План конспект урока информация и информационные процессы

Обновлено: 20.05.2024

Тема урока: Информация и информационные процессы.

предметная: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы их свойствах, формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

метапредменая: умения выделять главное, умение структурировать информацию, умение работать с различными источниками информации (схема, презентация, учебник);

личностная: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности .

Оборудование для педагога: конспект урока, доска.

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.

Организационный момент + мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы, формы, средства

Приветствуют педагога. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают дату и тему урока. Слушают педагога

М: организации по источнику восприятия, мотивация личности на дальнейшую деятельность.

Ф: фронтальная.

С: слово учителя.

Актуализация + изучение нового материала

А сейчас назовите при помощи каких именно органов чувств человек получает информацию:

• визуально (динамическая, статическая, текстовая);

• аудио (произвольные звуки, речь, музыка);

В разных научных дисциплинах и разных областях техники существуют разные понятия информации.

- в математике: информация – это сведения, которые человек создает с помощью умозаключений;

- в биологии: информация – это генетический код человека;

- в толковом словаре Ожегова информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Но есть общие черты, которые объединяют разные подходы к понятию информации. Информацию нужно:

создать, найти, собрать;

Из выше сказанного можно сделать вывод: Понятие информации во всех сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными. В общем случае понятие информации можно выразить так:

Любая информация имеет определенные свойства. К ним относятся: (слайд 3)

Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению.

Полнота – свойство информации исчерпывающе характеризовать отображаемый объект или процесс.

Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным пользователем.

Релевантность – способность информации соответствовать запросам пользователя.

Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности.

Актуальность информации – степень соответствия информации текущему моменту времени.

1 -а, 2- б, 3 -в, 4 - г, 5 - д, 6 -е, 7- ж

А теперь я предлагаю вам соотнести свойства информации с их понятиями и записать ответы к себе в тетрадь

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией?

После этого сообщить учащимся основные информационные процессы:

(слайд 4) В информатике к информационным процессам относят:

(слайд 5) Итак, информационные процессы - это последовательность действий, операций, производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для достижения цели (результата). Поговорим об этом подробнее.

Выделите главное понятие?

Для получения информации ее нужно для начала найти и систематизировать. Процесс поиска информации предполагает.

Поиск – процесс поиска информации, удовлетворяющей информационные потребности .(слайд 6)

Как вы понимаете поиск информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия поиск информации

Далее. Полученную информацию можно представить в разной форме. А именно:

текст на естественном языке в устной или письменной форме;

графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;

символы формального языка : числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Давайте теперь зададимся вопросом: каким образом человек хранит информацию?

(слайд 7,8)Хранение информации - Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.(слайд 8)

Как вы понимаете хранение информации? Какие носители информации существуют. Запись определения в тетрадь.

Различная информация требует различного времени хранения:

• автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;

• программу телевидения - неделю;

• школьный дневник - учебный год;

• аттестат зрелости - до конца жизни;

• исторические документы - несколько столетий.

В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

(слайд 9) В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и получатель информации : первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи .

Что в вашем понимании Передача информации? Запись определения в тетрадь. Запись схемы передачи информации.

Объясните как вы понимаете данную схему?

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

(слайд 10) Кодирование - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму удобную для передачи, хранения или переработки.

Декодирование - процесс обратный кодированию.

Источником аналоговой информации обычно являются различные природные объекты (н-р, температура, давление и влажность воздуха), объекты технологических производственных процессов (н-р, нейтронный поток в активной зоне, давление и температура ядерного реактора) и др.

(слайд 11)Обработка - это процесс изменения формы представления информации или её содержания.

Что в вашем понимании обработка информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия обработка информации.

(слайд 12) Защита – применение различных средств и методов, для обеспечения надёжности хранимой, передаваемой информации. Записывают определение в тетрадь.

Как вы понимаете что такое защита информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия защита информации.

А теперь давайте разберём с вами операции, которые можно производить с информацией. (студенты записывают понятия к себе в тетрадь, и объясняют как они понимают эти процессы по своему).

(слайд 13) Операции с информацией

Сбор – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;

Формализация – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме;

Сортировка – упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства их использования;

Фильтрация - отсеивание лишних данных; в которых нет необходимости принятия решений;

Архивация – организация хранения данных в компактной сжатой форме;

Защита – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты воспроизведения и защиты данных;

Преобразование – перевод данных из одной формы в другую;

Приём и передача – процессы осуществляемые между участниками информационного процесса;

Информация – это сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: беседа, лекция

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме

Развивающие:

Формирование умения осуществлять самоконтроль;

Развитие самостоятельности, внимательности, логичного мышления;

Формирование представления о компьютере как о среде обучения.

Воспитательные:

Формирование ответственности за работой на ПК;

Воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

План урока:

Ориентировочное время (мин.)

1. Организационный момент……………………………………………………..3

2. Начало урока, постановка целей урока……………………………………. 5

3. Объяснение нового материала……………………………………………….15

5. Закрепление материала……………………………………………………….15

6. Домашнее задание, подведение итогов проведённого урока……………….2

Ход урока:

Инфоpматика — это дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Понятие информации, классификация и свойства

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечки берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только своим заданным в генах маршрутом.

Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и ее передачи на огромные расстояния.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

· графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

· звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

· текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

· числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

2. Достоверность информации . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

· преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

3. Полнота информации . Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

6. Полезность (ценность) информации . Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

· имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

· имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Физминутка:

Закрепление.

Основные информационные процессы (действия с информацией)– хранение, передача и обработка.

Виды информации (по восприятию):

визуальная, аудиальная (звуковая), обонятельная, вкусовая, тактильная

Единицей измерения количества информации является бит.

Бит может хранить только одно из двух значений: 0 или 1.

Для измерения количества информации применяют не только биты, но и байты (1 байт равен 8 битам), Килобайты, Мегабайты, Гигабайты, Терабайты. Кило, Мега, Гига, Тера – греческие приставки, позаимствованные информатиками у физиков.

В одном Килобайте – 1024 байта, в одном Мегабайте – 1024 Килобайта, в одном Гигабайте – 1024 Мегабайта, в одном Терабайте – 1024 Гигабайта.

А теперь внимательно:

Передача информации — это процесс распространения информации от источника к приемнику через определенный канал связи.

На рисунке представлена схема модели процесса передачи информации:

ИСТОЧНИК-----> КАНАЛ СВЯЗИ ------> ПРИЕМНИК

Работу такой схемы можно пояснить на примере записи речи человека с помощью микрофона на компьютер.

Источником информации является говорящий человек.

Канал связи— провода, соединяющие микрофон и компьютер.

Приемник информации — жесткий диск компьютера.

Важной характеристикой современных технических каналов передачи информации является их пропускная способность — максимально возможная скорость передачи информации, измеряемая в битах в секунду (бит/с).

Объём переданной информации I вычисляется по формуле: I = V*t ,

где V — пропускная способность канала (в битах в секунду),

а t — время передачи.

А) Знать основные понятия урока

Б) Выполнить перевод единиц информации (в тетради, с решением):

1) Перевести 5 Мбайт в биты;

2) Перевести 16777216 бит в Мбайты.

1) Какое действие НЕ относится (по мнению информатиков) к главным действиям с информацией?

2) Чему равно количество бит в 1 Кбайте?

3) К какому числу байтов ближе всего 1 Мегабайт?

4) Какой из вкусов на самом деле вызван тактильными ощущениями?

5) Представьте себе, что вы услышали звонок на урок. К какому типу по способу восприятия относится данная информация?

- научится выполнять действия, выполняемые над информацией.

- воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости.

- развитие навыков работы с клавиатурой;

- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

3. Дидактические игры.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей рока.

2. Объяснение нового материала.

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются тысячелетия назад.

В наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

В информатике к информационным процессам относят:

  • Поиск информации;
  • Отбор информации;
  • Хранение информации;
  • Передача информации;
  • Кодирование информации;
  • Обработка информации;
  • Защита информации.

Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов. Поговорим об этом подробнее.

Поиск информации - один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

В широком смысле поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

Успех вашего выбора будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео-, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
• другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причём не только один раз, необходимо её хранить.

Хранение информации - процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.

Различная информация требует различного времени хранения:

• автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;
• программу телевидения - неделю;
• школьный дневник - учебный год;
• аттестат зрелости - до конца жизни;
• исторические документы - несколько столетий.

С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).

Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).

В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Под документом понимается информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum - свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).

Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.

Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации : первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи . Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

Рассмотрим следующий пример: при телефонном разговоре

кодирующее устройство - микрофон - преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;

канал связи - телефонная сеть (провод); декодирующее устройство - та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;

приёмник информации - слушающий человек.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики по теме "Информационные процессы" в соответсвии с учебником Босовой Л.Л.

Конспект урока информатики

Учитель – Кузьмина Светлана Анатольевна

Тип урока – изучение нового материала

Тема урока – Информационные процессы

познакомить учащихся с информационными процессами: получения и передачи, обработки и хранения информации

продолжить формирование знаний об информации, свойствах информации, видах информации

развивать психические качества учащихся: мышление (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умения применять знания на практике;

развивать познавательные умения (выделять главное, вести конспект);

развивать умения учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развивать волю, самостоятельность (инициативу, уверенность в своих силах, настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умение владеть собой и действовать самостоятельно).

воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям;

воспитывать эстетические взгляды.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены учебники, рабочие тетради, карандаш, ручка.
Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

настраиваются на урок

Работать на уроке мы будем по следующему плану:

3. Выполнение заданий по новой теме.

4. Самостоятельная работа.

5. Итог урока, д/з.

слушают, смотрят на презентацию

Актуализация знаний. (10 мин.)

Давайте вспомним, какую тему вы изучали на предыдущем уроке?

Итак, что такое информация для человека?

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников

Приведите примеры информации, т.е. некоторых ваших знаний.

приводят, например, я знаю, что сегодня на улице солнечно и т.д.

На какие группы можно разделить все знания?

на декларативные и процедурные

Какие знания называются декларативными, какие процедурными?

Дан перечень знаний. Разделите их на декларативные и процедурные.

- я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца

- я знаю, что река Кизил впадает в реку Урал

- я знаю, как варить борщ

- я знаю, что сметану изготавливают из коровьего молока

- я знаю, как связать шерстяные носки

- я знаю, как построить прямоугольный треугольник

Декларативные: я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца; я знаю, что река Кизил впадает в реку Урал; я знаю, что сметану изготавливают из коровьего молока.

Процедурные: я знаю, как варить борщ; я знаю, как связать шерстяные носки; я знаю, как построить прямоугольный треугольник

В каких формах может быть представлена информация?

числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео

Вставьте пропущенные слова: Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется … или … информацией

Изучение нового материала (15 мин.)

Правильно. Любой человек постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, смотрит кино, разговаривает с друзьями и т.д. Всякая такая деятельность называется информационными процессами. Эти процессы мы и будем сегодня рассматривать на уроке. Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Что мы можем делать с информацией?

Любая информационная деятельность человека сводится к выполнению трех основных информационных процесса: обмен информацией (получение и передача), хранение информации, обработка информации. Запишите в тетрадь.

Рассмотрим каждый процесс подробнее.

1. Обмен информацией

Очень часто любому человеку приходится участвовать в процессе обмена информацией, т.е. получать или передавать информацию. В каких случаях это может происходить?

Правильно. Такие средства связи называются каналами передачи информации.

Объясните по иллюстрациям процесс обмена информации.

2. Обработка информации

Самый распространенный пример обработки информации – решение математической задачи. Например, сколько ушей у трех мышей.

В чем заключается процесс обработки в данном примере?

Какие еще примеры обработки вы можете привести?

Молодцы, все правильно.

Так же разновидностью процесса обработки информации является процесс кодирования – преобразование формы представления информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. В качестве кодирования можно рассматривать телефон, телеграф, радио, компьютеры и др. А вы можете назвать примеры кодирования информации?

Еще разновидностями процесса обработки являются сортировка и поиск информации. Например, расположить сведения в записной книжке – сортировать ее.

3. Хранение информации

Храните ли вы какую-либо информацию?

А где вы ее можете хранить?

Правильно, в уме. А как вы считаете, это удобный способ хранения информации?

Да. Чтобы этого не произошло необходимо использовать какие-то средства или устройства для хранения информации. Знаете ли вы такие средства или устройства?

Люди хранят информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях, чаще всего – на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес или телефон, который вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник. Какую еще информацию вы помните всегда?

Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является обобщение и систематизация знаний по теме "Информация. Информационные процессы", формирование практических навыков применения информационных процессов, применение теоретических знаний к решению типовых заданий ЕГЭ.

План – конспект урока

Обобщение и систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”; формирование практических навыков применения информационных процессов; применение теоретических знаний к решению типовых заданий ЕГЭ.

Задачи урока:

Учебная – обобщение и систематизация знаний.

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.

Возраст учащихся: 10 класс.

Оборудование урока:

Компьютеры с операционной системой Windows XP.

Мультимедийный проектор. Экран.

Презентация к уроку,.

Тестовая программа My Test.

Дидактический материал:

1. Карточки с тестами, кроссвордами, условиями задач ЕГЭ.

2. Оценочные листы.

Организационный момент (1 мин).

1) 1 этап - Город эрудитов – актуализация знаний учащихся (6 мин.)

2) 2 этап - Город мыслителей (9 мин.).

3) 3 этап - Тестоград (8 мин.).

4) 4 этап - (15 мин.). Город знатоков

Бонусный этап – Город неразгаданных тайн (4 мин.).

Домашнее задание. (1 мин.)

Рефлексия деятельности. (1 мин.).

Подведение итогов (2 мин.)



1) 1 этап - Город эрудитов – (Актуализация знаний учащихся – Повторение в форме фронтального опроса - проводится с помощью презентации). (5 мин.)

















2) 2 этап - Город мыслителей (7 мин.).

Дидактическая цель: закрепить правильность выбора подходов (алфавитного, содержательного, технического и вероятностного) в решении задач.


Оценки выставляются в оценочный лист.

Задание: Решить задачу. В ключе выбрать правильные ответы, сопоставить им символы и получить слово.

Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?

Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?

Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?

Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?

Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?

Читайте также: