Кубановедение 7 класс трехбратов учебник конспект

Обновлено: 16.05.2024

способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение произведений художественной литературы кубанских писателей.

1. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для творческого чтения, формировать стремление удовлетворять свои познавательные интересы путём самообразования.

2. Через произведения художественной литературы познавать предшествующую жизнь народа своего края.

3. Помочь в выработке мировоззренческих позиций, раскрыть для себя высшие нравственные ценности православия. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю, гордость за своё Отечество.

2. Мультимедийный проектор.

  1. Организация класса.
  2. Вступительное слово учителя.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой водою

И в два оконца изба,

Что дорога нам с тобою.

Тихо о чём-то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Не назвала б никогда…

Золотые пшеничные поля, высокие горы, бурные реки, добрые люди – вот такая она наша Родина, наша Кубань. А с чего же она начинается? Вы знаете, наверное, однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Для каждого Родина своя, и начало тоже своё. Давайте попытаемся ответить вместе: что для вас Родина? С чего она начинается?

Есть хорошее словосочетание – любовь к Родине, к своему Отечеству. И если собрать воедино всё, что вы сказали, то получится, что любовь к своей семье, к земле, которая вскормила и вырастила, к людям, живущим рядом, к новому дому, построенному на месте старого – это и есть любовь к Родине. А знаете ли вы, каким он был, этот старый дом, который стал началом вашему роду?

Давайте вернёмся в историю. Кубань Конец XVIII века. В это время казаки стали строить невысокие турлучные или глинобытные побелённые снаружи жилые постройки, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Что это были за постройки? Как они назывались? (ХАТЫ)

III. Изучение нового материала

а). Краткие сведения о жизни И. Н. Бойко

Мудрость веков хранится в книгах, а богатство народной души в памяти и сердце. Так уж распорядилась судьба, что в доме кубанского писателя Ивана Николаевича Бойко очень мало книг его собственного сочинения. Мало их и на книжных полках библиотек. А жаль. Думается, стоило бы перелистывать написанные им книги чаще, страницу за страницей. В строках его произведений обрела бы голос, отозвалась бы целая эпоха. Это ведь настоящее признание в любви своей Родине, Кубани, матери, просто человеку.

Родился Иван Николаевич в хуторе Новоурупском, что в Отрадненском районе. Его родители были крестьянами, поэтому тяжёлая доля сельского труженика была ему хорошо знакома с раннего детства.

После службы в армии окончил институт, стал работать корреспондентом. Многое увидел, в разных местах побывал. А сколько материала для будущих книг привёз, и все о тружениках родного края. Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, с кем бы ни встречался, не было случая, чтобы Иван Николаевич не вспомнил о своём хуторе, о маме, о своей хате, где родился и вырос, где сделал свои первые шаги, произнёс первое слово.

Сейчас, когда я буду читать отрывок из рассказа, вам предстоит не просто слушать. У нас с вами работать будут не только сердце и душа. Во время чтения я попрошу вас следить за мной по тексту и на полях делать пометки: какие сведения вам уже известны, что вы хорошо знаете; если вы открыли для себя неизвестное ранее вам, тоже сделайте пометку; и обязательно отметьте те части текста, которые повествуют о неизвестных ранее событиях.

Возьмите тексты (распечатаны на каждого ученика), посмотрите на условные обозначения, которые вы вынесете на поля страницы и в путь…

б) Аналитическая работа по тексту

- Рассказ прочитан. Как вы думаете, о чём он?

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

- Как в истории хаты переданы судьбы людей? Откуда вы об этом знали? Что открыли для себя нового?

- Какие своеобразные традиции при постройке дома описаны в рассказе?

- Вспомните, о каких национальных обычаях упоминается в рассказе? Знали ли вы о них?

- Для писателя хата – это самое дорогое в жизни. Почему?

- От кого зависит счастье матери? (От собственных детей, их отношения к ней)

- Мама – самый родной человек для каждого из нас. Скажите, как бы вы назвали слова РОДНОЙ, РОДИТЕЛИ, РОДНЯ, РОД, РОДИНА? Почему?

- Как вы считаете, есть ли у человека обязанности перед родителями, перед Родиной?

Самостоятельная работа учащихся

- Чему же нас учат Святые Отцы?

Подходит к концу наш сегодняшний урок, и мне хочется спросить у вас только одно: что же самое дорогое есть в жизни каждого человека, без чего он не сможет прожить?

Так давайте помнить слова, которые оставил нам как клятву наш земляк – кубанский писатель Иван Николаевич Бойко. Как вы думаете, какие это слова?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №2. Тема. Природно-хозяйственные комплексы степи.

– охарактеризовать основные формы рельефа и климатические условия северной, спепной части края и Закубанской равнины.

– воспитывать уважение к географическим памятникам Кубани; прививать бережное отношение к природе родного края;

- развитие навыков работы с историческими и географическими источниками, картой, терминами.

Образовательные ресурсы:

- Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010, чистые листы А-3, фломастеры и карандаши;

- Физическая карта Краснодарского края;

- Наглядный материал (плакаты);

- Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

Работа с терминами: природно-хозяйственные комплексы, лиманы, плавни, сопки, галофиты.

Тип урока: усвоения новых знаний.

I . Фаза урока ВЫЗОВ.

Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы учебника на стр.7

Инициация учащихся.

слегка волнистая равнина, покрытая золотым морем поспевающих хлебов и цветущего подсолнечника, зелёные оазисы станиц, зелёные ленты лесополос.

Деятельность учащихся: по составленным картинам определить, какими были эти места раньше ( составить степной пейзаж).

На доске записаны слова: степи, хозяйственные, комплексы, природно.

- Расставить слова в определённой последовательности (Природно-хозяйственные комплексы степи).

- Предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке ?

Работа с терминами: природно-хозяйственные комплексы.

Действия учителя : систематизация информации до знакомства с основным блоком информации в виде смысловых блоков.

Учитель:

- По каким направлениям мы будем изучать природно-хозяйственные комплексы (эти направления могут быть предложены учителем).

Деятельность учащихся: учащиеся формируют собственное целеполагание - располагают заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Азово – Кубанская равнина

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ)

Непосредственный контакт с новой информацией.

Деятельность учителя: предлагает учащимся изучить материал учебника с. 7-11, дополнительный материал и заполнить т аблицу "Инсерт " (маркировка текста), смотрит у каждого работу, обозначает проблемные зоны, комментирует.

" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Ответить на вопросы:

Вспомните характерные признаки степной зоны?

Как изменяются степи под влиянием деятельности человека?

Работа с контурной картой.

Нанести на контурную карту степные реки: Понуру, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени, Ею.

Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Закубанскую равнину.

Деятельность учителя: делит класс на две группы (можно разделить класс по вариантам) и даёт каждой группе задание заполнить таблицу.

Дополнительный материал для учащихся:

ЗАКУБАНСКАЯ РАВНИНА раскинулась к югу от реки Кубани до подножий Западного Кавказа. К горам равнина повыша­ется, достигая высоты 300 метров, и незаметно переходит в поло­гие склоны малых горных гряд. В районе Джелтмесских высот (междуречье Урупа и Лабы) максимальная отметка высоты до­стигает 920 метров.

Долины левых притоков Кубани рассекают равнину на ряд во­дораздельных плато, которые вытянуты в северном направлении. Почвы луговые (пойменные), а также речного происхождения: пес­ки, галечники и глина.

ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, расположен в западной части Краснодарского края. Омывается с севера Азовским морем, с юга - Черным морем, на западе - Керченским проливом. По суше Таманский полуостров не имеет вполне определенной границы, условная граница может быть проведена по линии от Анапы до южной окраины Курчанского лимана. Площадь 1700 кв. км. Из них на сушу приходится чуть более 900 кв. км, а остальная территория - лиманы, плавни. Протяженность Таманского полуострова с юга на север около 40 км, с запада на восток 66 км. Восточная часть полуострова занимает кубанская дельта. Рельеф Таманского полуострова - всхол­мленная равнина с невысокими куполовидными воз­вышенностями, вытянутыми в виде прерывающих ся гряд с юго-запада на северо-восток (до 165 м над уровнем моря). По Таманскому полуострову разбросаны гря­зевые вулканы и древ­ние могильники - кур­ганы. Между этими под­нятиями располагаются понижения, наиболее глубокие из них заняты лиманами, заросшими камышом и осокой - Ахтанизовским, Кизилташским, Цокур, Витязевским и др. Через северную окраину протекает река Кубань, от которой отходит Казачий ерик, впадающий в Ахтанизовский лиман и опрес­няющий его. Полезные ископаемые: известны залежи бурых железня­ков (у мыса Железный Рог, в Железной балке), нефть, газ, самоосадоч­ная поваренная соль в Соленом озере, формовоч­ный песок (близ пос. Сенного). Климат уме­ренно континентальный, с сухим и жарким летом, мягкой, почти безморозной зимой. Осадки выпа­дают преимущественно в зимнее время, всего за год 350 - 400 мм. Почвы: в восточной части Таманского полуострова - черно­земные; в западной более засушливой, - близкие к каш­тановым, степная растительность. Отдельные груп­пы деревьев встречаются по берегам р. Кубани и у сопки Дубовый Рынок.

Кубановедение, 7 класс, Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Терская И.А., 2010.

Учебник соответствует программе по кубановедению для 7 класса общеобразовательных учреждений. В четырёх разделах представлены разнообразные сведения об истории Кубани, культуре народов, проживавших в XVH-XVIII веках на территории края, и о его богатейшей природе. В историческом блоке нашли отражение судьбоносные для истории региона и всей страны события: вхождение Правобережной Кубани в состав России и начало заселения её черноморскими казаками.

Освоение человеком степной зоны.
В настоящее время большую часть территории степной природной зоны жители Кубани используют под поля, сады, огороды, пастбища. Кубанские земледельцы выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, рожь, подсолнечник, сахарную свеклу, различные овощи. В садах растут фруктовые деревья: яблони, вишни, груши.

Воздействие человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины. Кубанские степи давно уже покрыты хлебами и их постоянными спутниками - сорными травами. По берегам степных рек расположились города и станицы, соединённые между собой шоссейными и грунтовыми дорогами, железнодорожными магистралями.

До начала XIX столетия на территории Кубани дороги отсутствовали, а без них было невозможно освоение новых земель.
Кошевой атаман Захарий Чепега распорядился о прокладке дорог. Первые из них связали Екатеринодар с Ейском и Таманью.

кубнановение 7 г класс

Юрий Агошкин

Юрий Агошкин
запись закреплена

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Кубанская тематика в записках католических миссионеров, в документах
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параг.24-25, стр.113-118. Задания 11-13 на стр.53 в рабочей тетради

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Борьба России за укрепление южных рубежей. Осада Азова и её уроки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.параг.22-23, стр 102-105 учебного пособия до раздела "Подвиг донцов и хопёрцев".

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Начало освоения Кубани русскими переселенцами.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.параг.21.
2.Задания 1-3 на стр.48 в рабочей тетради

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Традиционные занятия и материальная культура ногайцев
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параг.19. Задания 4-7 на стр.45-46 в рабочей тетради

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Ногайцы-кочевники Прикубанья
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параг.18. Задания 1.3,5 на стр.42-43 в рабочей тетради

Олег Афиногенов

Олег Афиногенов запись закреплена

ТЕМА
Духовная культура адыгов. Устное народное творчество, обряды и праздники
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параг.17. Задания 2-4 на стр.41-42 в рабочей тетради

Читайте также: