Без вышивки в доме не обойтись изо 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Определить значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.

Оборудование и материалы
- Фотографии вышивок.
- Формат А3, карандаши.

ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
- Что такое народное искусство?
- Что относится к предметам народного быта?
- Каким образом украшали предметы быта?
- С какой целью раньше применяли узоры? (в качестве оберега)

Закрепление:
- Какие цвета доминируют в узорах русской вышивки?
- Какие узоры-символы продолжают жить в современной вышивке?
- Почему в век технического прогресса вышитые изделия в доме по-прежнему радуют нас своей красотой и вызывают желание заняться рукоделием?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.
Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции – творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения.
Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисуется схема расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему квадрату – как кому нравится. В центре квадрата можно изобразить цветок или даже букетик. (намечается в центре звездочка. Дальше, дается возможность детям свободно придумывать свою композицию).

Выполнение работы:
Обратить внимание на особенности шва в изделиях, украшенных вышивкой тамбурным швом (контурный рисунок);
Наметить на формате квадрат по размеру в соответствии с форматом;
Разделить квадрат на две или четыре равные части (по диагонали);
Создание симметричной композиции (варианты композиций).
5. Итог урока.
Анализ работ
Компановка;
Размер изображения в соответствии с размером формата;
Композиция;
Симметрия.
15 

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " предназначена для учащихся 7 класса. Учащиеся знакомятся с народным искусством - материальным и духовным богатством. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым.

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Выы́ шивка — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

С давних времен женщины украшали свои наряды различной вышивкой, а для обработки края изделия использовали московский шов. Изначально только обеспеченные люди могли вышивки. себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками. И только с 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения так и началась история

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Когда вышивали крестом красной нитью на белой ткани, то это было символом земли, которая вобрала в себя живительную энергетику солнца.

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Презентация по изобразительному искусству на тему "Без вышивки в доме не обойтись . " (7 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему

Славянская вышивка, которая выполнялась, в основном, крестом, использовалась в качестве оберега. Это очень старинная вышивка. Каждая деталь была наполнена определённым особенным смыслом. Орнамент очень разнообразен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Определить значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства .

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности; развитие глазомера, точности;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

- воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование и материалы

- Формат А3, карандаши.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Подведение к теме.

- Что такое народное искусство?

- Что относится к предметам народного быта?

- Каким образом украшали предметы быта?

- С какой целью раньше применяли узоры? (в качестве оберега)

В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи – и сами их украшали. Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.

Большое значение для крестьян имело полотенце.

В далёком прошлом в крестьянском доме полотенце предназначалось для украшения дома или костюма по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий. Такое праздничное полотенце отличалось от обычного, каждодневного полотенца-утиральника. Оно изготовлялось из белого тонкого домашнего холста. Концы полотенца украшались вышивкой, ткаными узорами, лентами, кружевом. При постоянной ширине 39-42 см его длина могла достигать 500 см.

Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…” – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.

Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба.

Существовал обычай: если в деревне случались мор или падение скота, верным спасением считали так называемое обыденное полотенце, которое вышивали всей деревней, всем миром в один день или в одну ночь в надежде, что оно избавит от беды.

Вера в светлое предназначение полотенца определяла его особое место в жизни русской деревни. Оно было обязательным предметом многих обрядов: при рождении ребёнка, свадебных, погребально-поминальных.

По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе. Количество полотенец, качества полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенцами одаривались родственники жениха, участники свадебного торжества. Ко дню своей свадьбы девушке приходилось заготавливать до ста полотенец.

- Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?

(Древо жизни, птицы, знаки воды, знаки земли).

Про неё сложили загадку:

Красочные узоры полотенец вносили особый, торжественный настрой в праздничную обстановку дома. Преобладал красный цвет.

- Что в народном представлении означал красный цвет?

Выразительность вышивки связана с тем, какими швами она выполнена (вышивка-роспись, гладь, цветная перевить, вышивка полукрестом и косичкой, тамбурный шов).

Узоры вышивки были связаны с культом солнца и неба, должны были являть собой солнце и небо, быть священными, божественными изображениями или знаками-символами. Вышивка в каждом из промыслов имеет свои характерные особенности, вышитые узоры поражают самобытной красотой, разнообразием вариантов узоров.

- Какие цвета доминируют в узорах русской вышивки?

- Какие узоры-символы продолжают жить в современной вышивке?

- Почему в век технического прогресса вышитые изделия в доме по-прежнему радуют нас своей красотой и вызывают желание заняться рукоделием?

IV . Самостоятельная работа учащихся.

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.

В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции – творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения.

Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисуется схема расположения узора) , но можно нарисовать узор и расположенным по всему квадрату – как кому нравится. В центре квадрата можно изобразить цветок или даже букетик. (намечается в центре звездочка. Дальше, дается возможность детям свободно придумывать свою композицию).

Обратить внимание на особенности шва в изделиях, украшенных вышивкой тамбурным швом (контурный рисунок);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Мой дом – моя крепость”.

Цели и задачи урока:

.углубление знаний в области графического дизайна архитектуры

Вид урока:

Средства обучения

Репродукции, инсценировка, пословицы, стих

Объекты работы:

Форма проведения

  • Проблемная дискуссия с выдвижением проекта своего дома.

Этапы работы

  • Класс делится на 3группы: каждая из групп работают над проектом предложенного эскиза дома.

Опережающее задание

  • В чем смысл выражения “Мой дом – моя крепость”?
  • Предложите свой вариант строительства дома для нашего времени.
  • Какой дом построил бы я?

Ход урока

Этапы урока

Беседа

Каждый человек должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, что значит построить дом.

Олеся (стих)

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Давайте же определим с вами , какая тема сегодняшнего урока ?

- (Мой дом-моя крепость)

(1. Жилое здание, строение)

(2. Дом — это крыша над головой, Мы должны быть благодарны древним людям за такие придумки и постройки. Ведь, если вспомнить, начиналось всё с малого: подземные жилища, потом — жилища, немного уже напоминавшие домики. Дом — это необходимое понятие в нашей жизни.)

  • Для чего нужен дом?(1. Дом – это место, где можно укрыться от всех бед, несчастий и горестей. Согреться, одеться, умыться, отдохнуть — всё это можно сделать только в собственном доме.)
  • В чем смысл дома в жизни человека?
  • Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни.)
  • (Оформление доски)

Дом вести – не рукавом трясти.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

Дом с детьми – базар, без детей – могила.

Дома стены помогают.

Дом без хозяина – сирота.

Не бойся, что дом остынет, бойся, что сердце остынет.

Создание проблемной ситуации

- Какой нужно построить дом, чтобы он был безопасным, удобным и радовал глаз?

- Где бы мы ни жили, в городе или деревне, без дома нам не обойтись. Кто-то живет в городской многоэтажке, у кого-то бревенчатый дом с печкой. Трудно сказать, какое жилище лучше. Каждый дом удобен по-своему, и у каждого есть свои недостатки.

Инсценировка “В каком доме лучше жить?”

Одноклассники Дима и Эдик возвращались из школы. Дима остановился около высокого многоэтажного здания.

- Вот и мой дом, — сказал Дима, — может. В гости зайдешь?

- Слушай, ты живешь в этом доме? — спросил Эдик.

- Да. Сейчас моя семья переехала сюда, в многоэтажку. В раньше мы жили в Сосновке, в маленьком деревянном доме с печкой.

- Ну, надо же! – воскликнул Эдик. – Не представляю, как ты там жил, это же неудобно: ванны нет, душа нет, вместо водопровода – колодец, печку надо топить, туалет на улице… Наверное, рад до смерти, что переехал?

Диалог прерывается, учитель предлагает детям высказать свое мнение, затем инсценировка продолжается

- Не скажи, — возразил ему Дима. – Я порой очень скучаю по прежнему дому. У нас во дворе была баня, где мыться- одно удовольствие. Никакая ванная с ней не сравниться! Печка мне тоже нравилась: натопил ее в любое время – в доме тепло. А здесь батареи включили, когда уже все жильцы замерзли и простудились. Окна моей многоэтажки выходят на большой проспект – шум, гам, запах бензина! В деревне рядом с домом – свой сад, огород, цветы, чистый воздух… Конечно в многоэтажном здании множество удобств, которые в деревне мне и не снились, но иногда очень хочется снова пожить в старом деревенском доме.

- Вот уж не думал, что ты так будешь скучать по сельской жизни. Я вот вырос в городе и не представляю, как можно жить без городских удобств.

- Знаешь, есть одна пословица” “Каждый кулик свое болото хвалит”. Просто мы привыкли к своим домам и считаем их лучшими!

Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо?

Я размещаю на доске “брёвна”, на которые крепим написанные слова. В результате выстроен “ДОМ”. На крыше написано слово ТЕПЛО.)

Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло.

Соберите в ладони своё т е п л о. Пусть его будет м н о г о. Почувствуйте э т о т е п л о. Поделитесь своим теплом друг с другом.

  • Я обращаюсь к Вам с просьбой внести свои предложения, как надо или какой надо построить дом, чтобы уберечь его от несчастья.
  • Совсем скоро вы станете взрослыми людьми и будете строить свой дом. Мне бы очень хотелось, чтобы ваш дом отличался от других , чтобы вам в нём было тепло и уютно.
  • Я предлагаю вам эскиз, и каждый из вас вложит свою изюминку.

Класс произвольно делятся на 3 группы, и каждая группа после разработки и обсуждения предлагает свой вариант дома и обосновывает свой проект.

Взаимопрезентация

Я предлагаю учащимся продемонстрировать свои проекты домов и постараться обнаружить в них аналоги (соответствия) и нововведения в конструкциях, позволяющие избежать негативных влияний природы.

Рефлексия (закрепление, обобщение)

Учитель:

  • Выразить пятью существительными свое отношение к уроку;

(Дом, Родина, Любовь, Мир, Жизнь)

(Деревянный,срубленный, саманный двухэтажный, “полукаменный”)

  • Выразить пятью глаголами свое отношение к теме урока.

(Познакомиться, обсудить, разработать, показать, обсудить)

  • Сформулировать одним предложением восприятие урока.

(Интересный, познавательный, необычный урок)

Подведение итогов.

Домашнее задание. Разработать такой элемент интерьера, который ты смог бы сделать на уроке своими руками, где указать материал, из которого он будет изготовлен, его предназначение и инструменты, которые необходимы для изготовления.

Читайте также: