Опера князь игорь урок музыки 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Прослушать фрагменты из оперы, записать, что слушали в тетрадь.

Пропеть песню Княгиня /авторская/

Выполнить домашнее задание

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Драматургия оперы строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил : русские - князи Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, ее брат Владимир Галицкий, и половцы - хан Кончак, его воины.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане. Время: 1185 год.

Пролог . В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя - послушаем хор "Солнцу красному слава!"

Х ор "Солнцу красному слава!"

Солнцу красному слава! Слава! Слава в небе у нас!

Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

Туру ли ярому, князю Трубчевскому,

Буй-туру Всеволоду Святославичу

Слава, слава, князю слава, слава!

Млад Володимиру да на Путивле,

Млад Святославу да князю на Рыльске,

Слава, слава князю! Слава на Руси!

С Дона великого до Лукоморья

Слава звенит по степям половецким.

В землях незнаемых славу поют вам.

Слава! Слава! Славным князьям нашим!

Слава! Слава! Храбрым дружинам их!

И на Дунай-реке славу поют вам,

Славу поют вам да красные девицы;

Льется их голос от моря до Киева!

Слава! Слава! Славным князьям нашим

Слава! Слава! Храбрым дружинам их слава!

Всем князьям нашим слава, слава! Слава!

Рати хороброй их слава, слава, слава! Слава! Слава!

Илья Глазунов. Князь Игорь

Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.

1- е действие : Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

2-е действие: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.

Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье ("Ни сна, ни отдыха измученной душе. "). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии ("О, дайте, дайте мне свободу. "). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.


– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Образовательные задачи урока:

– Развить интерес к изучению жанра оперы в музыкальной литературе.

Воспитательные задачи урока:

– Воспитание любви к классической музыке

– Воспитание эстетического вкуса

– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины

– Развить интерес к изучению музыкальной литературы

Материалы и пособия для ученика:

Рабочие тетради по музыке.

Мультимедийный экран для презентации.

Ход урока:

Учитель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. И вы видите, что сегодня здесь присутствует много гостей – давайте улыбнемся им и начнем работать. Прошу всех садиться.

Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому

Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе.

1. Вопросы для повторения ранее изученного
(слайд 2)

Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)

Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)

Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)

Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)

Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)

Сколько действий? (4 действия)

Изучение нового материала

Учитель: И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.

Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:

Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.

Казарин Е. (слайд 6) Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Само отношение Игоря к затмению характеризует его.

В источниках упоминаются другие слова князя:

В опере эти слова звучат так:

«Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы.

Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам?

Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!

Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу? [19]

Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.

В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.

Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

Слушание арии Игоря.

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

Конспект урока по музыке в 7 классе

I четверть

(Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)

Учитель: Сопоева Светлана Константиновна

Цель урока: расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные задачи урока:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.

Воспитательные задачи урока:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины

Развивающие задачи урока:
– Развить интерес к изучению музыкальной литературы

Материалы и пособия для ученика:

Рабочие тетради по музыке.

Мультимедийный экран для презентации.

Учитель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. И вы видите, что сегодня здесь присутствует много гостей – давайте улыбнемся им и начнем работать. Прошу всех садиться.

Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому

Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе (слайд 1)

1. Вопросы для повторения ранее изученного (слайд 2)

Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)

Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)

Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)

Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)

Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)

Сколько действий? (4 действия)

Изучение нового материала

Учитель: И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь" (слайд 3)

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения (слайд 4)

Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.

Казарин Е. (слайд 6) Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Само отношение Игоря к затмению характеризует его.

В источниках упоминаются другие слова князя:

В опере эти слова звучат так:

«Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы.

Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам?

Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!

Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу? [19] (слайд 7)

Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.

В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.

Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

Слушание арии Игоря. (слайд 8)

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы (слайд 9)

Анализ частей арии и их значение.

Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)

Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)

Каково настроение героя? (отчаяние)

Как меняется ритм? (становится пульсирующим)

Средний раздел арии.

К кому обращается Игорь? (к Ярославне)

Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга (слайд 10)

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,

Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле.

Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?

Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.

Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,

В море синем корабли лелея?

Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?

По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,

Через каменные горы

в половецкий край дорогу

Там насады Святослава до кобякова полку

Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,

Днепр, родной наш Днепр!

Вороти ко мне милого,

Чтоб не лить мне горьких слёз,

Да к милому на море не слать рано по утрам.

Ох, ты, солнце, солнце красно,

В небе ясном ярко светишь ты,

Всех ты греешь, всех лелеешь,

Всем ты любо, солнце;

Ох, красно солнце!

Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?

Ах! Что ж в безводном поле жаждой

Ты стрелкам луки стянуло,

И колчаны им истомой горем запекло?

Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?

Ответ учащихся: простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

Учитель: И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы. (слайд 12)

Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша,

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,

Негой воздух полон,

Там под говор моря

Дремлют горы в облаках;

Там так ярко солнце светит,

Родные горы светом заливая,

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зеленых,

И сладкий виноград растет.

Там тебе привольней, песня,

Ты туда и улетай

Сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

Слушание: Половецкая пляска с хором (слайд 13).

Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.

Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.

- Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)

-Приведите примеры таких песен и докажите.

(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).

- А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

(мужественный, сильный и т.д.)

Учитель : вспомните песню, которую мы учили на прошлом уроке.

- Трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь.

Песня из кинофильма "Офицеры" (1971 г.) - "От героев былых времен. ". Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещан и одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов -

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю.

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Учитель: Мы отдаем дань памяти этим людям и помним о них всегда. А героическая тема в музыке продолжает жить уже много-много веков.

4.Итог урока (слайд 17)

Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).

Как звали жену князя Игоря Святославича?

Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)

В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)

Учитель: Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку урока музыки в 7 классе по теме "Опера "Князь Игорь" Сравнение двух мужских образов". На примере арий князя Игоря и хана Кончака помочь ученикам описать и сравнить образы главных героев оперы, какими представил их композитор А.Бородин,

Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкального опыта, словаря.

Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать с ранее изученными произведениями.

Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д,

Оборудование: видеозапись арий; компьютер,интерактивная доска; в ходе урока использована презентация к опере Князь Игорь.

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

Пользуясь учебником письменно в тетради дать общую характеристику оперы по плану:

Место оперы в творчестве. Значение.

История создания. Сценическая судьба.

Сюжет. Либретто. Идея.

Прочитать либретто оперы.

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака.

На доске появляется презентация к опере Князь Игорь.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии всесторонне обрисован главный герой оперы.

Первое слушание

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, звучание инструментов.)

После слушания

Ученики. Вступление заставляет задуматься. Струнные звучат низко, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются и расходятся в движении, а бас спускается вниз. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный герой и в тоже время очень любящий супруг.

Анализ арии

Учитель. Какой тембр голоса у героя? (баритон )

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

В чем особенность интонаций в окончании фраз? ( удрученное состояние героя)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Второе слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Прослушайте и определите, какие же черты являются главными в характере князя Игоря?

Ученики. Эпизоды тягостных переживаний проходят через всю арию. Но ее середину составляют светлые части, в них-то и выражен характер образа князя.

Учитель. Зачем Бородин подчеркивает противоречие между героизмом Игоря и его нынешним бедственным положением?

Ученики. Чтобы слушатель верил, что Игорь спасет Русь от недруга.

Ария хана Кончака. IIд

Учитель. Давайте вспомним, каков основной сюжет данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Ученики. В арии ощущается воинственность, властность.

Учитель. Обратите внимание на сопровождение, какова его роль ?

Ученики. На первый план выступает изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упрямость движений Кончака, звучащей в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе в музыкальной характеристике хана проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды. Образ Кончака Бородин показал разносторонне: смелым, сильным, порой великодушным. В нем сочетаются различные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и благородство

Учитель. Образ князя Игоря тоже разносторонне представлен. Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они противники, и соответственно их характеристики контрастны

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали два мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу, и именно из них и вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя.

Читайте также: