Внутренние воды африки конспект с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Реки Африки
В Африке много крупных рек. Речная сеть распределена на
материке неравномерно. Климатические особенности и
характер рельефа определяют режим рек. Почти все реки
имеют в основном дождевое питание. В областях с
экваториальным климатом они полноводны круглый год.
Территории с сухим тропическим климатом почти лишены
поверхностных вод, однако там есть артезианские бассейны.
Часто встречаются сухие русла рек – вади.
Нил
Конго
Нигер
Замбези

4. Река Нил

Средиземное
море
Нил
Длина 6671 км. Площадь бассейна
2870 тыс. км². Берёт начало на
Восточно-Африканском
плоскогорье.
Протекает по равнине под названием
Белый Нил. После слияния Белого и
Голубого Нила река становится шире и
получает название Нил. Впадает в
Средиземное море, образуя дельту.
ВосточноАфриканское
плоскогорье

Конго (Заир) вытекает под именем Чамбези между
озёрами Ньяса и Танганьика на высоте 1590 м. Как в верхнем,
так и в нижнем течении образует много водопадов. Впадает в
Атлантический океан широким (11 км) и глубоким руслом.
Река Заир (Конго) протянулась от истоков до места впадения
в Атлантический океан на 4374 км, судоходна на 1600 км.
Река Конго

6. Река Конго

Река Нигер
ЛеоноЛиберийская
возв.
Нигер
Нигер - третья по длине и по
площади бассейна река (после Нила
и Конго). Длина 4160 км, площадь
бассейна 2092 тыс. км². Берёт начало
на
склонах
Леоно-Либерийской
возвышенности,
впадает
в
Гвинейский залив Атлантического
океана, образуя дельту.
Гвинейский залив

7. Река Нигер

Замбези берет начало на высоте
более 1000 м на водораздельном
плато Конго –Замбези и впадает в
Индийский океан. Ее длина -2736
км, площадь бассейна- 1330 тыс.
км2. На своем пути река образует
многочисленные пороги и
водопады. Самый крупный
водопад на Замбези - Виктория.
Река Замбези

8. Река Замбези

Озера Африки
Почти все крупные озера
Африки находятся в зоне
разломов на ВосточноАфриканском плоскогорье.
Поэтому их котловины
имеют вытянутую форму.
Эти озера окаймлены
высокими горами, они
отличаются
большой
глубиной.
Чад
Виктория
Танганьика
Ньяса
Таблица

Название
Площадь км кв
Наибольшая глубина м
Виктория озеро
69485
82
Танганьика озеро
32900
1470
Ньяса озеро
29604
704
Чад озеро
17800
10
Рудольф озеро
Альберт (Мобуту-Сесе-Секо)
озеро
Мверу озеро
6405
73
5600
58
5200
15
Бангвеулу озеро
5000
5
Тана озеро
3630
72
Киву озеро
2650
450
Кьога озеро
2600
5
Руква озеро
2600
-
Маи-Ндомбе озеро
2300
Эдуард озеро
2200
7
117
Озера Африки

Виктория
Озеро Виктория находится в Восточной Африке, на территории
Танзании, Кении и Уганды. Расположено на высоте 1134 м.
Площадь 68 тыс. км² (2-е по величине из пресных озёр мира и
первое в Африке). Наибольшая длина 320 км, ширина 275 км.
Средние глубины 40 м (наибольшая - 80 м).
Озеро Виктория

Озеро Ньяса расположено в
Малави,
Мозамбике
и
Танзании. Находится в разломе
земной коры. Площадь 30,8
тыс. км², глубина до 706 м.
Сток озера осуществляется по
реке Шире, которая впадает в
Замбези.
Озеро Ньяса

ТАНГАНЬИКА, озеро в Африке в Республике Конго, Танзании,
Замбии
и
Бурунди.
Расположено в
разломе
земной коры на высоте 773 м.
Площадь 34 тыс.км², глубина
до 1470 м (второе по глубине
после Байкала).
Озеро Танганьика

оз. Чад
ЧАД - бессточное соленое
озеро (на территории Нигера,
Нигерии, Чада и Камеруна).
Площадь от 10 до 26 тыс. км²
(во влажный сезон), глубина 411 м. Впадают реки Шари и
Комадугу. За последние годы
из-за засух, площадь озера
уменьшилась на 90%.
Озеро Чад

ТУГЕЛА - второй в мире по
высоте водопад. Высота 947
м. Тугела ниспадает узкой
лентой с восточного обрыва
Драконовых гор.
АУГРАБИС - высота 146 м.
Водопад находится на реке
Оранжевая, которая
начинается от неприступных
круч Драконовых гор.
Водопады Африки

1993 г
Две самые высокие точки
Африки – Килиманджаро и
Кения
имеют
ледниковый
покров.
Они
питают
большинство рек континента, в
том числе крупнейшие - Конго и
Нил.
Ледники Африки стремительно
тают, одна из основных причин вырубка леса.
2003 г
Ледники

В Африке, в районе
экватора, где выпадает
огромное
количество
осадков распространены
заболоченные
и
периодически
затопляемые территории.
Река Окаванго не впадает ни в
какое море. Она теряется в
болотах на северо-западе
пустыни Калахари, это место
называют Дельта Окаванго.
Площадь дельты — 15 000 км².
Болота

1
2
3
4
5
Какая из перечисленных рек Африки впадает в Индийский океан:
а) Нил ;
б) Конго;
в) Нигер;
г) Замбези;
Какое озеро Африки самое крупное по площади:
а)Ньяса;
б)Танганьика;
в)Виктория;
Дважды пересекает экватор река:
а) Нил;
б)Конго;
в) Нигер;
г)Чад;
г)Замбези;
Самое глубокое озеро Африки:
а)Ньяса;
б)Виктория;
в)Танганьика;
г) Чад;
Самый высокий водопад Африки:
а) Тугела;
б) Ауграбис;
в) Виктория;

Название
реки
Исток
Устье
Основное
Питание
направление
Режим
Конго
Между
озерами
Ньяса и
Танганьика
Атлантичес
кий океан
На запад
Дождевое
Полноводна
круглый год
Нил
ВосточноАфриканское
плоскогорье
Средиземн
ое море
На север
Дождевое и
подземное
Режим
меняется в
зависимости
от
климатичес
кого пояса
Замбези
На
Индийский
водораздельн океан
ом плато
Конго –
Замбези
На восток
Дождевое
Летнее
половодье

Можно использовать с применением интерактивной доски.

ВложениеРазмер
Конспект урока 31.5 КБ
Презентация 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока.

  • Продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки.
  • Продолжить формирование навыков выявление причинно-следственных связей.
  • Вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия связанные с внутренними водами.
  • Познакомить с крупнейшими объектами внутренних вод Африки – речными системами и озерами, ледниками и подземными водами.
  • Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации, в том числе с разными видами карт.
  • Продолжить формирование навыков работы на контурной карте

Термины и понятия:

1. Внутренние воды -воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.

2. Дельта -форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита - дельта)

3. Внутренний сток (бессточный бассейн) - бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.

4. Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.

5. Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.

6 . Межень – период низкого уровня воды в реке.

7. Исток – место начала реки

8. Устье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.

9. Речная система – главная река со всеми своими притоками

10. Бассейн реки – территория, с которой река собирает свои воды.

Структура и ход урока .

  1. назовите и покажите на карте климатические пояса и области Африки (слайд 3).
  2. Что такое основной и переходный климатический пояса?
  3. Охарактеризуйте климатические диаграммы по рис.55 на стр. 119. Какому типу климата они соответствуют?
  4. С помощью этих диаграмм дайте характеристику типов климата.
  1. Объяснение нового материала.
  1. Вспомните основные термины и понятия.

Что относится к внутренним водам? (слайд 4). Что такое река? Что такое речная система? Что такое исток, устье? Что называется бассейном реки?

  1. Назовите и покажите на карте крупные реки Африки (слайд 5).
  2. К бассейнам каких океанов они относятся?
  3. Как распределены реки по территории материка?
  4. От чего зависит такое неравномерное распределение рек по территории материка?
  5. Проанализируйте зависимость рек Африки от рельефа и климата (слайды 6 и 7)
  6. Характеристика рек Африки по плану (план характеристики на стр.312 учебника)

Реки Конго (слайды 8, 9, 10), Нигер (слайд 11), Замбези (слайды 12, 13), река Нил (слайды 14, 15).

1 ряд – река Конго

2 ряд – река Нил

3 ряд – река Замбези.

4. Подпишите на контурной карте крупнейшие реки и водопады Африки.

Домашнее задание : №27

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"

Конспект урока в 7 классе.


Урок "Внутренние воды Африки. Реки".

Конспект урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Африки. Реки".

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб.


Урок-презентация по теме Внутренние Воды Африки.Реки.

Урок-презентация позволяет наглядно увидеть необыкновенную красоту Африки.


План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки

Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие.


Внутренние воды Африки. Реки континента.

Внутренние воды Африки уникальны. Самый жаркий и сухой материк, имеющий богатейшие водные ресурсы.


"Климат и внутренние воды Северной Америки" конспект урока 7 класс

Цель урока: называть и показывать климатические пояса, крупные реки и озера. Определять климатические показатели по карте, особенности питания и режим рек.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: атласы, учебники, презентация к уроку, компьютер.

Этапы урока и дидактические задачи на них:

1. Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

Выполнить задания на повторение понятий и терминов. (Слайд 2, нажать на повторение)

3 .Усвоение новых знаний. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.

- Что такое внутренние воды?

- Что включает в себя понятие внутренние воды? (Слайд 2)

Реки являются одной из составляющих внутренних вод. На них будут оказывать влияние другие природные компоненты, в первую очередь рельеф и климат.

Прочитать схемы на слайдах (3-тьем и 4-том) презентации.

Рассмотрев физическую карту Африки, в атласе, что вы можете сказать о распределении рек по территории материка? (Они распределяются неравномерно)

Назовите крупные реки Африки. (Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези, Лимпопо, Оранжевая, Сенегал - номенклатуру записать в тетрадь)

Далее используя атласы, план описания реки (в учебнике с …) учащиеся совместно с учителем дают характеристику рек Африки.

Характеристика рек Африки

Нил - крупнейшая в мире река, длина которой составляет 6671 километр, она протекает в северной и северо-восточной частях Африки. Нил течет по многим государствам Африки. На его берегах расцвела и закатилась древняя Египетская цивилизация, эта река всегда играла основополагающую роль в жизни народов, населяющих ее долину.

Истоком Нила считается река Кагера, впадающая в озеро Виктория. Из него она вытекает под именем Виктория-Нил, проходит через озеро Кьота и затем через озеро Альберта, откуда выходит уже под названием Альберт-Нил. На всем этом участке река образует много порогов и водопадов, самый крупный из которых водопад Кабалега, достигающий высоты 40 метров. Гористую местность Нил покидает под арабским именем Бахр-эль-Джебель (“река гор”), и в равнине распадается на рукава. Здесь в Нил впадает много крупных притоков, среди которых Собат, несущий в Нил желтую воду, полную взвешенных частиц глины. Ниже Собата река образует Белый Нил, который у города Хартум в Судане сливается с Голубым Нилом, формируя собственно Нил.


Нил - единственная река в Северной Африке, которая пересекает Сахару и впадает в Средиземное море, являясь единственным источником жизни в пустыне. Вместе с притоками он протекает по территориям четырех стран: Уганды, Эфиопии, Судана и Египта. Притоки Нила приносят в него большое количество плодородного ила, оседающего по всей долине реки во время разливов.
Долина Нила заканчивается огромной дельтой, площадь которой достигает 24 тысячи километров. “Дельтой” устье Нила назвали греческие географы, которые сравнили его треугольную форму с буквой греческого алфавита, дав таким образом название всем речным дельтам земного шара.

Нил - река очень непостоянная, и для регулирования ее водотока на ней было построено несколько плотин и водохранилищ. В конце 60-х годов с помощью СССР у Асуана была сооружена плотина, увеличивающая площадь орошаемых земель Египта на 1/3. Выше плотины в долине образовалось водохранилище, названное озером Насер. Строительство Асуанской плотины в 965 км от Каира создало угрозу для земель дельты, прекратив поступление ценного ила с верховьев. С другой стороны, контроль за поступлением воды создал условия для круглогодичного орошения, и теперь в некоторых областях можно снимать даже три урожая в год.

Конго (Заир) - эта река зарождается между озерами Ньяса и Таганьика как река Чамбези, протекает озеро Бангвеоло, затем под именем Луапуды - озеро Моеро, а в конце впадает в Атлантический океан. Длина Конго 4374 км, площадь бассейна - 3680 тысяч квадратных километров - по длине это вторая из рек Африки, а по площади бассейна - первая в Африке и вторая в мире (после Амазонки).

Конго протекает в Северном и Южном полушариях, дважды пересекая экватор.

У Конго множество притоков. В верхнем течении Конго и его притоки пересекают высокие плато и горы, поэтому образует целую серию порогов и водопадов, таких как семь водопадов Стэнли. В среднем течении Конго течет по равнинной местности, а в нижнем течении вновь изобилует водопадами - здесь один за другим следуют целых 32 водопада Ливингстона.

Расположение реки в обоих полушариях приводит к интересному эффекту. Дождливый сезон в Северном и Южном полушариях приходится на разное время, с марта по ноябрь (максимум в октябре-ноябре) Конго получает основную массу воды из северных притоков, в феврале-марте - из южных. Неудивительно, что Конго очень полноводна, и во время разливов заполняет долину на сотни километров. Впадая в океан, река образует глубокий тоннель на 150 километров, и на несколько десятков километров опресняет океанскую воду.

Нигер – река в Западной Африке. Ее длина 4160 км, площадь бассейна 2092 квадратных километра, то есть она занимает третье место после Нила и Конго. Вытекая из Гвинеи, река проходит через Мали, Нигер, Нигерию и впадает в Гвинейский залив. Когда-то пре-Нигер, древняя река, впадал в давно исчезнувшее “Сахарское море”, на месте которого теперь безводная пустыня. Благодаря полноводному верхнему течению, в которое с августа по ноябрь попадает много осадков, Нигер широко разливается. В своем устье Нигер образует широкую дельту, сплошь покрытую мангровыми зарослями.

Замбези - четвертая по длине река в Африке, и самая длинная из африканских рек, впадающих в Индийский океан. Название Замбези произошло от местного Касамбо Уэйзи - так его расслышал европейский первооткрыватель Давид Ливингстон.

Длина Замбези 2736 км, площадь бассейна - 1330 тысяч квадратных километров, река берет истоки в Замбии, течет через Анголу по границе Намибии, Ботсваны, Замбии и Зимбабве к Мозамбику.
Именно на Замбези располагается один из величайших водопадов на Земле - Виктория, имеющий высоту 120 метров и ширину 1800 метров. Местные жители называют Викторию “гремящий дым” за оглушительный шум падающих потоков воды и облако белоснежной водной пыли. Полноводность Замбези сильно зависит от сезона. Максимального объема река достигает летом, с ноября по март, а зимой уровень воды сильно понижается. Через реку Шире в Замбези стекает озеро Ньяса.

Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.

- Что общего у рек Африки? (Много порогов)

- Как вы думаете, почему Нил называют транзитной рекой? (Так как она проходит через различные природные зоны)

Озера. Озера тоже относятся к внутренним водам. Выделяют по происхождению котловин несколько типов озер. Показать 9 слайд.

Найдите эти озера на физической карте и подпишите их на контурной карте. Запишите их названия в тетрадь.

Краткая характеристика озер Африки. Демонстрация с 10 по 14 слайд.

Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы

- Почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)? (Оказывается, в девятистах километрах к северо-востоку от озера находится обширная впадина Боделе, дно которой на восемьдесят метров ниже уровня воды в Чаде. К этой котловине протянулось от озера сухое русло реки Бахр-эль-Газаль (по-арабски — “Река Газелей”). Но река эта только на первый взгляд высохшая. В толще песчаных наносов, под руслом Бахр-эль-Газаля, существует постоянный отток воды из Чада в сторону впадины Боделе.)

- Почему береговая линия озера Чад показана пунктирной линией на карте? (11 слайд)

Болота. В Африке есть и переувлажненные участки, которые называют болота. Краткая характеристика болот. (15-16 слайды).

Подземные воды. Краткая характеристика подземных вод. (слайды 17-18)

В Низкой Африке есть большие запасы подземных вод. Огромные артезианские бассейны обнаружены в Сахаре и пустынных районах Южной Африки. Там, где подземные воды выходят на поверхность, образуются оазисы.
Недостаток воды на большинстве территории Африки вызывает настоящий "водный голод", от которого страдают сотни миллионов африканцев.

4. Закрепление нового материала. Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

Демонстрация слайдов презентации (22–26).

5. Информирование учащихся о домашнем задании. Инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Прочитать §27, выучить номенклатуру реки и озера Африки (запись в тетради), подготовиться к практической работе - описание реки по плану.

6. Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление об особенностях вод суши; систематизировать знания о гидрологических особенностях; развивать навыки выявления причинно-следственных связей; развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний; воспитывать устойчивый интерес учащихся через примеры из жизни, чувство ответственности за экологическое состояние вод Учебная деятельность: индивидуальная и групповая работа, анализ дополнительной литературы, работа с текстом учебника, контурными картами и атласами, беседа.

Оборудование: учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, дорожная карта, карта Африки, контурная карта Африки.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление.

Географические объекты

Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.

Озера: Виктория, Чад, Таганьика, Ньяса.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, праздничный. Мы откроем ещё одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным.

За активную работу вы будете получать фишки, они сегодня тоже праздничные. В конце урока мы подведем итоги и, по количеству заработанных фишек, вы получите оценки или заработаете дополнительные баллы.

Для экономии времени мы воспользуемся дорожными картами, которые помогут нам в работе. Возьмите их и подпишите.

Выбираю один из вариантов психологического настроя на урок

На уроке мы будем работать под девизом:

А для этого улыбнёмся друг другу…

Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет нам сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Проверка д/з

Работа по карточкам

- Ребята, кто хочет поработать с географической номенклатурой?

(Задание: подпишите географические объекты на контурной карте, покажите их на настенной карте у доски.)

Фронтальный опрос

1.Какой континент мы изучаем?

2.Какой самый большой остров принадлежит Африке?

3.Какой самый большой залив врезается в берега Африки?

4.Какая самая большая пустыня находится на материке?

5.Какой пролив отделяет Европу от Африки?

6.Почему Африка считается самым жарким материком на Земле?

7.Назовите климатические пояса Африки.

8.Какой климатический пояс отличается постоянством в погоде?

9.В каком климатическом поясе выделяются два сезона и какие?

10. В каком климатическом поясе выпадает больше всего осадков?

Верю - не верю

Сейчас я вам буду говорить правильные и неправильные утверждения. Вы будете находить неправильные утверждения, опровергать их и объяснять, почему эти утверждения неправильные.

1. Климатический пояс находится между 2∙ю.ш. и 5∙ с.ш. (Тропический)

2. Жарко и сухо в течение всего года. (Экваториальный)

3. Тепло и сухо зимой. Тепло и дождливо летом. (Субэкваториальный)

4. Тепло и дождливо в течении всего года. (Экваториальный)

5. Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты. (Субэкваториальный) –

6. Весь год преобладают влажные воздушные массы. (Экваториальный)

7. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие. (Экваториальный)

8. Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или

9. Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100мм (Экваториальный)

10. Одно время года (Экваториальный)

Работа у доски с географической номенклатурой (проверка работы в карточках)

Подводим итоги проверки д/з

Постановка темы и цели урока

- С какими пунктами плана характеристики материка вы уже знакомы?

- Прослушайте стихотворение-загадку и определите, с каким компонентом мы будем знакомиться сегодня?

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить!

- Сформулируйте тему нашего урока?

Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

- Какое значение вода имеет для отдельных регионов Африки?

- Перед тем как преступить к изучению нового материала, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о внутренних водах.

Актуализация опорных знаний.

Учащиеся работают со схемой в дорожной карте.

Учитель переносит информацию на доску.

VI. Изучение нового материала.

- Это реки, болота, ледники, озёра, подземные воды.

- Частью внутренних вод Африки являются все эти компоненты.

- Продолжаем работу с дорожными картами и выполним задание 3 – повторим понятия, связанные с рекой:

1.Что такое река?

2.Как называется начало реки?

3.Место впадения реки в другую реку, море, океан?

- Теперь мы смело можем изучать реки Африки…

В Африке много рек. Их распределение по материку зависит от климата и рельефа. Поэтому размещены реки по материку неравномерно. Густая речная сеть в экваториальном и субэкваториальном поясах, где выпадает наибольшее количество осадков. В тропических широтах почти нет рек с постоянным течением, так как выпадает очень мало осадков. Сухие русла рек, которые заполняются водой после нечастых дождей, в Африке имеют особенное название.

- О таких же руслах мы будем говорить при изучении Австралии, только называться они будут иначе.

- Какие крупные реки протекают на территории материка?

- Посмотрите на карту и скажите, в какие океаны впадают реки Африки

- К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

- Но, есть и такие реки, которые имеют сток во внутреннюю часть материка, это реки внутреннего стока.

Выполняем задание 5 в дорожных картах (используя карты атласа)(3 минуты)

- Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

- Как рельеф влияет на направление и характер течения рек?

Географический практикум

Дорожная карта, задание 6. Нам необходимо составить характеристику рек материка, используя план, материал учебника и карт атласа.

Работа в таблице (ведется синхронно с проверкой)

Осн. напр-е течения

Картографический практикум

- Мы рассмотрели реки Африки, давайте сделаем остановку и в дорожных листах выполним задание 7 – на контурной карте подпишем реки Африки (2 минуты)

Вывод: Реки Африки относятся к бассейнам Атлантического океана, Индийского океана и бассейну внутреннего стока. Большинство рек относится к бассейну Атлантического океана.

- В дорожных картах задание 8. Вспомните типы питания рек. Какой тип питания характерен для рек Африки? Обведите его карандашом.

- Рассмотрим зависимость рек от климата.

Географический практикум

- Сравните физическую и климатическую карту и установите: в каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в каких наименьшая? Как вы думаете почему?

- В дорожных картах задание 9. Подчеркните климатический пояс, где наибольшая густота речной сети сплошной чертой, а наименьшая пунктиром.

Экваториальный, тропический, субэкваториальный, субтропический.

Физминутка (место в уроке может варьироваться)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Глаза открыли, вокруг посмотрели,

Сели за парты, и снова за дело!

- Кроме рек к внутренним водам относятся озёра, познакомимся с ними.

Работаем с дорожными картами задание 10.

1.Что называется озером?

2.Вспомните типы озёр по происхождению озёрных котловин.

- Африканские озёра находятся главным образом в средней части, на месте великих Восточно-Африканских разломов, поэтому имеют… происхождение?

- Виктория – наибольшее озеро Африки. Находится южнее экватора. Для своих размеров оно мелководное – его глубина достигает 80 метров.

- Танганьика – второе по размеру озеро Африки, второе по глубине озеро в мире после Байкала и самое длинное озеро в мире. На юго-восток от Танганьики разместилось озеро Ньяса.

- А в южной части Сахары находится озеро Чад – сердце Африки. Количество воды в нём постоянно изменяется. В сезон дождей оно наполняется водой, а в период засухи его площадь уменьшается в два раза. Поэтому на картах озеро не имеет одинаковых очертаний.

Картографический практикум

- В дорожных картах выполните задание 11. На контурной карте подпишите озёра Африки (2 минуты)

- Значительная часть экваториальной Африки занята болотами. Их образование связано с большим количеством осадков и равнинным рельефом. На высоких горных вершинах лежит многолетний снег и ледники. А в северной Африке, под Сахарой, имеются большие запасы подземных вод. Они находятся на большой глубине, поэтому их использование пока невозможно.

- Как вы думаете, внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка? (ответы детей).

Давайте запишем в дорожной карте значение внутренних вод Африки:

– Проверим как усвоили материал урока.

VII. Повторение и закрепление изученного материала.

- Почему реки Африки размещены неравномерно?

- Почему Конго является самой полноводной рекой Африки?

- Какие два главных фактора влияют на расположение африканских рек?

Заполни пропуски

Дорожная карта, задание 13

1.Самая длинная река Африки и мира (Нил).

2.Нил, Нигер, Конго относятся к бассейну (Атлантического) океана.

3.Замбези, Лимпопо относятся к бассейну (Индийского) океана.

4.Наиболее густую речную сеть имеет (экваториальный) пояс.

5.Наименее густую речную сеть имеет (тропический/субтропический) пояс.

6.Реки Африки имеют в основном (дождевое) питание.

7.Самое большое озеро Африки (Виктория).

8.Самое глубокое озеро Африки (Танганьика).

Взаимопроверка.

VIII. Итог и выставление оценок

- Вот мы и познакомились с внутренними водами Африки.

- Какой была цель нашего урока?

- В чем же особенности внутренних вод Африки?

IX. Домашнее задание

Выберите домашнее задание:

§15 изучить – для всех

X. Рефлексия

У каждого из вас есть анкета, для меня важно ваше мнение (1 минута)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация модульного урока по теме "Внутренние воды Африки" для 7 класса.

Автор: учитель МБОУ СОШ № 129,

Советского р-на г. Красноярска

Янавицкас Ирина Николаевна

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта климатических поясов Африки, атласы, учебники

Цели и планируемые результаты:

показывать на карте внутренние воды Африки.

называть внутренние воды Африки.

объяснять зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата

давать характеристику речных систем материка

Учебный элемент, время.

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

Цель: изучить внутренние воды Африки.

1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озерные системы материка; определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа;

2. объяснять особенности питания и режим рек;

3. развивать умение составлять характеристику по плану; воспитывать чувство ответственности по принципу доверия, относительно контроля.

прочитайте цели урока.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

1. Место, где начинается река.

2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

3. Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.

4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.

Читайте также: