Градусна сітка на глобусі й географічній карті конспект уроку 6 клас географія

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.

  • Развивающие:
  • развивать умение работы с картой;
  • развивать практические умения нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.
  • Воспитательные:
  • воспитывать стремление расширять свой кругозор;
  • побудить интерес к работе с картой и атласом.

Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус, презентация (Приложение 1), раздаточный материал.

Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

1. Географическая разминка – повторение

Учитель: Какие термины темы: План местности – масштаб – мы знаем?

Работа с терминами:

II. Стадия вызова

Верю – не верю. (Приложение 3. Разложить карточки на партах заранее).

Проверка (слайд 3)

Взаимоконтроль в парах

Выставление отметок

2. Задачи: (слайды 4-5)

Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 100 в 1 см 1 м
1 : 2 500 в 1 см 25 м
1 : 500 000 в 1 см 5 км

Переведите именованный масштаб в численный:

в 1 см 75 дм 1 : 750
в 1 см 310 км 1 : 31 000 000
в 1 см 10 см 1 : 10

1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. да
2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный. да
3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
5. Физическая карта полушарий– мелкомасштабная. да
6. Карта – уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков. да
7. Различаются по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию. да
8. Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.) да
9. Ориентирование – УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА. да

4. Работа в группах

– Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас новая тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами. Возьмите листочки в конверте (Приложение 4, Приложение 5), лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки.

– Что у вас получилось? (Путешествие по градусная(ой) сеть(и)
– Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?
Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150.

Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.

III. Стадия осмысления

Учитель: Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?
Вы имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. (Решить анаграммыспособность к анализу и синтезу.)

Анаграмма (слайд 12)

салюоп
ктваоэр
суглоб
лелрапаль
реиидман

– Что объединяет эти понятия? Почему прошу найти связь между понятиями – экватор, полюса, меридианы, параллели? (п. о. Глобус – модель Земли).
– Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса)
– Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Полюс – это точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.

Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)
Запись в тетрадь: Экватор – это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Экватор делит Землю на два полушария

Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая – это точка полюс.
Все с востока тянутся на запад,
И по ним к широтам ведут поиск.

Запись в тетрадь: Параллель – это условные линии, проведённые параллельно экватору.

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли меридианы.

Запись в тетрадь: Меридиан – условная линия, проведённая через полюса.

– Как называются линии-помощники? (Меридианы и параллели). С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов.

  • 1 вариант со словом меридианы,
  • 2 вариант со словом параллели.

Заполнить таблицу (слайд 19)

Свойства линий градусной сетки

IV. Закрепление материала

– Что вы узнали на уроке?
– Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?
– Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет – только до 90, остальные –да)
– Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору – …
Самая длинная параллель – …
Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …
Самая короткая параллель – …
Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …
Что является границей между Северным и Южным полушариями – …

IV. Стадия рефлексии

Нарисовать смайлик:
Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;
Грустный – не все еще понял на уроке.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

Выставление отметок в журнал и дневники.

VI. Итог урока

Домашнее задание: (слайд 23)

1. §11, выучить новые определения.
2. Определить в каких полушариях находятся все материки Земли.
3. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).
Черным – параллели 20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

4. Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.

Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ГЕОГРАФІЇ В 6 КЛАСІ

ТЕМА : Градусна сітка на глобусі і географічній карті.

- повторення та систематизація знань про способи зображення нерівностей земної поверхні;

- формування знань про градусну сітку, меридіани та паралелі;

- розвиток первинних практичних навичок знаходження меридіанів і паралелей на глобусі та карті;

- удосконалити вміння працювати з географічними картами атласу.

ОБЛАДНАННЯ: атласи, фізична карта світу, підручник, глобус, плакат , де намальована гора та назви станцій.

І. Організаційний момент.

ІІ. Актуалізація опорних знань і вмінь учнів.

Продовжити визначення потрібно вам, щоб далі вирушити можна було нам.

- Абсолютна висота місцевості –це (її висота відносно Балтійського моря)

- Відносна висота місцевості – це ( перевищення однієї точки місцевості над іншою)

- Прилад за допомогою якого визначають висоту будь-якої точки місцевості, називається – ( нівелір)

- Абсолютна висота точок , розташована вище рівня Балтійського моря …

- Абсолютна висота точок , розташована нижче рівня Балтійського моря …

- Лінії, що з’єднують точки з однаковою абсолютною висотою, називають – (горизонталі)

- Рельєф на картах зображують …( за допомогою горизонталей, пошаровим забарвленням, числовими відмітками )

- Короткі риски , вільний кінець яких вказує пониження схилу, називають –

Схематично зобразити а) височину; б) западину.

Визначити за схемою

а) абсолютну висоту точок А і В;

б) відносну висоту точки Б над А;

в) абсолютну висоту точки Б

ІІІ. Мотивація навчальної і пізнавальної діяльності.

І V . Вивчення нового матеріалу.

На глобусі і карті нанесені тонкі лінії ( учні їх знаходять) Що вони позначають і навіщо нанесені? Ще Ератосфен задався питанням, як точно нанести на карту міста, гори, річки. Обчислюючи розміри Землі, він зрозумів, що для орієнтуванні по карті потрібні спеціальні лінії. Він наніс на карту систему ліній, які назвав паралелями і меридіанами. ( під час розповіді учитель на дошці схематично замальовує паралелі, меридіани, екватор)

Паралелі – це умовні лінії паралельні екватору.

Екватор – найдовша паралель, що ділить земну кулю на дві півкулі – Північну і Південну.

Меридіани – на глобусі і карті . називають лінії, які точно проходять з півночі на південь. Меридіани – це умовні лінії , що з’єднують полюси Землі . Початковий меридіан ( від якого іде відлік) проходить через Гринвіцьку обсерваторію, що поблизу Лондона і ділить земну кулю на – Східну і Західну.

Меридіани і паралелі наносяться на всі глобуси і географічні карти. Перетинаючись вони утворюють градусну сітку. Градусна сітка Землі – це сітка на глобусі і карті, що утворена паралелями і меридіанами, що перетинаються.

( визначення словникових слів учні записують у зошит)

Чому сітка має назву – градусна? ( діти висловлюють свої думки) . Саме так Тому, що усі лінії на карті та глобусі мають своє ім’я, тобто свою величину градуса.

Завдання маємо таке, завдання маємо просте.

І названі меридіани і паралелі відшукати.

( Вчитель називає величину градусну меридіанів та паралелей, а учні знаходять їх на карті.)

V . Закріплення вивченого матеріалу.

Ім’я людини, яка першою нанесла на карту паралелі та меридіани?

Умовні лінії, що з’єднують Північний та Південний полюси.

Умовна лінія, що ділить Землю на дві півкулі Північну та Південну.

Лінії паралельні екватору.

V І. Підсумок уроку.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта"

Для того, чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной сеткой.



Меридиан представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим, чему будет равен 1 0 дуги меридиана. Окружность нашей Земли составляет 360 0 , а ее длина – 40000 км. Так как меридиан – это дуга, то её величина составляет 180 0 , а длина- 20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 1 0 дуги меридиана, разделим 20000 км на 180 0 . Получим, что 1 0 дуги меридиана равен 111 км.

Зная длину 1 0 меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти города лежат на меридиане 40 0 . Расстояние между ними составляет 5 0 . Так как длина дуги 1 0 меридиана равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555 км.


Проверим эту величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами. Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши расчеты оказались примерно одинаковыми.


С меридианами пересекаются параллели.

Параллели – это условные линии, проведённые на земной поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы знаете, его длина составляет 40000 км.


По мере отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина 1 0 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 1 0 линии экватора составляет 111,3 км. Длина 1 0 десятой параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.

С помощью параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток – параллели.


Город Москва расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.


С помощью параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например, рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к югу – южной.

Определить, какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан. Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее меридиана, является западной частью материка, а та, которая правее – восточной. Обычно на глобусах и географических картах параллели и меридианы принято проводить через 10 0 .

Местоположение любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты объекта: географическую широту и географическую долготу.


Географическая широта определяется по параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая широта показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта будет одинаковой.


Все объекты местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к. находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается, например, следующим образом: 60 0 северной широты.

Все объекты, которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную широту, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту записывают следующим образом: 40 0 южной широты. Изменяется географическая широта от 0 0 на экваторе до 90 0 на Северном и Южном полюсах.


Как же определить географическую широту?

Для начала нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург расположен на параллели, которая находится от экватора на 60 0 на север. Значит географическая широта этого города 60 0 северной широты.


Если же объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом, получаем географическую широту данного объекта.

Определим географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая параллель от экватора к этому городу составляет 20 0 . От этой параллели город находится еще на 2 0 градуса к югу от экватора. Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 22 0 южной широты.

Подведём итоги.

Для определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.

Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают направление север – юг. Длина 1 0 меридиана равна 111 км.

Параллель – это условная линия, проведенная параллельно экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 1 0 каждой параллели также будет различаться. По данным линиям можно определить географические координаты объекта: географическую широту и долготу.

Географическую широту определяют по параллели. Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной и изменяется от 0 0 до 90 0 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) Просит прочитать, написанный на доске масштаб: 1:1000, 1: 20000, 1:300000. Просит перевести численный масштаб в сменованный6 1:1000 (в1см 10м); 1:20000 (в1см 200м); 1:300000 (в1см 3км). Просит начертить линейный масштаб.

4) Диктует условные знаки.

5) Просит рассказать о свойствах географической карты (отличие карты от плана).

По вертикали:

1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.

2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.

4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов.

По горизонтали:

Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.

Одна трехсотшестидесятая часть окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.

-Описывают карты атласа

-Отвечают на поставленные вопросы

-Читают и переводят масштаб.

-Изображают условные знаки.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

- Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры. А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географическую координату.

-Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями: меридианами и параллелями.

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

От Северного полюса до Южного проходят линии все равные - окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье указали: север—юг.

Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

Параллели уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большая параллель это - экватор,

Маленькая точка это - полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

-Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

-Какие точки соединяют меридианы?

-Одинакова ли длина всех меридианов?

-Покажите на глобусах нулевой меридиан.

Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах.

-Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?


Определение направлений по меридианам и параллелям.

Параллели, как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 17). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.

Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Одинакова ли длина всех параллелей?

Назовите самую большую параллель.

Экватор делит Землю на два полушария.

Назовите и покажите эти полушария на глобусах.

Как изменяется длина?

Длина экватора 40 000км, а так как это окружность, то содержится в ней …..(360)градусов.

Длина меридиана составляет половину длины экватора, сколько километров и градусов составляет дуга меридиана?(20000км или 180 0 )

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 10 0 или 15 0 . Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.

Читайте также: