Конспект по биологии 7 класса внутреннее строение корня

Обновлено: 01.07.2024

— На прошлом уроке вам было дано домашнее задание — прид ум ать несколько

Для игры н у жен небольшой мягкий мяч. Учитель начинает и гру : бросает мяч одно м у из

учащихся и задает вопрос. Учащийся отв ечает на вопрос и броса ет мяч другому

учащемуся, задавая свой вопрос. Тот, поймав мяч , отвечает на вопрос и бросает мяч

следующему. Если кто - нибудь из учащихся затрудняется ответить на вопрос, ем у

помогают одноклассники, которые сидят за партам и. Так проходит два круга. Затем

можно и спользовать вопросы сидящих за партами у чащихся (если остались вопросы,

которые еще не были заданы). Учащиеся, н е ответившие н а вопросы, выбывают. Выявить

победителя может учитель, зад ав в кон це вопросы повышенной сложности или

• При каких условиях возможно формирование мочковатой к орневой системы у растений

• Какой тип корневой системы развивается у боль шинства расте ний песчаной пустыни?

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащ ихся

— Ка кой орга н рас тения мы начали изу чать на прошлом у роке? Где еще вы могли

— Оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, можно увидеть различные

клетки, которые и меют видимые отличия. Что это значит? Почем у так прои с ходит? Знаете

ли вы ответ на этот вопрос? А п очему в корн е такое большое количество разных тканей?

Чем отличаются друг от друга клетки в различных уч астках корн я и поч ему?

4.2. Демонстрация презентации. Учитель перечисляет и характериз у ет з оны к орня.

— это корневой чех лик. Под ним спрятана зона деления корня. Как вы д у ма ете, из какой

ткани построена эт а зона корня? (Из образовательной ткани) Зачем образовательно й

Верхушка корня покрыта корн евым чехликом, предох раняющим клетки зоны деления при

прохождении корн я сквозь почв у . Над чех ликом расположен гладкий у часток корня —

зона роста. Именно благодаря этой своей части корень интенсивно растет в длин у . Поч ему

же рост происх одит именно здесь, ведь в зоне делени я постоянно образ у ю тся новые

клетки? Они все время вытесняют вверх клетки, которые образовались раньше.

Поднимаемся по корню выше зоны роста и видим корневые волоски — тон чайшие

выросты клеток наружного слоя молодого корня. Теперь мы находимся в зоне всасывания.

Догадались, п очему так называется эта зона корня? Корневые волоск и п роникают между

самыми маленькими комочками п очвы и плотно прилипают к ни м. Эти волоски

всасывают находящиеся в почве водные растворы минеральных веществ. Именно поэтому

Наконец - то мы добрались до зоны проведения. На поверхности ничего особенного не

видно, вся работа идет вну три . Конечно, ведь снаружи к орень в этой зоне покрыт слоем

коры. Толстая кора н е может поглощать воду из почвы. Здесь к орень проводит воду ,

полученную в зоне всасывания, к верхним на дземным частям растения. Зона п роведен ия

постоянно удлиняется по мере роста корня. В старых корнях деревьев и в многолетних

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

корень таблица

корень

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена oбразoвательная ткань — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Клеточное строение корня

клеточное строение корня

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa — осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

строение корня

Видоизменения корней.

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Цель: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Задачи:

  • Образовательные: формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении;
  • Развивающие: развитие умений сравнивать объекты на примере строения мочковатой и стержневой корневых систем;
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Формирование УУД

  • Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Личностные действия – проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
  • Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
  • К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
    Познавательные – включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент (учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся).

Актуализация знаний

Целеполагание

Учитель: Давайте попробуем составить основные вопросы, которые будем рассматривать по нашей теме урока (предполагаемые ответы учащихся).

Исполнительный этап: объяснение учителя и выполнение исследования

Учитель: На Земле огромное разнообразие растений. В современном мире насчитывают около 350тыс.видов растений. И их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда и их отсутствием у некоторых растений. Тело первых наземных растений не было разделено на органы, оно состояло из ответвлений. Одни из них поднимались вверх – фотосинтезировали, другие прижимались к почве – поглощали воду и минеральные вещества. Далее некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням. Эта эволюция сопровождались изменением тканевого строения ответвлений. Образование корней позволило растениям занимать более сухие места обитания и образовывать высокие вертикальные побеги. Вспомните, на какие группы делятся все части высшего растения? (вегетативные и генеративные). Каким органом является корень? (вегетативным)

Учитель: Мы часто лечим кашель настойкой корня солодки, снимаем нервное напряжение настойкой корня валерианы, и таких примеров можно привести множество. Для приготовления блюд часто используют морковь и свеклу, но мало кто задумывается, что это корни растений. Оказывается, что корни растений играют значительную роль в нашей повседневной жизни, но какую же роль они играют в жизни своих обладателей – растений? (ответы детей – работа по слайду 4)
1) закрепляет растение в почве;
2) поглощает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества, необходимые для жизни растения;
3) в корнях могут откладываться запасные питательные вещества.

Учитель: Ребята, объясните смысл стихотворения.

Никто не видит, как сгорают корни.
И дереву до срока невдомек,
Что пошатнулся кряж его огромный,
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит ни в чем не уступая
Другим деревьям в золотом бору,
И та ж листва, и та же стать густая,
И тот же шелест листьев на ветру.
Но вдруг, заметим мы однажды летом,
Что листья стали мельче и не те.
Не по прямым, по косвенным приметам,
Мы узнаем о гибели корней.
Казним себя, по сердцу бьем наотмашь,
Что находясь вблизи, а не в дали
Не поспешили дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли.

Л.Татьяничева

Динамическая пауза (в середине урока)

Учитель: А сейчас мы немного отдохнем, проведём физминутку!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – сесть тихо на места.

+ гимнастика для глаз

Учитель: Почему сложно вырвать растение с корнем? (ответы детей). В течение всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения называется корневой системой.

Учитель: (слайд5) Посмотрим на рисунок и определим какие виды корней образуют корневую систему? (ответы детей) А теперь обратим свое внимание на таблицу, где представлены типы корневых систем (работа по таблице у доски).

Закрепление знаний

Учитель:Для того чтобы научиться различать типы корневых систем выполним небольшую практическую работу.

Учащиеся рассматривают гербарии растений с различной корневой системой, затем им даются образцы растений без справочных этикеток – дети должны самостоятельно определить принадлежность к мочковатой или стержневой корневой системе.

Вывод: Корневые системы бывают стержневые и мочковатые. Стержневая корневая система образована главным, боковыми и придаточными корнями. Главный корень хорошо выделяется среди других корней. От главного корня отходят небольшие боковые корни. Такая корневая система характерна для двудольных растений: одуванчика, моркови, розы и т.д. Мочковатая корневая система состоит в основном из придаточных и боковых корней. Главный корень либо быстро отмирает, либо не отличается по размерам от придаточных корней. Такой тип корневой системы характерен для однодольных растений: пшеницы, кукурузы, ковыля и т.д.

Учитель: Во время подготовки к сегодняшнему уроку я выяснила множество интересных фактов о растениях. Расскажу лишь о некоторых из них:

  • Общая площадь всех корней у одного растения ржи составляет 225м 2 , а площадь корневых волосков достигает 400м 2 .
  • На 1мм 2 поверхности корня развивается от 200 до 400 корневых волосков.
  • Для образования 1см плодородного слоя почвы в естественных условиях нужно 600-800 лет.
  • Ученые подсчитали, что из 1000л воды, которую поглощает растение, только 1,5-2л идет на питание. Остальные 998л используется растением для того, чтобы возместить потерю воды при испарении.
  • Установлено, что в золе некоторых растений засушливых местностей (например, в полыни) содержится в 40-150 раз больше золота, чем в почве.

Диагностика

Учитель:

1) Вспомним сведения, полученные сегодня на уроке и заполним карточки (учащиеся заполняют карточки для закрепления знаний – по вариантам)

2) Объясните следующие выражения (работа в группах по 4 человека):

– пустить корни
– корень зла
– в корне неправильно
– подрубить под корень

Домашнее задание (творческого характера): написать сочинение от имени корня

Рефлексия

— Ребята, как вы думаете мы выполнили задачу урока?
— Что нового для себя вы узнали?
— Было ли вам интересно?

Урок окончен (слайд 6). Всем спасибо за работу. Оценки за урок … (с пояснениями).

Источники:

Приложение

КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Какие корневые системы изображены на рисунке?

1) – _________________________________
2) – _________________________________

2. В стакан с растением на поверхность воды тонким слоем нальем подсолнечное масло. Растение завяло. Это произошло из-за недостатка . _____________________
3. Главный корень развивается из……. _______________________________________
4. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … __________________ корень.
5. Все корни растения составляют его …. _____________________________________

Часть А. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. У пшеницы корневая система мочковатая.
5. Корни, растущие от главного корня, называются воздушными.
________________________________________

Часть В. Рассмотрите рисунок. Подпишите основные части корневой системы.

1 – стебель
2 – _________________________________________________
3 – _________________________________________________
4 – _________________________________________________

Корень - это жизненно важный орган растения, с помощью которого оно крепится к почве и поглощает из земли необходимые для жизни питательные вещества. Здоровый и не поврежденный корень обеспечивает растение достаточным количеством полезных элементов и минералов.

Функции корня

  • осуществляет запас минеральных веществ;
  • вегетативное размножение;
  • участвует в процессе фотосинтеза;
  • выполняет дыхательные действия;
  • взаимодействует с микроорганизмами.

Рис. 1. Виды корней

Как устроены корни?

Внешнее

  • чехлик на кончике;
  • область с волосками;
  • ростовая, прилегающая к корневому чехлику;
  • проводящая, утолщенная вверху и прилегающая к стеблю.

Важно! При пересадке растений садоводы бережно и внимательно относятся к транспортировке подпочвенной части, делают это вместе с прилегающей землей. С поврежденными волосками вся растительная система может погибнуть.

Рис. 2. Типы корневых систем

Внутреннее строение корня

  • Область деления. В области деления клетки образовательной ткани создают кожицу, которая служит внешней оболочкой и выполняет защитную функцию. Участок окружен корневым чехликом. Клетки этой части корня постоянно делятся.

Важно! Клетка корня по своему строению ничем не отличается от клеточной ткани других видов в природе. В защитной оболочке находятся ядро, вакуоли с питательными веществами и протоплазма.

  • Зона роста или растяжения характерна тем, что клетки перестают делиться и проходят фазу активного роста. Этот участок отвечает за увеличение корня в длину для поиска полезных веществ в глубине почв. Зона гладкая, без волосков и дополнительных корней.

Важно! Старые участки корня покрываются особой пробковой коркой и не имеют волосков. Они перестают впитывать минеральные вещества и не принимают участие в питании растения.

  • Область всасывания представлена частью с волосками. Именно они отвечают за питание всего растения. Маленькие волоски всасывают воду и минеральные соли из почвы, как миниатюрные насосы. Данная зона занимает самую большую площадь всей поверхности корня.

Важно! Волоски выделяют слизистое вещество. Оно растворяет питательные соли почвы, когда частички земли прикрепляются к волосяным отросткам. Присоски впитывают необходимые вещества и кормят растение. Потому мы видим кусочки земли на корневище, когда выдергиваем растение из почвы.

  • Часть проведения является наиболее прочной и длинной. Она идет выше по корневищу к стеблю и имеет четко сформировавшуюся проводящую ткань. По клеткам этого отдела движется вода и другие питательные вещества в наземную часть растения (восходящий ток). Корню тоже нужны питательные и ростовые вещества, поэтому от стебля и листьев к нему поступают органические соединения - это нисходящий ток.

Рис. 3. Зоны корня

Корневая система

  • Основной либо главный . Растет и развивается эта часть из зародышевого корня.
  • Придаточные. Формируются на стеблевой части и могут расти также на листьях.
  • Боковые . Развиваются на основном и придаточных частях корня.

Рис. 4. Строение корневого волоска

Важно! У некоторых видов цветов развиваются контрактильные или втягивающие корни. Они относятся к придаточным, и призваны обеспечивать оптимальное прилегание к земле листов, правильное положение и заглубление корневой шейки.

Читайте также: