Пищевые связи в экосистеме 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Дата проведения урока:12.03.2021 г.

Учитель: Широчкина О.В.

Тема урока: Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Тип урока: комбинированный

Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать факты и умения, формулировать выводы;

Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): организовать взаимодействие обучающихся в ходе урока, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы, побуждать к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Задачи: сформировать у учащихся представление о трофической структуре сообщества; закрепить знания пищевых связей, которые отображают реальный путь круговорота веществ.

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение определенной биологической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях.

Познавательные УУД:

- знать особенности структуры пищевых связей сообщества;

- уметь составлять пищевые цепи;

- обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- развивать умения выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- совершенствовать навыки работы с текстом, схемой, рисунком;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать речь других людей;

- развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с другими обучающимися;

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД:

- формировать умение рассматривать видовую структуру как показатель состояния и устойчивости сообщества;

- формировать умение называть составляющие трофической структуры;

- формировать умение объяснять значение трофических связей в сообществе.

Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, выполнение интерактивных учебных заданий.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, интерактивный, эвристическая беседа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы урока

I.Организационный (2 мин)

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.

►Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет, кто отсутствует.

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас

За парты садитесь, пора начинать

На Вас надеюсь, я, друзья,

Ведь мы хороший, дружный класс

И все получится у нас.

►Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

►Учащиеся садятся за парты

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: - умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

II. Актуализация знаний. (8 мин)

Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.

►Задает вопросы по ранее изученным темам

2) Кто впервые обосновал учение о биоценозах?

3) Приведите примеры биологических сообществ

4) Что такое видовое разнообразие?

5) Назовите факторы, влияющие на видовое разнообразие

6) Приведите примеры взаимного влияния популяций разных видов в сообществе

7) Какие формы биотических взаимоотношений существуют в сообществе? Дайте им характеристику

►Оценивает знания учащихся.

►Дают определения понятиям.

►Отвечают на вопросы

Познавательные УДД: - построение речевого высказывания - подведение под понятие аналогия, обобщение - установление причинно-следственных связей - аргументация своего мнения и позиции

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Личностные УУД: - умение сотрудничать с одноклассниками в данной учебной ситуации - проявление интереса к новому

III. Определение целей урока. Целеполагание (3 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

►Подводит учащихся к определению темы урока с помощью наводящих подсказок.

- На прошлом уроке мы рассмотрели биотические связи в сообществе. Одним из их видов являются пищевые связи. Как вы думаете, какова тема урока? (Структура пищевых связей)

- Что еще нам надо знать о пищевых связях? (Их роль в сообществе)

► Подводит учащихся к осознанию целей и задач урока с помощью наводящих вопросов.

Обобщает ответы, озвучивает цель урока: Мы сегодня на уроке изучим структуру пищевых связей сообщества.

-Зачем мы должны знать структуру пищевых связей сообщества живых организмов?

► Приступая к изучению нового материала, мы возьмем с собой О (осанку), У (улыбку), Н (настроение), В (веру в свои возможности)

►Предполагают, какова тема урока

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

Ставят перед собой цели, которые хотели бы достигнуть на уроке.

- Изучить пищевые связи биоценоза

-Чтобы сохранить природу.

-Чтобы выяснить их влияние на биоценоз

- анализ, синтез, сравнение, обобщение - структурирование знаний - определение основной и второстепенной информации - определение познаватель ной цели, определение логической цепи рассуждения

Коммуникативные УУД : - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - умение работать с информацией на опережение

Личностные УУД: - проявление интереса к новому

IV. Открытие новых знаний (14 мин.)

Цель: создать условия для успешной работы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.

► Обеспечивает глубокое и полное усвоение нового материала, руководит деятельностью учащихся. Корректирует работу.

- Структуру пищевых или трофических связей в сообществе отражают пищевые цепи и их переплетения – пищевые сети.

- Пищевая цепь – это последовательность видов, каждый из которых служит пищей для следующего.

- Рассмотрите рисунок 91 в учебнике, схемы на доске и скажите, что общего между этими цепями питания? Какие закономерности вы заметили?

- Зеленые растения называются производителями или продуцентами. Они являются первым звеном в цепи питания.

-Второе и последующие звенья называют потребителями или консументами. Это гетеротрофные организмы, которые потребляют готовые вещества. Они могут быть I, II и так далее порядка.

- Тех потребителей, которые окончательно разлагают органические вещества, называются разрушителями или редуцентами. Это могут быть грибы, бактерии.

- Продуценты образуют первый трофический уровень, концументы – второй, третий и т.д.

-Рассмотрите рисунок 92. Чем пищевая сеть отличается от пищевой цепи?

- Пищевая цепь бывает пастбищная и детритная. Посмотрите на слайд и скажите чем они отличаются?

1) В чем чаще всего причина изменения численности популяции хищников и жертв?

2) Кто впервые обратил внимание на эту закономерность?

3) Чем объясняются эти циклические колебания?

- Влияние хищников на популяцию жертвы связано с ее плотностью. Широкие пищевые связи позволяют хищникам переключиться с одной жертвы на другие, более многочисленные.

- Как вы думаете, к каким последствиям может при вести изъятие хищников из сообщества?

►Приводит пример про морских звезд и моллюсков

►Учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, сотрудничать

► Работа с различными источниками информации,

►Отвечают, что все эти цепи питания начинаются с растений, затем идут растительноядные организмы, затем плотоядные.

►Отвечают: автотрофы – это организмы, которые из воды и углекислого газа под воздействием энергии солнца создают органические вещества.

►Отвечают: Имеет место многоядность

►Отвечают: Пастбищная начинается с растения, детритная – с органических остатков.

►Работа с различными источниками информации

►Отвечают на поставленные вопросы

►Предполагают, что к хорошему это не приведет.

►Приводят свои примеры из жизни

- проявление интерес к изучению темы и желание делать соответствующие выводы по результатам работы. - осознание ответственности за общее дело.

Познавательные УДД: - формирование навыков самостоятельной работы с текстом, -формирование умения сравнивать и анализировать биологические объекты, развивать умения обобщать и делать выводы - изучение особенностей трофической структуры сообщества; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания

►Предлагает обучающимся выполнить задание: - Составить 3 пищевые цепи, используя рисунки учебника, и записать их рабочей тетради.

►Предлагает обучающимся выполнить задание:

Прочтите внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена

►Учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, сотрудничать, выполняют задание по составлению пищевых цепей

►Учащиеся составляют пищевые цепи

Личностные УУД: - проявление интереса к новому

- приобретение практического опыта учебной деятельности

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные УУД : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физкультминутка (2 мин) Цель этапа:

эмоциональная и физическая разрядка

►Предлагает обучающимся отдохнуть:

На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх) Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны)

А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд)

►Выполняют требуемые упражнения

- осуществление профилактики утомления, активное участие в физкультминутке

Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Регулятивные УУД: - организация внимания и самоконтроля

V. Проверка результатов работ и коррекция (5 минут)

Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

1. Продуценты – производители органического вещества

2. Олень – консумент 1 порядка

3. Волки – производители органического вещества

4. Бактерии – разлагатели органического вещества

5. Потребители органического вещества это главным образом животные.

► Учащиеся сигналами красного и зеленого цвета определяют правильность.

Зелёный сигнал – верно.

Красный сигнал – неверно.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и высказывать предположения.

Коммуникативные УУД: - готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

VI. Оценочно-рефлексивный этап (4 мин)

Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.

►Подводит итог урока:

- Какова же роль пищевых связей в сообществе?

- На доске представлены начала предложений. Дополните их и выразите свое отношение к уроку:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

9. у меня получилось …

11. мне захотелось…

►Отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу

► Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая фразу

-перерабатывать информацию (анализировать, обобщать).

-формировать навык самооценки.

-владение основами самоконтроля и самооценки.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

-критично относиться к своему мнению

VII этап. Домашнее задание (2 мин)

Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения

► Задает домашнее задание:

Изучить параграф 39, составить 2 пищевые цепи

► Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценивать значимость и смысл учебной деятельности.

Данная разработка урока поможет учителю биологии при изучении вопросов круговорота веществ и превращении энергии в экосистеме.

Оценить 1680 1

План-конспект учебного занятия по биологии.

Автор: Серова Елена Петровна

Тема:ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМЕ.

Форма организации обучения: Классный урок.

Тип урока: Формирования знаний.

Вид урока: Урок-лекция с элементами беседы.

Образовательные: способствовать формированию знаний о пищевых отношениях между организмами в экосистемах и потоке энергии.

Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи в живой природе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, богатствам родного края, совершенствовать коммуникативные способности.

Основные термины и понятия: продуценты, консументы, редуценты, трофический уровень, правило зкологической пирамиды

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Структура урока:

Приветствуют учителя и садятся

(слайд 1) Начать урок я хочу словами:

(французский ученый К. Фиаммарион)

- Вы считаете это высказывание справедливым?

- Кого называет ученый детьми солнца?(ответ: растения, животные)

- Скажите, пожалуйста: Каким образом взаимосвязаны сообщества живых организмов в экосистеме между собой и окружающей средой?

(ответ: пищевые связи, поступление энергии)

В растениях энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей органических веществ. Вы съели растение и уже в вашем теле будут синтезироваться характерные для Вашего организма органические соединения, и опять за счет преобразованной энергии солнышка.

Дети высказывают свои предположения.

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

(слайд 2) ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ.

-Чему мы должны научиться на уроке?

(слайд 3) Давайте составим план нашего урока:

1. Пищевые связи и их состав.

3. Круговорот веществ в экосистеме.

4. Превращение энергии в экосистеме.

5. Научится строить пищевые цепи.

записывают тему урока в тетрадь

(учащиеся совместно с учителем составляют план изучения урока и записывают его на доске)

Усвоение новых знаний

(слайд 4) В сообществе живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой.

- В чем выражается эта связь?

(ответ: выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды)

- Что содержит пища? (ответ: энергию)

- Может организм жить без пищи? (ответ: нет)

- Для чего необходима пища организмам? (ответ: для жизнедеятельности организма, роста, движения, развития и т.д.)

Учитель делает запись цепи питания на доске:

растительность →насекомые (питающиеся растениями) → насекомоядная птица → хищная птица

-Что вы видите на доске? (ответ: пищевую цепь)

- Сформулируйте определение – пищевой цепи?

(ответ: Пищевая цепь – система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим.(слайд 5)

Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем. В этой цепи осуществляется однонаправленный поток вещества и энергии от одной группы организмов к другой.

Различные организмы занимают разное положение, относительно источника поступающей в сообщество энергии, то есть они располагаются на разных трофических уровнях.(слайд 6)

Какие живые организмы составляют трофические уровни (самостоятельно поработать с текстом учебника и записать понятия в тетрадь)

- Какие организмы называют автотрофами? Кто к ним относится?

- Какие организмы называют гетеротрофами? Кто к ним относится?

- Какие организмы называют редуцентами? Кто к ним относится?

- Чем гетеротрофные организмы – консументы отличаются от гетеротрофных организмов – редуцентов?

(ответ: консументы – потребители органического вещества, редуценты – разрушители органического вещества)

(слайд 7,8,9,10,11)

1-й трофический уровень:

автотрофные организмы —> растения

2-й трофический уровень: растительноядные животные и паразитические растения.

3-й трофический уровень:

плотоядные животные —> хищ­ники -

1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные пти­цы, амфибии, рептилии.

4-й трофический уровень:

крупные плотоядные живот­ные — хищники 2-го порядка и их паразиты.

5-й трофический уровень : редуценты.

Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца.

Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофи­ческое (пищевое) звено.

(слайд 12)Выполните задание представленное на слайде.

Задание: Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют____1_____. Они представлены в основном видами, относящимися к ____2_____ миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающее его до минеральных соединений, называют ____3____. Они представлены видами, относящимися к __4___ и ___5___. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ___6___. Они представлены в основном видами, относящимися к ____7___ миру.

( слайд 13) Типы пищевых цепей:

А) Пастбищные цепи:

Б) Детритные цепи:

Пастбищные пищевые цепи (цепи выедания) - пищевые цепи, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих или хемосинтезирующих организмов. Пастбищные пищевые цепи распространены преимущественно в сухопутных и морских экосистемах.

Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза - хищное летающее насекомое - нападает на бабочку. Спрятавшаяся среди зеленой травы лягушка ловит стрекозу, но сама служит добычей для такого хищника, как уж. Целый день уж мог бы переваривать лягушку, но еще не успело зайти солнце, как сам стал добычей другого хищника.

Пищевая цепь, идущая от растения через - бабочку, -стрекозу, -лягушку, - ужа - к ястребу.

В океанах и морях автотрофные организмы (одноклеточные водоросли) существуют только до глубины проникновения света (максимум до 150-200 м). Гетеротрофные организмы, обитающие в более глубоких слоях воды, ночью поднимаются к поверхности, чтобы питаться водорослями, а утром вновь уходят на глубину, совершая суточные вертикальные миграции протяженностью до 500-1000 м. В свою очередь, с наступлением утра гетеротрофные организмы из еще более глубоких слоев поднимаются наверх, чтобы питаться за счет опускающихся из поверхностных слоев других организмов.
Пример пищевой цепи пресного водоёма: фитопланктон - веслоногие ракообразные - плотва – щука. Таким образом, в глубоких морях и океанах существует своеобразная "пищевая лестница", благодаря которой органическое вещество, созданное автотрофными организмами в поверхностных слоях воды, переносится по цепочке живых организмов до самого дна.

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита - отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Детритные цепи наиболее характерны для сообществ континентальных водоемов, дна глубоких озер, океанов, где многие организмы питаются детритом, образованным отмершими организмами верхних освещенных слоев водоема или попавшим в водоем из наземных экосистем, например: листовой опад клёна дождевой червь почвенные грибы бактерии.

Экосистемы дна морей и океанов, куда не проникает солнечный свет, существуют только за счет постоянного оседания туда отмерших организмов, обитающих в поверхностных слоях воды. Общая масса этого вещества в Мировом океане за год достигает не менее нескольких сотен миллионов тонн.

Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. В наземных экосистемах ими являются многие виды насекомых, червей и др. Крупные детритофаги, к которым относятся некоторые виды птиц (грифы, вороны и т.д.) и млекопитающих (гиены и пр.) называют падальщиками.

В водных экосистемах наиболее распространенными детритофагами являются членистоногие - водные насекомые и их личинки, и ракообразные. Детритофагами могут питаться другие, более крупные гетеротрофные организмы, которые могут сами служить пищей для хищников.

- В чем главное отличие пастбищной пищевой цепи от детритной?

(ответ: первое звено, с которого начинается пастбищная цепь выедания – растения ( I - трофический уровень), а детритная цепь начинается с отмерших остатков организмов, экстрементов животных.)

( слайд 14) Итак, мы с вами теперь видим, что вещества и энергия передаются от одного организма к другому, они перемещаются по цепям питания, претерпевая многочисленные превращения. На конечном этапе редуценты полностью разрушают органические вещества превращая их в минеральные – Биогенные элементы дающие жизнь. Энергия не может передаваться по замкнутому кругу. Она доступна для организмов в форме солнечной радиации, которая связана процессом фотосинтеза.

Вещество же может передаваться по замкнутым циклам, оно многократно циркулирует между организмами и окружающей средой. Это явление получило название круговорота веществ. При этом вещества используются в круговороте многократно, а энергия – только один раз.

- От чего зависит существование всех экосистем? (ответ: от постоянного притока энергии извне, т.е. солнечной радиации)

- Во что превращается солнечная энергия? (ответ: в химическую энергию, теряется в виде тепла и расходуется на испарение)

- На что расходуется энергия? (ответ: на рост организма и откладывание в виде запасных питательных веществ)

- Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пи­щевую сеть?(ответ: обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разны­ми хищниками.)

Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо вы­раженную структуру.

Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомас­сой (количеством, размером и общей массой организмов).

- Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой? (ответ: снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилирует­ся консументами)

В цепях питания биомасса каждого последую­щего звена примерно в 10 раз меньше предыдущего, т. е. масса ка­ждого последующего звена в цепи питания прогрессивно умень­шается.

( слайд 15) Эта закономерность получила названиеправила экологиче­ской пирамиды.

С одного трофического уровня на другой, более высокий уровень переходит, в среднем, около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности

- Почему энергия течет в одном направлении, а вещество вращается на месте?(ответ: вещества используются в круговороте многократно, так как передается организмам по замкнутому циклу, а энергия – только один раз, так как она не может передаваться по замкнутому кругу круговорота веществ)

( слайд 16)

Беседа с учащимися по вопросам, работа с учебником, таблицами, схемами пищевых цепей)

Записывают схему и определение цепи питания в тетради

Работа с текстом учебника

Записывают характеристику уровней в тетради

Работа с заданием на слайде

Записывают схему в тетради.

Закрепление нового материала

( слайд 17) Задание: 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков→ мышь→ полевка →хорек → филин

2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки→ кузнечики→ лягушка →змеи → орел

( слайд 18) Задание: Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:

А) лисица – землеройка - дождевой червь -листовой опад - растения.

Б) листовой опад- дождевой червь- растения- землеройка-лисица.

В) растения - листовой опад - дождевой червь-землеройка- лисица.

Г) растения – землеройка -дождевой червь -листовой опад – лисица

( слайд 19) Задание: Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:(схема на слайде)

( слайд 20) Задание: Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

( слайд 21) Задание: Почему разводят на мясо именно свиней и коров?

( слайд 22) Задание на слайде

( слайд 23) Задание: Определите из перечисленных пищевых цепей, к какому типу они относятся.

1)сосна→тля→ божья коровка → паук→насекомоядная птица→хищная птица

2)растение→ кузнечик→лягушка →уж→ ястреб

3)опад клёна→ дождевой червь →почвенные грибы→бактерии

4) листовой опад→ дождевой червь→ черный дрозд→ ястреб-перепелятник

5) труп животного →падальная муха и ее личинки→ травяная лягушка→уж

6) детрит→ дождевой червь→ крот →лиса

( слайд 24) Задание: Зачем человеку необходимы знания о пищевых связях?

Работают с заданиями, устно

отвечают на вопросы в заданиях

( слайд 25) Запишите домашние задание: параграф 5.5

Записывают домашнее задание

Оценивание работы учащихся на уроке (дать характеристику оценок учащимся)

Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой работы и умения применять знания в нестандартных ситуациях, аргументировано отвечать и делать выводы; формировать и развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать навыки работы с ИКТ.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_biologii_9klass.docx 253.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Тема : Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

и термины урока: цепи питания, трофические цепи, экологические пирамиды, автотрофы, продуценты, гетеротрофы, консументы, круговорот веществ,биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы: по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый, работа в группах с инструктивными картами, макетами; учебный мозговой штурм; по источникам знаний – фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением, работа с заданиями интерактивного характера, словесный, наглядный, информационный.

Оборудование и материалы: мультимедийное сопровождение, компьютеры, модели экологических пирамид, маркеры, карточки с заданиями, учебник, интернет ресурсы.

Ключевые компетенции: умение решать проблему, умение работать в команде, развитие лидерских качеств, владение ИКТ.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Добрый день. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познаниюнезыблемых законов природы. Обратите ваше внимание на эпиграф, надеюсь, в смысле этих слов вы убедитесь в ходе нашего урока.

Проверяем, как ребята справились с заданием, учащиеся назвали 2 основные типа пищевых цепей: пастбищные и детритные и дали им характеристику (слайды №12,13). Делаем вывод, значит предложенные ранее цепи относились: первая к пастбищной, вторая к детритной (слайды №14,15). Задание для каждой группы. На рабочем столе есть папка, откройте ее и установите правильную последовательность вашей цепи, используя готовые шаблоны прикрепите к доске и укажите тип цепи (время 3 мин).

Проверяем работу каждой группы, правильная пищевая цепь: 1 гр. нектар → муха → паук → землеройка → сова(слайд№16) 2 гр. лист. подстилка → дождевой → червь → дрозд → ястреб(слайд №17) 3 гр. фитопланктон → зоопланктон → мелкие рыбы → лосось → → медведь (слайд №18). От логического задания, переходим к проблемному, а именно решение биологических задач. Каждой группе раздается своя биологическая задача, написанная в стихотворном жанре, необходимо на основе анализа текста построить пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте. Проанализировать свою работу у доски.

Биологическая задача для 1 группы

На основе анализа текста постройте пищевую цепь,

состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет – воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.

А потом пришла беда – отворяйте ворота!

Все посевы, урожай насекомые поели.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащут мошек и червей.

Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев из чужих вести краев.

Если все с плеча рубить, можно дело загубить!

Биологическая задача для 2 группы

На основе анализа текста

постройте пищевую цепь,

состоящую из организмов,

упоминаемых в тексте.

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…..

И вот загадка решена.

Ответ - у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят?- Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу

На то наука есть и разум.

Биологическая задача для 3 группы

Ну что же, подведем баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идет своей дорогой.

И кто системе служит –

Живет себе, не тужит.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой!

На завтрак птице луговой.

Правильные ответы групп: 1 гр. зерно → насекомые → воробьи 2 гр. пшеница → мыши → кот 3 гр. нектар → мотылек → птица

Экологические пирамиды (элемент лекции+ работа с моделью пирамиды+ работа с учебником). Учитель знакомит учащихся с графическим отображение трофических цепей – экологическими пирамидами и нацеливает их на дальнейшую работу с пирамидой-моделью (слайды№20-24). У вас на столах стоят модели экологических пирамид, если вы обратите внимание, то каждая сторона разная. Выясните, какие типы экологических пирамид бывают и охарактеризуйте их, используя учебник § 42 и дополнительный материал к уроку. Проверяем, работу каждой группы: 1гр. Пирамида чисел 2гр. Пирамида биомассы 3гр. Пирамида энергии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока № 42 по биологии 9 класс Дата____________________

Учитель: Казанков А.Н. Конец формы

Тема урока: Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

Л.р. 5. Цепи питания обитателей аквариума.

образовательные - дать представление о круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме, помочь учащимся в изучении большого и малого круговорота в-в; круговорота углерода в природе;

расширять объем представлений об экосистеме, цепях и сетях питания;

воспитательные – формировать научное мировоззрение учащихся; развивать умение работать в группе; формировать культуру труда; экологическое и природоохранное воспитание

развивающие – развивать умение работать с дополнительной литературой; раздаточным материалом, побуждать учащихся к установлению логических

связей, будить воображение учащихся, обеспечивать речевую активность учащихся, пробудить и развивать любознательность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование к уроку: учебник, таблицы

Биологический диктант (письменно в тетради) : продуценты, редуценты, минерализация, экосистема, паразитизм. ( взаимопроверка)

1.Чем экосистема отличается от биогеоценоза?

2.Приведите примеры экосистем, естественных и искусственных, водных и наземных, мелких и крупных?

В развитых, сложившихся экосистемах существуют пищевые взаимодействия между автотрофными и гетеротрофными организмами. Одни организмы поедаются другими, и таким образом осуществляется цепной перенос вещества и энергии в экосистемах, лежащий в основе круговорота в-в в природе.

Цель нашего урока – продолжить изучение закономерности переноса вещества и энергии в экосистемах, рассмотреть понятие о биологическом круговороте веществ и потоке энергии в экосистемах.

Экосистема – это любое единство, включающее все организмы и весь комплекс физико-химических факторов и взаимодействующее с внешней средой. Экосистемы – это основные природные единицы на поверхности Земли. Учение об экосистемах было создано английским ботаником Артуром Тенсли (1935).
Для экосистем характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между их живыми и неживыми компонентами. Экосистема может быть и долговечной (например, биосфера Земли) , и кратковременной (например, экосистемы временных водоемов) . Экосистемы могут быть естественными и искусственными. С точки зрения термодинамики, естественные экосистемы – всегда открытые системы (обмениваются с внешней средой веществом и энергией) ; искусственные экосистемы могут быть изолированными (обмениваются с внешней средой только энергией).

Энергия, содержащаяся в органическом веществе одних организмов, потребляется другими организмами. Перенос веществ и заключенной в них энергии от автотрофов к гетеротрофам, что происходит в результате поедания одними организмами других, называется пищевой цепью (цепью питания, трофической цепью) (рис. 3.10 стр.108 учебника).

Приведите свой пример пищевой цепи?

Огромную роль в воспроизводстве жизни играет энергия Солнца. Количество этой энергии очень велико (примерно 55 ккал на 1 см 2 в год). Из этого количества продуценты — зеленые растения — в результате фотосинтеза фиксируют не более 1-2 % энергии, а пустыни и океан — сотые доли процента.

Число звеньев в пищевой цепи может быть различным, но обычно их 3-4 (реже 5). Дело в том, что к конечному звену пищевой цепи поступает так мало энергии, что ее не хватит в случае увеличения числа организмов.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/3909/4126dfacae.jpg

(Рис. 3.9. стр.108) Пищевые цепи в наземной экосистеме

Совокупность организмов, объединенных одним типом питания и занимающих определенное положение в пищевой цепи, носит название трофический уровень. К одному трофическому уровню принадлежат организмы, получающие свою энергию от Солнца через одинаковое число ступеней.

Первый трофический уровень занимают автотрофы, зеленые растения (продуценты), первичные потребители солнечной энергии; второй - растительноядные животные (фитофаги, консументы первого порядка); третий - хищники, питающиеся растительноядными животными (консументы второго порядка), и паразиты первичных консументов; вторичные хищники (консументы третьего порядка) и паразиты вторичных консументов образуют четвертыйтрофический уровень. Организмы, стоящие на каждом трофическом уровне, приспособлены природой для потребления определенного вида пищи, в качестве которой выступают организмы предыдущего трофического уровня (или нескольких предыдущих уровней).

Простейшая пищевая цепь (или цепь питания) может состоять из фитопланктона, затем идут более крупные травоядные планктонные ракообразные (зоопланктон), а заканчивается цепь китом (или мелкими хищниками), которые фильтруют этих ракообразных из воды.

Природа сложна. Все ее элементы, живые и неживые, — одно целое, комплекс приспособленных друг к другу, взаимодействующих и взаимосвязанных явлений и существ. Это звенья одной цепи. И если удалить из общей цепочки хотя бы одно такое звено, результаты могут быть непредвиденными.

Особенно негативно разрыв цепей питания может сказаться на биоценозах леса — будь то лесные биоценозы умеренной зоны либо отличающиеся богатым видовым разнообразием биоценозы тропического леса. Многие виды деревьев, кустарников или травянистых растений пользуются услугами определенного опылителя — пчелы, осы, бабочки или колибри, обитающих в пределах ареала данного растительного вида. Как только погибнет последнее цветущее дерево или травянистое растение, опылитель вынужден будет покинуть данное местообитание. В результате погибнут питающиеся этими растениями или плодами дерева фитофаги (травоядные). Без пиши останутся охотившиеся на фитофагов хищники, а далее изменения последовательно коснутся остальных звеньев пищевой цепи. В итоге они скажутся и на человеке, поскольку у него есть свое определенное место в пищевой цепи.

Пищевые цепи можно разделить на два основных типа: пастбищную и детритную. Пищевые цени, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих организмов, называются пастбищными, или цепями выедания. На вершине пастбищной цепи стоят зеленые растения. На втором уровне пастбищной цепи обычно находятся фитофаги, т.е. животные, питающиеся растениями. Примером пастбищной пищевой цепи могут служить взаимоотношения между организмами на пойменном лугу. Начинается такая цепь с лугового цветкового растения. Следующее звено — бабочка, питающаяся нектаром цветка. Затем идет обитатель влажных местообитаний — лягушка. Ее покровительственная окраска позволяет ей подстеречь жертву, но не спасает от другого хищника — обыкновенного ужа. Цапля, поймав ужа, замыкает пищевую цепь на пойменном лугу.

В лесных биоценозах детритная цепь начинается с разложения мертвого органического вещества животными-сапрофагами. Наиболее активное участие в разложении органики здесь принимают почвенные беспозвоночные животные (членистоногие, черви) и микроорганизмы. Присутствуют и крупные сапрофаги — насекомые, которые готовят субстрат для организмов, осуществляющих процессы минерализации (для бактерий и грибов).

В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а, наоборот, уменьшаются. Так, на втором уровне могут стоять насекомые-могильщики. Но наиболее типичными представителями детритной цепи являются грибы и микроорганизмы, питающиеся мертвым веществом и довершающие процесс разложения биоорганики до состояния простейших минеральных и органических веществ, которые затем в растворенном виде потребляются корнями зеленых растений на вершине пастбищной цепи, начиная тем самым новый круг движения вещества.

В одних экосистемах преобладают пастбищные, в других — детритные цепи. Например, лес считается экосистемой с преобладанием детритных цепей. В экосистеме гниющего пня пастбищная цепь вообще отсутствует. В то же время, например, в экосистемах поверхности моря практически все продуценты, представленные фитопланктоном, потребляются животными, а их трупы опускаются на дно, т.е. уходят изданной экосистемы. В таких экосистемах преобладают пастбищные пищевые цепи, или цепи выедания.

Общее правило , касающееся любой пищевой цепи, гласит: на каждом трофическом уровне сообщества большая часть поглощаемой с пищей энергии тратится на поддержание жизнедеятельности, рассеивается и больше не может быть использована другими организмами. Таким образом, потребленная пища на каждом трофическом уровне ассимилируется не полностью. Значительная ее часть расходуется на обмен веществ. При переходе к каждому последующему звену пищевой цепи общее количество пригодной для использования энергии, передаваемой на следующий, более высокий трофический уровень, уменьшается.

Трофическую структуру биоценоза и экосистемы обычно отображают графическими моделями в виде экологических пирамид. Такие модели разработал в 1927 г. английский зоолог Ч. Элтон.

Экологические пирамиды — это графические модели (как правило, в виде треугольников), отражающие число особей (пирамида чисел), количество их биомассы (пирамида биомасс) или заключенной в них энергии (пирамида энергии) на каждом трофическом уровне и указывающие на понижение всех показателей с повышением трофического уровня.

Различают три типа экологических пирамид рис.3.11 стр 109.

Пирамида чисел

Пирамида чисел (численностей) отражает численность отдельных организмов на каждом уровне. В экологии пирамида численностей используется редко, так как из-за большого количества особей на каждом трофическом уровне очень трудно отобразить структуру биоценоза в одном масштабе.

Чтобы уяснить, что такое пирамида чисел, приведем пример. Предположим, что в основании пирамиды 1000 т травы, массу которой составляют сотни миллионов отдельных травинок. Этой растительностью смогут прокормиться 27 млн кузнечиков, которых, в свою очередь, могут употребить в пищу около 90 тыс. лягушек. Сами лягушки могут служить едой 300 форелям в пруду. А это количество рыбы может съесть за год один человек! Таким образом, в основании пирамиды несколько сотен миллионов травинок, а на ее вершине — один человек. Такова наглядная потеря вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой.

Иногда случаются исключения из правила пирамид, и тогда мы имеем дело с перевернутой пирамидой чисел. Это можно наблюдать в лесу, где на одном дереве живут насекомые, которыми питаются насекомоядные птицы. Таким образом, численность продуцентов меньше, нежели консументов.

Пирамида биомасс

Пирамида биомасс - соотношение между продуцентами и консументами, выраженное в их массе (общем сухом весе, энергосодержании или другой мере общего живого вещества). Обычно в наземных биоценозах общий вес продуцентов больше, чем консументов. В свою очередь, общий вес консументов первого порядка больше, нежели консументов второго порядка, и т.д. Если организмы не слишком различаются по размерам, то на графике, как правило, получается ступенчатая пирамида с сужающейся верхушкой.

Как и в случае с пирамидами чисел, можно получить так называемую обращенную (перевернутую) пирамиду биомасс, когда биомасса продуцентов оказывается меньше, чем консументов, а иногда и редуцентов, и в основании пирамиды находятся не растения, а животные. Это касается в основном водных экосистем. Например, в океане при довольно высокой продуктивности фитопланктона общая масса его в данный момент может быть меньше, чем у зоопланктона и конечного потребителя-консумента (киты, крупные рыбы, моллюски).

Пирамида энергии

Пирамида энергии отражает величину потока энергии, скорость прохождения массы пищи через пищевую цепь. На структуру биоценоза в большей степени оказывает влияние не количество фиксированной энергии, а скорость продуцирования пищи.

Все экологические пирамиды строятся по одному правилу, а именно: в основании любой пирамиды находятся зеленые растения, а при построении пирамид учитывается закономерное уменьшение от ее основания к вершине численности особей (пирамида чисел), их биомассы (пирамида биомасс) и проходящей через пищевые цени энергии (пирамида энергии).

В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергии, согласно которому с одного трофического уровня на другой через пищевые цени переходит в среднем около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. Остальная часть энергии тратится на обеспечение процессов жизнедеятельности. В результате процессов обмена организмы теряют в каждом звене пищевой цепи около 90 % всей энергии. Следовательно, для получения, например, 1 кг окуней должно быть израсходовано приблизительно 10 кг рыбьей молоди, 100 кг зоопланктона и 1000 кг фитопланктона.

Общая закономерность процесса передачи энергии такова: через верхние трофические уровни энергии проходит значительно меньше, чем через нижние. Вот почему большие хищные животные всегда редки, и нет хищников, которые питались бы, к примеру, волками. В таком случае они просто не прокормились бы, настолько волки немногочисленны.

1. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

2. Составьте пищевую цепь из следующих обитателей лесного сообщества: гусеницы, синицы, дубы, коршуны.

3. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов: а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

Продуценты: ж, к, м;
Консументы: б, г, з, е, л, и, а;
Редуценты: в, д, з;

4. Составьте две цепи питания из предложенного перечня организмов: белка, лягушка, ель, бабочка, куница, змееяд, стрекоза, чертополох, уж.

Цель: Определите, какие организмы живут в аквариуме и составить все возможные пищевые цепи в аквариумной экосистеме

Читайте также: