Каменный век конспект урока

Обновлено: 18.05.2024

Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

Ход мероприятия

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? (Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.)

Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.) Предупреждать, что чего – то делать нельзя? (Грозить пальцем.) Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.) Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью.

Воспитатель. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому – ни - будь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например, ло – шадь, ло – пата, иг – ра, мо – ре, по – ле, зи – ма, вес – на, ко – мар, ко –за, тет – радь и т. д.)

Кто не сумеет закончить слово или уронить мяч, выходит из круга.

Воспитатель. Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве в начале (слова) так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку. (Например, к –рот, м – ель, о – вал, т – игры, о – лень, к – лен, у – кол и д. р.)

Образуйте новые слова, заменив подчеркнутую букву на ее звонкую или глухую пару.

Например, точка (дочка, уточка (удочка); коза (коса); жар (шар).

Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости – глухости.

Воспитатель. А теперь задание на различение твердых и мягких согласных звуков. Услышав твердый звук, поднимите правую руку; услышав мягкий звук – левую. (Например, дал – даль, лук – люк, был – бил, вол – вел и т. д.

Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык – величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нем были все нужные слова, чтобы на нем легко было выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!


Цель: знать особенности развития древнего Казахстана, исторические периоды развития, повторить теории появления человека, типы древнего человека и его эволюционное развитие.

Айманов Марат Серикпаевич, учитель истории Ливановской средней школы, Камыстинский район,Костанайская область, Казахстан

Описание разработки

Цели:

1. Знать особенности развития древнего Казахстана, исторические периоды развития, повторить теории появления человека, типы древнего человека и его эволюционное развитие

2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, речь

3. Воспитывать чувство казахстанского патриотизма, любознательности

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядно - демонстративный

Оборудование: Карта, гипсовые макеты древних людей, таблица

Ход урока:

- Какие сведения о древнем Казахстане вы помните с 5 - 6 класса? (ответы учащихся)

- Попробуйте вспомнить периодизацию древнего Казахстана? (ответы учащихся)

Изучение нового материала:

- В истории существует множество теорий развития первобытного общества. Например, теория американского историка и этнолога Льюиса Генри Моргана, в которой ученый выделил 3 ступени развития: дикость, варварство, цивилизация. По геологической периодизации рассматривается развитие человечества по эрам. Это вы изучаете на уроках географии. Кроме этого существуют геологическая периодизация. Таким образом, в зависимости от вида периодизации соответственно будет называться и тот или иной период исторического развития. А теперь давайте более подробно запишем археологическую периодизацию древности.

Работа в тетрадях:

I. Каменный век – 2 млн. лет назад – IV тыс. лет назад:

1. Палеолит (древний каменный век) – 2 млн. лет назад – 40 - 12 тыс. лет назад

А) Ранний или нижний палеолит (олдувай) – 2 млн. лет назад –140 тыс. лет назад

В) Средний палеолит (ашель) – 140 - 40 тыс. лет назад

С) Поздний или верхний палеолит (мустье) – 40 – 12 тыс. лет назад

2. Мезолит (средний каменный век) – 12 – 5 тыс. лет назад

3. Неолит (новокаменный век) – V тыс. до н. э.

4. Энеолит (меднокаменный век) – IV тыс. до н. э.

II. Бронзовый век – III - II тыс. до н. э.

III. Железный век – начало I тыс. до н. э.

- Главной особенностью данной периодизации является появление человека.

- Назовите известные вам теории происхождения человека? (ответы и рассуждения детей)

- Все теории можно условно разделить на 3 группы:

1. теории на религиозно - идеалистической основе

2. теория на основе космического происхождения (гуманоиды)

3. теория на основе эволюционного развития

- Останки самого древнего человека (ранний палеолит) были найдены в Африке, в Кении. Ученые назвали его человек умелый, он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад. Первые люди на территории Казахстана появились в период раннего (нижнего) палеолита. Примитивным объединением людей для совместной защиты и нападения, а также для охоты и собирательства было первобытное стадо. Одним из древнейших людей был питекантроп (ранний палеолит). Его останки впервые были найдены на острове Ява. Первые древние люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа. В Китае были найдены останки древнего человека – синантропа (средний палеолит). Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название людей прямоходящих. Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют – неандерталец. Он жил 100 - 40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А. П. Окладниковым в пещере Тешикташ. После неандертальцев, примерно 35 - 40 тысяч лет назад, формируется человек разумный. Впервые останки человека разумного были обнаружены во Франции в пещере Кро - Маньон, и по месту нахождения ученые называют его кроманьонцем. Формирование человека разумного происходит в эпоху верхнего палеолита. Древнего человека из мира животных выделило, прежде всего, умение делать орудия труда. Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к эпохе верхнего палеолита. Постоянный коллектив родственников - родовая община - появляется в период формирования человека разумного. Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшины. Во главе родовых объединений стояли избранные вожди.

Закрепление:

- Заполните таблицу в тетради по следующим параметрам:

1. временные рамки

2. название периода

7. археологические памятники, стоянки

Домашнее задание:

- & 1 с. 6 - 7, дополнительный материал

Подведение итогов урока:

- С какими периодами развития Казахстана мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что оказалось для вас новым?

- Можете ли вы предложить свою теорию происхождения человека или свою периодизацию развития?




Являясь крупнейшим наземным животным в период существования первобытного общества, мамонт был главным объектом охоты человека. Об этом свидетельствуют не только большое количество останков мамонтов, найденных в местах стоянок древнейших людей, но и сохранившиеся пещерные изображения зверей.
Охота на мамонта. Наскальный рисунок.



Родиной мамонтов была Сибирь, откуда они перешли в Аляску и Европу. Иногда их останки находят в Мексике и в Китае, южнее мамонты не опускались. Внешне животные были очень похожи на слонов (до 4 метров в высоту), но в отличие от последних были покрыты длинной шерстью, напоминающей лошадиную гриву. От холода мамонтов защищал десятисантиметровый слой подкожного жира. Вес достигал 8 тонн. Сильно изогнутые бивни весили до 100 кг при длине до 3 метров. Питались мамонты травами и ветками деревьев, поедая до 100 кг пищи в день. Жили в степи и тундре, объединяясь в небольшие стада до 15 особей.
Как охотились на мамонта? Среди ученых на этот счет нет единого мнения. Брошенными деревянными копьями невозможно было пробить шкуру животного. Вероятно, люди устраивали специальные облавы, загоняя мамонтов в большие ямы или болота, где и добивали их. Большое количество мяса и жира употреблялись людьми в пищу, а шкура и кости использовались в качестве материала для строительства и изготовления орудий труда.
Мамонтенок Люба. Найден в 2007 году на полуострове Ямал. Биологический возраст 1-3 месяца, геологический – 42 000 лет. Назван Любой в честь жены автора находки.




Кроме мамонтов первобытные люди охотились на пещерных медведей, которые, как и сами люди, предпочитали жить в теплых пещерах. Эти большие животные водились исключительно в Евразии и достигали 3,5 метров в длину (на 30 % крупнее бурых медведей). Особенно большими были черепа животных.
Ископаемый череп пещерного медведя.



Жили небольшими группами или в одиночку. Питались пещерные медведи растениями и медом, а в зимнее время – копытными животными и людьми. Занимая одни и те же пещеры, медведи и люди часто сталкивались друг с другом. Как правило, такие встречи заканчивались гибелью одной из сторон, причем далеко не всегда этой стороной были медведи.
3. Шерстистый носорог
Реконструкция.



Еще одним животным, на которого охотились древнейшие люди, был шерстистый носорог. Эти животные обитали на холодных равнинах Европы и Азии и были похожи на современных носорогов, немного отличаясь от последних телосложением и наличием длинной шерсти. Шкура была очень толстой, достигая 1,5 см. Длина тела – до 4 метров, высота – до 2 метров, вес – до 3 тонн. Носорог имел два рога, первый из которых мог достигать 1 метра, а второй не более 50 см. Животные вели одиночный образ жизни и питались растительностью.
Родственные шерстистому носорогу эласмотерии имели только один рог.




Много превосходного мяса приносила первобытным людям охота на тура – мощного красивого быка, предка современного крупного рогатого скота. Туры обитали в Европе и Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе. Высота тела – до 180 см, масса до 800 кг, окраска – черная. Жили группами и в одиночку, в холодное время объединялись в стада. Питались быки листьями деревьев и травой.
Ископаемый скелет тура.



Туры были одними из немногих представителей мегафауны, которые пережили первобытную эпоху и исчезли уже в период цивилизации. Название животного встречается в славянских пословицах, песнях и былинах. Последний тур погиб в 1627 году.
Памятник последнему туру в Якторове.




Возвращаясь после охоты к себе в пещеру, первобытные люди могли встретиться с одним из самых опасных хищников тех далеких времен – с пещерным львом. Этот зверь обитал в Европе и Азии и по своему внешнему облику напоминал современных тигров и львиц. У него почти не было гривы, рост достигал 120 см, а длина тела – 240 см (без хвоста). Несмотря на название, пещерные львы не жили в пещерах, а использовали их только как убежище на случай ранения или болезни. Как и современные львы, их пещерные предки жили прайдами.
Ископаемый череп пещерного льва.



Питались львы в основном оленьим мясом и маленькими медвежатами, но при недостатке пищи могли нападать на быков и даже на мамонтов. Первобытные люди боялись львов и поклонялись им, изображая животных в своих пещерах.
Пещерные львы. Наскальный рисунок.





Передвигались ленивцы на двух ногах и были медленными и действительно ленивыми животными. Зубы у ленивцев одинаковой формы, лишены корней и эмали, поэтому питались они зелеными листьями, которые благодаря высокому росту срывали с ветвей. На передних лапах находились острые когти, которыми ленивцы не только оборонялись от человека, но и выкапывали длинные норы-пещеры, которые использовали для проживания.
Пещеры, вырытые ленивцами.




Кроме людей на ленивцев также охотились смилодоны – американские саблезубые кошки ростом до 120 см и весом до 300 кг. Являясь самым крупным представителем саблезубых, смилодон отличался огромными клыками длиной до 20 см. Чтоб оперировать своим страшным оружием, хищник мог открывать пасть на 120°. Охотились смилодоны на слонов и мамонтов, быков и ленивцев, лошадей и оленей. Неожиданная встреча кошки с человеком была очень опасна и заканчивалась, как правило, смертью последнего.
Ископаемый череп смилодона.




Одними из вымерших обитателей Южной Америки были токсодоны – большие массивные животные, внешние напоминавшие бегемотов. В длину они достигали 3 метров, в высоту – 1,5 метра, весили до 2 тон. Питались растительной пищей, а жили около водоемов. Из-за своей медлительности и вкусного мяса, были одной из самых желанных добыч саблезубых кошек.
Ископаемый скелет токсодона.




После того как первобытные люди переселились и стали осваивать Австралию, одним из самых желанных объектов охоты для них стал дипротодон – самое большое сумчатое животное, когда-либо существовавшее на Земле. Внешний облик животного представлял собой нечто среднее между медведем и носорогом. Размеры дипротодона были огромные. Его череп мог достигать 1 метр в длину, а масса тела доходила до 3 тонн.
Ископаемый скелет дипротодона.



Несмотря на то, что дипротодоны были травоядными животными, питающимися листьями деревьев и кустарников, в мифологию австралийских аборигенов они вошли как фантастические существа буньипы, живущие в водоемах и по ночам нападающие на людей и животных.
Мифическое существо буньип.




Одним из самых необычных животных, на которых вел охоту первобытный человек, был глиптодонт – гигантский броненосец, обитавший на юге Северной Америке и в южной Америке. В длину животное достигало 3 метров при весе до 2 тонн. Тело полностью закрывал мощный панцирь, защищавший глиптодонта от всех хищников. Питалось животное растительной пищей. Люди охотились на броненосцев с целью получения мяса, а большие панцири использовали в качестве импровизированного жилища.
Ископаемые останки глиптодонта.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: Уметь сравнивать достижения древних людей в развитии материальной и духовной культуры, делать выводы.

Воспитательная: Воспитать человеколюбие, трудолюбие, а также чувство необходимости сохранения памятников древности.

План – конспект

Тема: Каменный век на территории Казахстана.

Класс: 5м1,5м2,5м3,5а,5б

Даты: 26.09;22.09; 21.09; 23.09;22.09.

Тип урока: комбинированный

Обучающая: Дать знания о самом продолжительном периоде в истории человечества периоде – каменном веке. О развитии орудий труда древнего человека, об изменении в природе Казахстана

Развивающая: Уметь сравнивать достижения древних людей в развитии материальной и духовной культуры, делать выводы.

Воспитательная: Воспитать человеколюбие, трудолюбие, а также чувство необходимости сохранения памятников древности.

І. Организационный момент:

-проверка наличия учащихся на уроке;
-создание благоприятного психологического климата

ІІ. Опрос домашнего задания (мозговой штурм)

Что называют тотемизмом (вера в родственную связь с каким либо животным)

Кто такой Чарльз Дарвин? (ученный выдвинувший версию о возникновении людей от обезьян)

Как называли первых человекоподобных обезьян? (гоминиды)

Сколько лет назад жил австралопитек? (2,5 млн .л назад)

Что связывает питекантропа и синатропа ? (их называют прямоходящие)

Чем знаменита пещера Тешикташ находящиеся на территории Узбекистана (найден скелет мальчика неандертальца)

Где найден кроманьонец? (в пещере Кро- Маньон во Франции)

Когда появились первые люди на территории Казахстана (1 млн.л назад)

Чьими современниками были первые люди на территории Казахстана (питекантропы)

ІІІ. Изучение нового материала.

Палеолит происходит от 2 слов палео-древний и литос-камень.

Каменные век 3 периода: древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новокаменнный век (неолит).

Палеолит-2,6млн. лет до н.э до 12 тысячелетия до н.э.

1. древний палеолит-2,5-140тыс лет до н.э.

2. средний палеолит или мустье(140-40 тыс лет до н.э.

3. поздний палеолит(40-12 тыс лет. до н.э.)

Каменный век был очень продолжительным. Больше понять об эпохе каменного века нам поможет изучения орудий труда древнего человека. Ведь с помощью них он добывал себе пропитание, строил жилища.

Для того что бы изучить сегодняшнею тему нам понадобится разделится на 4 группы (по попавшимся фигурам)

1 группа займется изучением каменных орудий труда. Ваша задача узнать об древних орудиях труда провести их сравнительный анализ усовершенствования и рассказать нам .

Каменные орудия труда

Ранний палеолит: резцы, скребла, рубила (чоппер)

Изготовляли из : кальки и кремня.

Тяжелые прочные, некоторые достигали 2 кг веса. Скребки использовали для обработки кожи, дерева, костей

Средний палеолит: нуклеусы , боласы (каменный шары привязанные друг к другу с помощью веревки)

Болас - до сих пор используется индейцами Южной Америки

Орудия изготовляли из кварцита, яшмы, сланца, обсидиана (более 20видов орудий)

Находки на территории Казахстана (название стоянок)

Юж. Каз-н стоянки Кызылрысбек, Арыстанды (скребки)

2 группа: займется изучением природы древнего Казахстана, и сделает сравнение с природно-климатическими условиями современного Казахстана.

Природа древнего Казахстана

Природа современного Казахстана

Росли субтропические леса. Обитали: шерстистые носороги, бизоны, мамонты. 100-80 тыс. лет назад начался ледниковый период. Который закончился 12-13 тыс. лет назад. Земля преобрила современный вид

Долгая зима суровая зима. Преобладают степные просторы. Бывают резкие перепады температур даже в теплое время года.

3 группа: изучает период среднекаменного века (мезолита) раскрывает его особенности(орудия труда и их усовершенствование, возникновение скотоводства и земледелия, массовое освоение людей новых территорий.)

Мезолит 12-5 тысячелетие до н.э

Использование новых орудий труда

Высокого уровня достигло искусство охоты: использовали лук и стрелы (стрелы с округлым наконечником для охоты на пушистых зверей). Бумеранги, капканы, силки. Научились сверлить и резать камень. Развитие рыболовства: лодка, плот

Возникло скотоводство и примитивное земледелие

Дальний Восток Евразии, Америка

Находки на территории Казахстана (название стоянок)

Памятники данного периода времени малочисленны

4 группа: Займется изучение новокаменного века (неолит) и достижениями людей в эту эпоху.

Неолит 5-3тысячилетие до н.э

Изготовлены из нефрита, кварцита, яшмы.

Научились шлифовать, сверлить, пилить камень.

Глиняная посуда для хранения воды, зерна, приготовление пищи.

Собака , козы, буйволы

Выращивалие дикие злаки.

Разработка полезных ископаемых. Зачатки метталургии.

Находки на территории Казахстана (название стоянок)

Стоянка Ботай найдено 18 жилищ, останки скелетов лошадей, что свидетельствуе о возникновении коневодческой культуры

ІҮ.Рефлексия.

1.На какие периоды делится древнекаменный век и палеолит

2.Чем характерна эпоха мезолита

3.Какие достижения происходят в охоте

4.Отличительные признаки эпохи неолита

Ү.Домашнее задание: параграф 4 пересказ. Повторить новые слова и запомнить их.

Читайте также: