Конспект по биологии 5 класс параграф 3

Обновлено: 03.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Глава 1 Биология — наука о живой природе (7 ч.)

3. Методы изучения природы.

Глава 2 Многообразие живых организмов(9 ч.)

8. Великие естествоиспытатели.

10. Царства живой природы.

11. Бактерии: строение и жизнедеятельность.

12. Значение бактерий в природе и для человека.

14. Изучение растения. Лабораторная работа 3 Знакомство с внешним строением растения.

16. Лабораторная работа 4. Наблюдение за передвижением животных.

18. Многообразие и значение грибов

20. Значение живых организмов в природе. Обобщение и систематизация знаний по теме: Многообразие живых организмов.

Глава 3 Жизнь организмов на планете Земля(7 ч.)

21. Среды жизни планеты Земля.

22. Экологические факторы среды.

23. Приспособления организмов к жизни в природе.

24. Природные сообщества.

25. Природные зоны России.

26. Жизнь организмов на разных материках.

27. Жизнь организмов в морях и океанах.

28. Обобщение и систематизация знаний по теме: Жизнь организмов на планете Земля.

Глава 4 Человек на планете Земля(4 ч.)

29. Как появился человек на Земле.

30. Как человек изменял природу.

31. Важность охраны живого мира планеты.

32. Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме: Человек на планете Земля.

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

5) неограниченный рост

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

Занятия конспектированием стали популярны при изучении начал дисциплин в средней школе. Особенно актуальна такая работа для предметов естественнонаучного цикла. Учителя нередко задают в классе задачи на составление краткой записи объяснения материала, а на дом - конспектирование параграфов учебника, информации из справочников, практикумов. Например, конспекты по биологии за 5 класс - одна из важнейших практик, взятых на вооружение педагогами многих школ, общеобразовательных и специализированных. Чем качественнее будет проведена работа, тем выше будет ее результат, и тем полезнее станет итог. А именно - ребенок научится выделять в материале главное, анализировать, систематизировать его, формулировать короткие и емкие, точные определения, быстро их фиксировать в понятном, удобном для дальнейшего использования формате.

Неоспоримая польза конспектирования уроков

Полезность, которую несут конспекты по биологии 5 класс, сложно переоценить. Среди основных преимуществ такой работы и ее результата:

  • формирование умения грамотной работы с информацией;
  • отработка навыков логического анализа, сравнения, систематизации данных;
  • желание и необходимость внимательного прочтения большого количества научных источников по дисциплине;
  • представление изученного в удобной для применения форме, чтобы впоследствии изучать, повторять по конспектам материал курса.

Для тех, кто увлечен наукой всерьез, можно предложить составлять краткие записи по темам не только того учебника, по которому предмет изучается в школе, но и по другим учебным пособиям, программам, УМК.

Основы грамотного составления конспектов

Сложностью для многих пятиклассников является сама работа по составлению краткой записи. Далеко не все умеют качественно работать с книгой или конспектировать лекцию за педагогом. Научиться грамотно формулировать конспекты по биологии 5 класс поможет обширная коллекция таких материалов, представленная на портале еуроки. Здесь собраны работы по всем программам и УМК, по которым предмет изучается в 5-м классе. Работая с этим источником, дети:

  • смогут увидеть и запомнить, как верно и четко, в рамках регламентов Стандартов образования, конспектировать сведения;
  • научатся работать с информационно-справочными источниками;
  • запомнят большой объем данных, поскольку в конспектах они представлены в максимально удобном для восприятия и памяти, наглядном и сжатом виде.

Чтобы конспектирование приносило максимальную пользу пятиклассникам, следует подходить к такой работе предельно внимательно. Например, уделять минимум час в день работе с источниками, не допускать долгих, сверх 15 дней, перерывов в ней, стремиться не просто воспользоваться готовым решением, но и запомнить его, впоследствии - самостоятельно воспроизвести конспект по той или иной теме, параграфу, разделу курса дисциплины за пятый класс.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Читайте также: