Конспект урока по альтернативной коммуникации понимание слов обозначающих признак предмета

Обновлено: 07.07.2024

Развивать умения понимать обращенную речь и выражать свои мысли.

Развивать умение следовать заданным вербальным и невербальным инструкциям учителя.

Корректировать и развивать внимание, память мелкую и крупную моторику.

Закреплять умения использовать картинные изображения при ответе не вопросы.

Расширение активного и пассивного словарного запаса.

II. Инструментальный блок

Основные понятия: Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Межпредметные связи Окружающий природный мир

Формы организации деятельности Групповая, индивидуальная

III. Организационно – деятельностный блок

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактическое обеспечение

АСК Планируемые результаты

Личностные Предметные БУД

1. Организационный этап

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Устанавливает положительный контакт с учащимися. Формирует умение реагировать на собственное имя. Приветствует каждого ученика. Организует индивидуальную работу.

Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

А кто пришел на урок?

ИМЯ, здесь? (Учитель спрашивает каждого ученика.)

Знание своего имени, форм приветствия

Использование жестов согласия-несогласия

Ориентация в пространстве класса, на рабочем месте.

Знание пиктограммы начала урока, выполнение инструкций

Соблюдение ритуала начала урока

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Мотивация учащихся.

Создает эмоциональный настрой.

Дети выбирают пиктограмму урока

Отвечают на вопросы учителя.

Продуктивный контакт с учителем и одноклассниками

Эмоциональный отклик на игрушку

Посильные ответы на вопросы учителя

Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата Показывает и выполняет совместно с учащимися артикуляционную гимнастику.

- Чтобы хорошо научится говорить, нужно размять наш язычок.

(артикуляционная гимнастика). Делают артикуляционную гимнастику.

Повторяют упражнения за учителем. Карточки для артикуляционной гимнастики.

Подражание действиям педагога.

Выполнение посильного задания

3. Актуализация знаний и умений

Подводит к выводе, что герои разные и их появление происходит друг за другом

Эмоциональный отклик на игровую ситуацию

Переключение взгляда с одного предмета на другой.

Поиск нужной картинки

Произвольность действий с картинками Удерживание внимания до конца задания

4. Обобщение и систематизация знаний

Ребята, давайте вспомним с чего началась сказка? Что посадил дед?

Правильно репку.

(На экране появляется репка)

Какая репка выросла? Большая – пребольшая.

Кто первый пошел репку тянуть? Дед.

Пошел дед репку тянуть (на экране появляется изображения деда)

Тянет – потянет. Вытянул репку?

Позвал дед, кого?

Бабку. (На экране появляется бабка)

Давайте, поможем бабки дойти до деда.

Тянут – потянут. Вытянули репку?

Нет, не вытянули.

Позвала бабка, кого?

На экране появляется внучка.

Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение деда прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.

Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение бабки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задание учителя.

Индивидуальные коммуникативные доски (ИКД)

Охотно участвует в совместной деятельности.

Испытывает потребность в новых знаниях.

Отвечает на вопросы

доступными средствами коммуникации.

Узнавание и различение героев сказки.

Понимание слов, обозначающих героев

Узнавание последовательность появление героев. Фиксирует взгляд на лице педагога.

Подражает действием педагога

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Удерживает произвольное внимание.

снижение физического напряжения, развитие общей моторики Создает условия для снятия переутомления, меняет виды деятельности, обеспечивает кратковременный активный отдых А внучка решила с вами немного поиграть. Давайте поиграем с внучкой Машей и выполним зарядку.

Координируют движения с речью и музыкой. Восстанавливают тонус для дальнейшей работы

Участие в совместной деятельности.

Эмоциональная разгрузка Знание движений физкультминутки Фиксирование взгляда на видео.

Подражание действиям педагога.

Закрепление названий героев сказки и х последовательное появление. Формирования умений отвечать на вопросы учителя используя индивидуальную коммуникативную доску.

Молодцы, ребята, поиграли с нашей Машей. И с внучкой тянут – потянут. Вытянули репку?

Нет, не вытянули.

Кого позвала внучка? Я вам подскажу. Послушайте, кто это говорит?

Правильно собачку Жучку. (на экране появляется изображение собаки и лисы спрятанные за кустами). Давайте найдем за каким кустом собака Жучка.

тянут – потянут. Вытянули репку?

Нет, не вытянули

Кого позвала собачка Жучка? Я вам подскажу. Послушайте, кто это говорит?

Правильно кошка Мурка. (нам экране появляется кошка Мурка)

Кошка Мурка хочет с вами поиграть. Давайте поиграем с кошкой и разомнем наши пальчики.

И кошка Мурка помогала тянуть репку. Тянут – потянут. Вытянули репку?

Нет, не вытянули

Кого позвала кошка?

Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение собаки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задание учителя.

Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение кошки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.

Ребята выполняют пальчиковую гимнастику за учителем.

Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение мышки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Индивидуальные коммуникативные доски (ИКД)

Охотно участвует в совместной деятельности.

Испытывает потребность в новых знаниях Отвечает на вопросы

доступными средствами коммуникации

Узнавание и различение героев сказки.

Понимание слов, обозначающих героев

Узнавание последовательность появление героев. Фиксирует взгляд на лице педагога.

Подражает действием педагога

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Удерживает произвольное внимание.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний, выявление причин ошибок, исправление их Организует совместное выполнение задания учащимися на усвоение новых знаний. Определяет уровень усвоения новых знаний, выявляет пробелы, корректирует их. Проводит контроль усвоения знаний. Индивидуальная работа.

Давайте узнаем вытянули репку. Мышка за кошку, кошка за собачку, собачка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Вытянули репку?

Охотно участвует в совместной деятельности.

Испытывает потребность в новых знаниях.

Охотно участвует в совместной деятельности.

Удерживает произвольное внимание.

развитие мелкой моторики Создает условия для коррекции точных движений руки, меняет вид деятельности, обеспечивает кратковременный активный отдых.

- Сейчас мы разомнем пальчики и будем работать в тетрадях

Выполняют пальчиковую гимнастику Массажные мячики, музыкальная пальчиковая гимнастика

Участие в совместной деятельности.

Двигательная активность Знание движений пальчиковой гимнастики Фиксирование взгляда за движениями педагога.

Подражание действиям педагога.

6. Первичное закрепление новых знаний

Цель: организация закрепления знаний и умений на уровне применения в изменённой ситуации, включение знаний и умений в общую систему знаний.

Обобщает и закрепляет полученные знания

Заинтересованность в результате Соотнесение картинки с образцом.

Выполняет стереотипные инструкции

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока. Фиксирует новое содержание, изученное на уроке. Организует самооценку.

Учитель звонит в колокольчик, что обозначает конец урока.

Выполняет ритуал учебного поведения.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по речи и альтернативной коммуникации.

Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.

Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме

Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

I . Организационный момент.

II . Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

С добрым утром, птички! Вы проснулись? (Машут руками за спиной)

С добрым утром друг! Ты проснулся? (Обнимают друг друга)

С добрым утром, солнце! Мы - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)

- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.

- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).

На слайде появляется картинка грустной Федоры.

hello_html_5945f459.jpg

- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.

1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)

3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)

4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник) . Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.

III . Физкультминутка (зрительная гимнастика)

- Поочередно смотрим на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)

В магазин с тобой зайдём - пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем? - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

пальцами другой руки (и наоборот)

Продаются, продаются, - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками

Что хотим мы здесь купить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по

очереди называют предметы посуды

Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям)

Видим сито, самовар - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Продаются тут и там - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками

А ещё бокалы, ложки - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды

А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу (коленям)

Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками

Чтобы утром подарить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.

- Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.

- Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.

– это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.

- это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.

Давайте сварим компот и соберём в кастрюлю все фрукты.

hello_html_7d16654.jpg

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс . Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками в воздухе круг

Только стукни, разобьются хлопают в ладоши, топают

Вот серебряные ложки, потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, нагнулись, вытянулись. Он посуду нам принёс

Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками .

10. Массаж с прищепками. Прищепка, прищепка, помоги! Каждый пальчик разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.

hello_html_m19199cd.jpg

V . Рефлексия.

- Дети Федоре понравились ваши поделки, и активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.

Цель: формирование понятия о словах, обозначающих признаки предметов.

Задачи: познакомить с понятием слова-признаки, учить выделять в речи слова, обозначающие признаки, подбирать и называть их; познакомить с понятием овощи, учить различать овощи по виду и вкусу; развивать речевое и фонематическое восприятие; развивать внимание, память.

Лексический материал: слово, слова-признаки, овощи.

Ход урока:

Организационный момент

Мимические упражнения. Релаксация. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы (арбуз.) Пуста-пуста, выросла (капуста). Ох-ох-ох, ели мы (горох.).

Образование относительных прилагательных. Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный). Из свеклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из баклажанов? (Баклажанная). Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной).

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Демонстрируются рисунки овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно? Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д.

Содержимое разработки

Тема: Слова-признаки.

Цель: формирование понятия о словах, обозначающих признаки предметов.

Задачи: познакомить с понятием слова-признаки, учить выделять в речи слова, обозначающие признаки, подбирать и называть их; познакомить с понятием овощи, учить различать овощи по виду и вкусу; развивать речевое и фонематическое восприятие; развивать внимание, память.

Лексический материал: слово, слова-признаки, овощи.

Организационный момент

Мимические упражнения. Релаксация. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы (арбуз.) Пуста-пуста, выросла (капуста). Ох-ох-ох, ели мы (горох.).

Образование относительных прилагательных. Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный). Из свеклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из баклажанов? (Баклажанная). Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной).

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Демонстрируются рисунки овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно? Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понимание слов обозначающих предмет овощи: помидор, огурец.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации.

Задачи:

Формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – овощи: помидор, огурец.

Развивать общую и мелкую моторику, через работу с предметными картинками и физ. минутку;

Развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;

Развивать слуховое внимание, через словестную инструкцию за учителем;

Развивать зрительное восприятие, через работу с предметными картинками;

Развивать подвижность речевого аппарата, через артикуляционную гимнастику.

Воспитывать интерес к учебной деятельности;

1. Организационный момент

Прозвенел звонок начинаем мы урок.

-Садись ровно. Спина прямые, руки перед собой.

Даша встает из-за парты, здоровается с учителем.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Даша выполняет артикуляционную гимнастику совместно с учителем.

-Даша посмотри, у тебя на парте стоит корзина.

-Что в ней лежит? (учитель проговаривает и показывает - в корзине лежат огурец, помидор).

- Помидор и огурец – это ОВОЩИ.

Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, называть овощи – огурец, помидор.

Даша обследует содержимое корзины, (педагог совместно с ребенком проговаривает ответ, просит повторить за педагогом).

-Даша, слушай внимательно.

- Любят люди с давних пор,

Спелый, красный – помидор (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это помидор, он красного цвета, гладкий на ощупь, круглой формы – на магнитной доске выложена форма - круг. Помидор – это овощ).

- Вот зеленый молодец,

Он зовется – огурец (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это огурец, он зеленого цвета, гладкий на ощупь, имеет форму овала - на магнитной доске выложена форма - овал).

Встаем из-за парты и выполняем

Физкульт. Минутку (маленький гном).

- Помидор и огурец – это овощи.

- Овощи растут в огороде на грядках (слайд 1).

- Но для того чтобы вырастить овощи, их нужно посадить. Сначала в землю сажают семена, потом за ними ухаживают поливают (слайд 2).

- Даша сейчас мы тоже посадим наши семена в почву (учитель показывает как семена закладывают в почву – оборудование кинетический песок, песочница, искусственные камни имитирующие семена).

Молодец, Даша посадили семена.

- Овощи очень полезные, в них много витаминов (учитель показывает натуральные объекты помидор и огурец). Они нужны нам чтобы быть здоровыми, их обязательно нужно употреблять в пищу.

- Даша посмотри внимательно на доску, с лева на картинке – помидор, помидор – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки помидор.

- Даша посмотри на доску, с права на картинке – огурец, огурец – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки огурец.

- Молодец, посмотри мы обвели контур по пунктирным линям – что получилось? (учитель проговаривает круг, какой овощ имеет круглую форму? – помидор).

- Посмотри, здесь мы тоже обвели контур по пунктирным линиям – что получилось?(учитель проговаривает овал, какой овощ имеет овальную форму? – огурец).

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает помидор и просит повторить, помидор).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку помидор.

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает огурец и просит повторить, огурец).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку огурец.

Даша выполняет действия самостоятельно (учитель проговаривает и стоит напротив выполняя аналогичные действия, Дарья повторяет).

Читайте также: