Конспект урока членение речи на предложения

Обновлено: 03.07.2024

- развитие умений отличать предложение от слов, составлять из слов предложения.

- развитие орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического навыка письма;

- пополнять словарный запас.

Метапредметные:

- формирование умения делать выводы, обобщения;

- развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;

- формирование умения слушать и слышать одноклассников.

- развитие мышления, речь, память, внимания;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развивать умение работать в парах.

- воспитание аккуратности, усидчивости;

- развитие положительного отношения к урокам русского языка;

- развитие интереса к различным видам учебной деятельности;

- развивать интерес к изучению русского языка, познавательный интерес.

Методы: словесный (беседа, объяснение, ), наглядный (презентация), практический (упражнения, работа у доски).

Средства обучения:

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

1.Мобилизующий этап

2. Орфографическая минутка.

4.Актуализация знаний.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

- Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь, учебник, карандаш.

Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,

Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня!

Начинаем урок русского языка!

- Откройте тетради, Отступили 2 строчки вниз. Записываем 5 мая, на следующей строке записали Классная работа, ручки положили.

Повторение жи ши, ча ща, чу щу.

-Найди ошибки и исправь.

-Спишите слова по алфавиту в рабочую тетрадь.

- Посмотрите на интерактивную доску.

1. На улице солнечная погода.

2. Солнце гулять вкусная.

3. У твоего папы трудная работа?

4. Как я люблю Россию!

- Выберите лишнюю строчку

- Почему строчка №2 лишняя? (это отдельные слова, не связанные по смыслу)

- Как назвать одним словом строчки №1, 3, 4? (это предложения)

Организуют рабочее место

Настраиваются на урок

Участие в диалоге

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Совершенствование навыка каллиграфического письма

Умение строить рассуждения понятные для одноклассников,

5.Определение темы урока.

Целеполагание.

- Определите тему нашего урока (Предложение). Запишем в тетрадь, выделим орфограммы.

- Какую основную цель мы поставим на урок? (повторим, что такое предложение, потренируемся грамотно оформлять предложение на письме)

Отвечают на вопросы учителя

Определяют тему урока

Ставят цели на урок

Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения

Развитие умения слушать и слышать

Развитие умения доказывать свою точку зрения

Развитие умение ставить перед собой цели

6.Открытие новых знаний.

Физкультминутка

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Чем отличается предложение от слова или группы слов? (в предложении слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

-Вспомните, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

Точка ставится в конце повествовательных невосклицательных предложений

Солнце выглянуло из-за туч.

Знак вопроса ставится в конце вопросительных предложений.

Когда уже солнце выглянет из-за туч?

Восклицательный знак ставится в конце восклицательных предложений.

Наконец-то выглянуло солнце!

-Как оформляется предложение на письме? (первое слово с большой буквы, в конце знаки . )

-А сейчас вы приведите примеры предложений, в конце которых ставятся эти знаки.

-Выпиши в тетрадь только предложения. (На слайде)

Улетели на юг птицы.

Небо тучи морской мыть

Настала чудная пора!

Ветер качает вершины деревьев.

-Кто желает поработать у доски? Остальные работают в тетрадях.

- Объясните, как составить из данных слов предложение. Запишите его.

Майские, листочки, деревьях, обгрызают, на, жуки

-Составляй предложение, чтобы слова были связаны по смыслу и чтобы оно содержало законченную мысль.

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях.

- Ребята, вы уже устали, давайте немного отдохнем:

Я буду читать вам группы слов и предложения. Если услышите предложение, то надо хлопать и прыгать, если группа слов – приседайте.

На занятии учащиеся учились определять границы предложений. С какой буквы пишется предложение и что ставится в конце. Составлялся рассказ . Проводилась воспитательная беседа о любви к родному краю . К 60-летию образования Липецкой области.

ВложениеРазмер
d60_letokument_microsoft_word.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Членение речи на предложения.

Цель. Закрепить членение речи на предложения.

3. Воспитание чувств прекрасного, любви к своему родному краю.

Тип урока - комбинированный.

Методы общедидактические – наглядные, словесные, практические; .

Коррекционные – частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, творческий.

Тра(ва), дере(во),. цве(ты, по(ля), зем(ля), горо(да), заво(ды)..

2. Коррекция развития долговременной памяти.

Лес, природа, сёла, районы, область, реки, луга.

3.Коррекция стержневых знаний и умений.

А). Слово учителя. Нашей области -60 лет. Она образовалась 6 января 1954 года . Говорю о городе Липецке , о Липецой области,показываю границы Липецкой области, о промышленности, о том сколько районов входит в её \

Физкультминутка . Разминка для глаз. (мультемид.)

Б). Дифференциация единственного и множественного числа.

Река - , луг - , лес - , область - , район - , человек- , село - .

Г) .Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях.

наша область большая и красивая на территории нашей области много лесов, озёр , рек я люблю свой родной край

Определите границы предложения.

4.. Коррекция развития моторики.

Обвести по трафарету границу Липецкой области.

В каком районе вы живёте? Обведите свой район.

-В конце занятия хочется прочитать такое четверостишие:

Всех цветов весенних краше

Расцветает область наша .

И в грядущий юбилей

Я желаю счастья ей.

Самоанализ занятия по логопедии.

Тема. Членение речи на предложения.

Цель . Закрепление членения речи на предложения.

Задачи. 1. Формирование навыка правильного членения речи на предложения

3. Воспитание чувств прекрасного, любви к своему родному

Тип занятия - комбинированный.

Методы общедидактические - наглядные, словесные, практические.

Коррекционные – частично- поисковый, репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, творческий.

К занятию учитель и ученики были подготовлены. С учащимися была проведена предварительная работа. Наглядные и технические средства, план занятия , дополнительный и раздаточный материал тоже были готовы. Дети были организованы на занятие , дисциплина была хорошая.

Время было рационально использовано. На каждый вид работы отводила определённое количество времени.

Дидактическая обработка проведена. На занятии учитель предлагал работу на внимание, память , мышление, проводилась коррекционная работа по развитию зрительного, грамматического строя речи, на посадку детей. Постоянная смена видов деятельности позволяет прививать учащимся интерес к знаниям. Межпредметная связь с уроками русского языка, математикой, чтением, географией делает урок комбинированным.

На протяжении всего занятия была логическая связь между этапами . На занятии было взаимопонимание между учителем и учениками. Для каждой наглядности ставилась определённая цель. Хорошо прошла работа с текстом. Дети читали слова, определяли границы предложения, объясняли правильное написание предложений, раскрывала смысл предложения. Получился рассказ, озаглавили его. Давала опережающее задание. Материал заинтересовывал детей, усвоился осознанно, это способствовало интересу детей. А физкультминутка с движениями и разминкой для глаз позволило снижению напряжённости , раскованности. Говорилось о любви к Родине, к своему родному краю , об Олимпиаде в Сочи. Создалось праздничное настроение.

У наших детей нарушены все психические процессы. Логопед старался построить занятие так, чтобы развивались все психические процессы. Занятие было коррекционно направлено. Применялись ИКТ. На протяжении всего занятия дети были активны. Занятие было очень интересным. В конце занятия подвелись итоги .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык. К тайнам нашего языка

Дата_________________

Тема: Деление речи на предложения (с. 103-106)

Закреплять умение выделять предложения из потока речи, ориентируясь на смысл и интонацию;

Различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные);

Знакомство с видами предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Словарная работа.

Работа по учебнику и в тетради (с. 103-105).

О предложениях про деревянных человечков – задание 208 , нельзя говорить: это одно предложение, только мы его по-разному произносим. Это два разных предложения, так как они различны по интонации, хотя при этом одинаковы по цели.

Информацию о характеристике предложений ( задание 209 ) правильнее сообщить Вам, а потом вновь использовать приём хорового чтения терминов и объяснения их значения с опорой на текст учебника. Очень важно задание 210 , в котором две характеристики предложений соединяются в одной схеме. Освоение такой разветвлённой характеристики предложения, способности взглянуть на одно предложение с разных сторон – шаг на пути преодоления прямолинейности мышления младшего школьника, на пути развития гибкости его мышления.

На уроке желательно успеть сделать обобщение (задание 212).

Работа по карточкам и тетради.

Работа по вариантам.

Вам нужно выполнить задание, пользуясь карточкой-помогайкой (Дети выполняют задания, пользуясь памяткой-алгоритмом.).

Зачеркните слова, которые не являются предложением.

Запишите оставшиеся предложения, диктуя слова по слогам.

Проверьте написанные предложения.

Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке. Полезный. Аккуратный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахнет. Интересный. Как тихо кругом!

Птицы летят быстро. Погода была жаркая. Красивый. Лисий хвост пушистый. Зимний. Теплый. Кто не спрятался? Красное.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанные предложения друг у друга. Докажите, что вы написали предложения (Предложения выражают законченную мысль.).

- Какие слова вы зачеркнули? Почему они не являются предложением? (Не выражают законченную мысль.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по УМК "Перспектива". Цель: повторить и обобщить существенные признаки предложения; продолжить наблюдение над ролью предложения в речи.

Урок русского языка в 4 классе по теме:

Студент 942-у группы: Степанова Елена Анатольевна, г.Нижнекамск

Предмет: русский язык.

Цель урока: повторить и обобщить существенные признаки предложения; продолжить наблюдение над ролью предложения в речи.

Задачи урока:

образовательные – совершенствовать знания о предложении;

развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;

воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Планируемые предметные результаты:

-Выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы, устранять ошибки в нарушении границ предложения.

-Различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные, невосклицательные), находить такие предложения в тексте; развивать умения определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

-Строить разные по цели и интонации предложения.

Личностные результаты

• Положительная мотивация к учебной деятельности;

• Осознание ответственности за общее дело;

• Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;

• Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Осознавать и принимать учебную задачу.

- Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий.

- Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи.

- Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.

Познавательные УУД:

• сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

• слушать и понимать речь других;

• учиться работать в группе и в паре.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, карточки.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Покажите мне своё настроение на начало урока. Улыбнулись друг другу.

Развитие речи.

Скороговорки.

Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Все бобры для своих бобрят добры.

– Над какой темой мы работали на протяжении нескольких уроков?

– Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока и определите, какова будет тема урока, и какие задачи будут стоять сегодня перед нами?

На доске:

– Что мы должны сегодня вспомнить на уроке?

– Сформулируйте задачи урока, используя опорные слова: Вспомнить, Закрепить, Узнать.

Минутка чистописания.

Начнём мы наш урок с минутки чистописания. Составьте из каждой группы кружков слова. Составьте предложение из этих слов и запишите его.


– Какое предложение у нас получилось?

Тетрадь – зеркало ученика.

– А как вы его понимаете? Какой смысл в этом предложении? (Ответы детей)

(Пока учащиеся высказывают своё мнение,1 ученик выходит к доске и записывает, предложение которое получилось, затем проверяем написанное на доске)

– А сейчас запишите это предложение в тетрадь, красиво, аккуратно и без ошибок.

Актуализация знаний.

- Что вы знаете о предложении? (Мы знаем, как находить и строить предложения. Какие бывают предложения по цели и интонации, умеем разбирать предложение по составу.)

На экране появляется схема:





- Итак, цель урока ясна, начинаем работать!

- Проверим, как вы умеете находить и строить предложения!

1) - Являются ли предложениями данные записи?

(Демонстрация предложений на экране.)

Одуванчики весна лисой.

Лисы в норах.

Высокая ель.

Скоро наступит весна!

2) - Проанализируйте записи и запишите в тетрадь только предложения.

Проверка после выполнения. Выясняется, что среди данных записей только одно предложение:

Ученики доказывают, почему другие записи не являются предложениями.

- Измените, другие записи так, чтобы они являлись предложениями.

(работа выполняется устно)

- Ребята, из чего состоит пред­ложение?

(Из слов, которые связаны меж­ду собой по смыслу.)

- Что выражает предложение? ( Законченную мысль.)

- Итак, мы с вами вспомнили один из самых главных признаков предложения (вывешивается вывод на доске).

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

6. Работа по закреплению пройденного материала. Упражнения:

1) Перед вами предложения. Вам нужно разобраться, какие они по цели высказывания. Одни пары будут выписывать повествовательные предложения, другие - побудительные предложения, третьи – вопросительные предложения. (Предложения записаны на экране)

Уж небо осенью дышало.

С чего начинается Родина?

Что же ты, соловушка, песен не поешь?

Любите родную природу.

Расцвела под моим окном душистая сирень.

Берегите наши леса.

Уж небо осенью дышало.

Расцвела под моим окном душистая сирень.

Любите родную природу.

Берегите наши леса.

С чего начинается Родина?

Что же ты, соловушка, песен не поешь?

- Мы повторили еще одну категорию предложения:

Предложения по цели высказывания бывают:

повествовательные

побудительные

вопросительные

- Какие здесь предложения по интонации? (Невосклицательные)

- Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (Восклицательный)

- Запишите это предложение.

-Найдите здесь все знакомые орфограммы.

-Еще одна категория предложения:

Предложения по интонации бывают: восклицательные или невосклицательные

Расположи предложения в таком порядке:

1)распространенные,

2) нераспространенные.

а) Горела заря.

б) Блестит чистое зеркало воды.

в) Пожелтели листья.

г) Медленно падают березовые листья на воду.

д) Осень царствует.

е) Осень царствует всюду.

Работа в парах. Одна пара работает у доски (один ученик пишет распространенные предложения, другой - нераспространенные)

Горела заря.

Пожелтели листья.

Осень царствует.

Блестит чистое зеркало воды.

Медленно падают березовые листья на воду.

Осень царствует всюду.

- Почему вы так распределили предложения? Докажите, что вы правы.

- Назовите признаки распространенного и нераспространенного предложения.

- Мы вспомнили, что предложения бывают распространенные и нераспространенные.

распространенные и нераспространенные.

- Суть игры заключается в том, что я вам будет называть предложения, а вы должны записывать только его основу - подлежащее и сказуемое.

Осень заглянула в сады.

Поспевают осенние яблоки.

Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов.

В ясный день садоводы собирают урожай.

В саду слышатся звонкие голоса школьников.

На подстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки.

Скоро город получит много свежих фруктов.

- Давайте проверим, все ли были внимательны в игре?

(дети читают по очереди, на экране появляется основа предложения):

Осень заглянула

Поспевают яблоки

Ветки клонятся

Садоводы собирают

Голоса слышатся

Лежат яблоки

Город получит

-Таким образом, мы закрепили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.

- Ребята, вам понравилась игра?

Тренажер для глаз

- А сейчас мы откроем учебник на стр. ___, найдем упражнение №__ и вспомним, что в предложении иногда бывают … (однородные члены предложения).

- Сейчас вам нужно будет пофантазировать и найти, какие однородные члены предложения здесь пропущены. Начинайте сочинять.

Ромашки, маки, васильки пестреют на лугу.

Ребята на перемене играют, разговаривают, кушают.

Наташа и Маша не любят ссориться.

Подружки Инна и Римма вяжут и шьют.

- Прочитаем ваши предложения.

- Подчеркните главные члены предложений. Какие здесь однородные члены? - Докажите. Какие вы знаете признаки однородных членов предложений?

— На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения.

10. Итог урока.

- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

Предложения по цели высказывания бывают:

Предложения по интонации бывают:

восклицательные или невосклицательные

Предложения бывают: распространённые и нераспространённые

Грамматическая основа - подлежащее, сказуемое.

11. Рефлексия

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Всё ли было легко?

- Над чем ещё нужно поработать?

12. Инструктаж домашнего задания.

- Спиши. Найдите начало и конец предложения. Расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.

Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цветах летают мохнатые пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок берегите природу леса


Цель (обучения): к концу урока ученик знает, что речь бывает устная и письменная, и состоит из предложений; умеет выявлять в предложении грамматическую и смысловую основу.

Описание разработки

Цель (обучения):

к концу урока ученик знает, что речь бывает устная и письменная и состоит из предложений; умеет выявлять в предложении грамматическую и смысловую основу; Дети развивают свою речь, учатся культуре речи.

Цель (личностного развития):

создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся через групповую форму работы.

Задачи:

- учить строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре;

- находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог;

- уметь сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; учить раскрывать свои творческие способности.

Ожидаемые результаты:

А: ученик умеет составлять предложения и правильно оформлять их на письме;

учащийсяумеет работать с текстом произведения, понимает его смысл,ведёт кумулятивную беседу, отвечает на вопросы низкого и высокого порядка;

С:ученик определяет ошибки в речевом потоке и может их доказать путем рассуждений; умеет сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеет строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности.

Этапы урока.

Этап А.

Мотивационно-целевой этап.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Речь и предложение (конспект урока)

Знакомство с листом критериев по оцениванию работы каждого на уроке.

Знакомство с листом критериев по оцениванию работы каждого на уроке.

Оформления даты и классной работы.

- Найдите 26 букву алфавита.

- Почему люди придумали прописную и заглавную букву?

Читайте также: