Конспект открытого занятия по сказке в средней группе с экспериментами

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Ход НОД:

Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Придумано кем то просто и мудро

При встрече здороваться

Солнцу и птицам.

И каждый становится добрым, отзывчивым..

Доброе утро длиться до вечера..

Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вас пригласить в нашу новогоднюю гостиную, давайте пройдем.. Посмотрите какая у нас тут замечательная елочка. А какой же праздник мы с вами ждем..

Дети : Новый год..

Воспитатель: Конечно..ведь только в новый год мы украшаем наш дом и наряжаем елочки..Это самый волшебный праздник..

(Включается волшебная музыка и световой шар).

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?

Дети: Да, наверно это волшебная страна.

Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.

Вокруг себя вы повернитесь

И волшебниками окажитесь.

(Дети кружатся и одевают колпачки).

(Идут по залу, находят волшебную палочку).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: Волшебная палочка.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.

Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите, что же мы видим на столе…

Дети: Краски и воду.

Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.


Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.

-А теперь давайте посмотрим на другой стол. Что вы видите?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Как называется этот цветок?

Дети: Кувшинка.

Воспитатель: Где он растёт?

Дети: На озере, в пруду.

Воспитатель: Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.

На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.

Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь!

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему лепестки цветов стали раскрываться?

Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.


Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Замыкают дружно круг.

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут

Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)

Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)

Ножками потопают, (топают ногами)

Ручками похлопают, (хлопают руками)

Очень быстро приседают, (приседают)

Всем на свете помогают.

Воспитатель: Ребята, ну а теперь нам пора возвращаться в нашу новогоднюю гостиную.

Давайте мы из маленьких волшебников превратимся опять в красивых деток.

- Вокруг себя вы повернитесь

И рябятками вы становитесь..

Сегодня вы справились со всеми заданиями, с какими же секретами волшебства вы познакомились?Что вы делали?

Дети:Мы смешивали воду с красками ; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними.

-А я хочу вам подарить за это медальки.( Раздача медалей).

-Понравилось вам сегодня наше путешествие в волшебную страну? ( ответы детей). Тогда я предлагаю вам для наших гостей, спеть замечательную веселую песенку. .Дети поют песню.

А у нас в саду дела –

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!

-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

- сформировать у детей представление о магните, а именно его свойстве притягивать предметы;

- выяснить, через какие материалы магнит действует;

- познакомить, как человек использует магнит в жизни.

- развивать у детей представление об основных свойствах магнита;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнитное поле, притягивает, примагнитились.

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать аккуратность в своих действиях при проведении опытов;

- формировать умение оформлять результат своей исследовательской деятельности;

- воспитывать желание помогать ближнему.

- посылка с волшебными камушками – магнитами;

- 5 конвертов с письмами от сказочных героев (Золушки, Почтальона Печкина, Трех поросят, Золотой рыбки, Незнайки);

- картинки с изображением сказочных героев;

- магниты по количеству детей, большой магнит;

- тарелка с гречкой и болтиками;

- ведерко с мелким пластмассовым конструктором, бумажками и скрепками;

- 3 разных по цвету домика из картона и 3 крыши к ним (с обратной стороны к ним приклеены скрепки);

- таз с водой (в нем игрушечная золотая рыбка и различный мусор из металла);

- удочки с магнитом по количеству детей.

Ход деятельности:

Ребята, помните вчера к нам в группу приходил почтальон? Он принес нам документ на получение посылки. Так вот я сходила на почту и получила большую посылку! Но без вас я не стала её открывать. Давайте посмотрим, что в ней?

Посмотрите, что это? Какие - то камушки! А вы знаете как называются эти волшебные камушки? Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство!

Смотрите – да в посылке ещё и письма! Давайте прочитаем первое письмо!

Письмо №1 от Золушки.

«Ох, на бал пойти – так хотела!

Но миску с гречкой перебрать – не успела!

От обиды плачу я!

Опыт №1 :

Ребята, поможем Золушке? Посмотрите, она даже платье красивое приготовила, туфельки, чтобы идти на бал! Но злая мачеха – снова нашла ей работу и перемешала гречку с железными болтиками! Как же нам ей помочь? А помогут нам волшебные магниты!

Я беру магнит и провожу им над тарелкой, железные болтики притягиваются к магниту (Дети пробуют самостоятельно).

Вывод: магнит притягивает железные предметы. Всё потому, что у магнита есть магнитная сила! Она действует даже через гречку!

Давайте прочитаем второе письмо!

Письмо №2 от Почтальона Печкина

«Дорогие детки! Я рассыпал скрепки!

Что же делать? Как мне быть?

Опыт №2 :

Да детки – вот это проблема! И как он умудрился их просыпать в мелкий пластмассовый конструктор? Ой, а там ещё и бумажки какие то! Но Печкину нужно обязательно помочь! Я беру большой магнит, провожу им над ведерком – только скрепки зашевелились и примагничиваются к магниту! (Дети пробуют).

Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое и притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать!

Читаем третье письмо.

Письмо№3 от Трех поросят.

«В нашей сказке ураган

Все дома переломал!

Ребятишки, помогите!

Опыт №3 :

Поросятам нужно где то жить, и мы им поможем! Это очень сложно – следите за моей рукой! Нужно провести под домиком и крышей из картона и соединить их! Только не забывайте, ребята, домик и крыша должны быть одного цвета!

Вывод: магнитные силы действуют и через картон.

Как обрадовались поросята!

Читаем четвертое письмо.

Письмо №4 от Золотой рыбки.

«Я Золотая рыбка

Прошу вас об одном!

Очистите от мусора

Опыт №4 :

Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, она может погибнуть! Берем волшебные удочки! Стоп! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать мусор!

Вывод: магнит притягивает железные предметы лежащие в воде. Значит магнитные силы действуют и через воду!

Письмо №5 от Незнайки.

«Трудно в жизни быть НЕЗНАЙКОЙ!

Я хочу все знать!

Попрошу я вас ребята

Вывод: что же мы интересного узнали сегодня о магнитах?

- Магнит притягивает железные предметы.

- Магнит имеет магнитное поле.

- Магнит имеет магнитные силы и они проходят через разные материалы: гречку, картон, пластмассу, воду.

Вы сегодня ребята совершили много добрых поступков, помогли героям из разных сказок! А знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее! Поэтому – будьте дружными и помогайте друг другу!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(средняя группа).

Закрепить знания детей о роли воды в природе, о ее свойствах.

Формировать знания детей о свойствах воды через опытническую деятельность.

Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Активизировать словарь: снег, лед, облака, речка, сосулька и т. д.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитатель. Ребята сегодня к нам в группу придёт сказочный герой, но чтобы он пришёл нужно произнести следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

И сказку в гости будем ждать.

Поднимают руки вверх

Воспитатель. Из какой сказки к нам пришел гость? (Дети отвечают на вопрос и приветствуют Колобка.)

Колобок. Здравствуйте ребята. Я колобок - румяный бок. Люблю бабушку, дедушку, слушаюсь, не убегаю, забочусь о них, стараюсь помочь всегда и везде. Бабушка и дедушка попросили меня принести воды в ведерке. Воды я раньше не видел и что это такое, не знаю. Объясните, пожалуйста, какая она и где ее взять?

Воспитатель. Дети, поможем Колобку все узнать о воде?

Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства.

- Ребята, сейчас вы будете доставать из коробочки карточку (играли на предыдущих занятиях) и называть свойства воды.

Дети по очереди достают карточки-символы и называют свойства воды:

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Она течёт.

Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Вода не имеет запаха.

Воспитатель. Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает одежду и убирает свое жилище. Людям требуется очень много воды. Кто еще не может жить без воды?

Рыбам нужна вода, они в ней живут.

Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.

Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)

Воспитатель. А теперь давайте покажем Колобку, в какое состояние может превратиться вода.

(Педагог читает загадку, а дети должны отгадать ее и показать имитационно с движением.)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое,

Одеяло потекло (покружиться как легкие пушистые снежинки).

2. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним — прочь бегут.

(стучат пальчиками по коленям).

3. У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

(дети стоят как солдатики)

4. Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(дети берутся за руки и образуют круг)

Воспитатель (Дети образуют круг.) Сейчас мы будем плавать, нырять в речке:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы нырять! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться

Ловко в воду окунуться (движения по тексту стихотворения)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Воспитатель. Вспомните, ребята, о чём просил Колобок? Где можно набрать воду Колобку? (в речке в кране, ручейке, озеро, …). А где еще бывает вода? (в океане, море, луже…)

Воспитатель. Дорогой наш Колобок - румяный бок. Наши ребята рассказали тебе, какими свойствами обладает вода. Но это еще не все, мы хотим пригласить тебя в нашу лабораторию, и показать какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет.

Дети подходят к столам. Колобок проделывает опыт вместе с детьми.

Воспитатель. В нашей лаборатории мы все вместе узнаем, какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет. Посмотрите, какие предметы нам помогут это узнать. Они лежат у вас на столах.

- Итак, начнём проводить наш опыт. Попрошу вас взять в одну руку деревянную палочку, а в другую камушек. Определите, что тяжелее.

- Как вы думаете, какой из этих предметов может остаться на плаву, а какой пойдет на дно (ответы детей).

- Давайте проверим наши ответы, а Колобок внимательно будет за всем наблюдать. Сначала опустите в воду камень. Что с ним произошло? (ответы детей). А теперь опустите деревянную палочку. Она утонула или нет?

- Вода держит на плаву, какие предметы?

- А что случилось с камнем? Почему? (он тяжелый).

Воспитатель. Колобок - румяный бок, помогли ли тебе ребята?

Колобок. Да я многое узнал, спасибо вам ребята, теперь знаю, что вода и помощница и поилица. А еще она может превращаться в разное состояние и держать на поверхности деревянные предметы.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе В лабораторию к профессору Почемучкину

Тема: В лабораторию к профессору Почемучкину

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь,
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие:

  • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Образовательные:

  • дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа:

лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

Логика построения организованной деятельности детей

1.Организационный момент

(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)

Воспитатель:

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель:

Постановка цели, игровая ситуация.

Воспитатель:

(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я — профессор Почемучкин.

Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?

Воспитатель:

Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!

Воспитатель:

Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это?

Воспитатель:

Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

: Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель

Вывод 1: Воздух существует!

Воспитатель

: Ребята, а вы видели, этот воздух?

Воспитатель:

Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Воспитатель

: а какого он цвета?

Воспитатель

: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

: ничем, он без запаха.

Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

Воспитатель:

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель:

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель:

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

В нём нет воздуха.

Вывод 3:
воздух невидимый
, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Воспитатель:

Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель:

Воспитатель:

а что они делают?

Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель:

Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

вот мы и доказали:
оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель:

Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики — вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Воспитатель

: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Вывод 5

:
Человек не может жить без воздуха.
Физминутка

(с мягкими модулями)
:
Зашагали ножки прямо по дорожке Весело гуляли, друга повстречали. – Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

Воспитатель:

В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Пускать их по воде.

Воспитатель:

А как же они будут плыть?

Можно на них подуть.

Воспитатель:

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается — получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель:

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

В лицо дует ветерок.

Воспитатель:

Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Вывод 6: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:

На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.

Воспитатель:

Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?

(дети рисуют на песке)

Воспитатель:

А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).

Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

Воспитатель:

Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемучкину все рассказать.

(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3:
Воздух невидимый,
Вывод 4:
Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

АУТОТРЕНИНГ

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

Воспитатель:

Мы с вами на лугу
.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.

(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)

Воспитатель:

А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас.

Воспитатель

: тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик профессору.

— познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;

— дать сравнительную характеристику данным материалам;

— учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;

— расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.

Активизация словаря

: бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Предварительная работа:

беседа о производстве бумаги и ткани.

Интеграция образовательных областей

Оборудование:

ноутбук, видеоряд о производстве бумаги и ткани, чемоданчик, листочки бумаги, кусочки ткани, клеенка, мисочки с водой, полотенце, схемы свойств бумаги и ткани на разных листах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в группу:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Я пришла к вам не с пустыми руками. Одна моя знакомая девочка попросила ей помочь. Ее пригласили на праздник и она задумала сшить себе новое, красивое платье. У нее есть много бумажных и тканевых кусочков. Но она никак не может решить из какого материала ей сшить платье, чтобы оно не сильно мялось и его можно было постирать, если она вдруг испачкается… Аня просит вас помочь ей и передает вам свой серебристый чемоданчик… Посмотрим, что в нем… Ага, в нем разноцветные кусочки, разные и красивые. Мы поможем Ане выбрать материал?

Воспитатель. Но для того, чтобы наверняка помочь Анюте мы и сами должны узнать, что такое бумага и ткань. Я приглашаю вас на киносеанс.

(Дети рассаживаются на стулья перед ноутбуком. Показ видеоряда о производстве бумаги и ткани)

2. Основная часть. Изучение свойств ткани и бумаги.

Воспитатель. Вот теперь, когда мы так много узнали, можно приниматься за дело! Ребята, посмотрите, на столе много предметов: цветные кусочки ткани, листочки бумаги, цветные мисочки с водой и полотенце. Все это нам очень пригодится. Подходите дружно к столу.

1. Определяем бумагу и ткань на ощупь.

Воспитатель. Сейчас мы возьмем в руки сначала листочек бумаги, потрем его пальчиками, отложим. А теперь возьмем кусочек ткани, потрем её пальчиками.

Какой на ощупь кусочек ткани, а какой – листочек бумаги?

Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая; бумага – жесткая, холодная и т. д..

Воспитатель. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!

2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.

Воспитатель. А теперь давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на кусочек ткани, а потом на кусочек бумаги.

Что мы видим, когда рассматриваем ткань?

Дети. Видим ниточки.

Воспитатель. А когда рассматриваем бумагу?

Дети. Ниточек нет.

Воспитатель. Давайте твердо запомним, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Мы увидели в фильме, что ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из бумажной массы, полученной из щепок.

Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?

3. Мнем бумагу и ткань.

Воспитатель. Для того, чтобы услышать как разговаривают бумага и ткань, нам надо сделать тишину. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Воспитатель. Тихо-тихо берем сначала бумажный листочек, начинаем его мять. Что вы слышите?

Дети. Он шуршит, разговаривает.

Воспитатель. Правильно, он шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)

Теперь возьмите кусочек ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?

Воспитатель. Правильно, ткань не разговаривает, не издает никакого звука.

Значит, что мы можем запомнить?

Дети. Что, когда мнешь бумагу она шуршит, а ткань – не издает звука.

4. Разглаживание бумаги и ткани.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы помяли и бумагу и ткань, давайте попробуем их разгладить. Сначала разглаживаем руками бумажный листочек. Что у вас получилось?

Дети. Не получается разгладить! Все равно мятая.

Воспитатель. Правда! Бумага настолько мятая, что не распрямляется.

Давайте теперь попробуем разгладить руками ткань. Что у вас получилось?

Дети. Она немного разглаживается!

Воспитатель. Точно, ткань при разглаживании распрямляется.

А теперь вспомните, Аня просила узнать, какой материал можно постирать, если он испачкается…

5. Погружаем бумагу и ткань в воду.

Воспитатель. Берем сначала кусочек ткани, погружаем в воду, потрем, отжимаем. Что произошло?

Дети. Ткань стала мокрой.

Воспитатель. Расправьте её и положите рядом с мисочкой.

Воспитатель. Теперь погрузите в воду кусочек бумаги, потрите его, отожмите и попробуйте распрямить. Что вы видите?

Дети. Бумага размокла и стала рваться.

Воспитатель. Правильно, если постирать шарфик из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать бумажный шарфик, он размокнет, начнет рваться и её придется выбросить.

Значит, какой материал прочнее – ткань или бумага? Какой материал можно постирать, а не выбрасывать?

Воспитатель. Ребята, а мы можем из бумаги сшить одежду?

Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.

Воспитатель. А из ткани?

Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.

Ребята, давайте еще раз повторим, то что мы узнали о бумаге и о ткани.

(Дети повторяют изученное, опираясь на схематическое изображение свойств бумаги и ткани, выполненное на отдельных листах).

Бумага: жесткая, холодная, не состоит из ниток, шершавая, если ее мять – шуршит, не распрямляется, при намокании – рвется.

Ткань: мягкая, теплая, состоит из ниток, если ее мять – не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает, но не рвется.

3. Заключительная часть

Воспитатель. Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани, мы можем выбрать материал для Аниного платья! Давайте разложим эти красивые кусочки в разные места:

– Бумажные листочки мы положим в конвертик, а кусочки ткани сложим обратно в серебристый чемоданчик. И для того, чтобы Аня больше не путалась, мы положим ей подсказки: картинку со свойствами ткани мы тоже положим в серебристый чемоданчик, а картинку со свойствами бумаги – в конверт. Когда я передам эти вещи Ане, она очень обрадуется.

За то, что вы так мне помогли разобраться что к чему, я принесла вам в подарок нарисованных кукол, но все они раздеты. Вы можете нарисовать дома с мамами красивые платья для своих кукол и потом принесете ваши картинки в детский сад. Здесь мы организуем выставку и выберем самую красивую и нарядную куклу.

Читайте также: