О покорении сибири ермаком конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Словарная работа: эпитеты, поэтика.

Ход урока.

I. Учитель:

На уроках литературы мы уже говорили о сказках и сказах Сибири, об их отличии от подобных произведений других областей России. Сегодня, продолжая тему литературного краеведения, мы познакомимся с историческими песнями, раскрывающими значительные события, связанные с Сибирским регионом.

IV. Задание

Прочитать песню “Ермак готовится к походу на Сибирь”, ответить на вопросы:

  • о каких событиях идет речь в историческом произведении?
  • каким перед вами предстает Ермак? (реальные и былинные черты героя)
  • какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
  • какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня? (былину)
  • чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

V. Учитель:

Рассказывая о Ермаке, использую репродукцию картины “Покорение Сибири Ермаком”. Знакомлю с художником В. И. Суриковым, нашим земляком, с его творчеством. Суриков родился в Красноярске, сибирском городке, где сейчас находится дом – музей художника. 24 января 2008 года исполнилось 160 лет со дня его рождения. Зачитываю отрывки из книги Н. П. Кончаловской, внучки Сурикова, “Дар бесценный” о том, как восхищался художник сибирской природой, людьми, жизнь которых была связана с этим суровым, но прекрасным краем.

VI. Задание

  • каким изобразил художник Суриков Ермака?
  • соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
  • что служит фоном картины?
  • какое чувство вызывает картина?

Исторические песни верно передают дух эпохи, реальные факты и характерные детали многих событий прошлого. Однако в отдельной песне можно обнаружить также элементы авторского вымысла и народной фантазии. Несмотря на это, историческая песня навсегда останется памятником русского фольклора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. О каком царе Иване говорится в предании?

- В предании говорится о царе Иване IV Грозном (1530 – 1584).

- Царь захотел овладеть богатой Сибирской землей, вот только далеко она от Москвы и не было у царя Ивана необходимой силы, чтобы покорить Кучумово царство.

3. Каким должен быть человек, который мог бы помочь царю?

4. Что слуга-крестьянин посоветовал царю?

- Слуга-крестьянин посоветовал царю обратиться за помощью к Ермаку Тимофеевичу – удалому донскому казаку.

5. Где и сколько царские слуги искали Ермака?

- Царские слуги искали Ермака Тимофеевича на Дону в течение года.

6. Какую награду обещает царь слуге-крестьянину, если тот разыщет Ермака?

- Царь Иван обещает слуге-крестьянину, что если тот разыщет Ермака, то будет слугой над всеми слугами, а бояре ему будут кланяться в пояс.

7. Где слуга-крестьянин нашел Ермака?

- Слуга-крестьянин нашел Ермака на Урале.

8. Как Ермак отреагировал на приказ царя покорить Сибирь?

- Ермак не стал перечить царю, а вместе с казаками начал готовиться в поход на Сибирь.

9. На какой реке Ермак впервые принял бой с людьми из Кучумова царства?

- С людьми из Кучумова царства Ермак впервые принял бой на Иртыше.

10. Каков итог похода Ермака против сибирского хана Кучума?

- Ермак убил сибирского хана Кучума и привел его людей под власть русского царя.

11. Как русские люди появились в Сибири?

12. Приведите примеры устаревших слов в предании о Ермаке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и умений по теме, первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

развивающие: формировать самостоятельное мышление в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы, развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)

воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать ответственное отношение к учению; формировать осознанный интерес и уважительное отношение к русской литературе как ценности русского народа.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия.

Приветствую вас, друзья. Сегодня на уроке нас ждут открытия и удовольствие, которое может доставить только чтение литературных произведений.

- Кто может рассказать, в чем же своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Отражается ли в частушках время, история?

III . – Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.

-Откройте свой учебник на стр. 15. И давайте сформулируем тему нашего урока.

Усвоение новых знаний

На доске учитель фиксирует:

-Ребята, ну раз мы разобрались, что в основе произведения – реальное историческое событие и историческая личность, то давайте обратимся к историческим фактам. (Слайд №2)

t1604569806aa.jpg

Еще в 1558 году царь Иван Грозный подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом решили последовать примеру своего отца, который был человеком на Руси известным и нажил громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом. Братья задумали на подаренных царем территориях завести соляные варницы. А также заселить своими людьми земли, завести хлебопашество и торговлю.

Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами Поселенцы же двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей. Строгановым также дано было право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народов (остяков, черемисы, ногаев и др.). Да и ходить войной против враждебных инородцев Строгановым также дозволялось.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый. (Слайд №3)

t1604569806ab.jpg

(К слайду 3) Ермак – казачий атаман. Нигде в исторических источниках нет фамилии. Ермак скорее всего имя производное от Ермолай. То что нет фамилии объясняется просто. В те далекие времена, а именно в 16 веке, немногие имели фамилии, в основном фамилии были у русской знати и иноземцев. Простые люди довольствовались тем, что их именовали по отцу или по кличке, или по виду деятельности.

Примерно в августе 1585 г. Ермак шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу .

Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай , Сибирский хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём Иваном Грозным двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вероятно, так и было. Трудно, даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда двадцать — тридцать килограммов. Ещё труднее выплыть, если он не допрыгнул до струга. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего, стреляли из луков. Ермак погиб.

По легенде, его тело вскоре выловил из Иртыша рыбак. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам хан Кучум Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.

t1604569806ac.jpg

Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний.

-Итак, каковы основные признаки жанра?

( Историческая личность, географическое место, временные рамки, сказочный стиль)

- Оцениваем результаты. Заполняем карточки.

VII . Итоги урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Посеяна новая пашня

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)

3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

Карточка 2.

1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)

2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?

Уж ты ночка, ты ноченька темная,

Ты темная ноченька, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)

3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

Карточка 3.

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.

Карточка 4.

1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.

Уж вы ночи мои, ночи темные!

Вечера ли мои, вечера осенние!

Я все ночи, все ночи просиживал,

Я все думы, все думы придумывал –

Как одна дума-думушка с ума нейдет.

Она с ума нейдет, со велика разума:

Если б были у меня, у молодца, крылушки,

А еще-то были да сизые перушки,

Полетел бы я на свою сторонушку,

Поглядел бы я на свое подворьице,

А еще бы я на родного батюшку,

А еще бы я на родную матушку,

А еще бы я на свою молоду жену,

На свою молоду жену да на малых детушек.

Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!

Тихохонько бежешь, глубоко копашь.

Славой выводишь круты бережки,

Посредь себя становишь часто островы,

На море, на устьице – часты ракитовы кусты.

Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.

На завивочку кладет сокол чистого серебра,

По краюшкам выводит красным золотом,

Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.

Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:

На что было, к чему свивать тепло гнездо:

Нет у меня, у сокола, соколинушки,

У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!

А. В. Кольцов

Как на свете жить

Вместе с бедностью

Дал мне батюшка

Лишь один талан –

Да и ту как раз

Как на свете жить

2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?

3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?

Карточка 5.

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку:

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Мой любезный по сеничкам похаживает,

Легохонько, тихохонько поговаривает:

«Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,

Спи, спи, спи ты, разумница!

Н. А. Некрасов

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку;

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?

3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

3. Исполнение учащимися собственных частушек.

III. Изучение новой темы.

2. Вступительное слово учителя по новой теме.

Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

4. Беседа по тексту.

– Каким народ представляет себе Ермака?

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

IV. Подведение итогов урока.

– Какой из текстов преданий вам понравился больше?

– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Цели: повторить жанры устного народного творчества; пока­зать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

I. Проверка домашнего задания

2. Ответы на вопросы учебника

I I . Беседа с учащимися

- каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа во­площены в сказках?

- какие свойства характера воспеваются в народных сказках?

- какие типы сказок вам известны?

- чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

- какие циклы былин вы знаете?

- вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам и. Билибина, репродук­ции с картин в. Васнецова.

- что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объ­ясните их смысл.

- что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?

- что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

I II . Рассказ учителя о народных песнях

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного твор­чества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историче­ским событиям, героям, выдающимся историческим личностям, дру­гие - переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. Д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или от­дельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари - иван грозный, петр первый, герои-воины - суворов, кутузов, народные вожди - ермак, разин, пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно ска­зителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в ми­нуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного испол­нителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Первые записи русских народных песен относятся еще к xvii веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника ри­чарда джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже xviii-xix веков. Среди собирателей - имена а.с. Пушкина, н.в. Гоголя, м.д. Чулкова, а.в. Кольцова, п.н. Рыбникова. Изучением песен занимались о.ф. И в.ф. Миллеры, а.н. Веселовский, б.н. Путилов, а.х. Востоков, а.н. Веселовский, в.я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

1. Слово учителя.

Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвящен­ные конкретным историческим личностям - пугачеву и ермаку.

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об историче­ских лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.

Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже яв­ляется рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.

В чем же различие этих жанров?

Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.

2. Выразительное чтение исторических песен о пугачеве и предания о пугачеве

- что вы знаете о пугачеве, о восстании под его предводитель­ством?

- что вы узнали нового о пугачеве из предания?

- каким народ представляет себе пугачева?

- что общего в исторических песнях и предании о пугачеве? (общий герой, общее отношение к нему и событиям, связан­ным с его именем, как к реально существовавшим.)

— каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о пугачеве?

— есть ли сходство исторических песен и предания о пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной ре­чью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)

- к эпохе чьего царствования относится это предание?

- как проявляется в предании отношение народа к ермаку?

- есть ли отличие в изображении ермака в предании и в исто­рической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.

- какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе пугачева и ермака?

- уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

Читайте также: