Органы цветковых растений корень 6 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Органы цветкового растения
  2. Корень и его функции.
  3. Виды корней.
  4. Типы корневых систем.
  5. Видоизменения корней, их значение в жизни растений.
  6. Зоны корня.

Ход урока

1. Органы цветкового растения.

2. Корень и его функции.

Сформулируйте определение корня, исходя из составленной нами схемы.

Корень - это вегетативный орган растения.

Давайте подробнее познакомимся с его функциями. Прежде всего, внимательно послушайте стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Почему растение не может жить без корня? Ребята высказывают предположения о функциях корня и пытаются доказать свои утверждения. Если они затрудняются, учитель задает наводящие вопросы. Параллельно ведутся записи в тетради.

  1. Закрепление растения в почве.
  2. Поглощение из почвы неорганических веществ.
  3. Дыхание.
  4. Запасание веществ.
  5. Взаимодействие с другими организмами.
  6. Участие в размножении.
  7. Образование некоторых веществ.

3. Виды корней.

Все ли корни растения одинаковы? Найдите на рисунке на стр. 38 какие виды корней выделяют? Чем они отличаются?
Один ученик у доски, а остальные в тетрадях выполняют задание:
Соедините стрелками начало и конец фразы, чтобы получились верные утверждения.

Как влияет окучивание на развитие корневой системы?

4. Типы корневых систем (лабораторная работа).

Все корни растения образуют его корневую систему.

Работа с гербариями растений:

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
  2. Растения со сходными корневыми системами объедините в группы. На основании чего Вы выделили группы?
  3. В учебнике на стр. 39 найдите названия выделенных вами типов корневых систем. Почему их так назвали?
  4. Заполните таблицу:

Тип корневой системы

Особенности строения
(рисунок с подписями)

Чем растению выгодна стержневая корневая система? В чем преимущества мочковатой корневой системы?

4. Видоизменения корней.

Рассмотрите на рисунке (с. 39) различные видоизменения корней. Предположите, зачем нужны растению такие корни?

5. Зоны корня.

Корни бывают трех видов. Какие? Объединяются в различные корневые системы. Какие? Могут видоизменяться и даже располагаться не только в почве, но и в воде (у ряски), и в воздухе (у орхидей). Как же отличить корень от других органов растения?
В учебнике на с. 42 найдите описание строения корня и ответьте на вопросы, записанные на доске:

  1. Какие зоны выделяют в корне?
  2. На основании чего они выделены?
  3. Почему зоны носят такие названия?

Зачем при пикировке рассады отщипывают кончить главного корня?

Домашнее задание: изучить раздел 6 на с. 38 и 42, рассмотреть рисунки, устно ответить на вопросы 1-4 на с. 45. Составить план ответа на вопрос: как люди применяют знания о строении, развитии и жизни корней при выращивании культурных растений?

Закрепление изученного.

Два ученика выполняют индивидуальное задание: пересадить комнатное растение в новую почву таким образом, чтобы как можно меньше повредить корни и создать для жизни корней наиболее благоприятные условия. По окончании работы они должны выступить перед ребятами с рекомендациями по пересадке комнатных растений.
В это время проводится фронтальная беседа с остальными учащимися по вопросам:

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски, видоизменения корней.
  • Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
  • Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
  • Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем, видоизменениями корней.
  • Прививать навыки самоорганизации и взаимопомощи.
  • Продолжить формирование навыков грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Оборудование:

  • Натуральная наглядность: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями (на каждый стол), микропрепараты, комнатные растения: плющ, монстера, фикус мелколиственный, муляжи корнеплодов, луковицы с корнями, гербарии, препаровальные иглы, лупы, микроскоп.
  • Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник 6 класс. Биология. Живой организм. Н.И.Сонин Москва, Дрофа, 2011 год.

План урока.

  1. Актуализация знаний.
  2. Внешнее строение корня и его функции.
  3. Виды корней.
  4. Виды корневой системы.
  5. Лабораторная работа.
  6. Рост корня.
  7. Видоизмененные корни.
  8. Поверка усвоения и закрепление знаний.

Методы и приемы:

  • Словесные (эвристическая беседа; работа с учебником)
  • Наглядные (изобразительные пособия)
  • Практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа)

Средства обучения:

  • Учебно-материальные (принадлежности для опытов).
  • Дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал (тесты, дидактические игры)).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Работа с карточками настроения (смайлики)

II. Актуализация знаний

  • Какие вы знаете уровни организации всего живого на Земле?
  • Приведите примеры.
  • Какие органы цветковых растений вы знаете?

III. Изучение нового материала

Выходит к доске ученик и читает стихотворение:

Вспомни, мой друг ,как по лесу шагая
Торной тропинкой средь тихих берез,
Сам того часто не замечая,
Топчешь ты корни. Мне жаль их до слез.
Корни как речки, ручьи дождевые,
Держат мать-Землю в объятьях своих.
Корни, как вены, набухшие соком,
Жизнь сердцевине деревьев несут,
…Коль ты далек от таких рассуждений
И сантиментам таким не сродни,
Вспомнив, однажды, про корни растений,
Не забывай, что живые они.

Учитель. Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения). Но ведь у растения под землей тоже органы. Как эти органы называются? Правильно, эти органы называются корни.

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Учитель сообщает тему урока, записывает на доске, а ребята в тетрадях.

Учитель знакомит учащихся с планом урока.

Жили-были 2 братца: корень и стебель. Они тесно были связаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Учитель: На основании прослушанной сказки можно определить функции корня? Значение корня для растений?

После беседы учащиеся записывают в тетрадь:

Функции корня:

  1. защитная
  2. удерживает растение в почве
  3. всасывание воды и минеральных веществ
  4. накопление питательных веществ

Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут.

Как не тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.

Приведите примеры из жизни, доказывающие это утверждение.

Учитель: Ребята, вспомните, когда идет дождь и дует сильный ветер легко удержать зонтик в руках? Трудно! А представьте, какие сильные корни.

Сила могучего великана. Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растения.

Учитель: 1.Как вы думаете, а корни крепкие? Возьмите по корешку и попробуйте разорвать. Не получается? Действительно корни очень крепкие.

У каждого растения осень много корней.

Все корни образуют корневую систему.

Учитель: Ребята! Вы видели, как прорастают семена? Кто появляется первым?

Раздать проросшие семена фасоли и рассмотреть.

Учитель: Первый корень, который появляется у растений, называется зародышевый. Из него появляется главный корень.

  1. Могут корни отходить от стебля? Где вы это видели?
    Корни, отходящие от стебля, называются придаточными.
    От придаточных корней и главного отходят боковые корни.
  2. Как вы думаете, что такое корневая система? Из чего она состоит?
    По ходу беседы делается рисунок на доске и в тетрадях учащихся.

На доске вывешиваются рисунки мочковатой и стержневой корневой системы без подписей.

Учитель: Существует 2 типа корневой системы – мочковатая и стержневая.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебное заведение МКОУ Ленинская СОШ

Учитель Приворотная Д.А.

Тема урока: "Органы цветковых растений. Корень"

Предмет: Биология

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование:- гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, учебник Биология. 6 класс. Н.И.Сонин., картинки.

Методы обучения:

*словесные (рассказ, беседа, объяснение);

*наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).

Формы работы учащихся : беседа, работа с учебником, текстом.

План изучения нового материала:

Органы цветкового растения

Корень и его функции.

Типы корневых систем.

Видоизменения корней, их значение в жизни растений.

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с растениями. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания.( Актуализация знаний)

Какие ткани бывают? (Образовательная ткань и покровные ткани.)

Что же такое образовательная ткань? (Деление её клеток обеспечивает рост растениям.) А что же тогда обозначает покровная ткань? (она защищает растения от неблагоприятных воздействий, и от повреждения.)

3 Изучение нового материала. Формирование темы урока.

Учитель . Ребята урок сегодня не обычный. Он имеет свое название. Называется он. (Пауза). Вот досада, я забыла как должен называться наш урок. Поможете мне вспомнить ребята?

Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Растение не может жить, если его органы не работают.

Какие органы вы можете назвать у растений? (стебли, листья, корни, цветки, плоды.) Вывешиваем таблицу

C:\Users\User\Documents\09.jpg

Учитель . Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.

С помощью чего крепится растение?( с Помощью корней)

Учитель предлагает ученикам открыть свои тетради и записать дату, название темы урока, которая написана на доске.

Учитель: Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.

И теперь я вам хочу задать Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.

На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.

Учитель: Давайте дадим определение, что такое орган? работа с учебником ищем определение на стр 36.

Орган- часть тела, выполняющая определенные функции(запись в тетрадь)

Учитель: Все органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на доске).

C:\Users\User\Documents\img1 (1).jpg

Учитель: Давайте запишем определение вегетативных и репродуктивных органов.

Вегетативные органы - это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.

Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.

НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.

Учитель: Посмотрите на схему и дайте определение корня.

Корень - это вегетативный корень.(запись в тетрадь)

Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет корень?

А поможет вам определить функции корня стихотворение В.Жака

Раздается стихотворение и дается время на самостоятельную работу с текстом Кристина

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок! (В.Жак)

Учитель : Итак, перечислите функции корня.

Учащиеся перечисляют функции,и затем записывают в тетрадь.

Основные функции корня:

-закрепление растения в почве;

-поглощение из почвы неорганических веществ;

Учитель. Значение корня:

Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.

Учитель: Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая.(схема на доске)

C:\Users\User\Documents\hello_html_7ecbe81f.jpg

Запись схемы в тетрадь.

-главный корень - главный корень недоразвит

Учитель : Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с схемами корневыми системами, которые изображены на картинке давайте определим строение корневой системы.

На столах у вас лежат гербарии

1.Рассмотрие корневые системы..

2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?

3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.в этом вам поможет учебник на стр 38

Учитель: Обратите внимание на доске есть рисунки морковь, свекла. Где у них корень?(ответы учащихся).

Вопрос: А почему корнеплоды такие большие?

Ответ : в нем много питательных веществ.

Учитель : Молодцы!

Учитель: А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:

Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?

Учитель: Правильно, вы на верном пути.

Ответ на вопрос: Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.

4. Закрепление изученного материала и рефлексия.

Учитель: А теперь давайте вспомним по нашей теме и все то новое, что вы узнали на уроке.

Какие виды растений вы узнали (показать на таблице)?

Какие типы корневых систем в узнали

Что такое орган

Назовите функции корня.

Назовите зоны корня и покажите на таблице.

Какие видоизмененные корни вы знаете?

Каково значение корня для растений?

Рефлексия: на доске висит Сказочное дерево . у вас на столах лежат Разноцветные бабочки, цветки, птички.

жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;

синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Учитель : Молодцы, поработали сегодня очень продуктивно. Большое спасибо за работу.

Урок по теме "Органы цветкового растения. Корень" Автор учебника Н.И.Сонин. Урок разработан по ФГОС. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. В конспекте урока: содержание деятельности учителя и предпологаемой деятельности учащихся.

ВложениеРазмер
Органы цветкового растения. Корень. 18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 (ФГОС)
Учебник: Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

По окончании урока учащиеся смогут:

Личностные результаты: сравнивать объекты, анализировать, делать выводы через изучение корневых систем растений.

1) классифицировать и объяснять на основе деления корневых систем на стержневые и мочковатые;

2) работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярой литературе), анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем, рисунков;

3) аргументировать свою точку зрения при определении типа корневых систем.

Предметные результаты: выделять существенные признаки коревых систем; различать на таблицах и гербариях органы цветкового растения; выявлять взаимосвязь между особенностями строения органов и их функциями.

Тип урока : комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная индивидуальная.

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Организация мотивации, постановка учебной задачи, цели

Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-и бальной шкале.

Что изучает биология?

Какие вы уже знаете уровни организации живого?

Приведите примеры для каждого уровня у растений.

Можно ли это представить в виде схемы?

Что такое орган? Какие органы растений вы знаете? Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, то где можно найти ответы?

Есть живые якоря.

О каком органе загадка?

Давайте сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

изучить значение, особенности строения и функционирования корневых систем.

Читайте также: