Классный час день народного единства 3 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Задачи:
1. Познакомить учащихся с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
2. Рассказать детям о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьников.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему завтра во всей стране выходной день? (праздник народного единства)

- К чему призывает нас этот праздник? (напомнить о том, что мы единый народ)
- Ребята, суть дня народного единства состоит в том, что этот день, проникнутый идеями согласия, сплочения общества, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
- Как вы думаете, для чего нам нужно единство? (чтобы все вместе стоять на защите нашей Родины)
- Ребята, что нам поможет сформулировать понятие единство? Ведь это такое сложное слово (толковый словарь)

Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

1. Общность, полное сходство взглядов.

2. Цельность, сплочённость нации.

​​​​​​​ 3. Неразрывность, взаимная связь.

2. Историческая справка.
День народного единства был утвержден в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, а также приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.

t1604232114aa.jpg

В начале 17 века на Руси царила Смута, в стране, измученной распрями, войнами, иноземными захватчиками, не было правителя - царь Федор I не оставил наследника. Народ, разграбляемый разбойниками и иностранцами, голодал. Русь находилась на грани развала и могла потерять независимость.

Часть русских земель, в том числе Москву, захватили польские интервенты. В 1612 году в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским созвали народное ополчение и смогли освободить от них столицу. Благодаря этому в следующем году был выбран царь Руси из новой династии – Романовых, и Россия постепенно стала выходить из Смуты.

Так российский народ, сплотившийся воедино вокруг двух предводителей, смог отстоять независимость собственной страны. Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества и сплоченности народа.

Суть данного классного часа: дать понять всем, что россияне — это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство; те подвиги, которые совершили Пожарский и Минин, не должны забываться в наше время.

- А сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент о нашем государстве

Вопросы после просмотра:

1. Что нового вы узнали о нашем государстве?

2. Сколько наций проживает в России?

3. Кто и какие подвиги или достижения совершал в Российской Федерации?

3. Практическая работа

t1604232114ab.jpg

- Ребята, а давайте мы сегодня наш классный час сделаем творческим. Я попросила вас приготовить ваши папки по технологии. Прошу достать картон цветной, ножницы и простой карандаш. Напомните, как нужно обращаться с ножницами? (дети называют технику безопасности при работе с ножницами)

- Работа будет простая. Выберите лист картона, любого цвета. Приложите свою ладошку и обведите простым карандашом. Аккуратно вырезаем по нарисованному контуру.

- Напишите на своей ладошке фломастером пожелания в честь этого праздника, можно использовать цитаты из просмотренного видео.

Цель: формировать чувство гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г., познакомить с героями Отечества (Мининым и Пожарским);
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.


1. Организационный момент
Внимание свое включай.
Классный час наш начинай.
Сквозь века пролетай,
Историю запоминай.
Постарайся все понять,
Про страну свою узнать.

В словаре С.И.Ожегова написано: «Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-чего – нибудь, какого-то события.
В такой день по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

Работа в группах.
- А какие праздники вы любите больше всего?
- Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?
- У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы.

День учителя, День Конституции, День матери, Дни рождения, День Победы, День водителя,
День металлурга, День защитника Отечества, День смеха, День семьи, любви и верности

- Какие же группы мы выделим?
1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, крещение ребенка).
2. Профессиональные (День учителя, День водителя, День металлурга).
3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).
4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).

- Есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации?

- Сегодня мы окунемся в историю нашего народа и узнаем, какой пример взаимной помощи показали наши предки и почему мы сейчас празднуем государственный праздник.
Название этого праздника Вам необходимо расшифровать.

арНмсАРдОлдДсуНоеОяГмО
3 слово - Расшифруй формулу: 1-ица+ствол-ол+а
На доске появляются отгаданные слова:
День народного единства

3. Основная часть
Вступительное слово учителя:
- Мы являемся свидетелями того, что время идёт вперёд, многое меняется в жизни нашего общества. Какие-то праздники перестают быть актуальными, а другие появляются и возрождаются. Так и появился новый праздник “День народного единства”.Этот праздник мы стали отмечать с 4 ноября 2005 года, хотя события, которые легли в основу этого праздника, произошли более 400 лет назад. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
- Вам интересно, какой подвиг мы чтим в этот день?
- Тогда предлагаю не медлить, а скорее перенестись в те времена, когда люди перемещались на повозках, а не на автомобилях, когда страной управлял царь, а не президент, когда народ защищали ополченцы, а не полиция, когда на нашу Родину часто нападали враги и хотели ее захватить.

Рассказ подготовленных учеников
Ученик 1:
Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена вражды .Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Ученик 2:
В 1612 году в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом. Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Ученик 3:
Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско. Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Ученик 4:
По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на выступление против врагов.
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Три дня обращались с молитвой к Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Ученик 5:
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей. Москва была освобождена. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия"
А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

4. Заключительная часть
Вы окунулись в историю нашей Родины, узнали о тех страшных временах, которые стали основой Дня народного единства, прониклись духом единства и героизма. А теперь настало ваше время доказать предкам, что их усилия не прошли даром. Настало ваше время показать умение объединиться и действовать как одна сила, как одна команда.

2 группа
Найдите и исправьте ошибки в тексте:
В 1612 году на Россию вторглись войска литовского и шведского королей Над страной нависла смертельная опасность.
Возглавить войска согласился Юрий Пожарский. Войско во главе с Пожарским двинулось к Нижнему Новгороду и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. Пять месяцев осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
5 ноября 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей. Москва была освобождена. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству

3 группа
Соберите пословицы из слов:
На карточках записаны части пословиц, ученикам необходимо их собрать, прочитать и объяснить. Дополнительное задание: привести примеры своих пословиц.

его свобода, В единстве народа, не знающий единства, народ сильный единством, с нуждой дружит, народ, со счастьем дружит.

Ответ:
1. В единстве народа – его свобода.
2. Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит.

4. Итог занятия
Учитель:
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой стороне совершались подвиги. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. Родина и единство. Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, но после каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Праздник, посвященный Дню народного единства - это не только праздник изгнания врагов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.

Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку тем, с кем бы вы хотели это сделать. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формировать чувство гражданственности и патриотизма.

- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г., познакомить с героями Отечества (Мининым и Пожарским);

- расширять кругозор учащихся;

- развивать умение делать выводы, обобщать): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Ход занятия

1. Организационный момент

Внимание свое включай.

Классный час наш начинай.

Сквозь века пролетай,

Постарайся все понять,

Про страну свою узнать.

День Рождения, Новый Год, 8 Марта, 1 Сентября.

- Как одним словом назвать выражения? (Праздники)

- А что такое праздник?

- У нас есть возможность обратиться к словарю. Давайте найдем толкование слова "праздник".

В словаре С.И.Ожегова написано: «Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-чего – нибудь, какого-то события.

В такой день по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

Работа в группах.

- А какие праздники вы любите больше всего?

- Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?

- У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы.

День учителя, День Конституции, День матери, Дни рождения, День Победы, День водителя, День металлурга, День защитника Отечества, День смеха, День семьи, любви и верности.

- Какие же группы мы выделим?

1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, крещение ребенка).

2. Профессиональные (День учителя, День водителя, День металлурга).

3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).

4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).

- Есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации?

- Сегодня мы окунемся в историю нашего народа и узнаем, какой пример взаимной помощи показали наши предки и почему мы сейчас празднуем государственный праздник.

Название этого праздника Вам необходимо расшифровать.

1 слово - это часть суток;

2 слово - Прочитай слово написанное разным шрифтом

3 слово - Расшифруй формулу: 1-ица+ствол-ол+а

На доске появляются отгаданные слова:

День народного единства

3. Основная часть

Вступительное слово учителя:

- Мы являемся свидетелями того, что время идёт вперёд, многое меняется в жизни нашего общества. Какие-то праздники перестают быть актуальными, а другие появляются и возрождаются. Так и появился новый праздник “День народного единства”. Этот праздник мы стали отмечать с 4 ноября 2005 года, хотя события, которые легли в основу этого праздника, произошли более 400 лет назад. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

- Вам интересно, какой подвиг мы чтим в этот день?

- Тогда предлагаю не медлить, а скорее перенестись в те времена, когда люди перемещались на повозках, а не на автомобилях, когда страной управлял царь, а не президент, когда народ защищали ополченцы, а не полиция, когда на нашу Родину часто нападали враги и хотели ее захватить.

Рассказ подготовленных учеников

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена вражды .Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

В 1612 году в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом. Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего! - сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско. Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Три дня обращались с молитвой к Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей. Москва была освобождена. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия"

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

- Так что же такое 4 Ноября для русского народа?

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел;

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

4. Заключительная часть

Вы окунулись в историю нашей Родины, узнали о тех страшных временах, которые стали основой Дня народного единства, прониклись духом единства и героизма. А теперь настало ваше время доказать предкам, что их усилия не прошли даром. Настало ваше время показать умение объединиться и действовать как одна сила, как одна команда.

Давайте соберём пословицы из слов:

На карточках записаны части пословиц, ученикам необходимо их собрать, прочитать и объяснить. Дополнительное задание: привести примеры своих пословиц.

его свобода, В единстве народа, не знающий единства, народ сильный единством, с нуждой дружит, народ, со счастьем дружит.

1. В единстве народа – его свобода.

2. Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит.

Чтение стихотворения подготовленными учениками.

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Без неё вам не жить.

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Нет России другой.

4. Итог занятия

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой стороне совершались подвиги. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. Родина и единство. Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, но после каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Праздник, посвященный Дню народного единства - это не только праздник изгнания врагов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.

Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку тем, с кем бы вы хотели это сделать. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.


- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель читает наизусть стихотворение

С. Васильева

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель. 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства. Слайды 7-8

- Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

- Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

- Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

- Кто возглавил русское войско? (ответ)

- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

- Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

- Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

- Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.


-80%

Читайте также: