Милосердие в блокадном ленинграде конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оформление: презентация, плакат, карта Ленинградской области, уголок памяти (горящая свеча, кисет, кусочек хлеба), выставка книг и фотографий по теме, цветы.

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1 (Изображение блокадного Ленинграда и темы урока): Звучит симфония №9 Бетховена

СЛАЙД 2: Звучит фонограмма песни "С чего начинается Родина"

Тихо: Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты .
Эта власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Тихо. Слышите?

Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувши к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!

Видишь - алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то.
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года - солдаты.
Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвертый, пятый .
Знаю - к звездам несешься ты,
Знаю - делаешь Землю краше

Только к этому камню опустись с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.

СЛАЙД 8: Сегодня мы с вами узнаем о судьбе блокадного Ленинграда и услышим рассказы очевидцев, проживающих в настоящее время в г.Кемерово. Нам удалось найти их в результате поисковой работы и пригласить к нам в школу. Давайте же поприветствуем наших гостей Матвея Семеновича Татти, Евгения Алексеевича Алексеева и Виктора Федоровича Шабунина. Годы блокады не сломили убеленных сединой ветеранов и сегодня они расскажут нам о тех страшных днях блокады.

Опять война, опять блокада.
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: "Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне".

И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда, такая правда - не права.
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть. Она, как силы, нам нужна. [5]

СЛАЙД 11: Стихи, которые прозвучат сегодня, написаны теми, кто пережил блокаду. Это Юрий Воронов, переживший блокаду подростком и написавший о ней немало стихов. Как ни странно, но многие блокадники вели дневники и сочиняли стихотворения. Это поражает и бесконечно трогает. Например, в 1943-м году одна женщина посылает письма-стихи на Большую землю, а ей отвечает, тоже стихами, эвакуированная ленинградка-племянница. Что это - влияние самого города с его несравненной поэтической культурой? Или же у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежд.

СЛАЙД 12: "Столько лет прошло, забывается все. " Но "ничто не забыто" - эти родившиеся в Ленинграде же слова звучат и как уверенность и как надежда, просьба. Да, не забыто - разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел ли право? Да, всё это помнят еще живущие блокадники, они блокаду выдержали, они выстояли. Но мы, мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, имеем ли мы право не знать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, ленинградцы?!

Послушайте отрывок из сочинения "О войне" учащихся нашей школы Матросовых Дарьи и Натальи: "Война - страшное событие, которое останется в наших сердцах до последнего вздоха. И даже если мы не говорим об этом вслух, душой мы это чувствуем. Разговоры и мысли о воине у нас, людей, родившихся и живущих в мирное время, вызывают бурю страха и море скорби. А что тогда чувствовали и чувствуют те, кто прошел через все это? Об этом можно только гадать, ведь даже самый страшный наш кошмар не может сравниться с тем, что они видели наяву. И нет разницы, в какой именно войне: в Бородинской битве, в Великой Отечественной войне или в Чечне, где до сих пор гибнут наши мальчишки"

СЛАЙД 13: Все знают, что 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.

СЛАЙД 14: Какая же сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту и понимание своей роли в развернувшихся событиях. Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое дело. Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

СЛАЙД 15: Люди не только голодали, не только умирали, не только преодолевали страдания - они еще и действовали. Они работали, они помогали воевать, они спасали, обслуживали других, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов и фабрик. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими. Квалифицированные рабочие, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт.

СЛАЙД 16: С 1 октября 1941 года хлебная норма была сокращена: рабочим до 400 грамм, всем остальным - до 200 грамм, а с 20 ноября ещё в 2 раза. Это был уже голод. Сейчас этот голодный, исхудавший человек придёт домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки-времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, паркет, шкафы - всё, что можно сжечь. Только вот беда: не держат времянки тепла. Кончил топить - опять в комнате холодно, как на улице. Холодно и темно в комнате. Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев. А в комнатах темно даже днём. Потому что стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. [6]

СЛАЙД 17: Вот он - блокадный кусочек хлеба, всего 125 грамм на весь день! А теперь давайте посмотрим наш уголок памяти и познакомимся с воспоминаниями приглашенных к нам ветеранов.

СЛАЙД 18: Мне было 9 лет и 8 месяцев. В блокадном Ленинграде я провел 1 год и 15 дней. Я всегда повторяю эту дату "1 год и 15 дней", потому что каждый день мог стать последним. Мы были детьми, на долю которых выпало тяжкое испытание. Витаминов не хватало, хлеба было мало. Да и хлебом его назвать было трудно - прогорклая бесформенная масса, для иждивенцев 125 грамм, для работающих - 250. Зима была холодной. Если мороз в Ленинграде стоял 30°, то в Сибири он приравнивался к 50°. Люди шли, обессилив от голода и холода, останавливались отдохнуть и засыпали навечно. Трупы подолгу лежали на улицах, их никто не убирал. Однажды мы поймали кошку, ободрали, сварили и съели. Жира в ней было мало, только гонкий слой на животе. Мясо кошки, что кролика, только в течение нескольких дней во рту стоял мышиный запах. Ветки смородины тоже порубили и съели.

Я забыть никогда не смогу скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный медленный скрип:
Он как стон, как рыданье, как всхлип. . [5]

Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре - почти 53 тысячи, январь и февраль унесли в могилу 199 тысяч 187 ленинградцев, март - еще 89 тысяч. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат "за создание невиданной в истории мира блокады" и уверял, что скоро Ленинград "как спелое яблоко, упадет к нашим ногам".

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу горло из-за куска хлеба, возненавидят друг друга, перестанут работать. Зима в этот год пришла необычно рано. Уже в начале ноября город завалило снегом. Не хватало сил расчищать сугробы.

Иной сугроб страшней трясины,
Встал на пути - и прерван путь.
Что делать?
Я один не в силах
Через него перешагнуть. [5]

СЛАЙД 21: Но даже в такое тяжелое время ленинградцы не забывали о том, что детям нужен праздник. Из воспоминаний А.В. Молчанова: "31 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде мой дедушка устроил новогоднюю елку. Он был веселый и добродушный выдумщик. Настоящих елок не было, и он решил нарисовать елку на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил высокую ветвистую красавицу. Бабушка начала ворчать, что он испортил обои, а он, улыбаясь, сказал:

- Молчи, Ликсевна, - (он ее всегда так называл - Алексеевной, когда был в хорошем настроении), - эти обои после войны в музей возьмут! А нам все равно ремонт делать, блокадную копоть смывать:

Потом он вбил гвоздики в концы нарисованных ветвей и достал коробки с елочными игрушками. Мы стали вешать их на гвоздики и произошло чудо: от настоящих игрушек нарисованная елка словно ожила! От нее, кажется, запахло хвоей" [7]

Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела Смерть.
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаяние и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает: "Смертью смерть поправ". [5]

СЛАЙД 23: (Звучит 7 симфония Шостаковича) 9 августа 1942 года в 19.00 вечера в филармонии началось исполнение 7 симфонии композитора Дмитрия Шостаковича, на титульном листе партитуры было написано: "Посвящается городу Ленинграду". Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительно значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

СЛАЙД 24: Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, - веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть"

Пока ты улыбаешься стихам, пока на память
Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам и женщине дорогу уступаешь,
Пока ребенку руку подаешь,
И через лед заботливо ведешь старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережешь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадешь!

Да, Ленинград остыл
И обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить,
Хотим и будем,
Мы отстояли это право -
Жить. [5]

СЛАЙД 27: 18 января 1943 года блокада была прорвана.

2-й ведущий: 27 января 1944 года город был освобожден.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто".

СЛАЙД 28: 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые - конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

1-й ведущий: Вечная им память.

Звучит музыка "Журавли"

1. Адамович А., Гранин Д., Брыль Я., Колесник В. Я из огненной деревни: Блокадная книга. - М: Советский писатель, 1991

2. Алексеев С.П. Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. - М: Педагогика, 1990

3. Великая Отечественная война. 1941 - 1945. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005

4. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти томах, Т.3, Подвиг Ленинграда/Сост.П.Карелин - М: Современник, 1987

5. Осипова Р.М. "Запомни, этот город - Ленинград:" / "Читаем, учимся, играем". Журнал-сборник сценариев для библиотек, №1, 2002 (стихи Воронова Ю.П)

6. Ходза Н. Дорога жизни. Рассказы. Ленинград "Детская литература", 1984

7. Эстафета вечной жизни: сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. - С.-Пб: Грифон, 1995.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Хлеб блокадного Ленинграта к доске смарт.notebook

Выбранный для просмотра документ Хлеб блокадного Ленинграда.docx

Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Цель : закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу.

Устный счет.

от 54 дней, от 248 лет, от 1800 ночей? (сл 2)

18 января 2016 года, исполнилось 73 года со дня прорыва блокады города – героя - Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Предполагавший город взять с разбега.

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети по кг =? г.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.

- кг, кг - это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

3. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Вычислите дневную норму хлеба, о которой говорится в этих строках. 2000000: 16 000 =125 (г)

Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.

4. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (читают дети).

6. Сначала войны школьники пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе.

В свидетельствах детей и подростков, потерявших родителей или оказавшихся на краю гибели, есть одна деталь, которой, похоже, они сами не придавали особый смысл, хотя ее стоит признать закономерной. Это отзывчивость чужих людей, узнавших постигшем детей горе. Первое движение их было самым благородным, – правда, не всеми и не везде оно могло быть долго сохранено. Так, одна девочка, которая потеряла почти всех родных, чтобы не умереть от голода, понесла на рынок оставшиеся у нее вещи. Ей, вероятно, удалось совершить выгодный обмен. Но отмечена ею не удачность сделки, а доброта в чем-то ей помогавших на рынке людей: по ее словам можно догадаться, что она рассказывала здесь о своей беде[371]. Рассказ М. В. Машковой о встрече на улице со знакомым ей мальчиком обрывается его словами о том, как он голодает. Из следующих ее дневниковых записей мы узнаем, что подростка накормили обедом в ее семье[372].

Милосердие и забота о ближних

Милосердие короля Роберта

Милосердие короля Роберта Роберт Благочестивый — это единственный король, и вообще единственный из живших в 1000 году людей, о чьих любовных делах нам известно хоть что-то. Мы также лучше, чем кого-либо, можем представить его в повседневной жизни. Эльго, тот монах из

Разумное милосердие

Разумное милосердие Не менее последовательно Федор Алексеевич реализовал и другие свойства и цели, которые предписывались правителю наукой. Например, разумное милосердие. Он не ограничился обычной амнистией по случаю траура после кончины отца. Именными указами от 5 и 22

МИЛОСЕРДИЕ ЖОФФРУА ПЛАНТАГЕНЕТА

МИЛОСЕРДИЕ ЖОФФРУА ПЛАНТАГЕНЕТА Однако в высших сферах в XII в. не все было так идиллично. Задние мысли, двусмысленные подходы еще во многом определяли отношения между вассалами или соратниками одного и того же князя, одного и того же барона, между ними самими и их

ВЕРНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ

ВЕРНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ Королева не дошла до того, чтобы велеть Ланселоту повести себя подло — например, по отношению к Мелеаганту, ее похитителю. И эта отвратительная телега, в конце концов, была только игрой. Рыцарь смог сразу же продолжить движение по

Щедрость и милосердие Саладина

Щедрость и милосердие Саладина Европейские мусульманские хронисты на все лады превозносят щедрость и милосердие Саладина, будто бы выделявшиеся на фоне того жестокого времени. Но тут надо сказать, что щедрость была одним из непременных атрибутов идеального монарха, как

ПРАВОСЛАВИЕ И МИЛОСЕРДИЕ. ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ

ПРАВОСЛАВИЕ И МИЛОСЕРДИЕ. ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ Как Земля, когда-то считали древние, стоит на трех китах, так Цивилизация стоит на трех принципах: развития и совершенствования сфер материальной, духовной и межличностной. Испокон веку у всех народов, как бы ни

Милосердие

Милосердие под грохот орудий. Помощь беженцам и членам семей военнослужащих

Милосердие под грохот орудий. Помощь беженцам и членам семей военнослужащих Участие России в Первой мировой войне поставило перед властью и обществом вопрос об организации массового призрения фронтовиков, членов их семей, гражданских лиц, пострадавших во время боевых

Война и милосердие

Война и милосердие В 1914 г. в Швецию были отправлены 16 детей, а в следующем этому помешала война, разразившаяся летом 1914 г. и приведшая к возникновению нового вида благотворительной деятельности. Когда были собраны деньги, в частности у представителей шведских торговых

Милосердие: любовь к человеку и человечеству

Милосердие: любовь к человеку и человечеству Невозможно обойти эту тему, потому что на самом деле именно она является главной и буквально лежит на поверхности.Если бы христианство достигло своей евангельской цели – не в смысле конца времен, конечно же, а как уличенная

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

1.Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом.

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
3.Приобщить учащихся к истории Отечества;

Оборудование:

Ход классного часа:

1. Вводная беседа

- Сегодня наш классный час посвящен одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу.Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. (слайд 1,2).

Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.

-Ребята, как вы считаете, почему на классном часе речь пойдет об этом

Санкт-Петербург-это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

2. Основная часть

-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без

предупреждения напали на нашу Родину (слайд 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград .(слайд 4)

-Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города (слайд 5). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей (слайд 5).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, (слайд 6) отрезав Ленинград от всей страны.

- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада - окружение города со всех сторон (слайд).

-Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов.

-Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Днем они обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах. (слайд 7)

-Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

-Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба .Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Слайд .

-Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера (слайд 9).

От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.По этой дороге В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. ( Слайд 16) Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали

- Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. Слайд 24-27 .

Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. слайд.

- Смерть входила во все дома. Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение. (слайд)

Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек.

- В осаждённом Ленинграде работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Они учились, несмотря ни на что. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. Слайд. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Слайд. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.

-Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги. и всё это было счастье. Но вот грянула война.

В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

-В этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. ( Слайд )

Уходили на фронт новые бойцы, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. (слайд)

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. (слайд) Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд)

-И только 27 января 1944 года (слайд 10), враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…(слайд)

27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.

Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.(слайд) Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.

- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома, слайд 18).

-А сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о семье Савичевых проживавших в блокадном Ленинграде, чтобы более полно могли прочувствовать всю тягость войны.

4. Заключение.

-Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей, которую должен помнить каждый. И беречь, и хранить то, что имеем сегодня.

Читайте также: