — Москва: Просвещение, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, двигательная сфера, коррекционная ритмика, движение, двигательная активность, пространственная ориентировка, развитие, музыка.

Читайте также: