Пословицы поговорки и фразеологизмы возникновение которых связано с качествами людей конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, словарный запас, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

В сфере коммуникативных УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

Родной (русский) язык

Цели: дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение

которых связано с качествами, чувствами людей;

развивать речь, память, мышление детей;

воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обозначающими домашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Оборудование: фразеологический словарь, текст на доске или слайде для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(Примерный ответ.)

1-я картинка

Гусиный шаг – манерная, театральная поступь.

Дразнить гусей – вызывать раздражение, злобу у кого-либо.

Идти гуськом – идти друг за другом.

(Иллюстрирует 2-й абзац.)

2-я картинка

Взяться за перо – начать писать о чём-либо.

Не выпускать пера из рук – много писать.

(Иллюстрирует 4-й абзац.)

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте фразеологизмы с пропущенными словами.

Пишет как … лапой.

Денег … не клюют.

- Какое слово, называющее домашнее животное, надо в них вставить?

- С какими фразеологизмами мы сегодня познакомимся?

IV. Работа по теме урока

Упр. 7 (с. 37)

Упр. 8 (с. 37-38)

Мокрая курица. Слепая курица. Куриная память. Куриный ум. У него денег куры не клюют. Скажешь курице, а она всей улице. Носится как курица с яйцом. Яйца курицу не учат. Как кур во щи. Как курица лапой. Будто квочки с цыплятами.

(Самостоятельная работа. Учащиеся заполняют таблицу. Проводится взаимопроверка.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Упр. 9 (с. 39)

(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Ответ. 1. Слепая курица. 2. Как курица лапой.)

- Приведите в пример ситуацию, когда можно употребить этот фразеологизм.

А зарплата – курам на смех.

- В каком здесь значении употребляется этот фразеологизм? Замените его близким по значению словосочетанием.

(Примерный ответ. А зарплата очень маленькая.)

VII. Рефлексия.

Работа по карточкам.

Соедините линией фразеологизм с наречием, которым его можно заменить.

Как курица лапой Много

Денег куры не клюют Мало

Курам на смех Неразборчиво

VIII. Подведение итогов урока.

- С какими новыми фразеологизмами вы познакомились на уроке?

- Какой образ курицы сформировался у человека в прошлом при общении с этим домашним животным?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Родной (русский) язык

Учитель: Веджатова Е. А.

Дата:_________

Тема: Слова, связанные с качествами, чувствами людей.

Цель: дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обозначающими домашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию

из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: толковые словари, фразеологический словарь, карточки для проверки знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Ответ. Белые ручки, Заря-Заряница, темный лес, Красное Солнышко.

Облачка полыхнут полымем – осветятся солнцем, окрасятся в цвет пламени.

На щеках будто заря горит – щеки алые.

Фронтальный опрос.

– Как называется тема, которую мы закончили изучать?

– Чему мы учились на этих уроках?

– С какими традиционными эпитетами вы познакомились?

– Какую роль они играют в нашем родном языке?

III. Мотивация учебной деятельности

– Прочитайте название темы на с. 32.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Какой эпитет есть в этой пословице?

Какую речь человека можно так назвать? (Выразительную речь, богатую сравнениями, эпитетами.)

– Соедините карточки парами, чтобы получились фразеологизмы.

1 ‑ я группа карточек ( например , желтого цвета )

Голоден как, хитер как, труслив как, неуклюжий как, нем как, болтлив как.

2 ‑ я группа карточек ( например , синего цвета )

Сорока, лиса, волк, медведь, заяц, рыба.

– Какие получились выражения? (Голоден как волк, хитер как лиса, труслив как заяц, неуклюжий как медведь, нем как рыба, болтлив как сорока.)

– Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

– Откройте учебник на с. 4. С каким понятием мы будем работать на уроках по этой теме? (Фразеологизмы.)

– Сформулируйте задачи уроков по опорной таблице.

Узнаем Научимся Применим

(Мы узнаем, как возникали фразеологизмы в родном языке, научимся их объяснять, находить значение неизвестных фразеологизмов в словарях, применим умения в нашей речи.)

IV. Работа по теме урока

Мери́ло. Признак, на основе которого можно произвести измерение, оценку, сравнение чего-либо.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка

(Коллективная работа. Устное задание. Ответ. Гусь.)

(Коллективная работа. Учащиеся читают текст цепочкой. Задание выполняют самостоятельно. Взаимопроверка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу на доске.

Ответ. Гусь лапчатый, хорош гусь.)

(Самостоятельное выполнение. Ответ. Идти гуськом – идти друг за другом.)

VII. Рефлексия

Работа по карточкам

Соедините линией фразеологизм и его толкование.

Идти гуськом Совершенно безразлично, никак

не действует на кого-либо

Как с гуся вода Человек, неожиданно проявивший

себя с отрицательной стороны

Хорош гусь Идти друг за другом

(Самопроверка по образцу.)

VIII. Подведение итогов урока

– Почему в родном языке много фразеологизмов со словами, называющими животных?

– С какими словарями вы сегодня работали?

– Что вас заинтересовало, чем хочется поделиться с близкими?

Домашнее задание

Выполнить упр. 6 (с. 35–37).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 701 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.10.2021 803
  • DOCX 33 кбайт
  • 43 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Веджатова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта

2. Посло́вица

Посло́вица — изречение в виде
грамматически законченного
предложения, в котором
выражена народная мудрость в
поучительной форме.
По одёжке встречают, а по уму провожают.
Запиши пословицу, подчеркни орфограммы.

3. Погово́рка

Погово́рка
Погово́рка — краткое
высказывание, имеющее
буквальное или образное значение.
Щи, да каша – пища наша.
Запиши пословицу, подчеркни орфограммы.

4. Фразеологизм

Фразеологизм – устойчивое
неделимое сочетание слов, которое
можно заменить синонимом, одним
словом. Эти фразы всегда имеют
переносное значение.
Носить воду решетом (делать
что- то впустую, без результата)

5. Носить воду решетом

8. Бить баклуши

9. Кот наплакал

10. Кот наплакал

Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки напухли.
- О чём, кисонька, ты плачешь?
-Как мне кисоньке не плакать:
- Повар пеночку слизал,
А на кисоньку сказал!

11. Кот наплакал

12. Каши не сваришь

13. Объясни фразеологизмы

С тобой каши не
сваришь
Сапоги каши просят
Заварить кашу
Расхлёбывать кашу
износились до дыр
не договоришься
распутывать
хлопотливое дело
затеять хлопотливое
дело

Читайте также: