Коллектив как социальная группа людей конспект

Обновлено: 06.07.2024

Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.

Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макренко сохраняет свою актуальность. Его система стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты.

Основная часть. Понятие коллектива

Существует большое количество определений понятия коллектив. Рассмотрим далее некоторые из них.

Коллектив — (от лат. collectivus — собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

В психологической энциклопедии коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

По другому определению коллектив — это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми.

А.С. Макаренко под коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

Признаки коллектива

В основном в современной литературе употребляются два значения понятия “коллектив”. Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе, коллектив — это организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности. Коллектив отличается рядом важных признаков.

Рассмотрим их:

1. Общая социально значимая цель.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган.

Кроме названных качеств, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм — это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность — это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Группа людей становится коллективом не сразу, а иногда и не становится вовсе. Представленная выше модель — это некий идеал коллектива.

Таким образом, понятие коллектив имеет множество значений и определений. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, объединенная общей деятельностью для достижения общих целей.

И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

Психология трудового коллектива

Все виды и формы коллективов имеют свои психологические особенности. Рассмотрим пример трудового сообщества:

  1. Морально-психологический климат. Здесь следует обратить внимание на цели, которые люди поставили перед собой, на то, какие задачи были сформулированы. Также нужно учитывать вид отношений в коллективе: каким образом люди собираются достигать поставленных целей, как они взаимодействуют.
  2. Учитывается, насколько смогли сплотиться люди, выполняя общее дело.
  3. Проводятся исследования относительно того, насколько люди подходят друг другу по характеру и типу темперамента.
  4. Оценивается, насколько велик уровень психологического давления в группе, и сходятся ли мнения ее участников.

коллектива виды

Преимущества коллективного труда

  1. Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
  2. Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
  3. Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
  4. В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
  5. Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
  6. Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.

понятие коллектива виды коллектива

Трудовой коллектив

В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.

Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.

Основа зарождения трудового коллектива — вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы — основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.

виды деятельности коллектива

Классификация коллективов

Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:

  • Официальные. Обычно это коллективы, которые были созданы на определенном предприятии. Они имеют особые права и обязанности и действуют в соответствии с имеющимся законодательством. Здесь всегда есть подчиненные и вышестоящие люди, и на основе их положения в группе строятся взаимоотношения
  • Неофициальные. Здесь люди объединяются сами по себе. Такой коллектив не оформляется юридически и не имеет определенного лидера. Здесь люди объединяются из-за общих интересов, желания действовать совместно, возможно, у них есть какие-то личные симпатии. Спустя какое-то время в таком коллективе определяется лидер. Но формально его никто таковым не назначает.

Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию.

В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.

Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера.

  1. Малые. В состав такого коллектива входит не более семи участников.
  2. Средние. Здесь счет идет уже на десятки, но не может превышать тридцати человек.
  3. Большие. Такие коллективы встречаются, к примеру, на особо крупных предприятиях, когда в одной группе одновременно может работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп.

Управление коллективом

Есть несколько видов управления коллективом. Основная классификация приведена ниже:

Группа – это совокупность людей, объединенных по определенным принципам для достижения конкретных целей.

Группы могут быть формальными и неформальными.

Коллектив – это стойкое объединение людей, которые стремятся к общей цели, которые характеризуются групповой общностью.

Элементами коллектива являются:

1) члены коллектива, которые владеют определенными личными чертами и особенностями;

3) средства достижения целей;

4) механизмы осуществления внутренних и внешних контактов, поддержки сплоченности.

Некоторые американские авторы называют коллектив “самым могущественным орудием, известным человеку”. Потенциально он есть эффективнейшим мотиватором работы, фактором поддержки индивидуальных усилий и воодушевления работников, творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности и качества рабочих. Люди могут получать удовлетворения от принадлежности к коллективу, посвящать нему себя, считать коллективные целые приоритетными.

Организационные возможности коллектива:

· коллективный подход являть признаком сильного и решительного стиля управления;

· коллективом лучше решаются большие или междисциплинарные задачи, в частности такие, которые не могут быть решены простоя суммой усилий членов группы;

· коллектив – действующий регулятор поведения рабочих;

· коллективная деятельность уменьшает стрессовые ситуации;

· в коллективе производится больше идей и возрастает инновационная способность группы;

· как правило, в коллективе более успешно решаются проблемы, которые возникают в связи с нечетким распределением обязанностей и низким личным взносом;

· коллектив разрешает быстро интегрировать новых рабочих и стабилизировать культуру предприятия.

Коллективный, групповой подход не является универсальным средством эффективного решения любых управленческих проблем, однако он открывает путь для эффективного, быстрого достижения целей и получения при этом удовлетворения от общей работы.

К признакам коллектива принадлежат:

1) наличие общей цели у членов коллектива. Цель может формироваться в результате влияния индивидуальных целей членов коллектива или задаваться извне соответственно миссии предприятия, но всегда будет общей, единой для всех, а не просто одинаковой, похожей. Поэтому, например, посетители, которые ожидают в очереди к кабинету врача, не могут считаться коллективом – их целые хотя и совпадают, но остаются индивидуальными.

2) психологическое признание членами группы друг друга и отождествления себя с ею (основой чего есть общие интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п.);

3) личное практическое взаимодействие людей в процессе достижения их общей цели. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива оказывается намного больше суммы потенциалов каждого из его членов. Это обусловлено тем, что в результате взаимодействия становится возможным то, что в принципе недоступно одному человеку. Во-первых, ликвидируется ограниченность физических и интеллектуальных способностей на больший объем обычной работы. Это становится возможной вследствие разделения труда, специализации, которые обуславливают возрастание ее эффективности, а каждого в отдельности – без коллективной работы невозможное была бы и современная цивилизация. Во-вторых, на основе общей деятельности удается выполнить намного больше благодаря возникновения духа соревнования, который мобилизует скрытые резервы, и повышает интенсивность деятельности рабочих.

4) Постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования группы (хотя не обязательно непосредственно всех ее членов с всеми).

В результате этого и становится возможным их влияние один на одного, что ведет к формированию общих целей и единства интересов, реального осознания этой общности и единства практических действий.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Прежде всего, в его границах удовлетворяется естественная потребность человека в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек в необходимых случаях находит признания своих успехов и достижений.

Влияя на поведение человека, коллектив во многом оказывает содействие его изменению. В коллективе человек имеет возможность:

· по-новому глянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе;

· научится жить и работать у окружении другими людьми, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы;

· коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, формирует в них стремления к усовершенствованию, к первенству в соревновании.

Однако, нужно иметь в виду, что в зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Так, сплоченный, но не нацеленный на конструктивное поведение коллектив, может отрицательно влиять на человека, заставлять ее к антисоциальному поведению.

В свою очередь, человек также старается влиять на коллектив, делать его более “удобным” для себя. Результативность такого влияния зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в частности, в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, самая подчиняется коллективу.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация характеризуется доверительными партнерскими отношениями между коллективом и его членами, которые не отказываются от собственных позиций, но почтительно относятся к целям и потребностям коллектива.

Коллектив – это сложное социальное явление, классификацию которого можно осуществлять за многими признаками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.

Для работы педагога по созданию коллектива обучающихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания обучающихся.

Коллектив как человеческая общность

(выступление на семинаре классных руководителей)

Коллектив как человеческая общность.

Проблема формирования и развития коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо принято считать критерием оценки воспитательной работы любого образовательного учреждения.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.

Для работы педагога по созданию коллектива обучающихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания обучающихся.

Коллектив (лат. kollectvus - собирательный) представляет социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых коллективных и личных целей, интересов и общения.

Выделяют три воспитательные функции коллектива:

- организационную - детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельностью;

- воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех студентов в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Поэтому в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности студентов. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:

1) сбор информации о коллективе и входящих в него членах;

2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих обучающихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

- поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- учетом личностных особенностей каждого студента;

- реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива обучающихся;

- использованием форм и методов, позволяющих поставить обучающихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации вне учебной деятельности. Такие, как:

- специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации студентами друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

- деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

- организация и проведение общественных мероприятий и т.д.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им не может оставаться неизменным. Педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

Формирование коллектива - это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в внутри коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важным является понимание того, что коллектив - это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения. Тем не менее, формирование коллектива - это, безусловно, педагогически управляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Специальные средства представлены следующими видами воздействия: педагогические ситуации, в частности, создание ситуации успеха на занятиях; педагогические игры создание эстетически привлекательных условий для совместной деятельности, направленных на повышение жизненного тонуса членов коллектива и общего уровня активности; создание благоприятной психологической атмосферы, при которой каждая личность чувствует себя защищенной и не боится максимально проявить свои способности.

Основные формы работы педагога по сплочению студенческого коллектива

Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в колледже и в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью группового коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг, классные (воспитательские) часы.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога со студентами.

Возможны совершенно различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошо организованного и продуманного воспитательного часа очевидны. В рамках воспитательного часа можно общаться одновременно со всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность такого мероприятия состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы со студентом, педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе воспитательного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Как и любой классный руководитель, я стараюсь создать коллектив дружный, ответственный. Для сплочения коллектива в своей работе применяю различны формы и методы.

Упражнение “Связующая нить” (Знакомство)

Каждый по кругу передает друг другу клубок ниток, сопровождая это словами “Меня зовут (называет имя). Мне нравиться…. И говорите то, чем вы любите заниматься”.

Вот ниточка связала нас в одну группу, в один коллектив.

Как только Свете удастся войти в круг, следующий (кто пропустил) должен выйти из круга и повторить упражнение.

Анализ упражнения:

1. Что делали люди, чтобы проникнуть в круг?

2. Что Вы чувствовали, когда были частью круга?

3. Что Вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

Как Вы чувствовали себя, когда это у вас получилось?

Где Вам комфортнее находиться в кругу или за кругом?

На доске вы видите белый лист.

Главное условие: НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ между собой. Найдите другие способы взаимодействия.

Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе

Время: 5 минут


Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в колледже, нацеливание на учебу

Время: 5 минут

Список литературы

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.

Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.

Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. - М., 1991.

Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1997.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1998.

Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Просвещение, 1986.

Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. - М., 1995.

Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология - М., 2002.

Читайте также: