Одежда наших предков конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Демонстрационный материал: Мужчина и женщина в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем; картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине.

Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, пение русской народной песни и частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:
Все девочки и мальчики,
Проходите поскорей,
Будем петь да играть,
Старину вспоминать!
Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду?

(Льняной ткани)

Да, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей.
Подумайте, чем льняная ткань хороша?

А чем плоха эта ткань?

(Плохо, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань?

(Красный, желтый, голубой, коричневый)

Что означают эти цвета?

(Красный – тепло , праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу)

Под русскую народную мелодию входит девушка в русском народном костюме.
К нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?

(Лебедушка, березонька, пава, ягодка)

А какими именами им давали в русских народных сказках?

(Василиса - Прекрасная, Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса, Марья – искусница, Василиса - Премудрая)

А нашу гостью зовут – Марьюшка – свет Васильевна.
Раньше на Руси, была такая традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на ярмарку.
А что за одежда одета на Марьюшке?

(Рубаха, сарафан, а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове - красочный кокошник)


Фото 1
Под русскую народную мелодию входит юноша в русском народном костюме.
А вот и русский молодец Иван, к нам пожаловал. Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван?

(Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти

(Работать плохо, кое-как)

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики?

(Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц…)

А как называется рубаха с косым воротом?

А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.
Два котика, четыре хвостика.

(И в зимнюю и летнюю обувь)

Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?

(Летом больше ходили и много работали)

А как называется это вышивка?

По народному поверью, вышивка не только, украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка?

(Оберегом, защитой от злых сил)

А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка?

(Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол)

Что оберегает вышивка на рукавах?

(Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость)

А узоры на горловине и подоле, что оберегали?

(Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов. Упражнять в технике работы кистью.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Речевые: Развивать связанную речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.

Демонстрационный материал: Мужчина и женщина в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем; картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине.

Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, пение русской народной песни и частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:

Все девочки и мальчики,

Будем петь да играть,

Старину вспоминать!

Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду?

Да, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей.

Подумайте, чем льняная ткань хороша?

А чем плоха эта ткань?

(Плохо, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань?

В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтоб она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. А в старину люди про лен слагали песни.

Ребята, в старину, чаще всего в какие цвета окрашивали ткань из льна?

(Красный, желтый, голубой, коричневый)

Что означают эти цвета?

(Красный – тепло, праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу)

Под русскую народную мелодию входит девушка в русском народном костюме.

К нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?

(Лебедушка, березонька, пава, ягодка)

А какими именами им давали в русских народных сказках?

(Василиса - Прекрасная, Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса, Марья – искусница, Василиса - Премудрая)

А нашу гостью зовут – Марьюшка – свет Васильевна.

Раньше на Руси, была такая традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на ярмарку.

А что за одежда одета на Марьюшке?

(Рубаха, сарафан, а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове - красочный кокошник)

А на ярмарке уже гуляние во всю, в игры играют и нас зазывают.

Под русскую народную мелодию входит юноша в русском народном костюме.

А вот и русский молодец Иван, к нам пожаловал. Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван?

(Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти

(Работать плохо, кое-как)

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики?

(Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц)

А как называется рубаха с косым воротом?

А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.

Два котика, четыре хвостика.

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.

Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.

(И в зимнюю и летнюю обувь)

Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?

(Летом больше ходили и много работали)

Исполняются частушки о лаптях.

Ребята, посмотрите внимательно на одежду наших гостей и скажите, чем же русский костюм украшен?

А как называется это вышивка?

По народному поверью, вышивка не только, украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка?

(Оберегом, защитой от злых сил)

А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка?

(Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол)

Что оберегает вышивка на рукавах?

(Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость)

А узоры на горловине и подоле, что оберегали?

(Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)

Украшение сарафанов (Уточнить, у двух - трех детей, какой орнамент у них получился, какие использовались цвета и где его нанесли).

Кончил дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.

Пока мы с вами играли, ваши работы подсохли, и из них получилась выставка. Сарафаны на любой вкус. Есть сарафаны, в которых только в баню ходить. Есть, в которых, курей пугать. И есть сарафаны, в которых, на ярмарку да на гулянье ходить!

Дарят сарафаны гостям и прощаются с ними.

Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво вышивали. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира 13 марта

Цель урока: приобщить младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков

Основные понятия: рубаха, одежда, лапти

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомиться с видами одежды, обуви, существовавших на территории Древней Руси.

Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности.

Межпредметные связи: Фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой “Окружающий мир”, 3 класс, с. 112–115; рабочая тетрадь; проектор, экран

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

- Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи на уроке!

- Поработаем мы дружно! Потрудиться всем нам нужно!

- Что Вы изучали на прошлых уроках окружающего мира?

- Кто были наши предки?

-К какой группе славян относятся наши предки? (восточные)

-Мы многое уже узнали о наших предках, но не всё. А о чем мы будем сегодня, говорить узнаем из загадок.

Цель: Знакомить детей с русской национальной одеждой, формировать чувство патриотизма.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание, восприятие, память;
  • развивать умение украшать русский народный костюм национальными узорами.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, любви к русским народным традициям.

Словарная работа: русский сарафан, косоворотка, кокошник, кушак.


I ЧАСТЬ

1. Организационный момент

Воспитатель

Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной нужной темой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
И на меня взгляните.

Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить.

Слайд 2

«Везде ты видишь вещи эти, в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы - просто загляденье, о чём моё стихотворение?

(выплывает одежда) (Одежда)

Воспитатель

- Для чего нужна одежда? /Укрывает от дождика, от ветра,

Согревает в морозы, защищает в жару.

Одежда красива и удобна для человека и т.п.

Воспитатель. Мы одежду называем, называем всё, что знаем:

1. Д/и «Назови одежду

Рубашка, платье, юбка, шорты, сарафан, пиджак, кофта, куртка, плащ, пальто, шуба и т.д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берётся одежда? (из магазина).

Воспитатель. - А как называют людей, которые шьют одежду?

Слайд 3

Люди этих профессий - портной и швея.

Воспитатель. Вся одежда, которую мы носим, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике, в ателье, дома.

Слайд 4

Надевать - снимать, покупать - продавать, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть, мять - гладить, снять - повесить, порвать - зашить, испачкать - постирать, одеть - раздеть, намочить - высушить, застегнуть - расстегнуть,
намочить - высушить, сложить - разбросать, разорвать - зашить.

(Собрать из частей одежду)


Воспитатель. - Я приглашаю вас сегодня в ателье, где каждый из вас сможет заказать себе любую одежду. Но, чтобы ваш заказ выполнили нужно правильно рассказать о том, какую одежду вы хотите сшить.

Слайд 5

В оформлении вашего заказа нам поможет схема (схема для составления рассказа на доске).


Дети по желанию составляют рассказы. /2 ребёнка/

(Примерный рассказ по таблице)

Я хочу заказать платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка-молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то зашить.


Слайд 6

Физминутка

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,
обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрем,
постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко всё развесим на веревках.
А пока одежда сушится, мы попрыгаем, покружимся,

2 ЧАСТЬ

СЛАЙД 7

Ребята, в какой стране мы с вами живём? (В России)

Воспитатель. Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде.

Но не всегда люди так одевались.

СЛАЙД 8. Женская одежда

Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.

Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.

Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху.

Молодые девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок. Праздничные кокошники украшали жемчугом и золотыми нитями.


Воспитатель. К нам сегодня пришла русская красавица (входит Ульяна в русском народном костюме).

Ульяна. Ребята, как вы думаете, я сегодня пришла в современной одежде или в русском национальном костюме? (ответы детей)

СЛАЙД 9

Ульяна: Вот так одевались наши предки. Они шили сарафаны из разных тканей. Каждый цвет что-то означал. Мой сарафан красного цвета, как огонь.

Раньше считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Воспитатель рассказывает о значении каждого цвета, сопровождая рассказ слайдами.

СЛАЙД 10

Желтый, - цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

СЛАЙДЫ 11

Синий и голубой – цвет неба и воды.

В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.

СЛАЙД 12

Зелёный – цвет жизни и растительности. Их одевали, когда рождались дети, когда праздновали хороший урожай.

СЛАЙД 13 - Мужская одежда

Состояла узких штанов, рубахи – косоворотки, которую шили из белой, серой, синей ткани, украшали вышивкой, обязательно подвязывали кушаком.

Шапка из сукна, войлока, меха или картуз.


СЛАЙД 14 (Сундук)

Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей).

Раньше не было платяных шкафов и всю одежду хранили вот в больших сундуках.

Давайте посмотрим, что там лежит (Вылетают)

косоворотка, кушак, кокошник, сарафан

Воспитатель. - Посмотрите внимательно на эту одежду.

Назовём её русский сарафан, кокошник, косоворотка.

(Воспитатель закрепляет в словаре новые слова.)

СЛАЙД 15.

В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, которые повторялись много раз, их называли орнамент.

Орнамент считался оберегом. Каждый элемент узора имел своё значение.

Извилистая или ломаная линия – это знак воды. Несет радость, веселье.

Круг – это знак солнца. Оно дарит людям тепло, добро.

Знак обозначает плодородие, благополучие.

Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Он приносит счастье, богатство.

Крест оберегал людей от злых сил.

Украшая этими знаками свою одежду, люди считали, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

СЛАЙД 16.

Такие узоры назывались оберег - заклинание в виде знаков.

На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре.

Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

3 ЧАСТЬ

Воспитатель. Ребята, я принесла вам сегодня сарафаны и косоворотки, сделанные из бумаги, но на этой одежде нет узора – оберега.
Сейчас мы станем русскими мастерами и мастерицами и украсим одежду красивыми узорами.

(Дети садятся за столы и рисуют орнаменты узора – оберега).

Мальчики на косоворотках, девочки – на сарафанах.

Итог занятия

Вот и заканчивается наше занятие. Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?

1-я девочка - /удивленно/ да-а ?! Правда?

2-я девочка /убежденно/ - конечно, правда!

1-я девочка – а давай, сошьем красивые прекрасивые платья, как у принцессы.

2 давай!

1-я девочка – А у меня есть журнал мод. Я взяла у мамы, посмотри как здесь всё классно!

/ девочки листают журнал и время от времени ахают/

1-я дев. (томно) – А какие сумки, О!! а какие платья!

2-я дев. – А я слышала – самые модные платья – это в Париже. / ручку на бок, приподняла гордо головку и притопнула ножкой/

1 девочка /удивленно/ в Париже ?!

2-я девочка /подтверждает/ - вот именно, в Париже!!

1-я девочка - Подумаешь. Париж, да мы такие красивые платья сошьем, что все ахнут!

2-я дев. (мечтательно) Ах, Париж! Париж!

Нет, не устоишь, когда, увидишь ты наши платья модные.

Все вместе. (гордо) Супер бесподобные! /показывают большой палец/.

Под музыку, лучше французскую/ напевая, кружатся в вальсе, мальчики ,посмеиваясь, в бинокль наблюдают за ними/

1-й мал. (насмешливо) Опять девчонки решили себе что-то новенькое сшить.

2-й мал. (с улыбкой) – Надеюсь, что на этот раз у них получится, не как в тот раз.

/ Девочки что-то стригут, наметывают, никого не замечая /

1-й мальчик Выкройку две модницы взяли у художницы.

И берут в помощницы они большие ножницы (показывает)

2-й мальчик - Не тревожить попросили, / грозит шутливо пальцем / платья модные кроили,

Вместе. Голубой кроили шёлк, только слышно: щёлк да щёлк! (показывают, как стригли)

1-й мал. Накроили!

Вместе: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

1-й мал. Накроили лоскуточки, и на голову платочки! (показывает) Где же платья, модницы?

Девочки печально - Виноваты ножницы

Вместе: И выкройка художницы! /всхлипывают/

Мальчики- Ха-Ха-Ха! / передразнивают / выкройка художницы

Подходит ведущая, утешает модниц, обращается к мальчикам (строго их одёргивая)

– Как вам не стыдно! И у вас не всё сразу получается.

А всего трудней - это начало! Но они постараются.

Будут учиться и всё у них получится /

Утешает девочек / Не плачьте!/

Девочки, всхлипывая: Мама тоже так сказала, мастерству учились мало.

Вед:

Поучитесь, и у вас,
Тоже выйдет высший класс
До свиданья, в добрый час!
Вам понравилось у нас?
Приходите к нам еще,
Будем рады горячо!

Читайте также: