Информация в природе обществе и технике 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Информационные процессы в технике
Системы управления техническими устройствами. Функционирование систем управления техническими устройствами связано с процессами приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления могут выполнять различные функции. Например, такие системы могут поддерживать определенное состояние технической системы. Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и пр. Системы управления могут обеспечивать функционирование технической системы по заданной программе. Например, системы программного управления обеспечивают выбор режимов стирки в стиральной машине, записи в видеомагнитофоне, обработки детали на станке с программным управлением.
В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.

Роботы. Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления научных, производственных и других работ. Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют те или иные действия на основании заложенной в них программы обработки информации. Промышленные роботы обычно заменяют человека в тех отраслях производства, где требуется проведение утомительных и однообразных работ. В последние годы появились роботы, оснащенные органами чувств, аналогичными органам чувств человека, имеющие память и способные обрабатывать полученную информацию и осуществлять целенаправленные действия. Такие роботы могут работать дома, в больнице, на других планетах.
Информационные и коммуникационные технологии. В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Подключаемые к компьютеру периферийные устройства позволяют вводить информацию в компьютер в цифровой форме и представлять ее в форме, удобной для человека. для передачи информации по компьютерным сетям используются модемы и другие сетевые устройства.

Домашнее задание: §1.1.

Тема урока: Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Цель урока: дать понятия учащимся о кодировании информации.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

Работа над темой урока

Теоретическая часть.
Знаки: форма и значение. С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния. Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов. К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д. К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.
В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации. Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение. Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера. . Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ.
Знаковые системы. Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь, с другими познакомитесь в этом пункте. Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.). Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки, основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.
Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).

Генетический алфавит. Генетический алфавит является «азбукой, на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков (О, 1). Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса — О, есть импульс — 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации. Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния.

Кодирование информации .В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит ее кодирование.
Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность символов данной знаковой системы, то есть информационный код. Код состоит из определенного количества знаков, т. е. имеет определенную длину.
Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. Информация, представленная с помощью естественных и формальных языков, может быть выражена в форме устной речи или в письменном виде. Каждая форма представления использует особую знаковую систему, ориентированную на способ ее восприятия. Устная речь использует в качестве знаков набор звуков и рассчитана на слуховое восприятие. В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков, которые человек воспринимает с помощью зрения. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. В процессе преобразования информации из одной формы представления в другую происходит перекодирование информации.

Перекодирование — это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.
Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем, которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Домашнее задание: §1.2.

Тема урока: Количество информации.

Цель урока: дать понятия учащимся о количестве информации.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

Работа над темой урока

Так каждая цифра двоичного компьютерного кода несёт информацию в 1 бит. Количество информации в битах равно количеству цифр двоичного кода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информация в природе, обществе и технике

Познакомить учащихся с понятием информация, раскрыть особенности информации в природе, обществе, технике. Дать представление о том, что информационные процесс происходят в системах различной природы.

Развивать умение работать самостоятельно, в паре, коллективно.

Воспитывать самостоятельность, умение аргументировать свой выбор.

Планируемый результат

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Цели урока (от ученика)

оценивать и организовывать информацию

Формировать навык структуризации и систематизации данных.

виды информационных процессов;

примеры источников и приемников информации;

использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;

Освоить введение и форматирование текста

Основные понятия

Понятия: информатика, информация, свойства информации

Межпредметные связи

Ресурсы: - основные

- дополнительные

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

Компьютерный класс, программное обеспечение: офисный пакет (текстовый редактор ), проектор, презентация.

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Организовать своё поведения на уроке.

настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Ровно встали, улыбнулись, подтянулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок.

I этап. Организационный момент.

Регулятивные УУД волевая саморегуляция

II этап. Актуализация знаний. Вводная беседа.

Цель – постановка проблемы. Постановка цели урока.

Работать с информацией, представленной в форме неструктурированного текста.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

побуждающий от проблемной ситуации диалог

создание проблемной ситуации

Давайте попробуем дать определение учебному предмету, который мы изучаем. Что такое информатика? Что изучает информатика как наука?

Познавательные УУД

формулирование проблемы

выдвижение гипотез и их обоснование

Формирование способности выполнять разные виды чтения( беглое). Умение выделять информационный аспект задачи

побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

Какая трудность возникает при ответе на поставленный вопрос? (см. Приложение 1)

Трудно правильно сформулировать

побуждение к формулированию учебной проблемы

Какое понятие в этом определении является ключевым?

принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Какие будут ещё предложения?

Побуждение к гипотезам

Любые сведения об окружающем мире.

Подсказка к решающей гипотезе

В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира

Как тогда будет звучать тема нашего урока?

Информация в природе, обществе и технике

Подсказка к плану проверки

Давайте откроем учебник, стр. 9

Прочитать текст в учебнике стр. 9, абзац 1.

Побуждение к проверке

Как в физике понимают информацию? (см. Приложение 1)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с примерами размещения в тексте различных перечней

Работать с информацией, представленной в учебной и справочной литературе

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

III этап. Изучение нового материала.

Как вы считаете, живой организм является открытой или закрытой системой? Почему?

Личностные УУД. формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информ. деятельностью человека

Познавательные УУД формирование объектно-ориентированного мышления

Коммуникативные УУД умение использовать монолог

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться вводить и форматировать текст

Работать с информацией , представленной в учебной и справочной литературе

Участвовать в практической работе по созданию введению текста.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую работу по введению текста индивидуальную или в парах

IV этап. Закрепление изученного.

1. Составление таблицы. ( см. Приложение 1)

2. Выполнение практической части.

Какие вы знаете алфавитно-цифровые клавиши?

С какими правилами набора текста мы сегодня познакомились?

Какие элементы оформления документа добавляются автоматически

IV этап. Закрепление изученного.

Практическая работа индивидуальная или в парах (самостоятельная работа) за компьютером.

(См. Приложение 2)

По окончании работы учащиеся отчитываются о выполненном задании.

Личностные УУД формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность

Регулятивные УУД формирование умений выбора

Познавательные УУД формирование системного мышления

Коммуникативные УУД умение определять наиболее рациональную последовательность действий

V. Контролирующее задание

Осуществлять взаимный контроль

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать фронтальную работу по составлению рассказа

V. Контролирующее задание

ЗАДАНИЕ: отформатируйте текст на своё усмотрение, опираясь на правила русского языка

(См. Приложение 3)

V. Контролирующее задание

1. Что такое информатика?

2. Назовите основные свойства информации.

Личностные УУД формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Регулятивные УУД умение планировать последовательность действий

Познавательные УУД умение применять начальные навыки

Коммуникативные УУД умение использовать монолог и диалог

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Участвовать в подведении итогов урока, давать самооценку своей работе

Организовать подведение итогов урока

Задать домашнее задание на закрепление изученного материала

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Посмотрите, так ли вы сделали. ( Приложение 4)

-Какие вы допустили ошибки, почему.

- Какое ключевое понятие можно выделить в определении информатика??

- В чем различие между открытой и закрытой системой?

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Личностные УУД формирование критического отношения к информации

Регулятивные УУД способность к волевому усилию

Познавательные УУД умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности

Коммуникативные УУД умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения

Приложение 1

Презентация (показывается по ходу урока)

Приложение 2

Создайте файл Microsoft Office и наберите текст согласно образцу. Отформатируйте текст. Сохраните файл под именем с вашей фамилией с папке 8 а класс.

Ввод и форматирование текста:

Вот и закончилось лето. Наступил первый день нового учебного года. Все лето мы отдыхали: бегали, играли, купались. Теперь пришла пора потрудиться, ведь учеба – нелегкое дело! Зато приятно встретиться с одноклассниками. Все загорели и подросли.

Приложение 3

Наберите и отформатируйте текст, согласно правилам.

Приложение 4

Вот так должно получиться.

В последнее время работать с информацией человеку все чаще помогает компьютер.

Краткое описание документа:

"Выдержка из материала:

  1. Развивать умение работать самостоятельно, в паре, коллективно.
  2. Воспитывать самостоятельность, умение аргументировать свой выбор.

Межпредметные связи: Физика

Ресурсы:

Компьютерный класс, программное обеспечение: офисный пакет (текстовый редактор ), проектор, презентация.

Какая трудность возникает при ответе на поставленный вопрос? (см. Приложение 1)

Как тогда будет звучать тема нашего урока? Давайте откроем учебник, стр. 9

Как в физике понимают информацию? (см. Приложение 1)

IV этап. Закрепление изученного.

- Какие вы знаете алфавитно-цифровые клавиши?

- С какими правилами набора текста мы сегодня познакомились?

- Какие элементы оформления документа добавляются автоматически(Ответы детей).

V. Контролирующее задание

ЗАДАНИЕ: отформатируйте текст на своё усмотрение, опираясь на правила русского языка (См. Приложение 3)

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Посмотрите, так ли вы сделали. ( Приложение 4)

-Какие вы допустили ошибки, почему.

- Какое ключевое понятие можно выделить в определении информатика??

- В чем различие между открытой и закрытой системой?

Создайте файл Microsoft Office и наберите текст согласно образцу. Отформатируйте текст. Сохраните файл под именем с вашей фамилией с папке 8 а класс.Ввод и форматирование текста:Вот и закончилось лето.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 271 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.12.2013 5955
  • DOCX 2.1 мбайт
  • 40 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юлия Юрьевна Тухфатулина. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Информатика - это наука, которая занимается сбором, обработкой и хранением информации с помощью компьютера.

На современном этапе масштабы использования информации являются одним из основных признаков развития общества. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации стремительно возрастает.

Под информационным обществом понимается такое общество, которое характеризуется высоким уровнем компьютеризации, большим объемом информации, передаваемой при помощи электронных средств связи, и экономикой, в значительной степени определяемой свойствами информации.

Сегодня информационные технологии находят применение в промышленности, торговле, управлении, образовании, медицине, науке, быту и т.д. Широкое использование информационных технологий (в частности, компьютерных) в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу формирования информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения научных, познавательных, деловых, производственных и других задач. Работа с информацией в современном обществе становится главным содержанием профессиональной деятельности.

Информационная деятельность человека сводится к восприятию; запоминанию или сохранению в записях полученной информации; ее обработке и как следствие этого к получению (синтезу) новой информации; а так же к передаче полученной и обработанной информации другим людям. Т.о. выделяют три разновидности информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Для информатики информация – это общенаучное понятие, включающие в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Обмен информацией происходит между живой и неживой природой, в живом и растительном мире и даже на генном уровне.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение изображения в телевидении, ошибки при передаче в телеграфе и т.д. Эти помехи ( шумы ), искажают информацию. Наука, разрабатывающая способы защиты информации, называется криптология.

Для каждого действующего канала связи существенной характеристикой является его пропускная способность , т.е. максимальное количество информации, которое может быть передано по этому каналу в единицу времени, а так же помехозащищенность— показатель, который показывает насколько передаваемая информация защищена от искажения.

Информацию, подготовленную для обработки на ЭВМ, называют данными. Данными могут быть числа, тексты, рисунки, графики, разнообразные таблицы и списки. Саму же информацию подразделяют на: общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую и т.д.; на постоянную (статическую) и динамическую (переменную); на первичную, производную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и недостаточную; на полезную (истинную) и ложную и т.д. и т.п.

В технических устройствах хранения, передачи и обработки информации для ее кодирования часто используются алфавиты, содержащие лишь два различных знака. Например, точка и тире при использовании азбуки Морзе, наличие напряжения или его отсутствие при циркуляции информации в электронных приборах. С математической точки зрения все такие технически различные воплощения алфавита из двух символов можно считать одинаковыми, отождествив, например, один из символов с нулем, а другой с единицей. Алфавит из двух символов называют двоичным и говорят о двоичном представлении информации. При таком представлении буквы, цифры и любые другие символы изображаются двоичными словами - последовательностями из нулей и единиц.

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб

1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб

1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб

Возможность измерить количество информации очень важна как с теоретической, так и с практической точки зрения.


Содержимое разработки

Урок информатики в 8 классе

Цель урока. Учащиеся должны знать:

понятие информатики как науки;

понятия – информация, энергия, вещество, носитель информации, сигнал;

свойства и виды информации;

понятие информационные процессы.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры различных видов информации и ее свойств;

приводить примеры различных носителей информации;

приводить характеристику свойств информации на примерах;

Задачи урока:

образовательные:

систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные ими на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов по вопросам, связанным с информацией;

стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания и речи учащихся;

развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

расширение кругозора учащихся;

воспитательные:

воспитание дружелюбного отношения друг к другу;

создать условия для реальной самооценки учащихся;

воспитывать уважение к знаниям, науке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный - эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения.

Общее время: 40 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оргмомент – 1 мин.:

беседа с дежурным;

3. Презентация темы – 20 мин.:

и охраны труда в кабинете информатики;

предмет изучения информатики;

вещество, энергия, информация – фундаментальные понятия современной науки;

различные подходы к определению информации;

носители информации; сигнал;

информационные процессы в живой природе, обществе, технике.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5. Закрепление – 10 мин.

7. Заключение – 2 мин.

8. Задание на дом – 1 мин.

1. Оргмомент: Здравствуйте.

3. Презентация темы:

Предмет изучения информатики

Учитель: Окружающий мир очень разнообразен и состоит из огромного количества взаимосвязанных объектов. Чтобы найти свое место в жизни, ребенок с раннего детства вместе с родителями, а затем с учителями шаг за шагом познает это многообразие. В школе человек приобретает знания, которые накопило человечество за многие тысячелетия. Каждая дисциплина помогает познать мир с позиции своей области знаний.

Так, на уроках географии изучаются географические объекты и процессы, происходящие на планете Земля, а уроки истории знакомят с этапами развития человеческого общества. Объектами изучения биологии являются представители живой природы: растения, животные, человек. На уроках физики изучаются физические свойства объектов и физические процессы, а на уроках химии – химические свойства объектов и химические процессы. Таким образом, формируется физическая, биологическая, историческая и другие картины мира.

Чтобы свести эти представления в единое целое, надо попытаться найти что-то общее во всем этом многообразии. Этим общим является информация. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира. Очень важно, чтобы человек научился воспринимать мир, получая и обрабатывая для этого необходимую информацию об объектах и информационных процессах. Поиском решения данной проблемы и занимается информатика (слайд 2).

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одной стороны она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой – систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой. Информатика отвечает на вопрос КАК.

Как принимать и хранить информацию?

Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?

Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?

Как управлять техническими средствами с помощью программ?

К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке.

Ученик: Информация для меня это различные сведения.

Учитель: Приведите примеры информации в неживой природе, в биологических системах, в технических устройствах, в жизни общества.

Ученик: Окаменелости; предметы быта, украшения, найденные на раскопках; гены; список контактов в мобильном телефоне; исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей.

Учитель: Информация – от латинского informatio – сведения, разъяснения, изложение (слайд 4).

В зависимости от области знаний существуют различные подходы к определению информации (слайд 5).

Под информацией в быту понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в теории информации понимают те сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность. По определению К. Шеннона, информация – это количественная мера устранения неопределенности (энтропии).

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера, понимают ту часть знаний, которая используется в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Под информацией в документалистике понимают все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

Активной сферой применения информации является генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации — код биосинтеза белков, представленных в цепочках ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.

В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимают сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.

С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация — это то, что поступает в наш мозг из различных источников и разных формах, образует структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, заставляет переживать, восторгаться, презирать и негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию, которую говорящий сообщает особой тональностью разговора, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т. д.

Информация нужна человеку не вообще, а конкретно и в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.

Поэтому, наиболее общим будет следующее определение: информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов (слайд 6).

Носители информации

Учитель: Человечество прошло большой путь развития и при этом придумало различные средства для хранения информации. Назовите эти средства.

Ученик: Наши древние предки оставили нам информацию о себе в виде наскальных росписей пещер, где они обитали. Затем появились глиняные таблички, дощечки, папирус, пергамент, бумага, …, оптические диски.

Учитель: Информация всегда связана с материальным носителем (слайд 7) .

Носитель информации – это среда для записи и хранения информации.

Носителем информации может быть (слайд8) :

любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, классная доска, звездная пыль, мусор на полу и т. д.);

волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение) и т.д.;

вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа и т. д.;

машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски и т.д.

К современным носителям информации человек предъявляет высокие требования – большая информационная емкость, компактность, мобильность, возможность перезаписи хранящейся информации, надежность, долговечность.

Сигнал – физический процесс, имеющий информационное значение.

Виды информации

Учитель: Информация может быть представлена различным образом (слайд 9).

Какие типы или виды информации можно выделить (слайд10):

Во-первых, по способу восприятия информации (слайд 11).

У человека пять органов чувств, пять каналов поступления информации (слайд 12):

зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относится и текстовая, и числовая, и графическая;

слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;

обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленный;

осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств (слайд 13). Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств.

Следует отметить, что органы чувств человека получили названия анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.

Для животных значимость того или иного органа чувств различна (слайд 14). Например, для собаки, лисы и других животных основная информация та, которая попадает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами. Для волка (слайд 15) ведущую роль играет обоняние, именно оно позволяет ему найти след жертвы. А крот без тонкого осязания вряд ли смог бы жить под землей. Орлу без острого зрения нельзя – умрет с голоду. Одним словом, у каждого вида животных сильнее развит какой-то орган чувств, тот, который отвечает его образу жизни.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления (слайд 16) .

Текстовая информация, например, текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информация, например, таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще используется комбинированная форма представления информации.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а числовая и текстовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

Музыкальная (звуковая) информация.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображениями и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации информация может быть (слайд 17) :

личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;

общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т.е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;

эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;

специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.

Возможна также классификация информации и по другим признакам, например:

по отношению к территории (слайд 18) – федеральная, региональная, местная, относящаяся к юридическому, физическому лицу, смешанная;

по предметной области, по характеру использования (слайд 19) – статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная и т. д.

Свойства информации

Учитель: Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения. Рассмотрим свойства информации, т.е. ее качественные признаки (слайд 20):

1. Объективность информации. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта или знания конкретного субъекта.

Субъективная информация, напротив, зависит от мнения высказывающего ее человека (слайд 21).

2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принимать правильные решения.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация);

искажение в результате воздействия помех;

когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается.

3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения (слайд 22).

Например, мечта любого историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

5. Полезность (ценность) или бесполезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или опровергает частично или полностью более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Понятность (ясность) информации. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя (слайд 24).

4. Физкультминутка. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся, и выполним следующие упражнения: (слайд 25)

Упражнение первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.

Упражнение второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упражнение третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Закрепление. Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите (слайд 26), в каком виде представлена информация в следующих примерах (см. таблицу 1).

2. В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.

На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

Читайте также: