Конспект нод словарная работа

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить дошкольников со словарем, его разновидностями.

Задачи:

Развивающие: развивать диалогическую форму речи на основе общения с педагогом; развития зрительного и слухового внимания; развития общей и мелкой моторики; способствовать развитию нравственных качеств личности.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

ХОД.

(Воспитатель приносит в группу елку, украшенную школьными принадлежностями; дети становятся вокруг елки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? (Ответы детей)

- На каком празднике мы ее украшали? (На Дне знаний)

Воспитатель: Через год вы станете первоклассниками, и вам понадобятся предметы, которые сейчас на елке. Давайте назовем их, и скажем, для чего они нужны.

Воспитатель: В нем живут слова, поэтому он так и называется. Словари бывают разными, в них собирают слова по темам. Какое слово вы произносите, когда входите в группу утром?

Воспитатель: Правильно, а когда уходите? (Ответы детей)

Если кто-то вам поможет, что вы говорите? (Ответы детей)

А если вы кого-нибудь нечаянно толкнете, что вы скажете? (Ответы детей)

Воспитатель: Я сейчас буду читать вам стихотворение о мальчике, внимательно слушайте, а потом скажете мне, что он делал неправильно.

Он головой в ответ мне покачал.

Ну что же я неправильно сказал?

Однажды моя бабушка на улицу пошла,

Когда же бабушка вернулась,

Она мне улыбнулась.

Когда ложится моя бабушка в кровать,

Я утра доброго приду ей пожелать.

А утром я бабулю разбужу

Спокойной ночи весело скажу.

Воспитатель: Как вы думаете, слова любят играть? (Ответы детей).

Воспитатель: молодцы! Вы очень внимательные.

Воспитатель: Ребята, займите, пожалуйста, свои места за столами.

(Дети садятся за столы).

После просмотра мультфильма идет обсуждение: какой Ах, Ох? какое у них настроение и т.д. В процессе беседы дети подбирают слова, противоположные по значению.

Набор слов: грустный – веселый, плохо – хорошо; плакать – смеяться и т.д.

Воспитатель: Ребята, какие слова мы сейчас называли: близкие или противоположные по значению? (Ответы детей)

Значит, мы составили с вами словарь противоположностей.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на картинки и выбрать те слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, называются они многозначными, потому что у них много значений.

Показ слайдов (картинки: коса, крыло, ручка, иголка).

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали вместе многозначные слова, и получился еще один … (словарь). Словарь многозначных слов.

Воспитатель: А еще есть слова-родственники, мы с вами о них говорили. Я предлагаю вам сделать своими руками словарь родственных слов, который можно будет потрогать, полистать. До этого мы составляли словари устно, они остались в нашей памяти.

Воспитатель: на ваших столах лежат картинки, на которых изображены разные предметы. Задание: вам нужно отобрать картинки, обозначающие родственные слова, и наклеить их на страничку. Каждый сделает свою страничку словаря. Затем мы соединим их вместе, и у нас получится книга-словарь родственных слов.

Интеграция образовательных областей:

1. Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно описывать ее. 2. Активизация и обогащение словарного запаса детей. 3. Развивать навыки в умении подбирать слова со сходным и противоположным значением (синонимы и антонимы); правильно употреблять глаголы. 4. Учить использовать в речи сравнения эпитеты для описания природы и диких животных. 5. Воспитывать любовь к природе бережное к ней отношение.

Ход Н О Д

-Заяц-зайцы, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медведь- медведи, медвежонок- медвежата, лось- лоси, еж-ежи, ежонок- ежата.

-Ребята что за шорох ( Ежик фырчит: Фу-фу-фу.

–Здравствуй, ежик, что случилось?

Ежик: Да я и сам не пойму. На меня упало что-то холодное, белое и разбудило меня от зимнего сна.

–Ребята что же это может быть (Снег.)

-А какой бывает снег? А что это у ежа? (Иголки) А где ежик лежит?

1. Она такая рыжая, с пушистым хвостом, умная, хитрая (Лиса)

3. Он белый, пушистый, трусливый, под кустом сидит и дрожит. (Заяц).

Ребята, ежику бы нужно спать ведь все ежи зимой спят. А ежик ничего не знает о зиме только понял, что зимой холодно бывает. Давайте мы его немного развеселим : Физкультминутка.

Ходит ежик без дорожек, Не бежит ли от кого? Вот свернулся еж в клубок, Потому что весь продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

- Какое время года изображено на картине?

-Как вы догадались?

-Какими словами можно описать снег?

-Опишите деревья зимнего леса, какие они?

-Расскажите о жизни зверей в зимнем лесу.

- Каких птиц вы видите здесь? Что о них расскажете?

-Как бы вы назвали эту картину?

- Что вас привлекает в этой картине?

– Ребята а ежику очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. А теперь, когда мы рассмотрели картину, давайте постараемся составить полный рассказ и ежик все узнает о зиме, а поможет нам в этом вот этот план-схема. Не забудьте рассказать, как вы сами относитесь к зиме в конце своего рассказа

Рассказ.

—На картине изображена зима. Всюду лежит снег. На земле снег лежит, словно белый пушистый ковер. На ветках елочек и сосен снег лежит шапкой. Снег белый, пушистый мягкий. Деревья в лесу стоят голые, только елочки да сосны покрыты снегом. Верхушки берез покрыты серебристым инеем. Березы и ели высокие, а осинки низкие. Внизу на ветках сидят красногрудые снегири. Они похожи на красные ягоды рябины. Высоко на березках сидят глухари и наблюдают. На ветках осины сидит сорока, наверное, какую-то новость сообщает.

Тихо бежит по лесу лиса. Она наверное ищет мышку в снегу или зайчишку. Лиса умная, хитрая, крадется, вынюхивает. Зайчик сидит под кустом и дрожит, прячется от лисы. Вдалеке идет по лесу лось. Лось большой, крепкий, сильный, а зайчишка маленький, трусливый. Лось идет по лесу, ищет себе добычу, у него красивые рога.

Хорошо зимой в лесу! Хочется походить по зимнему лесу, полюбоваться его красотой. В этой картине привлекает сказочность зимнего леса, красота.

Ребята, а кто из вас еще расскажет? (1-2 рассказа детей)

Молодцы, ребята. Посмотрите, ежик очень доволен вашими рассказами, улыбается. Он много теперь узнал о зиме. А как вы думаете что же ежик любит?

–Может быть пирог из яблок?

-Какой это пирог? (Яблочный)

-А может напиток из клюквы?

-Как называется? (Клюквенный)

-А может суп из грибов?

Какой это суп (Грибной)

Пойдет ежик домой, а там его ждут все родные:

-Папа кто?- Еж Мама кто? –Ежиха. Братья –кто?- Ежата.

Давайте попрощаемся с ежом, наверное, беспокоятся о нем, ждут домой. А нам тоже пора возвращаться в группу. Молодцы, ребята, вы сегодня были активными, отвечали на вопросы, фантазировали, учились составлять рассказ по картине.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

деятельность по теме : Словарная

Интеграция образовательных областей :

1. Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно описывать ее.

2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

3. Развивать навыки в умении подбирать слова со сходным и противоположным значением (синонимы и антонимы); правильно употреблять глаголы.

4. Учить использовать в речи сравнения эпитеты для описания природы и диких животных.

5. Воспитывать любовь к природе бережное к ней отношение.

-Заяц-зайцы, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медведь- медведи, медвежонок- медвежата, лось- лоси, еж-ежи, ежонок- ежата.

-Ребята что за шорох (Ежик фырчит: Фу-фу-фу.

–Здравствуй, ежик, что случилось?

Ежик : Да я и сам не пойму. На меня упало что-то холодное, белое и разбудило меня от зимнего сна.

–Ребята что же это может быть (Снег.)

-А какой бывает снег? А что это у ежа? (Иголки) А где ежик лежит?

1. Она такая рыжая, с пушистым хвостом, умная, хитрая (Лиса)

3. Он белый, пушистый, трусливый, под кустом сидит и дрожит. (Заяц).

Ребята, ежику бы нужно спать ведь все ежи зимой спят. А ежик ничего не знает о зиме только понял, что зимой холодно бывает. Давайте мы его немного развеселим : Физкультминутка.

Ходит ежик без дорожек, Не бежит ли от кого? Вот свернулся еж в клубок, Потому что весь продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

- Какое время года изображено на картине?

-Как вы догадались?

-Какими словами можно описать снег?

-Опишите деревья зимнего леса, какие они?

-Расскажите о жизни зверей в зимнем лесу.

- Каких птиц вы видите здесь? Что о них расскажете?

-Как бы вы назвали эту картину?

- Что вас привлекает в этой картине?

– Ребята а ежику очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. А теперь, когда мы рассмотрели картину, давайте постараемся составить полный рассказ и ежик все узнает о зиме, а поможет нам в этом вот этот план-схема. Не забудьте рассказать, как вы сами относитесь к зиме в конце своего рассказа

—На картине изображена зима. Всюду лежит снег. На земле снег лежит, словно белый пушистый ковер. На ветках елочек и сосен снег лежит шапкой. Снег белый, пушистый мягкий. Деревья в лесу стоят голые, только елочки да сосны покрыты снегом. Верхушки берез покрыты серебристым инеем. Березы и ели высокие, а осинки низкие. Внизу на ветках сидят красногрудые снегири. Они похожи на красные ягоды рябины. Высоко на березках сидят глухари и наблюдают. На ветках осины сидит сорока, наверное, какую-то новость сообщает.

Тихо бежит по лесу лиса. Она наверное ищет мышку в снегу или зайчишку. Лиса умная, хитрая, крадется, вынюхивает. Зайчик сидит под кустом и дрожит, прячется от лисы. Вдалеке идет по лесу лось. Лось большой, крепкий, сильный, а зайчишка маленький, трусливый. Лось идет по лесу, ищет себе добычу, у него красивые рога.

Хорошо зимой в лесу! Хочется походить по зимнему лесу, полюбоваться его красотой. В этой картине привлекает сказочность зимнего леса, красота.

Ребята, а кто из вас еще расскажет? (1-2 рассказа детей)

Молодцы, ребята. Посмотрите, ежик очень доволен вашими рассказами, улыбается. Он много теперь узнал о зиме. А как вы думаете что же ежик любит?

–Может быть пирог из яблок?

-Какой это пирог? (Яблочный)

-А может напиток из клюквы?

-Как называется? (Клюквенный)

-А может суп из грибов?

Какой это суп (Грибной)

Пойдет ежик домой,а там его ждут все родные:

-Папа кто?- Еж Мама кто? –Ежиха. Братья –кто?- Ежата.

Давайте попрощаемся с ежом, наверное, беспокоятся о нем, ждут домой. А нам тоже пора возвращаться в группу. Молодцы, ребята, вы сегодня были активными, отвечали на вопросы, фантазировали, учились составлять рассказ по картине.


Содержимое разработки

НОД по развитию речи в старшей группе

Цель: Создать условие для активизации словаря, по признаку прилагательных и множественных у детей дошкольного возраста.

Образовательные:

Способствовать закреплению знаний детей о сказке "Три медведя, обогащения словарного запаса (по признаку прилагательных и множественных).

Развивающие:

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг, друга.

Оборудование: ноутбук, мультимедия, театрализованный дом, маски, стол, посуда, картинки одежды, сундучок, ковёр.

Формы работы: подгрупповая, создать положительную обстановку, настроить детей на совместную работу.

Словесные – беседа, опрос.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в зал, здороваются, встают полукругом

Воспитатель: Доброе утро ребята.

Вы сегодня рано проснулись,

Вы друг другу улыбнулись

Улыбнитесь друг другу и гостям.

А давайте сделаем самомассаж, чтобы проснуться окончательно и взбодриться.

Светит солнышко милое,

Поделись своей силою! (Поглаживание рук поочередно)

Лобика коснулось. (Поглаживание от середины лба к верхней части ушей)

Лучиками провело и погладило,

К щечкам прикоснулось. (Поглаживание от носа к середине части уха)

Лучиками провело и погладило,

Солнышко личико согрело

Наши ручки потянулись, (Поглаживание от середины подбородка к нижней

Наши губки улыбнулись. части ушей, потянулись)

Вот какое теплое солнышко!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну.

Воспитатель задает вопрос: А на чём мы можем с вами туда добраться?

Ответы детей: на машине, на самолете, на поезде, на автобусе и т.д.

Ребята, чтобы ковер-самолет взлетел, давайте скажем волшебные слова:

(Хором) «Раз, два, три,

В гости к сказке

Вот и взлетел наш ковер-самолет (звучит музыка)

Вот мы и прилетели. Выходит хозяйка сказочной страны.

Марьюшка: Здравствуйте ребята, я хозяйка волшебной страны сказок. В моей стране живет много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Отгадайте, какая это сказка.

Кто-то в доме побывал,

Стульчик маленький сломал,

И уснул там сладко.

Мы сегодня побываем у них в гостях. "Маша в чаще заблудилась, К трем медведям в дом явилась. Суп из чашек похлебала. Стульчик маленький сломала. (по ход чтения стихотворения появляются фигурки из сказки). Давайте покажем, как Маша испугалась? Как удивилась? Как обрадовалась? (дети мимикой показывают удивление, испуг, радость.)

Марьюшка подводит детей к дому: А дом у медведей был какой?

Игровое упражнение:"Дом какой"(дети подбирают прилагательные: крепкий, чистый, уютный.)

Марьюшка: А из каких материалов строят дома? (ответы детей.)

ИГРА "Какой дом" (с мячом)

Дом из дерева - деревянный

Из кирпича - кирпичный

Из камня - каменный

Из бетона – бетонный

Из глины – глиняный

Из картона – картонный

Из льда - ледяной

Из соломы – соломенный

Из панели – панельный

Из пластмассы – пластмассовый.

Воспитатель: Я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будем жить с тобою в нём!

Марьюшка: Вернулась Маша в столовую, на столе стояла посуда. Опрос о посуде.

Вдруг Маша увидела в миске суп. Как вы думаете из чего был суп?

Игровое упражнение "Из чего суп"

Из грибов – грибной,

из рыбы – рыбный,

из овощей - овощной,

из картофеля – картофельный,

из свеклы – свекольный,

из морковки – морковный.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вот миска, она одна, а когда их много, то как скажем:

один стакан, а когда их много… много стаканов;

одна ложка…много ложек;

один стол….много столов;

один стул …много стульев.

Марьюшка: Поела Маша суп. И решила принарядиться. Нашла сундук с одеждой

Игра"Из чего одежда. "(воспитатель показывает картинки, ребенок называет какая это одежда)

Брюки из льна - льняные брюки,

пальто из шерсти - шерстяное пальто,

платье из ситца – ситцевое,

платок из шёлка – шелковый,

шапка из меха – меховая.

Марьюшка: Ой кажется медведи возвращаются. Вернулись медведи и испугали Машу. Каким голосом они говорили (дети имитируют голос и вопросы персонажей сказки):

Каким голосом говорил Михайло Потапович? Ответ детей: громким, строгим.

Каким голосом говорила Настасья Петровна? Ответ детей: мягким, тихим.

А каким голосом говорил Мишутка? Ответ детей: тонким, писклявым.

Спасибо тебе Марьюшка, ты нам сказку рассказала.

А сейчас наши ребята покажут, как умеют играть в персонажей этой сказки.

Среди детей выбираются три медведя и Машенька: дети встают в круг. Воспитатель,

Машенька убегает, медведи ее догоняют (играем 2 раза).

Марьюшка: Молодцы ребята. Спасибо вам, что побывали у меня в сказочной стране. И я вам дарю эту замечательную книгу сказок. Ну а теперь отправляйтесь в путь. До свидания ребята.

Воспитатель: Спасибо Марьюшка. Но нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на ковер-самолет)

- Давайте снова скажем волшебные слова:

Вот мы и вернулись в детский сад.

Итог: Давайте вспомним.- Где мы сегодня побывали? А что мы там делали? А в какие игры мы играли? Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать в сказочной стране. Мы еще побываем с вами в разных сказках. А сейчас отправляемся в группу смотреть и читать новую книгу.


-75%

Читайте также: