Светофор и дорожные знаки конспект

Обновлено: 07.07.2024

Как ответить ребёнку, что такое светофор и дорожные знаки? Для ребёнка и для родителей важно, чтобы ребёнок был всегда в безопасности, где бы он ни находился – дома, на прогулке, по дороге в детский сад, в школу и т.д.

Детям нравится, когда какую-либо важную информацию предоставляют в форме игры.

Это заинтересует ребёнка и всё самое главное малыш запомнит.

Научить ребёнка правильно передвигаться по улице – необходимость каждого родителя. Когда малыш поймёт, что нужно оглядываться при пересечении проезжей части, самое время начать обучать его дорожным знакам.

Конечно, ребёнку совершенно не обязательно разбираться во всех знаках. По возможности отвечайте на вопросы ребёнка, если ребёнок проявляет интерес к другим знакам дорожного движения. Основные знаки дорожного движения, которые будут полезны для ребёнка, выучить с ним обязательно.



Беседа с детьми на

(Средняя группа)

познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения на улице, дорожными знаками, напомнить детям значения цветов в дорожном движении; активизировать знания о работе светофора.

1. Закреплять у детей представление о дорожных знаках
,
светофоре, тротуаре и других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения. 2. Учить детей правилам безопасного поведения на дороге
.
3. Развивать культуру общения, обогащать словарь. 4. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.

Оборудование и материалы:

Активация словаря:

светофор, улица, дорожный знак, пешеходный переход, проезжая часть, транспорт.

Разноцветных три кружочка: Красный светит – подожди, И на желтый – стой, дружочек, На зеленый свет – иди! Светофор даёт советы, Как дорогу перейти. Пешеходу в деле этом Лучше друга не найти!

Воспитатель:

для чего нам нужен светофор на улице? (он управляет движением пешеходов и транспорта, что бы не было аварий на улице и все двигались по правилам).

А на какой сигналсветофора можно переходить дорогу? (зеленый)

Что нужно делать если на светофоре горит желтый свет? Красный свет?

Правильно. Молодцы. Светофор нужен для порядка на дорогах, чтобы люди и машины соблюдали правила дорожного движения.

Я хочу вам рассказать одну историю, я случайно её подслушала.В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Красный говорил:

Воспитатель

: ребята, давайте с вами поиграем и посмотрим, кто же из вас самый внимательный пешеход.

Воспитатель объясняет детям правила игры: на красный сигнал светофора – дети стоят спокойно, на желтый сигнал – дети хлопают в ладоши, а на зеленый сигнал – дети ходят по группе.

Игра проводиться три раза.

Воспитатель

: Молодцы, ребята, запомнили правила светофора.

Воспитатель

: где можно ходить пешеходам? (Дети: По тротуару).

Воспитатель

: как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (Дети: Проезжая часть).

Воспитатель

: но на улице встречаются не только светофоры, а еще и дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим.

(дети должны показывать движения) Качу, лечу Во весь опор (дети шагают) Я сам-шофер (имитируют управлением рулем) И сам – мотор (круговые движения плечами) Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене) И машина мчится в даль. (бег на месте).

Воспитатель

: Молодцы. Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Добежала Зебра до угла.

И на мостовую прилегла. И оставила свои полоски До сих пор лежат на перекрестке.

это пешеходный переход

Воспитатель:

послушайте сказку о необычной зебре.

Воспитатель: а еще пешеходный переход обозначается вот таким знаком (показывается знак пешеходного перехода)

. Его легко запомнить.

А теперь давайте еще поиграем. (Дети становятся в круг, в центре воспитатель)

Воспитатель:

Воспитатель:

быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
Дети:
Да.

Воспитатель:

вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Дети:
Да.

Воспитатель:

сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?
Дети:
Да.

Воспитатель:

пешком по улице идет пешеход?
Дети:
Да.

Воспитатель

: у светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

Люди ждут автобуса на остановке?
Дети:
Да.

Воспитатель:

играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?
Дети:
Да.

Воспитатель:

не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать?
Дети:
Нет.

Воспитатель:

ребята, понравилось вам играть? (ответы детей). Какие дорожные знаки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель:

Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки, соблюдайте правила дорожного движения и никогда не нарушайте их.

Основные дорожные знаки, о которых должен знать ребёнок

Расскажите ребёнку, что знаки используются на дорогах для того, чтобы пешеходам и водителям было проще ориентироваться. Во время прогулок рассказывайте малышу о тех или иных знаках, просите его самостоятельно называть некоторые из них по мере заучивания.

Научите ребёнка собираться в дорогу так, чтобы у него оставался нормальный запас времени для прогулки. Тогда ему не придётся бежать куда-то, он сможет сосредоточиться на том, что его окружает, и не забудет о правилах дорожного движения.

Начните обучение со следующих знаков

Важный знак для ребёнка. Этот знак обозначает место, где пешеходы могут пересечь улицу по правилам (где им, скорее всего, уступят машины, даже если нет светофора). Обычно устанавливается перед перекрестками, рядом с остановками, торговыми центрами и людными местами. Переходы бывают трёх видов – наземные ЗЕБРА, надземные и подземные. Знаки таких переходов немного отличаются. В случае с подземным и надземным переходом человек, изображённый на знаке, дополняется лесенкой – вверх или вниз.

Этот знак относится к велосипедистам и людям на скутерах и мопедах. Исключений правило не имеет, поэтому чтобы не быть нарушителем, нужно просто пройтись пешком и катить велосипед, мопед или скутер до места назначения. Тоже самое относится и к самокату.

Дорожные знаки и светофор учим ребенка

Правила движения, задаваемые этим знаком, распространяется только на ту часть дороги, где он установлен. Обычно размещается в местах, где нет обочин или тротуаров и движение довольно оживлённое.

Этот знак устанавливается при ремонте дорожного полотна, срезании веток на обочине и т.д. Ребёнку нужно объяснить, что не следует идти к тому месту, где идут ремонтные работы, так как, оказавшись в том месте, можно пострадать, даже если просто проходить мимо.

Пешеходная зона – участок дороги, где передвижение разрешено только пешком. Важно показать не только начало пешеходной зоны (здесь и располагается знак), но и её конец. Ведь где заканчивается зона для пешеходов, там начинается зона для движения автомобилей.

Желтый – обрати внимание

Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.

Желтый цвет светофора

В обратном порядке: зеленый, желтый, красный — светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.

Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.

• закрепить знания о транспорте и о правилах поведения в транспорте;

• познакомить с правилами дорожного движения : улицу переходить на зеленый сигнал светофора и только в специальном месте;

• повторить правила безопасного поведения на дороге;

• довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.

Образовательные: У детей формируются знаний о правилах безопасного поведения на дороге; о дорожных знаках для пешеходов, о светофоре и их сигналах; поощрять желание соблюдение этих правил; использование практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности; закреплять знания детей о правилах перехода улицы.

Развивающие: развивать у детей начальные правила дорожной азбуки, развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные: дать понять, что и на улицах существуют свои правила поведения и чистоплотного отношения, довести до понимания детей важность соблюдения правил дорожного движения.

Ход НОД

Воспитатель: Доброе утро ребята, сегодня у меня в руках волшебный жезл. А скажите, пожалуйста, кто пользуется таким жезлом?

Воспитатель. Правильно! 27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой на дорогах.

Вот и мы сегодня с его помощью будем регулировать наше занятие по азбуке дорожных правил.

1. Эту ленту не возьмешь

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)

2. На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать. (Дорожные знаки)

3. Под ногами у Сережки

Полосатая дорожка.

Смело он по ней идет,

А за ним и весь народ. (Зебра)

4. Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Людям перейти. (Светофор)

5. Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать. (Тротуар)

Воспитатель. Какие молодцы все отгадали! А теперь жезл пропускает нас на следующую дорогу, дорогу знаков. Посмотрите, у нас на доске развешаны знаки дорожного движения, давайте назовем их все (На доске знаки : пешехода; подземного перехода; автобусной остановки; осторожно дети; передвижение на велосипеде запрещено; переходить дорогу в этом месте запрещено).

Дети. Давайте (дети называют знаки)

Сегодня утром в группе я обнаружила вот эту этот сундук. Давайте вместе посмотрим, что там внутри.

Жезл хочет, что бы мы поиграли в эту игру и собрали разрезанные знаки и после этого мы перейдем дальше.

Воспитатель выкладывает на стол кусочки знака. Затем дети начинают восстанавливать знак. Далее вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания и значение этих знаков.

Воспитатель. Молодцы! Все правильно!

Смотрите наш жезл устал и не может больше нас водить по дорожной азбуке, да и вы наверное ребята то же подустали.

Воспитатель. Давайте мы с вами разомнемся.

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

Воспитатель предлагает ребятам присесть на стульчики.

Воспитатель. Ну вот совсем другое дело! Отправляемся дальше. Давайте послушаем стихотворение.

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар :

Мостовая для транспорта,

Для тебя — тротуар!

Иди через улицу там пешеход,

На светофоре красный свет —

Опасен путь, прохода нет!

А если желтый свет горит —

Он приготовится велит.

Зеленый вспыхнул впереди —

Свободен путь — переходи!

Где улицу надо тебе перейти,

О правиле помни простом :

С вниманьем налево сперва погляди,

На право взгляни потом.

Проскочу трамвайный путь!

Никогда не забывай,

Что быстрей тебя трамвай!

Это всем должно быть ясно!

Догонять трамвай опасно!

Будешь прыгать на ходу,

Можешь в миг попасть в беду.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось стихотворение?

Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в настоящую страну дорожных правил (Воспитатель и дети подходят к макетам машин, зебре, светофору).

Теперь наш жезл просит вас ребята разделиться на две команды пешеходы и сотрудников ДПС. И показать как надо вести себя на дорогах и как правильно следовать дорожным знакам. (Дети одевают форму садятся на машины и демонстрируют свои знания в области ПДД)

Воспитатель. Да ребята, какие вы молодцы!

А сейчас я хочу вам рассказать про правила дорожного движения в других странах и показать, как отличаются их знаки от наши.

Вот, например: в ДАНИЯ

Перед тем, как сесть за руль, датские власти требуют у автомобилистов обязательно заглянуть под машину, проверив, нет ли там животного или человека.

Еще более странные правила дорожного движения ожидают водителей на Филиппинах. Там обладатели номеров машин, заканчивающихся на цифры 1 и 2, не имеют права садиться за руль по понедельникам.

В СИНГАПУРЕ автомобилистам запрещается приближаться к пешеходам на расстояние менее 50 метров.

Во многих городских зонах в австрийских городах, в частности, во всей центральной части Вены запрещено сигналить, поэтому особо эмоциональным водителям придется внимательнее следить за собой.

Вот такие необычные правила существуют в других странах. А теперь рассмотрим иллюстрации со знаками.

В России В Германии

Вот какие знаки в германии.

Воспитатель. И на последок, жезл вас благодарит за ваше активное участие и дарит вам песню про Правила дорожного движения. (Дети прослушиваю музыкальное произведении)

Воспитатель. Ребята, Понравилось ли вам занятие о Правилах дорожного движения?

Воспитатель. А что нового вы сегодня узнали? Что расскажи родителям и своим друзьям?

Дети. (Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход классного часа

Сегодня мы познакомимся с дорожными знаками. Как вы думаете, а давно ли существуют дорожные знаки? Первые дорожные знаки появились Древнем Риме при императоре Гае Гракхе. На них указывалось, сколько километров до того или иного населённого пункта,

Первая группа дорожных знаков с которыми мы познакомимся -Предупреждающие знаки. Все знаки этой группы в виде треугольников, окрашены в белый цвет и обведены красной каймой. (Вопросы командам задаются поочерёдно)

Как называется знак в треугольнике которого нарисованы бегущие дети?

О чём он предупреждает?

Как называется знак в треугольнике которого нарисован паровоз?

О чём он предупреждает?

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

Как называется знак в треугольнике которого нарисован пешеход идущий

О чём он предупреждает?

Как называется знак в треугольнике которого нарисован забор?

О чем он предупреждает?

(Железнодорожный переезд со шлагбаумом)

Вторая группа знаков - Запрещающие знаки.

Какие запрещающие знаки вы знаете? Знаки этой группы представляют

собой белые круги, обведённые красной каймой или полностью

закрашенные в красный цвет.

Как называется знак с красной каймой и с изображением велосипеда в центре?

(Движение на велосипеде запрещено.)

Как называется знак с красной каймой и с изображением пешехода? (Движение пешеходов запрещено.)

Следующим заданием будет нарисовать светофор и сигналы светофора с помощью мела на доске. Для выполнения этого задания приглашаются по два человека от каждой команды.

Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно.

Свет зелёный говорит:

Жёлтый свет - предупреждение: Жди сигнала для движения.

Запомните, друзья - Даю советы вам я!

Сейчас предлагаю командам отгадать загадки. (Командам поочерёдно загадываются загадки.)

Маленькие домики По улице бегут, Мальчиков и девочек Домики везут.

В два ряда дома, стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами Друг на друга глядят,

Ты его заметишь сразу: Три цветных огромных глаза. Цвет - у глаз определённый:

Красный, жёлтый и зелёный. Загорелся красный - Двигаться опасно.

Для кого зелёный свет-

Проезжай, запрета нет,

Этот конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нём. Только лучше правь рулём.

Это ж ясно - здесь переходить опасно,

Лучше ты, как весь народ.

Лезь в подземный .

Знает взрослый и ребёнок,

Знает каждый пешеход.

Человек, управляющий каким - либо транспортным средством.

Двухколесный вид транспорта с боковым прицепом или без него.

Один из участников движения.

Транспортное средство, имеющее два или три колеса, приводимое в
движение силой людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).

- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).

- Молодцы, думаю у нас всё получится.

- А теперь покажите что вы одна команда. Первая группа берутся за руки и говорят: -мы одна команда. Вторая группа берутся за руки и говорят: -мы одна команда.

II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.

- Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?

- Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов? (Дорожные знаки)

- Сформулируйте цели и задачи нашего урока.

- Так о чем мы сегодны будем говорить?

- Чему мы научимся?

Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.

- Итак, какое определение вы выбрали? Верно. (Слайд)

Самоанализ занятия

Учитель: Маслякова Светлана Алексеевна.

Тема урока: Дорожные знаки и светофор.

расширить знания обучающихся о дорожных знаках, светофоре;

формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать культуру поведения обучающихся на улицах, дорогах.

познакомить обучающихся с группами дорожных знаков по назначению;

научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение;

повторить правила пешехода;

выработать навыки грамотной устной речи

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Регулятивные:

Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться)

Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция)

Познавательные:

общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации;

Структурирование знаний (итог урока)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной

Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)

Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений

Доказательство (как безопасно переходить дорогу)

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Инициативное сотрудничество в поиске информации;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, тест, карточки с изображением дорожных знаков, конверты с заданиями по группам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Характер деятельности обучающихся: репродуктивный; частично-поисковый.

Учитывая уровень развития учащихся, попыталась организовать работу так, чтобы каждый обучающийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала форму познавательного мини-проекта. Были использованы следующие образовательные технологии: проблемного диалога, проектной деятельности, интерактивная. Моими позициями на занятии были: организатор и консультант.

Все обучающиеся выступили в позиции: мыслителя, творца, слушателя, чтеца; а представляющие творческие работы – в роли информатора.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-познавательной.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска обучающихся, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

По ходу занятия у обучающихся были ярко заметны скудная речь и боязнь ошибки.

Для себя сделала следующие выводы:

- продолжать работу по организации познавательной деятельности на уроках;

- работать над развитием речи у учащихся;

- учить адекватной самооценке и оценке своих сверстников.

- работать над проектами не менее двух занятий, с целью более подробного разбора проекта с учащимися.

Читайте также: