Конспект оод по формированию грамматического строя речи у детей

Обновлено: 03.07.2024

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнять в словообразовании и в употреблении предлогов.

Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения.

Воспитывать выдержку, желание прийти на помощь.

Словарная работа:

существительные:стул, стульчик, стол, столик, кровать, кроватка, шкаф, шкафчик, мебель;

глаголы: сядь, ляг, спи;

предлоги: в, под, около, у, между.

Оборудование:

демонстрационный материал: - макеты комнат разного размера;

-куклы разного размера,

-кукольная мебель разного размера.

I . Организационный момент

1. Появление кукол разного размера.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Захотели они есть,

Но не знают куда сесть.

Захотели они спать,

Но не знают, где кровать.

2.Вопросы к детям:

- Кто к нам пришёл?

- Они одинаковые по размеру?

- Поможем подружкам расставить мебель?

II . Работа по теме занятия

Описание ситуации: перед детьми макеты комнат и кукольная мебель разного размера. Дети отвечают на вопросы педагога и расставляют мебель согласно инструкции.

Инструкция педагога:

- Какая кукла живёт в большой комнате, а какая в маленькой комнатке?

- Расставьте мебель в комнатах. Для большой куклы - большую мебель, а для маленькой куколки - маленькую.

- Поставь стол в большую комнату, а столик в маленькую комнатку.

- Поставь около стола стул, а около столика – стульчик.

- Поставь около двери шкаф, а около дверки – шкафчик.

2. Вопросы к детям:

- Где будет жить большая кукла?

- Какую мебель поставили в её комнату?

- Где будет жить маленькая куколка?

- Какую мебель поставили в её комнатку?

III . Физкультминутка.

Вот это стул,

На нём сидят.

(левую ладонь поднять вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулак правой руки)

Вот это стол,

За ним едят.

(левую руку сжать в кулак, сверху на него положить ладонь правой руки)

А вот диван,

На нём лежат.

(установить под углом 90 градусов ладони одна относительно другой тыльными сторонами наружу)

Напротив шкаф стоит,

В нём пальто и плащ висит.

(поднять обе ладони вертикально вверх- большиепальцы к себе)

На полках шапки и шарфы

Пришедшей в гости детворы.

(расположить согнутые в локтях руки перед грудью одна над другой)

IV .Продолжение работы по теме занятия

Описание игры: перед детьми макеты комнат и кукольная мебель разного размера. Дети выполняют действия с куклами, согласно инструкции педагога. Проговаривают фразы по образцу.

Инструкция педагога:

- Это стул, на нём сидят.

- Посади куклу на стул, а куколку на стульчик.

- Это диван, на нём лежат.

- Положи куклу на диван, а куколку на диванчик.

- Это кровать, на ней спят.

- Положи куклу на кровать, а куколку на кроватку.

- Это стол, за ним едят.

V . Итог занятия

Положительная оценка деятельности детей от лица кукол:

- Спасибо, ребята, за помощь. Помогли вы нам расставить и кровать, и стол, и шкаф, а всё вместе - …мебель.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Лохова Полина Александровна

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Ирина Калашникова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы.

Программное содержание :

Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.

Образовательные: Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под. Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания и психических процессов: памяти, мышления, внимания. Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи.

Воспитательные: Содействовать воспитанию собственной активности, ини-циативности, самостоятельности. Формировать навыки и умения сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.

Методы и приемы: Игровой, словесно – логический, наглядный, самостоя-тельная деятельность детей.

Планируемые результаты: Дети учатся согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять в разных падежах.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, ознакомление детей с окружающим миром.

Форма НОД : Интегрированное занятие

Предварительная работа: Знакомство детей с дикими животными, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций диких животных и их детенышей. Беседы с детьми о занимательных сведениях. Разучивание стихотворений и физминутки по теме. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства с видами животных.

1.1. Сюрпризный момент. Ребенок в костюме Буратино.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

2. Основная часть.

Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

Медведь – идет вразвалочку

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. ( Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т. д.)

Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему вы-полнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

3. Заключительная часть.

Буратино. Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть

Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

- Я – медведь, - говорит воспитатель.

- А я – волк, - отвечает ребенок.

- У меня шуба коричневая.

- У меня уши круглые.

- А у меня острые.

Далее дети сами произносят диалоги от лица зверей.

Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение.

Вопросы к детям, что больше понравилось, какие животные дикие, почему.

В какую игру хотели бы еще сыграть, чтобы дикие животные были персона-жами в этой игре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Октябрьский республики Башкортостан

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе

Подготовила и провела:

Масленникова Людмила Витальевна,

высшей квалификационной категории

старший воспитатель МБДОУ

Дата проведения:

Цель: формировать грамматический строй речи;

Образовательные:

-закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;

-формировать умение правильно использовать предлоги в речи;

-формировать умение правильно употреблять в речи форму множественного числа родительного падежа существительных;

-формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-упражнять в образовании приставочных глаголов;

-закреплять название геометрических фигур, умение соотносить их по размеру.

Развивающие:

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;

-развивать артикуляционный аппарат;

-развивать фонематический слух: умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

-развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

-в оспитывать доброжелательность;

-воспитывать любовь к родному краю.

Приоритетное направление: речевое развитие.

Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное.

Используемое оборудование : ноутбук, проектор, доска для слайдов.

Раздаточный материал : карандаши, стаканчики с трубочками, карточки с изображением предметов, продуктов питания (на каждого ребенка).

Форма организации деятельности : групповая.

Место проведения: групповая комната.

Методы и приемы:

• Практические: игры, физкультминутка, игровая ситуация;

• Словесные: рассказ, объяснение.

Предварительная работа :

В группе: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.

На прогулке: наблюдение за транспортом.

Словарная работа: деревянный, стеклянный, пластмассовый, глиняный, кирпичный.

Вводная часть: дети стоят в кругу.

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик,

Мы погладим носик

Мы погладим щёчки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришел гость. Это гном Гера. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

(стулья полукругом у ковра, напротив проектора, дети садятся на стулья)

Педагог: Гера приехал к нам в гости на машине.

(на экране появляется машина)

Узнаем, как доехала Герина машина до детского сада.

Я буду начинать предложение, а вы закончите.

Из гаража машина……………………………выехала

Педагог: Во время своего пути гном Гера любовался красотами нашего края: лесами, полями, реками, горами….

Педагог: Ребята, а как же называется край, в котором мы живем?

Дети: Наш край называется - Башкортостан.

Педагог: Правильно. А в каком городе мы живем?

Дети: Мы живем в городе Октябрьский.

Педагог: А вот гном Гера живет в волшебной стране Лилипутии в краю Гномов в городе Веселовске. И он приглашает нас в гости. Вы согласны пойти?

Педагог: Но вот только что же делать? Как добраться до Волшебной страны? Мы все не поместимся в машине у Геры.

Дети: предположения детей.

Педагог: А давайте произнесем волшебные слова. И вмиг очутимся в Волшебной стране. Но вот только это очень сложные слова, нужно размяться.

Артикуляционная гимнастика [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Дети: Кара-бара-бум!

Педагог: Вот мы и на месте! Посмотрите, какие красивые, необычные дома, но где же жители! Гномы такие шутники, они хотят с нами поиграть.

Педагог: Ребята, посмотрите, перед нами геометрические фигуры. Нам нужно найти, за какой геометрической фигурой спрятался гном Гера и его друзья!

Педагог: Я попробую первая. Гномы спрятались за маленьким синим квадратом. ( Нет)

Дети: Гномы спрятались за большим синим треугольником. И т.д.

Педагог: (Имя ребенка) как ты думаешь, за какой геометрической фигурой спрятались гномы ? (привлечение малоактивного ребенка)

Педагог: Ребята, вот они гномы! Мы их нашли!

Педагог: Гномы хотят поиграть.

Педагог: Ребята, я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если слово начинается со звука [Р]

Рука , мяч, игрушка, рябина, роза , вода, рама , сад, комар, родник

Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. Пришла пора повеселиться и поскакать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Наклонился левый бок.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Согнем левую ножку,

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Педагог: Гном Гера приглашает нас в свой дом. Но вот только он забыл, в каком же доме живет.

Педагог: Ребята, я буду называть, из чего дома сделаны, а Вы будете говорить какие они! Может Гера вспомнит, в каком доме он живет!

Педагог: Дом из дерева

Дети: деревянный

Педагог: Дом из пластмассы

Дети: пластмассовый

Педагог: Дом из глины

Дети: глиняный

Педагог: Дом из стекла

Дети: стеклянный

Педагог: Дом из кирпича

Дети: кирпичный

Педагог: Точно, ребята, гном Гера живет в кирпичном доме.

Педагог: Ой, Гера еще и ключ от двери потерял! Он положил его в корзинку, а тут так много всего лежит! Поможем Гере найти ключ!

Упражнение с карандашами (прокатывание между ладонями)

2.Стаканчики с трубочками.

Дыхательные упражнения

4.Карточки с изображением предметов (от 1 до 5)

Подойдите к корзинке и достаньте каждый по одной карточке.

Педагог: Назовите, что изображено на карточке и сколько. У меня 3 мяча, а у вас?

Дети: У меня 5 мячей (1 мяч, 1 клоун, 3 клоуна, 5 клоунов и т.д.)

Педагог: Гном Гера, а у тебя?

Посмотрите, ребята, у Геры 1 ключ! Он его нашел. Скорее, Гера открывай дверь.

Педагог: Вот мы и у Геры в гостях. Какая красивая комната. Ребята, где стоит стол?

Дети: Стол стоит около окна.

Педагог: Где стоит горшок с цветком?

Дети: Горшок с цветком стоит на окне.

Педагог: Где стоит кресло?

Дети: Кресло стоит в углу.

Педагог: Где лежит мяч?

Дети: Мяч лежит под столом, на полу.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто это сидит на кресле? Это младший брат Геры - Малыш Гномик. Как и Гера, он очень любит угощения. Я взяла с собой немного…

Для Гнома – помидор, для Гномика – помидорчик (яблоко-яблочко, огурец-огурчик, морковь – морковка, конфета – конфетка, торт - тортик)

Педагог: Гном Гера тоже приготовил нам угощение (вносит угощение), давайте поблагодарим его!

Дети: Спасибо, Гера.

Педагог: А нам пора возвращаться в детский сад, в группу.

Дети: До свидания.

Автор: Шуньгина Вера Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития ребенка - "Детский сад № 8 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: конспект ООД
Тема: Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"
Раздел: дошкольное образование

Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в

старшей группе по теме "Зима"

Ц е л ь : формирование

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей зиме

Совершенствовать грамматический строй речи:

Учить подбирать однокоренные слова

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

Упражнять в словообразовании суффиксальным способом

Закреплять умение согласовывать существительное с числительным,

Развивающие:

Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие

Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую

физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитательные:

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная,

вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно.

Материалы: мультимедийная презентация "Зима", снежок, мячик, картинки

с зимним пейзажем, снежинки с играми.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми

о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание

ХОД ЗАНЯТИЯ

давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы

отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Слушайте.

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома,

Потому что я - (Зима).

Вот от кого это письмо. А еще зима прислала снежинки, а на них

интересные игры для вас. Будем играть? (Да)

Просмотр мультимедийной презентации о зиме.

Беседа по слайдам:

Что происходит зимой на улице? (Становится холодно, морозно, падает

длиннее) Молодцы, ребята!

вопрос "какой? какая? какое?"

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …)

Снег какой? —(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий,

День какой? —(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…)

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…)

у п о т р ебл е н и и

Снежный ком скорей

ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы? (Без снега, без

мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.)

Молодцы! Продолжим играть.

Дидактическая игра "Интервью"

Расскажите какая зима? Если выпало много снега . (зима снежная),

если ветер дует. (зима ветреная), если вьюга кружит. (вьюжная зима), если

мороз трещит. (морозная зима), из-за стужи зиму называют. (студёной).

Ребята, смотрите, в конверте лежат картинки (каждому ребенку по

Дидактическая игра "Закончи предложение"

Воспитатель начинает, дети продолжают предложение: "Зимой снег

лежит. " (на деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках,

на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках, на заборах).

Физкультминутка

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

(покачались из стороны в сторону,

согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова "снег",

"снежинка" чем-то похожи. Кто ответит, чем? (Есть общая одинаковая часть).

снегурочка, заснеженный, подснежник). Я вам открою тайну - эти слова -

родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые

части "снег" или "снеж".

А следующая наша игра

называется "Назови

ласково" (воспитатель

бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок отвечает добавляя суффикс).

А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище) А очень сильный

Ребята, а зимой бывает много снежинок? (Да). Давайте посчитаем их.

Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки - 5

посчитаем их (5 сугробов).

Дидактическая игра "Добавь словечко"

Все дети любят лепить снеговика. Давайте поиграем в игру. Я буду

говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово "снеговик".

Мы решили слепить. (снеговика).

Мы приделали нос - морковку нашему. (снеговику).

Мы показали соседям нашего. (снеговика).

Мы играли с нашим. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о. (снеговике).

Ребята, я буду Вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы

мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

- Сегодня снег падает, а вчера …(падал)

-Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)

-Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел)

Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как

хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо. Мы сегодня не только

понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание

самое сложное? Я уверена, что со все трудности вы преодолеете, если будете

Читайте также: