Конспект организация ввода и вывода данных

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока Организация ввода и вывода данных (9 класс, урок 35, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся знакомятся с правилами записи операторов ввода и вывода.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение применять операторы ввода -вывода данных;
метапредметные – умения записи простых последовательностей действия на формальном языке;
личностные – представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним;
2) познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним;
3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— оператор вывода write;
— формат вывода;
— оператор ввода read.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Особенности изложения содержания темы урока

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-11) к §4.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 172-175;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3 слайд — вывод данных;
На прошлом уроке мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:
write ( , , …, )
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на печать. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Пример:
write (‘s=’, s). Для s=15 на экране будет: s=15.
Информация в кавычках выводится на экран без изменений.

4 слайд — варианты организации вывода (таблица);
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:

варианты организации вывода

5 слайд — формат вывода (таблица);
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина.
Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в формате с фиксированной запятой в списке вывода для каждого выражения указывается два параметра:
1) общее количество позиций, отводимых под число;
2) количество позиций в дробной части числа.
write (s:x:y)
x — общее количество позиций, отводимых под число;
y — количество позиций в дробной части числа.

Формат вывода

При выполнение нового оператора write вывод продолжается в той же строке.
writeln — вывод c новой строки!

6 слайд — первая программа;
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходными данными в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины С — длина окружности и S — площадь круга. С, S и r — величины вещественного типа.
Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: С = 2πr, S = πr 2 . Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c =’, c:6:4);
writeln (‘s=’, s:6:4)
end.

7 слайд — ввод данных с клавиатуры.
Составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания.
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:
read ( , …, )
Выполнение оператора read:
1) компьютер переходит в режим ожидания данных:
2) пользователь вводит данные с клавиатуры:
— несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
— при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя;
3) пользователь нажимает клавишу Enter.

8 слайд — ввод данных с клавиатуры;
Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer; x: real; a: char;
read (i, j, x, a);
варианты организации входного потока:

Варианты организации входного потока

Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и входной поток представляли в виде одной, двух и четырёх строк.
Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln, который отличается от оператора read только тем, что после его выполнения курсор переходит на новую строку.

10 слайд — самое главное.
— Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.
— Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.
— Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Вопросы и задания
11 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-10 к параграфу 4.2

Если позволяет время выполнить задания в РТ № 176-179.

Домашнее задание.
§4.2, вопросы № 1-10 к параграфу;
РТ: № 176-179.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Данный материал был подготовлен для открытого урока в 9 классе. В материалах находятся презентация к уроку, образец задачи в Паскаль, описание урока, приложения, презентация для рефлексии и оценочный лист в Excel.

ВложениеРазмер
Материал к уроку 904.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие: знание назначения и написания операторов ввода read, readln и

вывода write, writeln, умение применять операторы ввода и вывода при написании

Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие внимания, памяти,

творческих и исследовательских качеств обучающихся;

Воспитывающие: воспитание культуры работы за компьютером и организации рабочего места,

культуры устной, письменной речи, поведения.

I. Организационный момент. (2 м)

II. Проверка Д/З. (2 м)

III. Актуализация знаний обучающихся. (4 м)

IV. Изучение нового материала. (7)

V. Первичное закрепление материала. Вопросы. (3 м)

VI. Физминутка. (3 м)

VII. Закрепление нового материала. Практическая работа. Тест. (5+8+5=18 м)

VIII. Информация о домашнем задании. (2 м)

IX. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 м)

X. Рефлексия. (2 м)

I. Организационный момент.

Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала:

- Отнесите его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможете ли Вы получить за него сотню золотых фунтов.

Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше, чем сотню серебряных пенсов.

- Отлично, - сказала Учительница. – А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст Вам он за этот камень.

Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень.

- Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень.

Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня, станьте ювелиром.

И сегодня мы с вами получим очень ценные знания в области программирования! На прошлом уроке мы с вами познакомились с общими сведениями о языке программирования Паскаль. Расскажите, что вы узнали об этом языке…..какой алфавит языка. Как правильно записать имена на языке Паскаль? А сейчас мы с вами проверим знание служебных слов. У вас на столах есть карточки с вопросами, в течении 1-2 мин ответьте на этот тест. После этого поменяйтесь с соседом по парте, откройте таблицу в учебнике и проверьте, выставьте баллы на листочках.

Давайте же вспомним структуру программы на языке Паскаль, на прошлом уроке мы с вами решали задачу, находили площадь треугольника. У доски один ученик рассказывает структуру программы, что делали.

Итак, наша программа работает, но результата мы не видим, и эта программа работает только для определенных нами значениях основания и высоты. Давайте вспомним структуру алгоритма. На блок-схемах нам всегда это было видно…. Нужен вывод данных. Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? «Организация ввода и вывода данных… целью урока будет умение применять операторы ввода и вывода при написании программ; с помощью чего мы с вами достигнем? С помощью программы Паскаль АВС, вы уже делали это? Нет. Значит сегодня это будет для вас впервые! Запишем тему сегодняшнего урока «Организация ввода и вывода данных.Первая программа на языке Паскаль.

Организация ввода – вывода информации необходима для обеспечения связи с пользователем программы. Какая-то информация должна передаваться программе пользователем в качестве исходной, результаты обработки должны быть сообщены пользователю. Для этого используются стандартные операторы

- Write и WriteLn для записи (вывода информации из программы).

За именем операторов следуют параметры, заключенные в круглые скобки и отделенные друг от друга запятыми.

В качестве параметров оператора чтения используются имена переменных. Параметрами оператора записи могут служить текст, заключенный в апострофы, выражения.

Ln (line) позволяет после выполнения оператора переместить курсор в начало следующей строки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика 9

Организация ввода и вывода данных

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – умение применять операторы ввода -вывода данных;

- метапредметные – умения записи простых последовательностей действия на формальном языке;

- личностные – представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним;

2) познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним;

3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- оператор вывода write;

- оператор ввода read.

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронные образовательные ресурсы

- ресурсы федеральных образовательных порталов:

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Повторение (4 минуты)

1) проверка изученного материала по вопросам (1-11) к §4.1;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 172-175;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (20 минут)

1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;

- оператор вывода write

- оператор ввода read

3 слайд — вывод данных;

На прошлом уроке мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.

Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write :

Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на печать. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.

write ('s=', s). Для s =15 на экране будет: s =15.

Информация в кавычках выводится на экран без изменений.

4 слайд — варианты организации вывода (таблица) ;

При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:

Вариант организации вывода

Оператор вывода

write (1, 20, 300).

Добавить разделители – запятые

write (1, ’,’ , 20, ’, ’, 300)

Добавить разделители – пробелы

write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3)

5 слайд — формат вывода (таблица) ;

Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина.

Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.

Для вывода вещественного числа в формате с фиксированной запятой в списке вывода для каждого выражения указывается два параметра:

1) общее количество позиций, отводимых под число;

2) количество позиций в дробной части числа.

x - общее количество позиций, отводимых под число;
y - количество позиций в дробной части числа.

Оператор вывода

Результат выполнения оператора

write ( ‘s=‘, s:2:0);

write ( ‘s=‘, s:3:1);

write ( ‘s=‘, s:5:1);

При выполнение нового оператора write вывод продолжается в той же строке .

writeln - вывод c новой строки!

6 слайд — первая программа;

Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.

Исходными данными в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины С — длина окружности и S — площадь круга. С , S и r — величины вещественного типа.

Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: С = 2πr , S = πr 2 . Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:

program n _1;

const pi=3.14;

var r, c, s: real;

7 слайд — ввод данных с клавиатуры.

Составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).

Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания.

Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read :

Выполнение оператора read:

компьютер переходит в режим ожидания данных:

пользователь вводит данные с клавиатуры:

несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;

при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя;

пользователь нажимает клавишу Enter .

8 слайд — ввод данных с клавиатуры;

Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных , указанных в разделе описания переменных.

var i, j: integer ; x: real ; a: char ;

read (i, j, x, a) ;

варианты организации входного потока:

1 0 2.5 А Enter > 1,0 Enter > 1 Enter >

2.5, А Enter > 0 Ente r>

Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и входной поток представляли в виде одной, двух и четырёх строк.

Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln , который отличается от оператора read только тем, что после его выполнения курсор переходит на новую строку.

9 слайд — улучшенная программа;

program n_1;

const pi=3.14;

var r, c, s: real;

writeln ('Вычисление длины окружности и площади круга');

write (' Введите r>>');

writeln ('c =', с :6:4);

writeln ('s=', s:6:4)

Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения г. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

10 слайд — самое главное.

- Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln .

- Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln .

- Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно ; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Вопросы и задания

11 слайд – вопросы и задания;

Вопросы 1-10 к параграфу 4.2

Если позволяет время выполнить задания в РТ № 176-179.

4. Практическая часть (15 минут)

Задание 1 . Написать программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника по двум его сторонам (задание №10 к параграфу 4.2 в учебнике).

Задание 2. Написать программу, которая вычисляет дискриминант квадратного уравнения (задание №179 (а) в РТ).

Задание 3. Написать программу, которая вычисляет площадь кольца, если его толщина t см, а диаметр внутреннего круга — d см (задание №179 (б) в РТ).

12 слайд — опорный конспект;
13 слайд — Д/з.

§4.2, вопросы № 1-10 к параграфу;

Краткое описание документа:

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп цветовыми сигнальными карточками.

На этапе рефлексии дети прикрепляют к виртуальному цветку выбранный ими цвет.

Таким о бразом, структура урока выглядит следующим образом:

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5. Первичное закрепление нового знания.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора:

w rite ( , , . N )

Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы

Пример: write ( 's=', s ) .

Информация в кавычках выводится на экран без изменений

Варианты организации вывода Вариант организации вывода Оператор вывода Без разделителей Результат write (1, 20, 300). Разделители – запятые write ( 1, ’,’ , 20, ’, ’, 300 ) 120300 Разделители – пробелы 1, 20, 300 write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3) 1 20 300

Варианты организации вывода

Вариант организации вывода

Оператор вывода

write (1, 20, 300).

write ( 1, ’,’ , 20, ’, ’, 300 )

write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3)

Формат вывода Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной. write ( s:x:y) x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа. Оператор вывода write ( ‘s=‘, s:2:0); Результат выполнения оператора write ( ‘s=‘, s:3:1); s=15 s=15.0 write ( ‘s=‘, s:5:1); s= 15.0 write ln - вывод c новой строки!

Формат вывода

Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.

write ( s:x:y)

x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.

Оператор вывода

write ( ‘s=‘, s:2:0);

Результат выполнения оператора

write ( ‘s=‘, s:3:1);

write ( ‘s=‘, s:5:1);

write ln - вывод c новой строки!

Первая программа program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real ; begin r:=5.4; c :=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln (

Первая программа

program n_1;

const pi=3.14;

var r, c, s: real ;

Ввод данных с клавиатуры Ввод в оперативную память значений переменных : r ead ( , …, ) список ввода Выполнение оператора read: компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь вводит данные с клавиатуры: несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую; при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя; несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую; при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя; пользователь нажимает клавишу Enter .

Ввод данных с клавиатуры

Ввод в оперативную память значений переменных :

r ead ( , …, )

Выполнение оператора read:

  • компьютер переходит в режим ожидания данных:
  • пользователь вводит данные с клавиатуры:
  • несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую; при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя;
  • несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
  • при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя;
  • пользователь нажимает клавишу Enter .

Ввод данных с клавиатуры

Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных , указанных в разделе описания переменных.

var i, j: integer ; x: real ; a: char ;

read (i, j, x, a) ;

Варианты организации входного потока:

1 0 2.5 АEnter 1,0 Enter 1Enter

2.5, АEnter 0Ente r

После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку.

Улучшенная программа

program n_1;

const pi=3.14;

var r, c, s: real;

writeln( 'Вычисление длины окружности и площади круга ');

write(' Введите r');

writeln ( 'c =', с:6:4 );

Самое главное Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln . Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln . Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно ; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Самое главное

Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln .

Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln .

Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно ; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Вопросы и задания

Какой тип имеет переменная f , если после выполнения

оператора write (f) на экран было выведено следующее

Дан фрагмент программы:

a:=10; b:=a+1: a:=b–a; write (a, b)

Какие числа будут выведены на экран компьютера?

Запишите оператор, обеспечивающий во время работы

программы ввод значения переменной summa .

Целочисленным переменным i, j, k нужно присвоить

соответственно значения 10, 20 и 30.

Запишите оператор ввода, соответствующий входному

Опишите переменные, необходимые для вычисления

площади треугольника по его трём сторонам, и

запишите оператор, обеспечивающий ввод

необходимых исходных данных.

Что является результатом выполнения оператора?

Каким образом можно вывести на экран вещественное

число в формате с фиксированной запятой?

Запишите операторы ввода двух чисел и вывода их в

Дан фрагмент программы:

read (a); read (b); c:=a+b; write (a, b); write (c)

Упростите его, сократив число операторов ввода и

Напишите программу, которая вычисляет площадь и

периметр прямоугольника по двум его сторонам.


список вывода " width="640"

Опорный конспект

Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы ввода read и readln .

r ead ( , …, )

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln .

Читайте также: