Хорошую речь приятно и слушать конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Педагог дополнительного образования по развитию речи и обучению грамоте: Каракуц Людмила Модестовна.

г. Воронеж 2014г.

Программное содержание:1. Упражнять детей в умении правильно посылать дыхание и находить для него опору.

2. Закрепить понятие детей об устной и письменной речи.

3. Знакомство со сравнениями.

4. Закрепить умение использовать в речи слова приветствия и прощания. Учить составлять мини монологи прощания.

5. Развивать вербальные формы общения, коммуникативные способности.

Используемый дидактический материал:1. Куклы – петрушки Скороговорчик и Чистоговорчик.

2.«Атласные ленточки длиной 30 см; рисунки ребусов скороговорок (на усмотрение воспитателя).

5. Замок феи Вежливости, иллюстрации с изображением доктора Айболита и вылеченных им зверей (можно использовать мультимедиа).

1.- Вы уже знаете, что такое речь, и для чего она необходима человеку. Какую речь приятно слушать?

- Хотите, чтобы у вас была красивая, выразительная речь?

- Тогда я предлагаю вам продолжить наше знакомство с Волшебницей Речью и её помощниками. Вы согласны?

Начнём с города Речевичков, где живут эти весёлые человечки – мальчики Чистоговорчик и Скороговорчик. Для начала они предлагают нам провести небольшое упражнение на умение равномерно посылать дыхание.

- О чём нам говорят имена мальчиков?-

- Какие скороговорки вы знаете?- (Напоминаю детям, как их надо произносить).

Дети разгадывают ребус и произносят скороговорку в разном темпе.

- Как вы думаете, злой или добрый этот старик?-

3.- Вам нравится этот дом?-

-Это дом книги. Они здесь живут. А в них волшебница речь прячет свои секреты. Любите разгадывать секреты? Тогда присаживайтесь и послушайте.

Читаю стихотворение с показом иллюстраций:

На свете всё на всё похоже:

Змея на ремешок из кожи,

Луна на круглый глаз огромный,

Кот полосатый на пижаму,

Сын на меня, а ты на маму.

- Какими поэт увидел разные предметы?

- А вы умеете сравнивать разные предметы?

-Для чего люди сравнивают одно с другим?

Сравнение помогает нам по - новому взглянуть на предметы вокруг нас: мы смотрели и как бы, не видели, а поэт взглянул и увидел что – то такое, чего мы с вами не заметили.

Чтение и разгадывание загадок, анализ сравнений в загадках.

Серебряные звёзды разбросаны

С крыши белый гвоздь торчит.

Солнце взойдёт, гвоздь упадёт.

Крашеное коромысло над землёю повисло.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

-А вы знаете загадки?

Тогда вспомните загадки, где используются сравнения и объясните, что с чем сравнивается.

- Мы читали много сказок, стихов, рассказов. Можете вспомнить из них какие- нибудь сравнения?

С помощью речи можно не только общаться, получать знания, но она нам поможет поиграть,отдохнуть.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз присели, два присели,

Руки к верху все подняли,

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – Встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы упругий мяч.

4. Обратите внимание на этот замок. Кто здесь живёт? (замок феи Вежливости).

-Тут какие – то слова. Давайте их прочитаем.

- Когда мы употребляем эти слова в своей речи?

-Как можно попрощаться со взрослыми, с друзьями, с родителями?

-Что можно пожелать человеку, который собирается в дальний путь?

-Что скажем бабушке на ночь?

- Вам знакомы герои этой сказки?

-Их всех вылечил доктор Айболит. Звери отблагодарили доктора. Какие пожелания высказали они ему, провожая домой? А что сказал доктор им на прощание? Предлагаю вам побыть доктором Айболитом и сочинить небольшое пожелание для его друзей.

-Вот и кончилась наше сегодняшняя встреча с Волшебницей Речью и её помощниками.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться нам спешат.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Правила хорошей речи.

Цель: продолжить знакомство с речью, с разновидностями речи главными требованиями к ней, начать работу над культурой речевого поведения в различных ситуациях, расширять круг использованных детьми этикетных выражений, привлечь внимание к неречевым средствам общения ( к улыбки, мимике, жестам)

1 Организационный момент

2. Повторение изученного

- Только начав ходить в школу, вы уже сделали несколько
открытий-вспомните

- Для чего нужна речь?

-Назови правила речи. (один говорит- все молчат, хочешь ответить- подними руку)

2.Работа над темой урока


Новая задача.

Что бы вы ответили на вопрос: какой должна быть наша речь ? ( ответы детей)

Чтение темы урока в учебнике.

( Установка клас су: догадаться, в каком слове есть ответ на заданный вопрос. (Речь должна быть хорошей .)

Часть ответа мы получили, но что скрывается за словами: хо рошая речь? Это нам предстоит выяснить. (Поставьте над словом хорошей или под ним большой вопросительный знак.)

. Поиск ответа на вопрос может проходить так.

Так какой прежде всего должна быть речь, чтобы мы могли назвать её хорошей? (Речь должна быть понятной.

Хорошая речь

- Какое требование к речи скрывается за цифрой 1?

- Скажите, вы любите, когда с вами грубо разговаривают? С кем будете дружить - с тем, кто говорит вам обидные слова, кричит на вас, кто обращается к вам резким то ном, или с тем, кто вежлив? А как вы думаете, что выбирают другие люди?

Догадались, какой ещё должна быть речь, чтобы люди охот но, с удовольствием общались, разговаривали? (В е ж л и в о й. Вы добавляете в развилку на доске цифру 2.)

Хорошая речь

На какой вопрос мы искали ответ? Какой же секрет вы теперь зна ете: хорошая речь - это речь . (учащиеся договаривают).

Работа по учебнику.

Чтение вывода в букваре с.10-11 Нам помогут те, кто уже умеет читать.

- - А вот чтобы сделать нашу речь понятной и вежливой, надо стараться соблюдать многие правила. Какими вы уже начали пользоваться? (Повторяются известные.) Рисунки в букваре помогут нам открыть и другие правила, которые в них спрятаны. Находится подтверждение двум знакомым правилам, а также выявляется ещё одно: на говорящего надо смотреть, поддерживая его добрым взглядом, об обращении по имени . Правило о громкости речи ввести в тот момент урока, когда в нём возникнет необходимость (кто-то очень тихо ответит) О правиле (об использовании вежливых слов ) помогают поговорить рисунки на с. 11.

Чтение слов с.11( озвучьте картинки, используя эти слова)

5.Итог урока

-Какая должна быть речь? ( понятной и вежливой). Какие правила мы должны соблюдать, чтобы речь была понятной и вежливой? (они спрятаны в картинках)

6. Домашнее задание

Посоветуйте первоклассникам показать дома картинки буква ря и предложить своим близким отгадать те правила речи, которые в них спрятаны.

И ещё одно задание: попросите вместе с родителями послу шать прогноз погоды на следующий день и постараться запомнить его так, как будет говорить ведущий.

Разработка классного часа о культуре речи для младших школьников 1-2 класса

Цели и задачи занятия:

• привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно; развитие коммуникативных навыков младших школьников;

• воспитание этических норм поведения и культуры речи младшего школьника.

Описание классного часа

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.

И все, что может видеть глаз, — над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плеткой на главной площади города, на виду у всех горожан!

Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Притвори ее, герой! —

Я ему в ответ сердито

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! —

Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Ешь скорее! Стынет супчик. —

Положить еще кусочек? —

Ляг, лапуся, на бочок.

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите, рук?!

Учитель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать? (Рассуждения ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо и т. д.)

Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.

Конечно, прежде всего пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека, засоряет пространство.

Иногда мама с папой много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родителей, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

2. Постановка цели.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

Т. Абдурахманов

Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).

На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?

Актуализация знаний.

Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Подберите к рисунку нужную подпись.

я яя яг яз ям ся ня

язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)

В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.

Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?

Докажите, что это предложение.

Сколько в нём слов?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.

4. Историческая справка.

Когда же возникла речь?

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

5.Объяснение нового материала.

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Теперь мы знаем, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? ~

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

О каких знаках идёт речь? ~ (Буквы).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):

К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.

Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.

(Радио. Это устная речь.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.
(Телефон)
(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.
(Ручка)
(Письменная речь)

Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.

Проверьте себя:

Радио, газета, телефон, ручка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!

Объяснение материала (2)

Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ~ спасибо. ~

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ~ добрый день. ~

Мальчик, вежливый т развитый,

Говорит, встречаясь, ~ здравствуйте. ~

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ~ извините, пожалуйста. ~

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ~ до свидания. ~

Запишите волшебные слова.

Дополните предложения:

Человек владеет (речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:

Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.

Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

Читайте также: