Конспект нод по развитию речи в старшей группе на тему транспорт

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Коврова Наиля Наильевна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят, здороваются с гостями.

Воспитатель: Покажите свои ладошки. Они теплые и ласковые, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и ласку друг друга. В каждом из нас есть много хорошего, для того, чтобы хорошего становилось все больше и больше, нужно быть хорошим, добрым, но совершать правильные поступки не всегда легко. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это!

2. Создание мотивации к занятию

-Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

-Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

-Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

-Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

-Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

-Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

-Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

-Самолетом управляет машинист

-Пароходом управляет капитан

-Автобусом управляет пилот

-Машиной управляет водитель

-Вертолетом управляет шофер

-Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины:

- Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

- Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

- А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

- Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

- Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

- Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.


-Кто управляет автобусом? (Водитель)
-Кто управляет самолётом? (Самолётом)
-Кто управляет поездом? (Машинист).
-Кто управляет вертолётом? (Вертолётчик).
-Кто управляет кораблём? (Капитан)
-Кто управляет ракетой? (Космонавт).

У автомобиля проколось колесо
Надуваем его "Фух - Фух - Фух
Покажите как оно сдулось?
ф - ф- ф- ф –ф
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о профессиях. Ребята нам с вами нужно написать письмо Незнайке и поблагодарить его за интересные игры-задания, которые он нам прислал.
Воспитатель. Вот и закончилось наше мероприятие. Со всеми заданиями вы справились, молодцы.
А теперь расскажите мне, что вы сегодня делали? О чем говорили? Что запомнили?
(Ответы детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.

Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный, водный, наземный транспорт.

Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.

Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок, “четвёртый лишний”, “летим, плывём, едем”, “кто чем управляет?”, “нелепицы”).

Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.

Предварительная работа:

На индивидуальных занятиях – разучивание загадок.

На музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальная игра “летим-плывем-едем”);

На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Наглядные (слайды, картинка с изображением разных видов транспорта).

Словесные (беседа, вопросы, загадки);

Практические (подвижные игры : “земля, воздух, вода”, упражнение “собери из частей”, “летает, не летает”).

Оборудование: мультимедийное оборудование, столы стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, разрезные картинки.

Воспитатель : Ребята отгадайте загадки и узнаете, о чем мы сегодня с вами поговорим:

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, — Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь — Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель : А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)

Сегодня мы поговорим с вами о транспорте

Воспитатель : Зачем нужен транспорт?

Воспитатель : На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолё ты : пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель : сейчас мы узнаем каким бывает транспорт?

На экран выводится изображение с наземным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Как называется транспорт, который передвигается под землей?

На экран выводится изображение с водным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается по воде?

На экран выводится изображение с воздушным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Едем – едем на машине (руками крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)

Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)

Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправао-влево)

Ветер волосы взъерошил ( взъерошить волосы)

Мы шофёры – хоть куда! ( выставляем большой палец)

В.: кто управляет самолетом?

В.: кто управляет машиной?

В.: кто управляет ракетой?

В.: кто управляет пароходом?

В.: кто управляет автобусом?

В.: кто управляет поездом?

Воспитатель : Сейчас каждый из вас вытащит жребий с изображение воды, земли или воздуха. Соберитесь в группы по изображениям и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда?

-Слушайте правила игры. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее выполнит задание.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Цель — учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспит.: воспитывать уважение к профессии водителя, навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Словарная работа:транспорт,воздушный,водный,наземный,водитель,летчик,пассажир.

Оборудование: картинки всех видов транспорта; картинки с изображением транспорта, на которых допущен ряд ошибок.

Ход занятия

I. Орг. Момент.

В.: дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Вводная беседа.

В.: ребята, вы любите путешествовать?(ответы детей)

За дымком,за свистком,

Братья бегают пешком

Вы догадались?(ответы детей)

В.: верно, значит, на чём мы отправимся в наше путешествие?(ответы детей)

В.: замечательно, вы угадали, какие вы молодцы!

В.:Ну теперь нам можно отправляться в путишествие, давайте вспомним правила пребывания в поезде:

“Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай”.

Молодцы, занимайте свои места (дети садятся на стульчики)

II. Основная часть.

В.:на земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов.

В.: поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?(ответы детей)

В.: отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь!

В.: внимание! Поезд прибывает на первую станцию " Угадайка "

В.:Посмотрите на картинки и догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

-эта машина помогает людям тушить пожары.(ответы детей)

-какая машина помогает врачу.(ответы детей)

-эта машина помогает полицейским.(ответы детей)

В.:молодцы ребята вы справились с этим заданием.

В.: внимание, наш поезд продолжает свой путь, едем дальше.

В: мы прибываем на вторую станцию, она называется “ Загадайка’’, здесь мы будем отгадывать загадки

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, — Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь — Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

В.: молодцы! Справились с заданиями на этой станции.

В.: внимание! Наш поезд движется дальше, мы прибываем на третью станцию“Называй-ка”

В.: Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется транспорт, на котором:

- летают по воздуху? (ответы детей)

В.: как называется транспорт, на котором:

- плывут по воде? (ответы детей)

В.: как называется транспорт, на котором:

- едут по земле? (ответы детей)

В.: отлично, вы очень радуете меня своими правильными ответами.

В.: кто управляет самолетом? (ответы детей)

В.: кто управляет машиной? (ответы детей)

В.: кто управляет ракетой? (ответы детей)

В.: кто управляет пароходом? (ответы детей)

В.: кто управляет автобусом? (ответы детей)

В.: кто управляет поездом? (ответы детей)

В.: как одним словом назвать то, что вы называли? (ответы детей)

В.: Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на пятую станцию “Отдыхай- ка”

-вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

В.: молодцы! Тогда садимся в вагончики, едем дальше

В.: присаживайтесь за столы.

В.: дети, мы прибыли на шестую станцию “Собирай- ка”

В.:Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте. -корабль,яхта,лодка,плот

В.:молодцы дети, нам нужно спешить, нас уже ждут на другой станции.

Внимание! Внимание! Посмотрите, пожалуйста, вперед, поезд прибывает на станцию “Шутилка”

В.: ребята, на этой станции живет замечательный художник, который рисует необычные картины, а вы хотите на них посмотреть?

В.: тогда давайте на них посмотрим, подумаем и определим, что же в этих картинах необычного. Давайте найдем ошибки художника.

( на этой картинке у самолета крылья как у птицы).

(на этой картинке колеса у велосипеда квадратные, а не круглые).

Вам понравились необычные картины художника? (ответы детей)

В.: ребята, время нашего путешествия подходит к концу, нас наверное уже совсем заждались в детском саду.

Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию “Детский сад”

Выходите из поезда, давайте попрощаемся с ним

В.: на прощание помашите поезду рукой

III.Итог занятия.

В.: вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

В.: подойдите, пожалуйста, ко мне.

Давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали.

А вы, пожалуйста, скажи, какая станция вам понравилась больше всего(ответы детей)

В.: замечательно! Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я за вас очень рада.

Читайте также: