Двойные согласные 7 класс шмелев конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Технические средства и оборудование: интерактивная доска, проектор и ноутбук для показа презентации, учебник, раздаточные карточки для индивидуальной работы.

Личностные УУД:

осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;

уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (в начале урока);

получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока) ;

адекватно воспринимать оценку учителя;

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);

владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;

научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

Предметные УУД:

научатся записывать текст со словами с двойными согласными;

получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

І. Организационный момент. Слайд №1

II . Проверка домашнего задания.

III . Актуализаөия знаний.

-Ребята, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы слышим и произносим , буквы видим и пишем).

-Какие бывают звуки? (Согласные и гласные).

-Какие бывают гласные? (Твердые и мягкие 1, 2 ряда).

-Какие бывают согласные? (Звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие).

-При произнесении каких звуков мы слышим голос? (Гласных).

-При произнесении согласных что слышим? (Голос и шум или тол ь ко шум).

IV . Постановка целей урока и проблемного вопроса. Слайд №2

-Скоро Новый год. К нам уже спешит Дед Мороз. Он так торопился, что по дороге растерял все звездочки и снежинки из мешка. Эти звездочки прилетели к нам и сложились в буквы. Какое получилось слово? (Загадки)

-Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы отгадаем все загадки, а отгадки запишем в тетрадь и выделим орфограммы. Слайды №3-7

Где доска и парты есть

Чтоб детям сразу всем сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (класс)

Многим она нам знакома,

В ней купаться можно дома,

Что же это за предмет?

Догадались или нет? …(ванна)

Загадка эта нелегка

Пишусь всегда через два К.

Мяч и шайбу клюшкой бей

Называюсь я … (хоккей)

Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны, тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут … (аллея)

Простудился я вчера,

Голова болит с утра.

Я закашлялся, охрип,

У меня, наверно … (грипп)

-Итак, ребята, давайте определим тему урока. Дед Мороз принес нам еще одно задание. Я вам продиктую слова, вы их пишите в два столбика.

(2 ученика пишут на доске)

-Как произносятся слова в 1 столбике? (коротко)

- Как произносятся слова в 2 столбике? (долго)

- Сегодня мы встретимся с не совсем обычными словами. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали – как? Всегда писаться с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: “Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго”. Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами должны научиться хорошо слышать и запомнить как их правильно писать. Итак, кто готов к тому, чтобы научиться?

V . Работа по теме урока.

Работа на интерактивной доске

-объяснение нового материала

-задания по теме (в диске)

VI . Работа в тетрадях.

Чистописание.

мм// сс// бб// лл// жж// пп//рр// нн//

Запишите в тетрадь строчные буквы

(Слежу за осанкой, вспоминаем правила письма)

VII . Физкультминутка.

VIII . Работа по учебнику.

I Х. Работа на карточках (работа в парах). Слайд №8

-Ребята, Дед Мороз нам принес подарки. А чтобы получить подарки нам нужно поработать по карточкам. Для этого пересядьте пожалуйста парами.

1 . Из данных слов образуйте словосочетания, используя слова для справок:

Слова для справок: вожжи, аллея, касса, класс

(Взаимопроверка с доски)

(Читают лексическое значение слова ) Слайд № 9

2. Впишите в предложения слова с двойными согласными, подходящими по смыслу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.

1. Организационный момент.

(Звучит музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского "Улыбка").

- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?

- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите на доску. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Разделите на слова и запишите полученное предложение (один ученик работает у доски). Какое предложение получилось? Что такое аллея?

- Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?

- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на первом слайде ).

- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).

- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полеченные знания?

3. Усвоение новых знаний.

- Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.

- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.

(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на втором-пятом слайдах ).

Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: анте нн а.

Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я . хо кк ей.

Во мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - . а кк уратный.

Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный . кла сс.

- Сколько лексических значений имеет слово класс? Какими источниками можем воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).

Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

5. Первичная проверка понимания.

2 задание: (работа в группах и парах).

(задание записано на листочках, лежит на партах).

Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, первое и второе предложение записать в тетрадь).

Ребята ловили для_____________ жучков и бабочек.

Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ______________ .

Папа послал бабушке поздравительную ________________ .

Ученики ждали учителя у дверей _____________ .

Задание для детей, работающих в группах: (восстановить деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).

тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.

объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.

ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции, для.

- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?

- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?

- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?

- Как вы думаете, почему?

6. Первичное закрепление. Дифференцированная работа (самостоятельная работа и работа по карточкам).

- Некоторые ребята работают по карточкам. Задание: составить и записать предложения со словами ссора, аккуратный, гиппопотам .

- Для детей, работающих самостоятельно на шестом слайде появляются слова:

Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.

Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.

После окончания работы выполняется взаимопроверка . На седьмом слайде появляются два столбика для проверки.

(При проверки составленных предложений, обратить внимание на слово гиппопотам ).

- Подберите синоним к данному слову. Где можно найти лексическое значение данного слова?

- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).

- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

3. Место, где продают билеты (касса).

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).

5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).

- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.

- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

- Достигли поставленных целей?

- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?

- Оцените свою работу. (на доске вывешены три кружочка: синий, зелёный, красный)

- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).

- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.

- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.


Двойные согласные

Правописание согласных состоит из 5 основных правил: 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах.

Двойные согласные в иноязычных словах

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами.

  1. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника и двойные согласные пишем в таких случаях по традиции, например: антенна, грамматика, колосс . Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке, например: аккредитив, апелляция, аппендицит, беллетристика, босс, гиппопотам, дилемма, индифферентный, иррациональный, колледж, коэффициент, пессимизм, симметрия, стеллаж, хлорофилл, эллипс, эссенция, эффект и другие.
  2. Однако с одной согласной пишутся слова: алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, волейбол, галерея, десант, десерт, дилетант, катар, лилипут, привилегия, продюсер, ресурсы, тротуар и др.
  3. В суффиксе -есс- пишутся два с ( поэтесса, стюардесса ), в суффиксе -ис- одно с ( актриса, директриса ).
  4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами обычно сохраняются, например: программа — программка, телеграмма — телеграммка, балл — девятибалльный, галл — галльский . Ср.: Каннский кинофестиваль, боннское правительство, Лозаннская конференция и т.п.
  5. Но в ряде слов, а также в уменьшительных собственных именах лиц в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например:

а) оперетта — оперетка, колонна — колонка, тонна — трёхтонка, финн — финк а (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-), финский;
б) Анна — Анка, Кирилл — Кирилка, Римма — Римка, Филипп — Филипка, Эмма — Эмка .

Удвоение согласных в русских словах

1. В корнях русских слов удвоение согласных встречается редко. Так, СС пишется в слове ссора , ЖЖ — в словах дрожжи, жужжать, можжевельник и в образованных от них родственных словах: поссориться, жужжание, можжевеловый, дрожжевой и других, а также в слове жжение .

2. Двойное Ж пишется в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут) с помощью чередования: жжешь, жжет, сожжёт и т.д. Сравните: возжечь — возжжённый, возжжёшь .

Примечание . При чередовании зг/зж, зд/зж пишется ЗЖ, а не ЖЖ (вопреки произношению), например: визг — визжать, приезд — приезжать .

3. Правописание Н и НН в разных частях речи.

4. В иных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставки и корня (например, рассказать ), корня и суффикса ( туманный ), и тогда написание слов подчиняется морфологическому принципу: мы сохраняем одинаковое написание каждой из морфем. Поэтому следует внимательно анализировать состав слова, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, поддержка, рассвет . Ср.: податься — поддаться. Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). — Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

5. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач (главный врач).

Примечание. В первой части сложносокращённых слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, корпункт .

Двойные согласные

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Тройные согласные в русском языке не пишутся: рассориться (= рас + ссориться).


УУД: Р. Формулировать и удерживать учебную программу.

  1. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в

П. Построение и рассуждения; построение логической цепочки.

Личностные результаты:

мотивация учебной деятельности , самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

1. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

Наш девиз: Шагаем вперед с друзьями вместе.

2. Актуализация знаний.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Чистописание.

-Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно.

В руки мы бинокль возьмем, а потом их развернем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем с легкостью писать.

пп лл мм бб нн жж пп рр сс

- Что необычного заметили в чистописании? (Мы прописывали двойные согласные)

– Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы)

- Можно ли проверить написание двойных согласных в слове орфографическим правилом? (Нет)

- Как называются такие слова? (Это словарные слова) , нужно запомнить.

Сегодня у нас с вами на уроке гости, а у меня будут помощники, которые будут помогать мне. Угадайте, кто это? Слайд 2.

1)Многим долго неизвестный Стал он каждому дружок. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень быстро и недлинно Он зовется … Чиполлино

2) Он и весел, и не злобен, Этот милый чудачок. С ним приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник, Медвежонок … Винни-Пух .

- Ребята, что можете сказать об этих героях? Почему именно их я выбрала к себе в помощники? Над чем будем работать сегодня? Сформулируйте тему нашего урока.

: (Удвоенные согласные) – Молодцы! Открытие нового знания!

На уроке помощники представили необычные слова. Они хотели удивить нас, а вот чем, не могли определиться. Слова с заглавной буквы-нет, с непроизносимыми согласными в слове-нет и решили они, что звук при произношении будет звучать долго. Не все слова согласились, поэтому в русском языке таких слов не много. И мы должны научиться писать правильно слова с непроизносимыми согласными.

Мы поставим перед собой вопросы, в течение урока должны дать ответ на них.

1)Как правильно писать слова с удвоенными согласными;

2)Как проверять слова с удвоенными согласными;

3)Как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую;.

- А как переносятся сова слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?(Одна буква остается на первой строке, вторая переносится на др). Посмотрите в транскрипции как выделяются звуки [с] –горизонтальная черточка сверху.

3. Словарная работа

Класс, аллея, хоккей, теннис, суббота, ссора.(Слайд 2-7)

Какую орфограмму подчеркнем? (как произносится звук?) (Долго)

Придумайте имена мальчику и девочке, где есть удвоенные согласные. (Анна, Алла, Жанна), (Кирилл, Филипп)

Прочитайте предложение (слайд 8)

Если в море много сора, в море может вспыхнуть ссора. Как проверим правильное написание слов? (По орфографическому словарю).

III. Работа по теме урока.

3.Работа по учебнику.

Откроем учебник, прочитаем правило. Стр.117

Упр. 188 устно. Объясните значение слов. IV . Физминутка активная.

V. Закрепление изученного.

Работа в паре.

Нам Винни Пух и Чиполлино прислали телеграмму, текст перепутан. Нужно составить рассказ. Работа в паре.

В, субботу, ребят, поехали, группа, за город, из нашего, класса. Кассе, купили, в, билеты, они, и вышли, на перрон. Все, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в.

Составить предложение из каждой строчки, потом рассказ.

– Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)

Прикрепить на доску и прочитать рассказ.

– Какие слова по теме урока встретились? (Выбрать слова с удвоенными согласными. Карточки разместить на доске)

Ребята, буквы однажды поссорились.

– Как вы думаете, почему? (Буквам – близнецам не хватало места на строчке. Они просто не хотели стоять друг с другом.)

Эти буквы – близнецы Удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А другой её начни,

Помирились наши жители и стали жить дружно,

– Что нужно посоветовать буквам, чтобы они не ссорились? (Правило переноса)

– Продолжим письмо слов с новой строки. Напомните правило переноса

Записать слова для переноса: Те-ле-грам-ма, груп-па, пер-рон, пас-са-жи-ры, кас-са, класс

VI. Ребята, удв. Согласные могут быть в любой части слова, мы с вами изучали однокоренные слова. Вспомним, что такое корень слова ? (Главная часть слова, в ней заключено общее лексическое значение слова или общая часть родственных слов).Кто может подобрать однокор. Слов к слову суббота? (субботний, субботник). Корень субб. Мы знаем, корень неизменяемая часть слова.

VII. Рефлексия .Покажите смайл, ваше отношение к уроку.

Читайте также: