В окопах сталинграда конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2535 0

Цель урока: пробудить интерес к литературе о войне и творчеству В.П. Некрасова.

Задачи: убедить в том, что повесть В. Некрасова - самая правдивая книга о войне, что "тайна победы в том, что герои В.Некрасова нравственно не разрушаются" (Андрей Платонов); проследить толстовские традиции в изображении войны и человека на ней; воспитывать чувство патриотизма, мужество; помочь учащимся увидеть проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность этого произведения для себя.

Оборудование:

тексты повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда";

Методические приёмы: слово учителя, беседа.

— Что вы знаете о Сталинградской битве?

(Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган — возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись /36 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.)

— Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?

(Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова — Юрий Керженцев — один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, а тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле — четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений. Сталь автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, ее нудная тягомотина патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.)

— Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов в изображении войны?

— Как описывается война в повести?

— Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

(По этому поводу Некрасов пишет (часть первая, глава 16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смертью. Такую деталь нельзя выдумать, ее нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи — терпимее, как разведчик Чумак.

— Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева?

— Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

(Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь — родной Киев, свой дом, мать — нужно защищать, определяется его интеллигентностью, чувством ответственности, высокими нравственными качествами).

— Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева? Может, Керженцев и Некрасов — одно лицо?

— Что ценит в человеке автор (и его герой тоже)?

(Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, бачки, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина, такого же недалекого и самоуверенного. Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Астафьев — трус, Астафьев — корыстен. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь. Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает по ведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нем в повести.)

— Какова специфика характеристики Валеги?

— Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?

Смелостью, надежностью в бою человек все-таки не исчерпывается: Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном, Фарбер чувствует музыку, Игорь Свидерский хорошо рисует. Их увлечения не ширма, не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни.

Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

— Подведем итог. Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

(Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.)

III. Заключительное слово учителя

— Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

IV. Практические задания

Домашнее задание.

Дана Давлетбаевой Р.Д. в том, что она действительно 22.01.2014 провела открытый урок, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Урок по повести В.Некрасова актуален, так как необходимо, чтобы дети знали историю своей страны, читали лучшие произведения современной литературы.

Сегодняшние ученики должны понять, что без памяти о той страшной войне можно многое потерять.

Повесть В. Некрасова учит оставаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях.

Цель урока: пробудить интерес к литературе о войне и творчеству В.П. Некрасова.

Задачи: убедить в том, что повесть В. Некрасова - самая правдивая книга о войне, что "тайна победы в том, что герои В.Некрасова нравственно не разрушаются" (Андрей Платонов); проследить толстовские традиции в изображении войны и человека на ней; воспитывать чувство патриотизма, мужество; помочь учащимся увидеть проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность этого произведения для себя.

  • тексты повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда";
  • тетради;
  • набор открыток "Панорама Сталинградской битвы"

Методические приёмы: слово учителя, беседа, сравнительный анализ, выразительное чтение текста, рассказы учащихся, определение темы урока учащимися.

Ход урока

II. Слово учителя.

Виктор Платонович Некрасов, автор повести "В окопах Сталинграда", вёл свою литературную родословную от Л.Н.Толстого.

Ещё в "Севастопольских рассказах" Лев Толстой писал: "Вы увидите войну в не правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении:"

III. Беседа с обобщениями учащихся.

Что такое война, по словам Л.Н.Толстого, "настоящем её выражении" на страницах повести В. Некрасова?

Подтвердите текстом сходство толстовских эпизодов и некрасовских.

Чтение отрывков из рассказа Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре" и повести В.Некрасова (гл.6,16, 19).

IV. Слово учителя.

Мы видим, что война на страницах повести - это не только бои, но и трудная работа, неимоверный физический труд. С болью в сердце рассказывает Юрий Керженцев о том, как "бойцы долбят кирками твёрдый, как камень грунт. Двое долбят, двое вынимают землю вёдрами, двое крепят лес. Пахнет копотью, потом и сырой землёй".

А у Толстого? Подтвердите текстом.

V. Чтение отрывков из рассказа "Севастополь в Декабре" (стр.58)

VI. Вывод.

- Итак, какой мы видим войну на страницах повести В.Некрасова и в рассказе Толстого? В чём особенность изображения войны?

VII. Слово учителя.

В конце 10 главы I части повести В.Некрасова Читаем:"На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный!"

VIII. Беседа с обобщениями учащихся.

1.Влияет ли война на характер людей? Что мы видим сквозь "лакмусовую бумажку"?

Подтвердите примерами из текста.

Рассказ учеников о Калужском.

2. Есть ли такие антигерои в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого?

- Да, в рассказе "Севастополь в мае" в 9 гл. есть небольшой эпизод, где Калугин демонстрирует свою "храбрость" капитану, который "Уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей".

Чтение отрывка из рассказа (стр.88)

- Мы видим разницу между истинным и ложным героизмом.

IX. Беседа о главном герое повести В.Некрасова.

- Вернёмся к положительным героям.

- Каким был Юрий Керженцев до войны? (гл.3) Какой сейчас лейтенант Керженцев?

На войне Ю.Керженцев "бывалый солдат",но, кажется, он менее всего предназначен был для военной жизни.Не зря же Чумак говорит о нём : "А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас поэтический". И отношение разведчика к Юрию здорово меняется: от полного пренебрежения (до войны Чумак таким интеллигентам "морду бил") до уважения и признания смелости и мужества лейтенанта Керженцева, когда тот ведёт бойцов в атаку при взятии сопки.

Мы видим, что на войне происходит взросление, возмужание Юрия Керженцева.

X. Слово учителя.

Всех героев повести мы видим глазами Юрия Керженцева. Он замечает всё хорошее в характере окружающих людей. Ценит смелость, готовность до конца выполнить долг.

XI. Беседа с обобщениями учащихся.

К кому особенно привязан Юрий Керженцев?

- С особой теплотой Юрий говорит о своём ординарце Волегове, которого все называют Валега.

Рассказ учащихся о Валеге.

А кто ещё из героев запомнился?

XII. Слово учителя.

В рассказе Толстого "Севастополь в мае" автор с презрением пишет о "маленьких Наполеонах", маленьких извергах".

Чтение учителя начала 15 гл.

XIII. Беседа с обобщениями учащихся.

1. Есть ли в повести В.Некрасова "маленькие Наполеоны", "маленькие изверги"?

Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24)

В портрете капитана автор выделяет "холодные, безжизненные глаза". И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пистолетом, отправляет бойцов в лобовую атаку, хотя Ширяев предлагает план, щадящий человеческие жизни. Для Абросимова это выражение трусости:"Покажу я вам, как свою шкуру спасать:Траншеи какие-то придумали себе. Пристрелю как трусов". В итоге батальон потерял 26 человек, почти половину, не считая раненых.

2. Как отнеслись бойцы к поступку Абросимова?

XIV. Заключение.

Давайте подведем итог.

1. Каким вы увидели защитников Сталинграда?

2. Какая же война на страницах повести В.Некрасова?

Автор восстанавливает на страницах повести сцены окопного быта, события того времени, не скрывая правды.

В конце повести автор говорит: "А Чумак спрашивает почему:" (стр. 226)

А теперь я спрошу вас: "Почему?"

XV. Слово учителя.

Я думаю, что Некрасов дал ответ на этот вопрос всем ходом повествования. И в 16 гл.мы читаем:"А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головою закрывающих тебя, было: Я даже не знаю, как это назвать. Л.Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Возможно, это самое правильное определение. Воэможно. Это и есть то чудо, которого так ждёт Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами".

- Вы сказали,что люди геройски сражались за каждую пядь земли. Почему же повесть не названа "Герои Сталинграда", "Великая битва", "За каждую пядь земли"?

XVI..Ответы учащихся.

Сама Сталинградская битва, согласно авторской задаче, видится читателю из окопа Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек.

XVII. Итог.

А сейчас, обобщив всё сказанное, сформулируйте тему урока. Предложите свой вариант. Может быть, в этом вам помогут слова В.Некрасова и Л.Н.Толстого (записаны с обратной стороны доски).

1. Читатель :ждёт правды. Я никогда не унижу читателя ложью. (В.Некрасов)

2. Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда. (Л.Толстой)

Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти. (Л.Толстой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести Некрасова.

Оборудование урока: портрет В. Некрасова.

Методические приёмы: лекция преподавателя; обсуждение прочитанного.

Ход урока

I. Слово преподавателя

Урок 3. Правда о войне

Цели урока: дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести Некрасова.

Оборудование урока: портрет В. Некрасова.

Методические приёмы: лекция преподавателя; обсуждение прочитанного.

I. Слово преподавателя

— Что вы знаете о Сталинградской битве?

(Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган — возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись /36 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.)

— Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?

(Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова — Юрий Керженцев — один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, а тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле — четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений. Сталь автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, ее нудная тягомотина патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.)

— Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов в изображении войны?

— Как описывается война в повести?

— Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

(По этому поводу Некрасов пишет (часть первая, глава 16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смертью. Такую деталь нельзя выдумать, ее нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи — терпимее, как разведчик Чумак.

— Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева?

— Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

(Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь — родной Киев, свой дом, мать — нужно защищать, определяется его интеллигентностью, чувством ответственности, высокими нравственными качествами).

— Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева? Может, Керженцев и Некрасов — одно лицо?

— Что ценит в человеке автор (и его герой тоже)?

(Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, бачки, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина, такого же недалекого и самоуверенного. Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Астафьев — трус, Астафьев — корыстен. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь. Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает по ведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нем в повести.)

— Какова специфика характеристики Валеги?

— Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?

Смелостью, надежностью в бою человек все-таки не исчерпывается: Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном, Фарбер чувствует музыку, Игорь Свидерский хорошо рисует. Их увлечения не ширма, не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни.

Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

— Подведем итог. Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

(Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.)

III. Заключительное слово преподавателя

— Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

IV. Практические задания

Домашнее задание

1. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. (по выбору).

Цели урока:
• познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
• совершенствовать умение анализировать художественный текст;
• способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.
Оборудование: презентация.

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.



Читайте также: