Корни с чередованием лаг лож раст ращ рос конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова перенос – носить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.
Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.
Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?
Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.
Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:
Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.
Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.
Давайте разберём подробнее несколько примеров.
Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].
Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.
В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.
В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите слово с верным написанием.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.
Правильный ответ:
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.
Группа 1 – проверяемые безударные гласные
Группа 2 – чередующие гласные
Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Опорные понятия, термины: чередующиеся гласные в корне -раст-ращ-рос-; лаг-лож-.
Новые понятия: чередование.
Цели урока:
- формировать навык правописания А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
- научить владению способом выбора А–О в корнях –лаг – лож-; -раст (ращ)-рос;
- научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
- развивать память, воображение, речь.
- развивать у учащихся орфографическую зоркость.
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Личностные: осознание важности учения, знаний по русскому языку, правильности написания слов.
Метапредметные: поиск средств осуществления решения учебной задачи.
Предметные: проведение орфографического разбора слов.
УУД:
- познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
- коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
- регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия.
Ход урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.
2. Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите на слайд, здесь записаны слова, ваша задача заключается в следующем: прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, из вставленных букв составьте слово, дайте лексическое значение получившемуся слову.
Зар…сли, тер…аса, суф..икс, пол..жение, мя…кий, тер…итория, к…саться, килогра…, изл…гать.
- Что такое орфограмма?
Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.
- Какие орфограммы вы знаете?
- Встретились ли вам незнакомые орфограммы при выполнении данного задания?
3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач
- Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как вы думаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы?
Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный.
- А как нужно правильно писать?
Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, усложняют, выращенный.
- А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова).
- Правильно, ребята, а кто мне скажет, какова будет тема нашего урока?
- Тема урока: Чередование гласных О-А в корнях -лаг-лож-; -раст(ращ)-рос-
- Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем познакомиться с чередующимися гласными О–А в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной.
- Можно ли к данным словам подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.
- Подумайте, когда нужно писать букву О, а когда А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ; -РАСТ- (-РАЩ-) -РОС-
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 5 классе
Цель: знакомство с условиями выбора букв А-О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.;
-формировать умения правильного написания этих корней;
-формировать практические навыки написания;
-развивать умения логически излагать свои мысли;
-воспитывать культуру учебной деятельности.
Личностные УУД:
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
• уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;
• уметь работать по коллективно составленному плану;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
• уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
• уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
• знать нормы правильного написания корней: лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.
• знать условия выбора букв О-А в корнях: лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.
-распознавать слова с чередующимися гласными а — о в корнях: лаг, лож, - раст-, -ращ-, -рос -;
обосновывать выбор гласных в этих корнях.
• уметь применять полученные знания на практике,
• уметь оформлять на письме,
• уметь обозначать орфограмму
Основные понятия: правописание корней лаг, лож, –раст-, -ращ-, -рос-.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
1.Организационный этап:
Оформляем работу в тетради.
II . Актуализация опорных знаний обучающихся.
1. Языковая разминка.
Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания
Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего урока.
2. Предлагаю, вспомнить и повторить то, что запомнили с прошлого урока с. 109 упр. 305.
Что такое чередование? Замена одного звука другим.
Приведите примеры чередования. Подруга-подружка, воздух-воздушный, снег-снежок.
Что такое беглые гласные ? Гласные, которые убегают.
Приведите пример беглых гласных. Лоб-лба, пень-пня, ветер-ветра, сынок-сынка.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Предложить – предлагать, изложить – излагать, расположить – располагать.
Росли – расти – выращенный.
Прочитайте. Как произносятся слова? Какой гласный звук мы слышим с корне слов? В ударном или безударном положении находится гласный в корне? Каково значение слов первой строчки?
Какое значение у слов второй строчки? Какова проблема урока? (Почему безударный гласный обозначается на письме разными буквами о или а). Как называется замена одного звука другим? (Чередование).
III Постановка темы и целей урока.
1. Определите тему урока . (Правописание чередующихся гласных а-о в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).
2. Какова цель урока : (Научиться правильно писать буквы А-О в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).
Сложить, слагать, ложь.
Растущий, выращенный, заросли, простейший.
IV. Изучение нового материала.
1. Вводим правило:
Оборудование урока: пейзажные картинки, карточки, почтальон Печкин, жетоны, конверты.
Организационный момент.
- Сегодня у нас урок необычный, мы поможем нашему почтальону Печкину раздать письма и встретимся с жильцами этого прекрасного дома.
(На доску прикреплен красочный дом)
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
- Ответить на этот вопрос мы можем, разгадав загадку.
Не мед, а ко всему липнут ( Слова)
Мотивационный этап. Повторение.
Как называется раздел науки о языке, где изучается словарный состав языка?
Что имеет каждое слово?
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
1.Задание к тексту:
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
Определите лексическое значение слова почта.
А как называется человек, который разносит почту?
- Угадайте, кто это с толстой сумкой идет к дому? (прикрепляется на доску рисунок)
- Да это нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести письма.
Этот пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.
Что это за слова? (Синонимы)
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.
Самоопределение к деятельности.
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и начал читать, но в словах не хватает букв.
2. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, исследуя данные слова, подумайте:
1. как можно сгруппировать данные слова?
2. сформулируйте орфограмму и её место в слове. (Работают в группе, от каждой группы выступает спикер, объясняют свои выводы)
Солнце к…снулось края степи.
Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.
Работа по теме урока.
- В конверте ещё есть задание, угадайте, являются ли слова ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ однокоренными?
Сравнивая правописание гласных в корне, сделайте вывод:
- Когда в корне –лаг- и –лож- пишется -а, когда –о?
Вывод:
Пишу О в корне –ЛОЖ-, пишу А в корне –ЛАГ-
Жильцы квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)
Вскрыли братья конверт и огорчились. В правописании слов допущены ошибки, исправьте их.
Первичное закрепление.
3. Задание: исправь ошибки и спиши правильно.
Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.
Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает
Щечки моет, лапку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
- Окна квартиры номер три распахнуты настежь и в разговоре мы слышим такие слова.
- Я сегодня чуть не сел в галоши.
- А я сидел воды в рот набрав.
- Я бегал сломя голову.
- А мы сидели сложа руки, но мы ведь живем душа в душу.
Фразеологизмам тоже письмо.
4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова и сделайте вывод:
- Когда в корне –РОС- // - РАСТ- (-РАЩ-) пишется -А-, когда –О-? (работа в парах)
На поле скоро прорастет пшеница.
Выросла страна, выросли и люди.
Вывод:
Пишу О в корне -РОС-
пишу А в корне –РАСТ- и –РАЩ-
исключение: РОСТ-ОК
5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.
-А это письмо без адресата, угадайте, кому оно адресовано.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(Слова с переносным значением)
VI. Закрепление изученного материала
6. Задание: слова с переносным значением получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.
VII. Итог урока.
1.- Что новое узнали на уроке?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-, -ращ- и – лаг- ,-лож-?
- Какие есть слова – исключения?
- Что было легко? Сложно?
2.Оценивание работы учащихся
5. Домашнее задание:
- Дидактический материал
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
1.Задание к тексту:
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
Определите лексическое значение слова почта.
- А как называется человек, который разносит почту
2.Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными.
Солнце к…снулось края степи.
Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.
3.Задание: исправь ошибки и спиши правильно.
Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.
4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова.
На поле скоро прорастет пшеница.
Выросла страна, выросли и люди.
5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток
Читайте также: