Конспект термометр измерение температуры

Обновлено: 06.07.2024

- формировать нав ыки безопасног о обращения с термометро м .

- воспитывать д оброжелательн ое отношение к това рищам, умение трудиться

ртутный) , ком натный, уличный ) ; больш ой самодельный термомет р, 2 тазика

В.: Ребята, сег одня я принесла в группу нашу волшеб ную коробочку . А что

В.: ( достает терм ометр , показывает ) . Моло дцы, ребята, вы отгадали загадку.

Это термометр . А для чего он нам ну жен? (Ответы детей) . С

помощью термомет ра мы измеряем температу ру. Давайте

рассмотрим терм ометры . Что обще го у них? У терм ометра есть стекля нный

корпус, шкала с делениями и циф рами, ртутный ст олбик.

Каждое д еление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около

делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла

и холода. Ко гда столбик термомет ра поднимается выше нуля – это означает,

столбик термомет ра опускается ниже нуля – значит температу ра низкая, то

В.: Ребята, а к ак вы думаете, что м ы измеряем термом етром ? (Ответы

детей) . Верно, терм ометр необходим нам для изме рения температу ры тела,

Цель: развитие способности концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

• Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;

• Сравнить разные виды термометров;

• Формировать навыки безопасности при определении температур горячих предметов;

• Систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;

Материал и оборудование:

• Термометры для измерения температуры воздуха, воды, тела человека;

• Самодельный термометр;

• 2 тазика с водой разной температуры, сундук.

• Презентация с изображением времен года и разных видов термометров;

• Белая доска, 2 маркера (синего и красного цвета)

Ход занятия:

Воспитатель. Придумано кем–то, просто и мудро

Воспитатель. Ребята, что необычного вы заметили в нашей группе? (шар с конвертом). Как вы думаете, что в конверте? (письмо) Странный какой-то, на нем ничего не написано. Конечно, мы с вами знаем, что чужие письма читать нельзя, но как же мы узнаем кому оно адресовано. Придется его открыть. (воспитатель открывает конверт, в конверте разрезная картинка и письмо)

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть узнаем от кого оно. (Дети собирают картинку, где изображен волшебник)

- Все ясно, значит письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы сможем с вами его прочесть (воспитатель читает письмо).

Воспитатель. "И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос,

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода". (Термометр)

- Открываем сундучок, и действительно – это термометр.

За окном, в стеклянной трубке

Градусник живёт простой.

Служит он температуре

Летом, осенью, зимой.

С красной жилкой впереди.

Вверх и вниз идут деленья,

Жирный нолик посреди.

Если плюс — так значит тает

Всё кругом, капель, весна.

Солнце с лужами играет,

Будит землю ото сна.

Если холод — значит минус

Два иль пять, а может три,

Снег кружит, лихая вьюга

У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль- граница между градусами тепла и холода.

Ребята, для чего нужен этот прибор. (для измерения температуры)

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, что термометры бывают разного назначения: уличные- для измерения температуры воздуха, комнатные – для измерения температуры в помещении, водные- для измерения температуры воды и медицинские – для измерения температуры тела человека.

Посмотрите на экран, вы увидите большое разнообразие термометров. (презентация)

Воспитатель. А теперь ребята проведем с вами первое исследование, посмотрим и сравним, какая температуру на улице и у нас в группе.

(Рассматриваем градусник, висящий за окном). Где находится столбик термометра, выше или ниже нуля градусов? А теперь возьмем термометр, который висит у нас в группе. Где находится столбик термометра? Выше, чем на уличном или ниже? Молодцы.

Какой мы можем сделать вывод. Что температура воздуха на улице отличается от температуры в группе. И когда мы говорим тепло, холодно, жарко, прохладно, то имеем в виду температуру воздуха.

Воспитатель. А сейчас я познакомлю вас с водным термометром. С помощью водного термометра мы проведем ещё одно исследование, и определи какая вода находится в тазиках? (подходим к тазикам стоящим на столах по 2 человека к двум тазикам. В одном холодная вода, в другом горячая. Так же на столе два термометра. Один опускаем в желтый тазик, другой в синий). Итак, давайте определим в каком тазике, какая температура воды? Опускайте градусники в тазики.

Какой мы можем сделать вывод из нашего исследования? (ответы детей)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (потягивания, руки вверх)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем. (потягивания, руки в стороны)

Руки резко вверх поднимем,

Машем крыльями как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднимаем и опускаем руки через стороны)

Будто в классики немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (прыжки на одной ноге)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам встать на место.

Воспитатель. А у нас осталось еще одно исследование, и третий термометр, которым измеряют температуру тела у человека.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним как называется прибор для измерения температуры.? Какой термометр измеряет температуру в комнате, в помещении. (комнатный? Какой термометр измеряет температуру воздуха на улице? (уличный). Какой термометр измеряет температуру тела человека (пирометр или градусник). Какой термометр измеряет температуру воды? (водный). Молодцы.

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная : формирование знаний о температуре, ее физической сущности, принципе измерения температуры и построении шкалы температур, усвоение правил измерения температуры;

Развивающая : развитие умений объяснять тепловое расширение тел;

Воспитательная : прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и источники информации:

Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2017 .

Структура урока:

Организационный момент (5 мин)

Актуализация опорных знаний (3мин)

Изучение нового материала(17 мин)

Закрепление знаний(14 мин)

Подведение итогов урока (5 мин)

Содержание урока

Организационный момент (проверка присутствующих в классе, проверка выполнения домашнего задания, озвучивание темы и основных целей урока )

Актуализация опорных знаний

Ответьте на вопросы (фронтальный опрос):

Что называют тепловым расширением тел?

Приведите примеры теплового расширения(сжатия) твердых тел, жидкостей, газов.

Чем отличается тепловое расширение газов от теплового расширения твердых тел и жидкостей?

Изучение нового материала

Что такое температура? Как ее измерить? Достаточно ли для этого наших ощущений тепла и холода?

Температура определяет степень нагретости тела.

Проведем опыт. Нальем в три сосуда воду разной температуры (рис. 70). Опустим правую руку в сосуд 1 с холодной водой, а левую — в сосуд 3

с горячей водой. Через 2—3 мин обе руки опустим в сосуд 2. По ощущениям правой руки вода в сосуде 2 — теплая, а по ощущениям левой — холодная. Это говорит о том, что наши ощущения субъективны. Для объективной оценки степени нагретости тела, т. е. его температуры (обозначается буквой t ), служит измерительный прибор термометр.

hello_html_6dcd4fc3.jpg

Устройство и действие самого простого термометра было основано на тепловом расширении вещества. Термометр представлял собой стеклянный баллончик, соединенный с тонкой трубкой (капилляром). Баллончик заполнялся ртутью или подкрашенным спиртом. Для изготовления шкалы определялись положения уровней жидкости в трубке при опускании баллончика в тающий снег или лед (рис. 71, а) и кипящую воду (рис. 71, б).

hello_html_64d2bbe.jpg
hello_html_5a1e2182.jpg

Положение уровня жидкости в трубке, когда баллончик был в тающем льде, принималось за нулевое, а температура тающего льда — за нуль градусов.

Второму положению уровня соответствовала температура кипящей воды, принятая за 100 градусов. Длина столбика между 0 и 100 градусами делилась на 100 равных частей (см. рис. 71, б). Одно деление означало один градус. Такая шкала впервые была предложена шведским ученым А. Цельсием в 1742 г. Поэтому она называется шкалой Цельсия, а единица шкалы — градусом Цельсия (°С).

Именно такая шкала у бытовых термометров (рис. 72, а, б). Особенности в строении имеет медицинский термометр (рис. 72, в). Так как им измеряют температуру тела человека, то цена деления его шкалы С = 0,1. Таким образом,

точность измерения медицинским термометром в 10 раз выше, чем точность измерения бытовым термометром, у которого цена деления С = 1

hello_html_m584ab444.jpg

Шкала медицинского термометра имеет нижний и верхний пределы: 35 °С и 42 °С. Вы, очевидно, сами догадались, почему на шкале нет обозначений температуры ниже 35 °С и выше 42 °С. При таких температурах тела человек гибнет. Нормальной для здорового человека считается температура 36,6 °С.

Баллончик медицинского термометра заполняется ртутью. Вблизи баллончика трубка имеет сужение, что не позволяет ртути после того, как измерение закончено и термометр остыл, вернуться назад в баллончик. Этого можно достичь только с помощью резкого встряхивания термометра.

В последнее время все чаще используются цифровые термометры (рис. 73). Они более удобны и безопасны, чем ртутные.

hello_html_24946d7d.jpg
hello_html_12d9633e.jpg

hello_html_2304b8d7.jpg

Физкультминутка

Закрепление знаний

Для закрепления полученных знаний будем использовать карточки (приложение 1)

Ответьте на контрольные вопросы §13 и выполните задания

1. Какое явление используется в устройстве и действии термометра?

2. Что принято за 0 и 100 градусов по шкале Цельсия?

hello_html_60aa9c4.jpg

hello_html_m38991b86.jpg

4. Чем объяснить такие значения нижнего и верхнего пределов измерения медицинского термометра?

5. Можно ли измерить бытовым термометром температуру одной капли воды? Почему?

6. В ноябре ночью была зафиксирована температура = -5 °С, а днем = +8 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха?

Итоги урока

Температура определяет степень нагретости тела.

Для объективной оценки температуры служит термометр.

Термометр основан на тепловом расширении вещества.

Бытовые термометры в нашей республике имеют шкалу Цельсия.

Организация домашнего задания

§13,ответить на контрольные вопросы.

Сегодня на уроке я узнал…

Знания, которые я получил на уроке, пригодятся.

Приложение 1

1. Какое явление используется в устройстве и действии термометра?

2. Что принято за 0 и 100 градусов по шкале Цельсия?

hello_html_60aa9c4.jpg

hello_html_m38991b86.jpg

4. Чем объяснить такие значения нижнего и верхнего пределов измерения медицинского термометра?

5. Можно ли измерить бытовым термометром температуру одной капли воды? Почему?

6. В ноябре ночью была зафиксирована температура = -5 °С, а днем = +8 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Задачи: Образовательные:

• Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

• Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

• Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

• аккуратность при оформлении записей;

Технологическая карта урока

Температура. Термометры. Измерение температуры.

Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Образовательные:

Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

Развивающие:

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

аккуратность при оформлении записей;

Формирование знаний о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

изучаемого для школьника

Понимание значимости умений определять температуру для жизни человека.

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Изучение нового материала

Постановка проблемной ситуации

Принцип измерения температуры

Приборы для измерения температуры и их устройство

Работа с учебником

Контроль усвоения (фронтальная беседа)

Рефлексия и подведение итогов (межпредметная связь с географией)

Объяснительно-иллюстративный (беседа, самостоятельная работа с учебником), частично-поисковый (проблемный опыт), исследовательский (эксперимент)

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей и проблемных ситуаций и вопросов.

Приёмы деятельности учителя

Словесные (беседа, объяснение), демонстрация

Организация деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Работа с учебником; наблюдать, сравнивать, анализировать; применять полученные знания.

Основные понятия и термины

Температура, термометр, температурные шкалы, градус Цельсия.

§15, каверзные задачки

Фронтальный эксперимент

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

t возд.=________ 0 C t воды=____________ 0 С

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

Фронтальный эксперимент

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

t возд.=________ 0 C t воды=____________ 0 С

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

ТЕМА: Температура. Термометры. Измерение температуры.

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: термометры, калориметры, лабораторные термометры, карта, ноутбук.
Цель урока: Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Задачи:
Образовательные:

• Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

• Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

Развивающие:

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

Воспитательные:

• Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

• аккуратность при оформлении записей;

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Тепло и холод – это две руки природы, которыми она делает почти все

Френсис Бекон, 1627 г

2.Актуализация знаний.

В окружающем нас мире происходят различные физические явления, которые

связаны с нагреванием и охлаждением тел. На прошлом занятии мы рассмотрели такое явление как расширение и сжатие тел. Приведите примеры теплового расширения твёрдых, жидких тел и газов. (опыт с шариком, разрыв проводов, изгиб ж/д рельс, вода при закипании, газ в балоне и т.д.).

Скажите, а чем отличается тепловое расширение газов от теплового расширения тел и жидкостей? (газы расширяются одинаково).

Так что мы называем тепловым расширением? (изменение размеров тела в зависимости от температуры).

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему нашего урока.

2. Наименьшая неделимая частица данного вещества.

3. Такое строение имеют все вещества.

4. Измерительный прибор салона автомобиля, при отсутствии которого автомобиль нельзя эксплуатировать.

5. В море она солёная.

6. Единица измерения, с помощью которой определяется расстояние между городами.

7. Оно усиливается при нагревании вещества.

8.Так называется хаотическое движение частиц вещества.

9. Измерительный прибор каждого строителя.

А что такое температура?

Сегодня на уроке мы постараемся дать ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала

предлагаю учащимся левой рукой дотронуться до деревян­ного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.
Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Температура - величина, характеризующая степень нагретости тела.

Обозначается буквой t.

Приборы, служащие для измерения температуры называются термометрами.

Принцип измерения температуры.

Температура непосредственно не измеряется! Измеряется величина, зависящая от температуры!
В современных жидкостных термометрах - это объем спирта или ртути ( в термоскопе Галилея – объем газа). Термометр измеряет собственную температуру! А, если мы хотим измерить с помощью термометра температуру какого-либо другого тела, надо подождать некоторое время, пока температуры тела и термометра уравняются, т.е. наступит тепловое равновесие между термометром и телом.
В этом состоит закон теплового равновесия.

Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры. (рассм. Устройство термоскопа на стр.74 рис.98 и ответим на следующий вопрос: Чем неудобен данный прибор? ---- нет шкалы.

Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термометры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.

Демонстрирую два термометра ( комнатный и медицинский). Термометры состоят из стеклянного баллончика, соединённого с трубкой (капилляром). Балончик заполняется ртутью или подкрашенным спиртом. Обращаю внимание на устройство медицинского термометра ( С=0,1 с/дел), и на диапазон температур. Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.

Работа с учебником стр. 73 рис. 95
1) Определить, в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.

2) Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.

Совершенствованием термометров занимались многие ученые. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.

В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.

За нуль принимается температура плавления льда при нормальном ат­мосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллирован­ной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80 °R, по шкале Фаренгейта 212°F. Такой произ­вольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги ти­тул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 О С.

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.

Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теп­лового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

4. Физкультминутка.

Приборы и материалы:

2) Стакан с холодной водой.

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

Рефлексия и подведение итогов.

А какова температура недр Земли?
Раньше высказывались различные гипотетические предположения и приводились расчеты, по которым температура на глубине 15 км получалась 100. 400°C. Теперь Кольская сверхглубокая скважина, которая прошла отметку 12 км, дала точный ответ на поставленный вопрос. Вначале (до 3 км) температура росла на 1° через каждые 100 м проходки, далее этот рост составил 2,5° на каждые новые 100 м. На глубине 10 км температура недр Земли оказалась равной 180°C!

7. Домашнее задание: §15, КАВЕРЗНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Как измерить температуру тела муравья с помощью обычного термометра?

2. Существуют термометры, в которых используют воду. Почему такие водяные термометры неудобны для измерения температур, близких к температуре замерзания воды?

Читайте также: