Конспект по географии 10 класс домогацких

Обновлено: 29.04.2024

Глоссарий по теме: география, физическая география, экономическая и социальная география мира, общегеографические методы, частногеографические методы, моделирование, ГИС.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Эпоха Великих географических открытий наполнена новыми именами путешественников (Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Баренц, Генри Гудзон, Ермак Тимофеевич и другие), открытием новых земель, новых маршрутов, составлением новых карт и описаний.

В конце XIX – начале XX века территориальные открытия сочетались с открытием географических законов. География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества. В России по велению Николая I в 1845 году создано Русское географическое общество.

Каждая наука вносит свой вклад в формирование научной картины мира. Различают картины мира отдельных наук: физическую, биологическую, астрономическую, географическую. Понятие о географической картине мира сформулировали Уно Мересте и Сальме Ныммик в 1984 году. По мнению учёных, географическая картина мира лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

В истории человечества представления о географической картине мира менялись. От картографической модели с указанием размеров и описанием мест на первом этапе до концепции природных комплексов, отраслей хозяйства и географических районов на втором этапе, на третьем этапе разрабатываются концепции управления ТОО на основе системного подхода, исходя из ограниченности территории и ресурсов земного шара. Географическая картина мира многоаспектна, так как сочетает в себе разные научные географические картины: физико-географическую и социогеографическую картины мира.

Так, в процессе развития география разделилась на физико-географические науки, общественные (или социально-экономические) науки и общегеографические науки. Все науки тесно взаимосвязаны между собой, взаимно влияют друг на друга. Люди являются частью природы, используя и преобразуя её. Связи между науками помогают решать важные хозяйственные задачи, а также вопросы преобразования и охраны природы.

География тесно связана со многими другими дисциплинами. Например, благодаря связи с физикой объясняются географические явления, происходящие на нашей планете: от вулканов и землетрясений до циклонов и дождей. Биология связана с географией, поскольку живые организмы, изучением которых занимаются биологи, зависят от географических условий. Другими связанными науками являются химия, экономика, экология и т.д.

На стыке географии с другими науками возникли совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Социально-экономическая география (также общественная география) — система географических наук, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности. В социально-экономическую географию включены элементы географии, экономики и социологии.

Социально-экономическая география, согласно наиболее распространённым взглядам, состоит из экономической, социальной и политической географии.

На современном этапе социально-экономическая география выполняет ряд задач:

1) выявление законов формирования политической карты мира;

2) анализ размещения природных ресурсов мира и степень их использования в народном хозяйстве;

3) анализ состава, размещения и динамики роста населения земного шара;

4) исследование и оценка воздействия научно-технического прогресса на мировое хозяйство;

5) оценка места и роли в мировом хозяйстве отдельных стран и регионов;

6) формирование географического мышления и географической культуры человека – способа гармоничного отношения между обществом и природой, направленного на сознательную хозяйственную деятельность, на сохранение нашей планеты.

Основными способами получения географической информации являются методы географических исследований.

Метод – это способ достижения цели, решения конкретной задачи.

Владимир Павлович Максаковский методы географических исследований делит на общегеографические и частногеографические.

Понятно, что первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами.

Общегеографические методы подразделяются на традиционные и новые. К традиционным методам исследования относят метод наблюдения (маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные наблюдения дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях), картографический метод (позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт), статистический метод (обработка и анализ данных разнообразных наблюдений), исторический метод (изучение географических объектов с момента их образования до настоящего времени), сравнительный метод (выявление сходств и различий географических объектов и явлений для их классификации и прогнозирования их изменений в пространстве и во времени).

К новым методам географических исследований относят методы дистанционных исследований (исследование и картографирование Земли при помощи самолётов, вертолётов, пилотируемых космических кораблей, оснащённых разнообразной съёмочной аппаратурой), географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем), моделирование (позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей), геоинформационный (геоинформационная система – ГИС – система сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных). Последний метод применяют во многих сферах человеческой деятельности – анализ таких глобальных проблем, как загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи. Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете, изучение её ионосферы, почвы и растительности, ледяного покрова океана с помощью дистанционного зондирования.

Частногеографические методы: геохимический (основан на изучении закономерностей пространственного распределения химических элементов или их природных соединений в литосфере, гидросфере, атмосфере и живом веществе), палеогеографический, метод экономического районирования и т.д.

Как и в любой науке, в социально-экономической географии существуют определённые подходы, принципы и концепции, определяющие дальнейшую стратегию развития.

Важнейшей концепцией является устойчивое развитие общества. В 1987 году многие страны, в том числе и Россия, приняли принцип устойчивого развития общества, который предусматривает ответственность государства и гражданского общества в обеспечении возможности удовлетворения потребностей сегодняшнего и последующих поколений.

Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трёх направлений: экономического, которое подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, создание экологически приемлемой продукции, переработку и уничтожение отходов; экологического, с точки зрения которого устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем; социального, ставящего основным вопросом осознание социальных проблем. Всё это стало толчком к образованию данной концепции, направленной на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение количества несущих разрушения конфликтов.

Таким образом, в современном мире география является фундаментальной наукой, без достижений которой невозможно решение проблем взаимодействия природы и общества. География сегодня – это новые современные методы исследования, позволяющие решать задачи прогнозирования географических явлений и рационального управления природными и общественными процессами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Выберите (подчеркните) утверждение, в котором говорится о методе географического прогнозирования:
  2. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.
  3. Современная аэрокосмическая съёмка – большой помощник в изучении географии.
  4. Современная география должна не только изучать объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым может прийти человек.
  5. Географию невозможно изучать, сидя в классе. Увиденное своими глазами – самая ценная информация.

Ответ: метод географического прогнозирования связан с предсказанием будущего геосистем. Под данное определение подходит высказывание №3. Высказывание №1 – это метод сравнения, высказывание №2 – метод дистанционных исследований, №4 – метод наблюдения.


Четыре года назад, в 6 классе, в школьном расписании появился новый предмет — география. С тех пор каждый год вы изучали один из ее разделов. И вот сейчас вам предстоит познакомиться с заключительным курсом школьной географии — экономической и социальной географией мира. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства мира, отдельных его регионов и стран, затрагивает вопросы международных отношений, состояния окружающей среды, глобальных проблем. Ведь нужно знать и понимать, в каком мире мы живем.

А знание типологии стран современного мира поможет при изучении основного учебного материала.

В первой части дан общий обзор современного мира. Вы узнаете об особенностях населения мира, об обеспеченности мировой экономики природными ресурсами, об основных тенденциях и закономерностях развития экономики мирового хозяйства. Важной темой являются и взаимоотношения природы и общества, с которыми связано множество сложных экологических проблем.

Во второй части представлена характеристика регионов мира. Все изученное в начале года поможет на уроках, посвященных Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и крупным регионам в их составе. Вы узнаете об особенностях Северной и Южной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Андийских странах и Океании. Кроме общего представления о регионах, приводятся характеристики отдельных стран, которые либо выделяются на общем мировом фоне уровнем развития экономики, либо являются типичными для этого региона. Например, в Европе были выбраны Германия — наиболее развитая страна Западной Европы и Польша — типичная страна Восточной Европы.

Текст учебника разбит на параграфы, а те, в свою очередь, на подпараграфы. Для удобства ориентирования в тексте и для более четкого понимания структуры каждого параграфа основные термины выделяются полужирным курсивом. Многочисленные карты, таблицы, схемы, фотографии дают дополнительную информацию или просто иллюстрируют описанное в тексте.

Вопросы перед каждым параграфом помогают освежить в памяти знания, полученные либо сравнительно недавно, либо в других географических курсах в прошлые годы.

Для повторения и запоминания изученного материала каждый параграф завершается краткими выводами, то есть в нескольких фразах повторяется основное его содержание. Ведь всегда проще вспомнить содержание текста, если есть его план.

Блок проверочных вопросов содержит и совсем простые вопросы, для ответа на которые нужно всего лишь быть внимательными на уроке или при чтении параграфа, и более сложные, когда потребуется умение анализировать полученную информацию, делать самостоятельные выводы, высказывать свое собственное мнение. Есть и вопросы, касающиеся данных, содержащихся в картах школьного атласа и учебника.

Вот, пожалуй, и все, что нужно было сказать перед началом работы. Дальше — сами.

Несомненно, на уроках географии вы узнаете много нового, интересного и полезного. Мы, авторы этого учебника, надеемся, что он вам понравится.

Ваши Евгений Михайлович и Николай Иванович


Вспомните: 1. Какие разделы географии вами уже изучались? 2. Что изучает экономическая и социальная география?

На протяжении долгих столетий география действительно была простым землеописанием. Человек мало знал свою собственную планету. За горизонтом находился мир, полный загадок и неизвестных опасностей. И люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с новыми народами, изучали их, описывали. Книги, посвященные их путешествиям, читаются как авантюрные романы, так как они и в самом деле рассказывают о захватывающих приключениях во время этих далеких странствий.

Однако оказалось, что это не конец, а, наоборот, начало. В XX веке география, имевшая в своем распоряжении огромный объем сведений о планете, получила новый импульс к развитию. Закончился описательный этап, и начался новый период развития древней науки. В чем же он заключался?

1. Структура современной географии. География превратилась в конструктивную науку, занимающуюся вопросами исследования природной оболочки и защитой этой оболочки от неразумной хозяйственной деятельности человека. В сферу интересов географии попал весь спектр вопросов и проблем функционирования окружающего нас мира. Для их изучения и решения потребовалось использовать не только географические знания, но и данные биологии, геологии, физики, технологии, экономики, этнографии и т. д.

До XIX века география была наукой обо всем. Потом начался процесс ее деления. От общего древа географии ответвился ряд отраслей знания о нашей планете. В настоящее время география включает около двух десятков специализированных наук (рис. 1).


Рис. 1. Древо географической науки

Главные ветви географической науки — физическая география, социальноэкономическая география и картография. Общая физическая география, ее разделы изучают природу планеты в целом' или по компонентам.

Картография занимается разработкой и созданием географических карт, их совершенствованием. Ее методы широко используются другими географическими дисциплинами.

2. Методы географической науки. В географии создано немало методов, позволяющих проводить широкий комплекс исследовательских работ. Некоторые из этих методов применяются уже многие столетия, другие появились сравнительно недавно.

Он включает научное описание объекта исследований, широкий комплекс измерений его параметров, сбор статистических данных и многое другое. При комплексном исследовании объекта учитываются результаты не только полевых работ, но и изучаются опубликованные данные о том или ином процессе, экономическом и социальном явлении, что помогает сопоставить не только свое мнение с мнением других специалистов, но и выяснить изменение состояния объекта во времени, тенденции экономико-географических событий.

Картографический метод позволяет придать полученной природной, экономической и социальной информации наглядный вид, установить пространственные закономерности распределения этой информации, проводить сопоставления этих закономерностей за смежные интервалы времени. Карта — особый и исключительно важный способ сохранения географических данных.

Во второй половине XX века в географии появились дистанционные методы исследований. Это общее название методов изучения Земли с летательных аппаратов — воздушных или космических. Дистанционные методы включают аэро- или космическую съемку, дешифрирование полученных изображений.


Рис. 2. Лесные пожары в Аризоне (США). (Для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.)

Космические снимки позволяют получить большое количество разнообразной информации для разработки прогнозов погоды, изучения состава и динамики площадей растительности, почв. Анализ космических снимков дает возможность контролировать состояние посевов сельскохозяйственных культур, прогнозировать их урожайность. С помощью мониторинга окружающей среды * мы получаем информацию о масштабах и развитии эрозии почв, распространении выбросов в атмосферу, лесных пожарах, загрязнениях водных объектов и т. д. К дистанционным методам относятся и визуальные наблюдения с борта летательных аппаратов. Например, в программу научных исследований космонавтов входят наблюдения за объектами на земной поверхности.

* Мониторинг окружающей среды — контроль за состоянием окружающей среды, осуществляемый с помощью дистанционных методов.

Дистанционные методы часто используют разнообразные автоматизированные системы, например, с нескольких тысяч автоматизированных метеостанций информация о состоянии приземного слоя атмосферы поступает в центры обработки этих данных и прогнозирования. Такие системы действуют для сбора информации о состоянии водных объектов, ледников и тому подобного во многих странах.

Многие разделы географической науки базируются на физических подходах к изучению природных процессов, то есть к учету основных физических законов (закон сохранения вещества, энергии) применительно к конкретным географическим объектам или их частям. На этой основе удается рассчитывать и прогнозировать разнообразные процессы на суше, в атмосфере, в реках, озерах, океанах и морях. Они дают возможность предвидеть, например, развитие ледников и многолетней мерзлоты, оценивать скорость таяния сезонных и многолетних снегов, вероятность образования лавин и селей, размыва русел рек, состояние водохранилищ и т.п.

В современной географии широко используется метод причинно-следственного анализа изменений компонентов природной среды, с помощью которого определяются закономерности формирования разных типов почв, растительности, ландшафтов, хозяйственной специализации отдельных территорий с учетом состояния солнечной радиации, испарения и осадков, комплекса природных ресурсов, географического положения страны, региона и т.д. Поэтому в географии находят применение методы не только физических, но и химических, биологических, экономических и социологических исследований.

3. Источники географической информации. Многообразие методов географических исследований объясняет существование большого числа источников географических знаний, важнейшими из которых являются карты.

Как уже было сказано, картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт — это один из их конечных результатов. Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований. Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте. Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий? Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни. Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС). Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой — это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности. Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д. В сущности, ГИС — это электронный атлас (рис. 3). Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 70 материалов





















5788592 5683338 5666716 5648622 5585388 5573330 5556838 5544992 5540391 5515314 5508363 5508338 5415240 5278709 5245547 5228786 5218770 5178571 5131805 5066637

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.

Образовательная: Научиться применять полученные знания при решении задач ЕГЭ и ОГЭ.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая: Развивать мышление, умение работать с картами, добывать информацию и обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Планируемые результаты обучения

Личностные

Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значимости знания об истории и особенностях становления отрасли, размещении, перспективах и путях её развития в эпоху НТР; определение значения отраслей ТЭК для хозяйства стран и себя лично; наличие умений и навыков выделения главного, составления плана изложения вопросов по темам курса, прогнозов путей развития отраслей ТЭК; проявление готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов.

Метапредметные

Познавательные УУД: ориентироваться в различных источниках информации; находить и извлекать необходимые сведения об отраслях мирового хозяйства в источниках географической информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте, речи своей и других людей; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести корректную дискуссию; уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Предметные

Владеть уже известными и новыми терминами и понятиями о роли и месте топливно-энергетического комплекса; объяснять тенденции и направления развития ТЭК; определять страны-лидеры по выработке электроэнергии в абсолютном измерении и на душу населения, показатели производства электроэнергии электростанциями разного типа.

Оборудование: карты “Топливная промышленность мира”, “Политическая карта мира”, карты учебника статистические материалы, таблицы, атласы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Методы и формы учебной деятельности: урок-беседа, самостоятельная работа с картой, учебником, статистическими материалами, формулирование выводов.

1. Организация учащихся на урок.

На столах у вас лежат информационные листы, которые вы будете заполнять в ходе урока. Вы будете работать самостоятельно и в парах, используя материал учебника, статистические материалы, выходить к доске для работы с настенной картой.

2. Вступительное слово. Объяснение нового материала

С тех пор как человек научился добывать и использовать огонь, вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии.

Скажите, какие основные виды топлива вы знаете? (нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф, древесина) Какая промышленность занимается их добычей? (топливная)

Но ведь кроме топлива есть и другие энергоресурсы. Назовите их (энергия Солнца, ветра, гидроэнергия, энергия атомного распада).

Задание 1: Заполните схему состава комплекса.

ТЭК – основа экономики любой страны, т.к. он определяет развитие других отраслей. Мы сегодня вряд ли представляем свою жизнь без электричества, для производства которого используется разное топливо.

Разные виды топлива по-разному использовались в разное время (слайд 3). Сильно изменился топливно-энергетический баланс в XX веке. Если в начале века в нем доминировал уголь, то впоследствии он был заметно потеснен нефтью, газом, ядерной энергией. Это объясняется массовым использованием дешевой нефти, цена на которую была ниже, чем цена на уголь. Однако в 70-80-х годах, когда цены на нефть поднялись, разразился первый энергетический кризис, доля нефти в ТЭБ многих стран несколько понизилась за счет других источников энергии.

Таким образом, в истории развития топливно-энергетической промышленности можно выделить 2 главных этапа

А теперь приступим к изучению топливной промышленности. В ее состав входят: угольная, нефтяная и газовая промышленности

3. Самостоятельная работа уч-ся.

Учащиеся работают в парах. Каждая пара по жребию выбирает отрасль, которую будет характеризовать.

Сейчас каждая пара получит карточки с заданиями, в ходе выполнения которых вы должны дать характеристику отрасли, показать на карте крупнейшие центры добычи (значками на магнитах) и главные грузопотоки (маркером), а также подсчитать, на сколько лет хватит разведанных запасов.

Топливно-энергетический комплекс мира.

Доля в мировом производстве, %

Доля в мировом потреблении, %

Примерные ответы учеников:

Угольная промышленность – наиболее старая из всех отраслей топливно-энергетического комплекса. Она всегда была одной из самых капиталоемких и трудоемких в топливной промышленности

Старейшая отрасль топливной промышленности, развивается в настоящее время медленнее газовой и нефтяной, в начале 90-х годов добыча начала падать, но затем стабилизировать и сейчас соответствует потребностям в угле.

Страны – лидеры по добыче угля ( на 2003 год)

Добыча угля, в млн.т в год

Уголь потребляется в основном в тех странах, где добываются, но около 10% добытого топлива все же поступает на мировой рынок.

1)Страны, добывающие уголь только для собственного использования(Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания).

2)Страны экспортирующие часть угля(Китай, Австралия, Россия, Польша, США, Канада, ЮАР).

3) Страны импортёры (Япония, США, Италия, Югославия, Великобритания, Франция).

Подсчитать на сколько лет хватит запасов каменного угля

Мировые разведанные запасы

Примерно на 170 лет

США - Западная Европа;

Австралия – Западная Европа;

Проверка правильности выполнения

Ныне нефть добывается почти в 100 странах мира. Это одна из важнейших и наиболее быстро развивающих отраслей. Прогнозируемые запасы составляют около 300 млрд т. Достоверные запасы оцениваются в 160 млрд т.

Нефтяная промышленность.

Нефть используется широко как топливо, как сырьё для химической промышленности. Многие развивающиеся страны в основном живут за счет продажи нефти и экспортируют до 80 – 90% добычи нефти. Например, Ангола, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия. Некоторые развитые страны также экспортируют нефть. Это такие страны, как Канада, Россия, Норвегия. А те страны, которые не имеют собственного сырья, зависят от поставок сырой нефти, Франция на 95%, Япония на 82%, Бельгия на 79% и т. д. Поэтому нефть оказывает большое влияние на экономику стран мира и на международную политику.

1. Саудовская Аравия

Политику сдерживания добычи производят и страны, не входящие в ОПЕК, например, Мексика, Колумбия, Россия.

Запасы нефти (млрд. т)


Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углём. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяют страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высока обеспеченность нефтью и Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объёмы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их не высока.

Подсчитать на сколько лет хватит запасов нефти

Мировые разведанные запасы

Примерно на 41 год

Персидский залив – Япония;

Персидский залив – Западная Европа;

Карибский бассейн – США;

Юго-Восточная Азия – Япония;

Северная Африка – зарубежная Европа;

Россия – зарубежная Европа и страны СНГ.

Проверка правильности выполнения

3. Газовая промышленность

Природный газ – перспективный вид топлива. Его запасы оцениваются примерно 180 трлн куб. м Его легче, чем нефть добывать и транспортировать. Природный газ – экологически более чистое топливо.

С 1964 года природный газ стали экспортировать в сжиженном виде (при t= -165°С) с использованием специальных газовых танкеров – судов- газгольдеров

Газовая промышленность.

Запасы газа (трлн. м 3 )

Добыча (млрд. м 3 )


Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ, Венесуэлы и Саудовской Аравии. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объёмы добычи, поэтому газа в Росси хватит лишь на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Значение газовой промышленности растёт, и об этом свидетельствуют данные таблицы учебника. Он используется как топливо, как сырьё для химической промышленности. Большое значение имеет то, что среди всех видов топлива, используемых в настоящее время, он самый экологически чистый. Разведанных запасов газа хватит примерно на 70 лет. На последнем этапе развития хозяйства стран мира роль газа постоянно растёт. За последнее время она возросла в 10 раз.

Десять первых стран мира по добыче газа

Добыча, в млрд.м 3

Подсчитать на сколько лет хватит запасов природного газа

Мировые разведанные запасы

Примерно на 63 года

Проследить главные грузопотоки природного газа:

Россия – страны Европы;

Малайзия, Индонезия, Бруней – Япония, Республика Корея, Тайвань;

Алжир, Ливия – Франция, Испания, Италия, Бельгия;

Нигерия – США, страны Европы.

Проверка правильности выполнения

4. География электроэнергетики (объяснение учителя)

Нам с вами трудно представить свою жизнь без электричества. Электроэнергетика относится к числу отраслей, определяющих развитие НТР. Рост производства электроэнергии – важнейший элемент воздействия НТР на экономику. Все прогрессивные изменения в промышленном производстве (автоматизация, механизация, электронизация) требуют высокой степени электрификации отраслей. Посмотрите на экран. Как видно, по производству электроэнергии бесспорный лидер – это США. Крупные производители электроэнергии – Китай, Япония, Россия. Обратите внимание на то, что главные производители электроэнергии – страны развитые. Большая часть электроэнергии производится в странах севера.

Как известно, электрическую энергию вырабатывают на электростанциях разного типа – тепловых, гидравлических, атомных, а также, использующих альтернативные источники: энергию Солнца, ветра, приливов, энергии Земли

В структуре выработки электроэнергии преобладают тепловые электростанции (63%). На долю альтернативных ЭС приходится всего 1%. Заполните схему в ваших листах.

ТЭС Они работают на минеральном топливе: на угле, мазуте или газе. Крупные ТЭС строят обычно в районах добычи топлива или в местах, удобных для подвоза. Страны-лидеры: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия.

Нетрадиционные (альтернативные) источники получения энергии.

На их долю приходится всего 1% мировой выработки электроэнергии. Это прежде всего: геотермальные ТЭС, приливные, солнечные, ветровые.

.Геотермальные ЭС

Для получения электроэнергии используются термальные источники. Такие станции работают в Исландии, в странах Центральной Америки, на Филиппинах. В Исландии термальные воды применяются для отопления и горячего водоснабжения. Обратите внимание на зеленый значок. Он означает то, что по данным экологов влияние этих станций на окружающую среду незначительно.

Солнечные электростанции используют энергию Солнца. Такие станции работают в 30 странах. Влияние на природу их тоже незначительно.

Ветровые ЭС строят там, где высокая ветровая активность. Это страны Зап. Европы, США. Китай, Индия.

Приливные станции )используют энергию приливов. Их тоже пока немного. Страны: Франция, Великобритания, Канада

Вы познакомились с основными типами электростанций. Все они важны для экономики стран. Но нельзя не сказать и об их влиянии на природу. Как я уже говорила, альтернативные электростанции не оказывают большого негативного влияния на природу. Остановимся на традиционных. Ученики, в беседе рассказывают от негативном воздействии ЭС на природу:

Гидроэлектростанции: самая дешевая эл.энергия, но при этом воздействие на природу колоссальное.

Тепловые ЭС – главные загрязнители.

5. Проверка усвоения материала.

Читайте также: