Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи новый год

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.

Автор: воспитатель Антошина Анна Валерьевна

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных

признаках зимы, о зимнем празднике Новый Год, его традициях.

Вовлекать детей в коллективный разговор, побуждать высказываться на темы из личного опыта, задавать вопросы и отвечать на них. Закреплять умения составлять короткие рассказы, строя предложения разной конфигурации. Развивать грамматический строй речи.

Развивать интерес к разгадыванию кроссвордов, загадок, самостоятельному написанию отдельных слов. Закреплять умение составлять рассказ из собственного опыта, передавая события и впечатления.

Ход занятия:
Наглядная картина "Зима". 1 слайд
Воспитатель : Ребята, какое время года изображено на этой картине?
Дети : Зима.
Воспитатель : Что позволяет вам так об этом говорить?
Дети: Крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, вокруг много снега.
Воспитатель . Назовите зимние месяцы.
Дети : Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Назовите-ка ребята
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдет
Наступает Новый Год!
Дети : Декабрь.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети : В декабре длинные ночи, дни короткие, в конце месяца наступает Новый Год.
Воспитатель : Какой месяц начинает Новый год?
Дети. Январь.
Воспитатель: Какой месяц заканчивает год?
Дети. Декабрь.
Воспитатель: Ребята, скажите, что интересного происходит в эти месяцы?
Дети: Эти месяцы полные загадок, чудес, они очень интересные и веселые , наступает Новый Год, новогодние праздники , все веселятся вокруг елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, на улице много снега и можно играть в снежки, кататься на санках, на коньках, лыжах.
Воспитатель: Действительно -это очень веселое время !Потому что с 31 декабря на 1 января приходит Новый год.. Сегодня мы с вами и поговорим о чудесах, которые случаются в новогоднюю ночь. Ребята, как выдумаете в наш детский сад уже пришел Новый Год?
Дети: Да, конечно пришел.
Воспитатель : Почему вы так решили?
Дети : Потому что детский сад украшен разноцветными красивыми гирляндами, в зале стоит красавица елка, на ней висят игрушки, хлопушки, конфеты, шары, шишки, звезды из фольги, на окнах красивые рисунки Деда Мороза, Снегурочки, бычка и др.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на нашу елку, какая она?
Дети: Новогодняя, красивая, наряженная, сверкающая, праздничная, волшебная.
Физминутка: Наша елка высока
И нарядна, и стройна
Сразу тысячу огней
Вспыхнули на ней.
А под елкой хоровод,
И танцует ,и поет,
Всех друзей и всех подруг
Приглашает елка в круг, (дети сели)

Воспитатель: Отгадайте ребята вот эту загадку:
"Кто ребят на Новый Год
Забавлять не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку к празднику принес?
Угадайте!"
Дети: Дед Мороз. 2 слайд
Воспитатель: Что вы можете рассказать про Деда Мороза?
Дети : Дед Мороз веселый, добрый, он любит с нами играть в снежки, и игру "Заморожу"; он щедрый -всем детям дарит подарки; Дед Мороз -"Волшебник".
Воспитатель : Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом? Не забудьте про то, что он волшебник.
Дети : Если бы я был Дедом Морозом, то сделал бы так, чтобы все люди на земле не болели. ( ответы детей)
Воспитатель : А кто еще с Дедом Морозом приезжает к вам на Новый Год?
Дети: Вместе с Дедом Морозом к нам на Новый Год приезжает Снегурочка-
его внучка. 3 слайд
Воспитатель: Откуда приезжает к нам Дед Мороз?
Дети: Из Великого Устюга, у него там дом и дети пишут ему туда письма. 4 слайд
Воспитатель: Ребята, кто из вас написал письмо Деду Морозу?
А что вы написали мы сейчас узнаем, поиграв в игру "Спроси у друга ".
(дети становятся в круг, кидают мяч друг другу и при этом задают вопрос)
Воспитатель: Садитесь ребята. А сейчас взгляните на эту палочку- она волшебная. И для того, чтобы произошло волшебство, надо закрыть глаза. (Взмахнула палочкой) Раз-два, раз –два, чудо, ты приди сюда.
И вот, … (таинственным голосом) вы превратились в елочные игрушки, которые висят на елке, и все видят, что происходит вокруг них, а там наступила волшебная, новогодняя ночь, где происходят разные чудеса: стали оживать столы и стулья, свечи стали разговаривать с часами из щелей в полу вылезают гномики и сказочные человечки, и вдруг……….
- Что же там произошло? Как выдумаете? 5 слайд
(Рассказы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, мне очень понравились ваши рассказы, сочинения. Они были очень забавными и смешными. А теперь вы закроете глаза, я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь снова в детей.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, пришло письмо 6 слайд Давайте посмотрим, что в письме(раскрывает письмо). У нас в письме загадка-кроссворд.

Воспитатель загадывает загадки:
1. Очень звонкая игрушка новогодняя….( хлопушка)
2.И верхушку украшает, и сияет как всегда, очень яркая, большая пятикрылая… (звезда).
З.Мы ее на Новый Год в гости приглашаем, яркими игрушками гостью украшаем….( елка).
4.Животное, символ уходящего года (лошадь)
5. Возле елки в Новый Год дети водят (хоровод)
б.Животное, символ Нового Года (коза)
Воспитатель : Какое у вас получилось слово?
Дети: Подарок.
Воспитатель: Какая буква была пропущена ?
Дети: Пропущена была буква "О".
Воспитатель. Новый год -это самый чудесный, самый волшебный праздник. В настоящую новогоднюю ночь вы ребята у себя под елкой обязательно найдете то, о чем загадали. Потому что в Новый Год, что не пожелаешь, все всегда произойдет, все

Развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

– И у меня тоже сегодня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение.

Красавица какаяСтоит, светло сверкая,Как пышно убрана!Скажите, кто она? (Новогодняя елка)Он с седою бородой.Шуба, посох со звездой.Он подарки нам принес,Кто же это? (Дед Мороз)Он на резвой тройке мчится,Сам пока что маленький.Громко в двери к нам стучится,Снег сметая с валенок. (Новый год)

– Елочка у нас очень нарядная. Посмотрите внимательно на игрушки и запомните их. А теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажите, чего не стало.

– Ребята, слова бывают длинные и короткие. Я буду называть слова, а вы скажите какое слово короткое, а какое длинное?

Закружится хоровод.Дед Мороз спешит с подарками. Идут по кругу с воображаемымНаступает Новый год. мешком за плечами.

ВложениеРазмер
nod_po_razvitiyu_rechi.docx 6.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Новый год"

Цель: Устранение недостатков устной речи.

Развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Воспитательные задачи: создать положительный эмоциональный фон радости и ожидания праздника.

Оборудование: елка, игрушки, картинка с изображением новогоднего праздника.

I. Эмоциональная настройка .

– Какое у вас сегодня настроение? ( Хорошее ).

– И у меня тоже сегодня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. ( Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение.

И с таким хорошим настроение мы приступаем к образовательной деятельности.

II. Артикуляционная гимнастика

а) широко открыли рот (5 раз)

в) наказать непослушный язычок

III. Организационный момент

– Ребята отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок. (Новый год)

– Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

– Когда наступает Новый год?

– А какой год наступает?

– Год белого металлического быка

– Ребята, что принято делать перед Новым годом?

– Покупать подарки, наряжать елку.

– Елочка у нас очень нарядная. Посмотрите внимательно на игрушки и запомните их. А теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажите, чего не стало.

2. Развитие фонематического слуха. .

–Назови сколько слогов в слове фонарик

шарик, гирлянда, шишка,

белка, мишура, снеговик,

рыбка, поросенок, фонарик.

– Давайте по слогам прохлопаем это слово, а теперь протопаем.

Работа со словом.

– Ребята, слова бывают длинные и короткие. Я буду называть слова, а вы скажите какое слово короткое, а какое длинное?

Снег – снежок, снежок – снежинка,

Маска – маскарад, лёд – ледок, холод – холодок, зима – зимушка.

Работ со словосочетаниями.

Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый ……

Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…….

Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая……….

Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя ……..

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…….

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая ………

Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками. Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами .

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми моими заданиями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данное занятие помогает сформировать умение старших дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана.


Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.


КОНСПЕКТобразовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группыТема: «Путешествие в страну Весна».

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами.


Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе



Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес».


1. Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
Воспитатель: ребята! Давайте поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику

2. Игры и чистоговорки для развития и обогащения словарного запаса
Дети проговаривают чистоговорки про Новый Год и передают друг другу Снежинку из картона



Чистоговорки:
Ник – ник – ник – к нам приходит новогодний праздник
Шка – шка – шка – стреляет новогодняя хлопушка
Роз- роз – роз – играет с детьми Дед Мороз
Ка - ка – ка – спешит с подарками Снегурочка
Ки - ки – ки – огнями светят новогодние ёлки
Ра – ра – ра – украшает елку мишура
Ды – ды – ды – горят огнями на елке гирлянды
Ки – ки – ки – в мешке у Деда Мороза лежат подарки
Ни – ни – ни – быстро едут по лесу волшебные сани
Вик – вик – вик – помогает Деду Морозу нести подарки снеговик
Воспитатель: ребята! Вы любите читать сказки?












Дети выстраивают рисунки – схемы из геометрических фигур и пересказывают сказку по отрывкам.
Потом каждый ребенок выстраивает тот рисунок – схему, какой отрывок из сказки ему больше всего понравился.
Воспитатель: молодцы! Все справились с заданием! Теперь в нашей книге будут вместо иллюстраций рисунки – схемы к отрывкам сказки.
4. Итог занятия
Воспитатель:
Куда мы сегодня совершили путешествие?
Как мы смогли заменить рисунки в книжке со сказкой?
Что интересного было в нашем путешествии?
Что было сложно выполнить?
Воспитатель: ребята! Нам надо вернуться из зимнего леса в группу.
Дети закрывают глаза, звучит музыка Ёлочка, елка, лесной аромат – минусовка.
5. Рефлексия.
Воспитатель: у меня есть поднос со снежинками и снеговиками. Если у вас сегодня все получилось, возьмите Снежинку в шапочке. Если Вам было трудно выполнить задание, возьмите Снеговика.

Цель: Устранение недостатков устной речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи: создать положительный эмоциональный фон радости и ожидания праздника.

Оборудование: елка, игрушки, картинка с изображением новогоднего праздника, текст с деформированными предложениями.

I. Эмоциональная настройка.

– Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).

– И у меня тоже сегодня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

И с таким хорошим настроение мы приступаем к занятию.

II. Артикуляционная гимнастика

а) широко открыли рот (5 раз)

в) наказать непослушный язычок

д) вкусное варенье

III. Организационный момент

– Ребята отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок. (Новый год)

– Догадались, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

– Когда наступает Новый год?

– А какой год наступает?

– Верно, но к нам придет не страшный и злой дракон, а добрый Дракоша, который принесет всем замечательные подарки, счастье, удачу. И я надеюсь, что и вы, и наши гости будут счастливы в Новом году.

– Ребята, что принято делать перед Новым годом?

– Покупать подарки, наряжать елку.

– Мы с вами сегодня тоже будем украшать елочку.

Но сначала давайте понюхаем как она пахнет

(у каждого на столе – еловая веточка).

1. Упражнение на дыхание.

Поднимаемся на носочки и нюхаем еловую веточку – вдох, опускаясь – выдох.

Работа со слогами.

ша – рик, гир – лян – да, шиш – ка,

бел – ка, ми – шу – ра, сне – го – вик,

рыб – ка, по – ро – се – нок, фо – на – рик.

– Елочка получилась у нас очень нарядная. А теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажите, чего не стало.

4. Развитие фонематического слуха.

– Ребята, какая игрушка у меня в руке?

– Сколько слогов в слове фонарик?

– Какой слог ударный?

– С какого звука начинается слово?

– Каким звуком слово заканчивается?

– Сколько гласных, согласных?

Давайте по слогам прохлопаем это слово, а теперь протопаем.

Работа со словом.

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я буду называть слова, а вы скажите какое слово короче и почему.

Снег – снежок, снежок – снежинка,

Маска – маскарад, лёд – ледок, холод – холодок, зима – зимушка.

– Как определить количество слогов в слове?

– Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Теперь из этих слов выберем длинное слово и получим из него более короткое, и так – до двух букв

Работ со словосочетаниями.

– Ребята, посмотрите внимательно на предметы, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый ……

Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…….

Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая……….

Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя ……..

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…….

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая ………

Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками. Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.

Работа с деформированными предложениями

– Ребята, посмотрите, какой-то конверт весит на нашей ёлке.

(дети снимают конверт).

– Это письмо пришло из леса. Но оно с ошибками. Ничего не могу понять. Может вы прочитаете, что здесь написано?

(раздаю текст письма, дети находят ошибки и составляют правильный текст)

  1. Новый год очень ждал Мишу и Машу
  2. Елку нарядили они игрушками
  3. Сверкала и елка светилась
  4. Праздник наступил
  5. Дед Мороз с корзиной к ребятам подарков пришел.
  6. Куклу он Маше подарил сказки а Мише
  7. Рады были очень дети.

10. Развитие связной речи.

– Ребята, а кто мне сможет пересказать содержание письма?

Что бы вам было легче это сделать, Дед Мороз прислал эту картинку.

(вешаю картинку и дети составляют рассказ).

Миша и Маша очень ждали Новый год. Они нарядили елку игрушками. Елка сверкала и искрилась. Наступил праздник. К ребятам пришел Дед Мороз с корзиной подарков. Он подарил Маше куклу, а Мише сказки. Дети были очень рады.

– Молодцы, вы хорошо умеете рассказывать. А как бы вы назвали этот рассказ.

11. Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой – ё – ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

– Ребята, что еще лежит под елочкой?

– Это задание от нашей елочки.

– Выбери кружочек, который соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятия:

. Ж. Если вам было комфортно, удобно, весело, уютно.

. К. Если вам сначала было неуютно, а затем стало весело, радостно.

. С. Если во время занятий у вас был страх и вы чувствовали себя неудобно.

– Судя по количеству желтых и красных кружков у вас было хорошее и веселое настроение. Скажите, что больше всего вам запомнилось на занятии.

Читайте также: