Корни с чередованием лаг лож раст ращ рос конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.

Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.

Правильный ответ:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Опорные понятия, термины: чередующиеся гласные в корне -раст-ращ-рос-; лаг-лож-.

Новые понятия: чередование.

Цели урока:

  • формировать навык правописания А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
  • научить владению способом выбора А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Личностные: осознание важности учения, знаний по русскому языку, правильности написания слов.

Метапредметные: поиск средств осуществления решения учебной задачи.

Предметные: проведение орфографического разбора слов.

УУД:

  • познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
  • коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
  • регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.

2. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на слайд, здесь записаны слова, ваша задача заключается в следующем: прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, из вставленных букв составьте слово, дайте лексическое значение получившемуся слову.

Зар…сли, тер…аса, суф..икс, пол..жение, мя…кий, тер…итория, к…саться, килогра…, изл…гать.

- Что такое орфограмма?

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.

- Какие орфограммы вы знаете?

- Встретились ли вам незнакомые орфограммы при выполнении данного задания?

3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач

- Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как вы думаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы?

Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный.

- А как нужно правильно писать?

Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, усложняют, выращенный.

- А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова).

- Правильно, ребята, а кто мне скажет, какова будет тема нашего урока?

- Тема урока: Чередование гласных О-А в корнях -лаг-лож-; -раст(ращ)-рос-

- Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем познакомиться с чередующимися гласными О–А в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной.

- Можно ли к данным словам подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

- Подумайте, когда нужно писать букву О, а когда А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ; -РАСТ- (-РАЩ-) -РОС-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Цель: знакомство с условиями выбора букв А-О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.;

-формировать умения правильного написания этих корней;
-формировать практические навыки написания;
-развивать умения логически излагать свои мысли;
-воспитывать культуру учебной деятельности.
Личностные УУД:
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
• уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;
• уметь работать по коллективно составленному плану;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
• уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
• уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
• знать нормы правильного написания корней: лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.
• знать условия выбора букв О-А в корнях: лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.

-распознавать слова с чередующимися гласными а — о в корнях: лаг, лож, - раст-, -ращ-, -рос -;

обосновывать выбор гласных в этих корнях.
• уметь применять полученные знания на практике,
• уметь оформлять на письме,
• уметь обозначать орфограмму
Основные понятия: правописание корней лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

1.Организационный этап:

Оформляем работу в тетради.

II . Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Языковая разминка.

Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания

Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего урока.

2. Предлагаю, вспомнить и повторить то, что запомнили с прошлого урока с. 109 упр. 305.

Что такое чередование? Замена одного звука другим.

Приведите примеры чередования. Подруга-подружка, воздух-воздушный, снег-снежок.

Что такое беглые гласные ? Гласные, которые убегают.

Приведите пример беглых гласных. Лоб-лба, пень-пня, ветер-ветра, сынок-сынка.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Предложить – предлагать, изложить – излагать, расположить – располагать.

Росли – расти – выращенный.

Прочитайте. Как произносятся слова? Какой гласный звук мы слышим с корне слов? В ударном или безударном положении находится гласный в корне? Каково значение слов первой строчки?

Какое значение у слов второй строчки? Какова проблема урока? (Почему безударный гласный обозначается на письме разными буквами о или а). Как называется замена одного звука другим? (Чередование).

III Постановка темы и целей урока.

1. Определите тему урока . (Правописание чередующихся гласных а-о в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).

2. Какова цель урока : (Научиться правильно писать буквы А-О в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).

Сложить, слагать, ложь.

Растущий, выращенный, заросли, простейший.

IV. Изучение нового материала.

1. Вводим правило:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование урока: пейзажные картинки, карточки, почтальон Печкин, жетоны, конверты.

Организационный момент.

- Сегодня у нас урок необычный, мы поможем нашему почтальону Печкину раздать письма и встретимся с жильцами этого прекрасного дома.

(На доску прикреплен красочный дом)

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Ответить на этот вопрос мы можем, разгадав загадку.

Не мед, а ко всему липнут ( Слова)

Мотивационный этап. Повторение.

Как называется раздел науки о языке, где изучается словарный состав языка?

Что имеет каждое слово?

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

1.Задание к тексту:

Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.

Определите лексическое значение слова почта.

А как называется человек, который разносит почту?

- Угадайте, кто это с толстой сумкой идет к дому? (прикрепляется на доску рисунок)

- Да это нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести письма.

Этот пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.

Что это за слова? (Синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.

Самоопределение к деятельности.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и начал читать, но в словах не хватает букв.

2. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, исследуя данные слова, подумайте:

1. как можно сгруппировать данные слова?

2. сформулируйте орфограмму и её место в слове. (Работают в группе, от каждой группы выступает спикер, объясняют свои выводы)

Солнце к…снулось края степи.

Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.

Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.

Работа по теме урока.

- В конверте ещё есть задание, угадайте, являются ли слова ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ однокоренными?

Сравнивая правописание гласных в корне, сделайте вывод:

- Когда в корне –лаг- и –лож- пишется -а, когда –о?

Вывод:

Пишу О в корне –ЛОЖ-, пишу А в корне –ЛАГ-

Жильцы квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)

Вскрыли братья конверт и огорчились. В правописании слов допущены ошибки, исправьте их.

Первичное закрепление.

3. Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

Физкультминутка:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает

Щечки моет, лапку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

- Окна квартиры номер три распахнуты настежь и в разговоре мы слышим такие слова.

- Я сегодня чуть не сел в галоши.

- А я сидел воды в рот набрав.

- Я бегал сломя голову.

- А мы сидели сложа руки, но мы ведь живем душа в душу.

Фразеологизмам тоже письмо.

4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова и сделайте вывод:

- Когда в корне –РОС- // - РАСТ- (-РАЩ-) пишется -А-, когда –О-? (работа в парах)

На поле скоро прорастет пшеница.

Выросла страна, выросли и люди.

Вывод:

Пишу О в корне -РОС-

пишу А в корне –РАСТ- и –РАЩ-

исключение: РОСТ-ОК

5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.

-А это письмо без адресата, угадайте, кому оно адресовано.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(Слова с переносным значением)

VI. Закрепление изученного материала

6. Задание: слова с переносным значением получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.

VII. Итог урока.

1.- Что новое узнали на уроке?

- От чего зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-, -ращ- и – лаг- ,-лож-?

- Какие есть слова – исключения?

- Что было легко? Сложно?

2.Оценивание работы учащихся

5. Домашнее задание:

- Дидактический материал

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

1.Задание к тексту:

Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.

Определите лексическое значение слова почта.

- А как называется человек, который разносит почту

2.Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными.

Солнце к…снулось края степи.

Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.

Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.

3.Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова.

На поле скоро прорастет пшеница.

Выросла страна, выросли и люди.

5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток

Читайте также: