Конспект по географии на тему погода

Обновлено: 04.07.2024

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени.

Климат – многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности.

Климатообразующие факторы – географическая широта или высота Солнца над горизонтом, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течении, характер подстилающей поверхности и др.

Основная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени. Основные элементы и явления погоды: температура воздуха, атмосферное давление и ветер, влажность, облачность и атмосферные осадки. За погодой наблюдают на метеорологический станциях. Выделяют краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы погоды. Краткосрочный прогноз погоды (1 – 2 дня) наиболее точный. Главная причина изменения погоды постоянное перемещение воздушных масс. Свойства воздушных масс зависят от географической широты и от характера поверхности Земли. Воздушные массы отличаются друг от друга главным образом температурой и влажностью.

Климат – многолетний режим погоды, характерный для данной территории. Он не изменчив, как погода. Главные факторы климата: географическая широта, близость морей и океанов, направление господствующих ветров, рельеф и высота над уровнем моря, морские течения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.Заполните пропуски в тексте.

При наблюдениях за __________ метеоролог определяет на глаз количество и форму ___________. Высота их определяется при помощи __________.

Правильный вариант ответа:

При наблюдениях за облачностью метеоролог определяет на глаз количество и форму облаков. Высота их определяется при помощи шара-пилота.

Задание 2. Зачеркните элементы, которые не относятся к характеристике погоды.

Конспект урока географии в 6 классе по теме Погода составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Представлены все этапы урока.Содержит интересные учебные задачи, рефлексию.Интересен будет учителям, работающим по УМК "Плярная звезда"

ВложениеРазмер
urok_po_teme_pogoda.docx 26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе по теме Погода.

Учебная задача : Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию по осмыслению характеристик атмосферного воздуха: температуры, давления, влажности, ветра, облачности, осадков. Способствовать применению полученных знаний при решении простейших практических задач в обычной жизни(какая воздушная масса действует, как одеваться, брать ли с утра зонтик …)

Цель (предмет)-П редметный результат : Обучающиеся научатся : Понимать что такое погода, элементы погоды, взаимосвязь между ними. Решать практические задачи с использованием информации о погоде. Понимать, что такое воздушные массы, условия их формирования и свойства, их влияние на погоду.

Обучающиеся получат возможность:использовать знания о погодных явлениях и элементах погоды в повседневной жизни

Цель (способ)-М етапредметный результат: Обучающиеся овладеют умениями Объяснять погодные явления, процессы, происходящие в атмосфере в повседневной жизни

Цель (ценность)-Личностный результат : Обучающиеся продолжат и усовершенствуют навыки описания погоды и прогнозирования погоды по метеорологической карте, будут использовать их в практической деятельности

Обучающиеся получат возможность: приводить примеры, показывающие роль географической науки (метеорологии)в решении насущных задач, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности

Исходное состояние обучающихся : Учащиеся знают характеристики атмосферного воздуха: температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки. Все они элементы и явления погоды и тесно связаны друг с другом.

Могут определять с помощью приборов температуру, давление, направление и силу ветра, относительную влажность воздуха ; виды облаков, осадков.

Умеют представлять информацию об элементах погоды графически, анализировать ее.

Объясняют явления, процессы в атмосфере.

Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью;

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

Могут вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Осуществляют сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания .

Выделяют не только главную, но и избыточную информацию, решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического осмысления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формирование представлений о погоде и климате и выявление их взаимосвязи.

Задачи урока:

- сформировать представление об элементах погоды и факторах, влияющих на ее изменение;

- дать представление о климате, его характеристиках;

Задачи урока по достижению результатов:

- Формировать правильное отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни и духовной культуры, а также умение воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на жизнь человека.

Метапредметных:

– Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, сбор, анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в паре и в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их конкретными, достоверными фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации для исследования.

- Создать условия для развития учебной, многосторонней творческой деятельности школьника и формирования стабильного интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний со ссылкой на личный практический опыт и опыт каждого учащегося. Научиться выявлять закономерности влияния компонентов окружающей среды на климат и погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи.

Универсальные учебные действия (УУД):

- личностные: осознать важность изучения окружающего мира.

- регулятивные: формулировать и понимать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, упорядочивать новый материал.

- коммуникативные: умение общаться и результативно взаимодействовать друг с другом.

Ведущие понятия урока: воздушные массы, синоптические карты.

Оборудование и дидактический материал: Учебник, презентация к уроку, синоптическая карта, проектор и компьютер.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся : индивидуальная, коллективная.

Ход урока
1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.

Учитель : Сегодня мы продолжаем путешествие по огромным просторам воздушной оболочки Земли, которая называется…

Дети : Атмосфера.

Учитель : Правильно, атмосфера. Но сначала мы выясним, готовы ли вы к уроку?

2. Актуализация знаний.

1.Определение амплитуды температуры воздуха

T = 7º C ; Т = -16 º C ;

Т = -13; Т = -18 º C ;

2. На метеорологической станции одного из городов были проведены наблюдения за направлением ветра. По итогам этих наблюдений построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.

Какой ветер чаще всего дул за период наблюдения?

В каком направлении дует этот ветер?

3. Какой природный процесс отображён на схеме?

4. От чего зависит количество водяного пара в воздухе?

5. Какой воздух называется насыщенным?

6.Дайте определение понятию конденсация

3. Целепологание .

О чем можно судить имея все эти сведения ?

Правильно, о погоде, это и есть тема нашего урока.

Скажите, какие вопросы возникают по теме, на которые, возможно, нам предстоит ответить на уроке?

4. Объяснение нового материала.

Итак, начнем с погоды. Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно преподносит сюрпризы: КАКИЕ?

то жара, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной или резкие морозы.

А в науке дается следующее определение ПОГОДА – это состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в данное время в данном месте.

Мы уже выяснили, что погода не всегда одинаковая, значит что-то должно влиять на ее изменение.

Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 125 и прочитать пункт 2. Ваша задача, в процессе чтения попытаться выделить две основные причины изменения погоды.

Чтение вслух.

А теперь скажите, какие же это две причины?

Внимание на экран.

1. Изменение температуры воздуха;
2. Перемещение воздушных масс.

При повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды - перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.

На территорию нашей страны периодически могут приходить воздушные массы с Атлантического, Северного Ледовитого океана. Если зимой придут воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то они принесут сильные морозы, ясную и сухую погоду.

Если же подует западный ветер, то он принесёт воздушные массы с Атлантического океана. Тогда зимой повышается температура и наблюдается оттепель.

Южный ветер приносит к нам тёплые воздушные массы.

Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.

Учитель: Погоду сейчас мы можем посмотреть за окно и увидеть или выйти на балкон. А если нам нужно знать погоду на завтра? Дети отвечают.

Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.

Учитель В настоящее время вся территория Земли покрыта сетью метеорологических станций, которые собирают информацию о состоянии погоды над определенной территорией и отсылают её в гидрометеорологические службы, а те, в свою очередь, во Всемирные метеорологические центры, которых всего три в мире. Один из них расположен в Москве, а два других – в Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В этих центрах обрабатывают информацию о погоде со всего мира.

На основании данных об элементах погоды синоптики разрабатывают синоптические карты.

Синоптические карты – это такие карты, на которых цифрами и специальными символами нанесены результаты наблюдений за элементами погоды в определённые моменты времени. Такие карты дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. Синоптические карты составляются по нескольку раз в день и с их помощью делаются более точные прогнозы погоды.

Работа в карточках

Физминутка

Одинаково ли изменяется погода из года в год?

В один год лето может быть прохладным и сухим, а в другой год – жарким и влажным. Такие изменения погоды определяют климат территории.

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климат в любой части Земли неодинаков. В экваториальных широтах климат и погода ничем не отличаются, потому что круглый год на этой территории очень высокие температуры, а после полудня всегда идут дожди.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geo6/27-poghoda-klimat.files/image009.jpg

Для того, чтобы описать климат конкретной местности, существуют определенные характеристики.

С 127 пункт 5. Читаем.

Выдержки из текста: данные о средних многолетних температурах воздуха по месяцам, среднем многолетнем количестве осадков и режиме их выпадения, преобладающих ветрах. Включают сведения об отклонениях от климатических показателей от нормы: самых высоких и самых низких температурах, самом большом и малом количестве осадков.

Для сравнения количества осадков выпадающих в разных точках Земли за год, среднемесячных температур, подсчитывают среднее многолетние показатели выражают на диаграммах.

У нас с вами осталось еще 2 важных момента. И первый – это влияние климата на природу и жизнь человека. Давайте вновь обратимся к учебнику и прочитаем пункт 6 с. 128.

Итак, что зависит от климата?

В абзаце сказано, что от климата зависят пища, одежда, жилище и образ жизни людей. А далее нас просят привести примеры.

Дети отвечают.

И второй важный момент – общие черты и черты различия между климатом и погодой.

Погода — состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени. Погода характеризуется совокупностью значений всех рассмотренных метеорологических элементов и редко бывает устойчивой, меняясь в течение суток и на протяжении года.

погода таблица

Наблюдения за погодой.

Существует Всемирная служба погоды (ВСП), объединяющая Национальные службы погоды. Она имеет три мировых центра: Москва, Вашингтон и Мельбурн. На территории государств систематические наблюдения за погодой в системе службы погоды проводятся метеорологическими станциями. Метеорологическая станция представляет собой площадку, на которой в определенном порядке расположены различные установки и приборы, имеются помещения для сотрудников. Метеорологические станции проводят наблюдения за погодой восемь раз в сутки через каждые три часа. Результаты наблюдений зашифровываются с помощью особого международного синоптического кода и передаются в центральные органы службы погоды.

Синоптическая карта — географическая карта, на которой цифрами и символами нанесены результаты метеорологических наблюдений на сети станций в определенное время.

Прогноз погоды — составление научно обоснованных предположений о будущем состоянии погоды. Прогноз погоды составляется на разное время (день, неделю, месяц, год), следовательно, может быть краткосрочным и долгосрочным. В хозяйственной жизни человека предсказание и прогнозы погоды играют большую роль в различных сферах жизни. Обычно погоду предсказывают точно на 24—48 ч. Составление долгосрочных прогнозов погоды связано с большими трудностями.

Атмосферный фронт

Атмосферный фронт – зона раздела различных по свойствам воздушных масс в тропосфере. Возникает при сближении и встрече масс холодного и теплого воздуха. Его ширина достигает нескольких десятков километров при высоте в сотни метров и протяжении иногда в тысячи километров при небольшом уклоне к поверхности Земли. Атмосферный фронт, проходя по определенной территории, резко изменяет погоду.

Среди атмосферных фронтов различают теплый и холодный фронты.

Погода. Фронт

Теплый фронт образуется при активном движении теплого воздуха в сторону холодного. Тогда теплый воздух натекает на отступающий клин холодного и поднимается по плоскости раздела. При подъеме он охлаждается. Это приводит к конденсации водяного пара, возникновению перистых и слоисто-дождевых облаков и выпадению осадков. С приходом теплого фронта атмосферное давление понижается, с ним, как правило, связано потепление и выпадение обложных, моросящих осадков.

Холодный фронт образуется при перемещении холодного воздуха в сторону теплого. Холодный воздух, как более тяжелый, подтекает под теплый и подталкивает его вверх. При этом возникают слоисто- кучевые дождевые облака, из которых выпадают осадки в виде ливней со шквалами и грозами. С прохождением холодного фронта связано похолодание, усиление ветра и увеличение прозрачности воздуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.Воспитывать у учащихся чувство восхищения красотой родной природы посредством ознакомления с произведени­ями литературы, музыки, живописи.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода - воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

- Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

- Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Цель, адаптированная на ученика:

-Объяснять элементы и явления погоды,

-Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды

-Уметь работать с источниками географической информации

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ведущий вид деятельности: повторение, изучение, обобщение

Методы и приемы: словесный, наглядный

Оборудование:

Учебник и рабочая тетрадь для 6 класса Автор: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

4.Тип урока: урок усвоения новых знаний.

- Сегодня мы продолжим говорить об атмосфере и познакомимся с новой темой, название которой вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1) (после отгадки щелчок мыши)

Мы часто произносили слово “погода”. Вы слышите по радио и телевизору прогноз “погоды”. Читаете о погоде в газетах. (слайд 2)

А что же такое погода?

Вот сегодня мы и будем говорить с вами о погоде. (слайд 3)

Опрос домашнего задания:

Но прежде давайте вспомним:

- Какую оболочку Земли вы изучаете? (Атмосфера)

– Перечислите слои атмосферы. (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)

– Что такое атмосферное давление? (Это сила с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)

– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой? ( Воздух нагревается от земной поверхности, поэтому у земной поверхности воздух теплее чем на высоте. На каждый километр при подъеме вверх, температура воздуха понижается на 6 градусов)

- На высоте 3 км температура воздуха -15 0 С, чему равна температура воздуха у поверхности Земли (+3 0 С)

- Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.? ((750-745)*10,5=52,5 м).

– Причина ветра? (Разность атмосферного давления)

- Ветер, возникающий на берегах морей и меняющий свое направление два раза в сутки? (бриз)

-Назовите виды осадков? (твердые - град, снег, иней; жидкие- дождь, роса)

- Каким прибором измеряют температуру воздуха? (Термометр)

-Каким прибором измеряют давление? (Барометром)

-Каким прибором измеряют количество осадков? (Осадкомер)

-Каким прибором измеряют силу и направление ветра (Флюгер)

Скажите ребята, слушая прогноз погоды какие данные мы с вами получаем?

Получаем сведения о температуре воздуха, влажности, давление, осадках, облачности, направление ветра.

Мы с вами назвали основные элементы и явления погоды. (слайд 4)

А где же происходят все эти явления и их применения? (Тропосфере)

Все эти элементы и явления можно назвать кратко “состоянием тропосферы”.

Но везде ли одинаково это состояние?

Итак: Погодой – называется состояние тропосферы в данном месте …… (слайд 5)

Одно из главных свойств погоды изменчивость.

Например: летом рано утром всходит солнце, безветренно ни облачка.(слайд 6)

Чем выше поднимается солнце, тем становится теплее, исчезает роса, появляются облака, изменяются атмосферное давление, усиливается ветер и т.д. (слайд 7,8)

Вы видите ребята, что все элементы и явления погоды взаимосвязаны. На следующий день повторяется примерно то, же самое, изо дня в день может повторяться одна и та же погода. В таких случаях говорят устойчивая теплая летняя или зимняя погода. Устойчивость одного и того же типа погоды можно наблюдать во все сезоны.

Тип погоды – это обобщенная характеристика погоды, включает средние суточные t, состояние облачности, осадки, наличие ветра. (слайд 9,10)

Мы выяснили, что погода меняется. В одних местах – погода часто меняется, т.е разные типы погод, в других местах – устойчивый тип погод.

Так почему же меняется погода? Какова главная причина изменения погоды?

Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. (слайд 11)

Воздух перемещается над различными участками земной поверхности и от того над какими участками он находится , он приобретает свои свойства . Например ,над снегами Арктики воздух холодный , сухой , прозрачный .(слайд 12)

Над теплыми водами Атлантического океана теплый, влажный (слайд 13) ,а над раскаленными пустынями - сухой ,горячий , запыленный .( слайд 14)

Таким образом, вся тропосфера оказывается разделенной на огромные подвижные части - воздушные массы. (слайд 15) Они занимают обширные территории и характеризуются следующими свойствами: температура, влажность, атмосферное давление, прозрачность.

В воздушном океане никогда не затихает борьба между армиями вечных неприятелей - холодными и теплыми ВМ. Объясняется это тем, что солнечные лучи неравномерно нагревают нашу планету. Области, близкие к экватору получают тепла в избытке.(слайд 16)

У полюсов его не хватает. (слайд 17) Естественно, что у полюсов скапливаются массы холодного воздуха, а на экваторе -тёплого. Тёплый воздух лёгкий и поэтому он устремляется вверх, а на его место приходит холодный и более плотный воздух. Это один из немногих путей передвижения ВМ.

Так в чем же причина изменчивости погоды? (перемещение ВМ)

Первые вестники смены погоды - это изменение давление и направление ветра. Кроме случайных изменений, вызванных перемещением ВМ, погода закономерно изменяется по временам года. Охарактеризуйте характер погоды нашей местности, используя следующие: теплая, холодная, прохладная (зима - холодная, осень - прохладная и т.д.).

Разнообразные явления погоды служили источником вдохновения для многих композиторов, художников, поэтов. (слайд 18,19,20)

Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для лётчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды. Наблюдения за погодой ведутся с давних пор. В своей повести "Героический юго-восток" писатель К.Паустовский пишет об одной своеобразной науке, которая как бы соприкасается с поэзией и живописью. "Это была, пожалуй, единственная наука, где по цвету неба и воздуха, по очертанию облаков, силе мерцания

звезд и шуму древесной листвы, а не только по приборам и вычеслениям,

можно было делать выводы и давать предсказания".

Что это за наука?

Метеорология. (слайд 21)

Основная служба погоды всех стран - метеорологические станции, а сотрудники, работающие в них – метеорологи. На метеорологических станциях по 8 раз в день снимают сведения о температуре, влажности, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры.(слайд 22) Там полученные данные особыми знаками наносят на карты.

Эти карты называются синоптическими (слайд 23)

Давайте познакомимся с планом описания погоды и попробуем рассказать о прогнозе погоды за один день.(слайд 24,25)

(погода на день; наибольшая +6, наименьшая -3; Амплитуда 9; ср.суточная температура 0,5; переменная облачность; давление пониженное)

Итак, мы сегодня на уроке узнали о погоде

-ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? Погодой – называется состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени

-ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ПОГОДЫ? Постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем

-ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ? это большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СОСТОЯНИЕ

Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: параграф N 39, Соберите как можно больше народных примет, с помощью которых можно предсказывать погоду.(слайд 29)

Читайте также: