Конспект логопедического занятия словоизменение

Обновлено: 06.07.2024

3. Воспитание интереса к окружающему миру, формировать функции контроля и самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация.

Ход занятия

I . Вводная часть.

Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

2.Развитие зрительного и слухового внимания.

Логопед: Прочитайте имя героя, который поможет нам на занятии получать новые знания, закреплять старые. Оно написано в зеркальном отображении, для этого надо разгадать загадки.

Скачет зверушка. Выпучив глаза сидит,

Не рот, а ловушка. По- французски говорит,

Попадут в ловушку По- блошьи прыгает,

И комар, и мушка. По- человечье плавает.

Не зверь, не птица, Над водой-водицей

Всего боится. Царевна круглолица.

Половит мух- Поёт царевна,

И в воду плюх! Да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

Ни свиты, ни слуг

У царевны той нет.

сама себе ловит

( кто затрудняется отгадать, на обороте обведите изображённый предмет по контуру )

Во всех загадках говорится об одном и том же предмете - лягушке.

Какой это предмет? ( живой, одушевлённый ). Об одном предмете можно сказать по-разному, подобрать и назвать его признаки.

3. Формулировка темы занятия и запись на доске.

Логопед: из тех загадок, которые вы прочитали, что можно сказать о лягушке? Какая она? (ловкая, пучеглазая, зелёная, тёмная, круглолицая, разговорчивая).

- Догадайтесь, с какими словами мы сегодня на занятии будем работать?

- Сегодня на занятии мы будем упражняться в подборе слов-признаков к словам-предметам. Будем учиться изменять слова-признаки по вопросам) .

II . Основная часть

Работа по обогащению словаря признаков.

- Давайте вспомним сказки, в которых встречается наша героиня: "Царевна-лягушка", "Лягушка-путешественница" ( демонстрация иллюстраций). По сказке "Царевна-лягушка" наша героиня какая? ( добрая, волшебная, умная), а из сказки "Лягушка-путешественница" какая? ( смешная, глупая, хвастливая).

2.Закрепление умений словообразования прилагательных

Логопед: Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов(слайд)

Почему от одного и того же слова "сказка" получились разные слова-признаки? (задаём разные вопросы от слов-предметов: какая? какой? какое?)

Работа в парах:

(для слабых учеников вставить только окончание)

Солнце + луч= солнечн… луч Добро + поступок=

Солнце + утро= солнечн… утро Добро + сердце=

Солнце + дни= солнечн… дни Добро + душа=

Солнце + погода= солнечн… погода Добро + люди=

Проверка (слайд)

Гимнастика для глаз

" - Тише!- сказала ему мать. Не буди её!

Сначала мы спрячем твою невесту в надёжном месте. Отсюда ей не убежать, а мы пока будем готовиться к свадьбе.

- Коакс, коакс, брекке-кеес!- ответил её противный сынок.

Мать стала украшать свой дом камышом и жёлтыми кувшинками, чтобы пышно отпраздновать свадьбу. Потом она вместе со своим безобразным сыном снова подплыла к листу, на котором сидела несчастная девочка. А вот и мой сынок, твой будущий муж! Правда красавец! И красавец, с головы до пят усыпанный бородавками, звонко проквакал: Брекке-кекс!"

- Кто эти герои? (жабы)

- Где живут лягушки и жабы? Эти животные обитают и на земле, и в воде.

-Попробуйте сами образовать новое слово (называются они земноводные).

3. Закрепление знаний о словах- антонимах

Логопед: Одинаковые чувства у вас вызывают наши герои: лягушка и жаба? А вы знаете, какая разница между лягушкой и жабой?

ФИЗМИНУТКА (выполнение движений под музыку)

4. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными на уровне текста

- Ребята, когда лягушонок или жаба совсем ещё маленькие, как их называют? (головастиками). Если вы правильно вставите в тексте пропущенные буквы в конце слова, то мы сможем прочитать, кто такие головастики и как они живут.

Новорожденн. головастики - это личинки лягушек и жаб, они похожи на рыб. У них кругл. голова и длинн. хвост. Кожа чёрн. и прозрачн. В воде головастики дышат жабрами.

Подчеркнуть слова-признаки волнистой линией. В последнем предложении выделить предмет и его действие (для сильных учеников).

5. Динамическая пауза. Выполнение оригами "Лягушонок"

6. Развитие мышления

Давайте обобщим все знания, которые получили на занятии.

О каком животном сегодня шла речь? (лягушка)

Расскажите, какая она? (маленькая, гладкая)

Что умеет делать? (прыгать, петь, питаться)

Составьте предложение (Лягушка живёт в воде и на земле)

Что можно сказать про лягушку? (земноводное животное)

- Послушайте внимательно сказку о трёх лягушатах и ответьте на вопрос: почему лягушата не смогли разрешить свой спор.

До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир – грустный, весёлый или никакой?

- А как вы считаете? (это зависит от отношения человека к окружающему миру)

- Какие слова-признаки характеризуют героев сказки.

III . Итог занятия.

- Какие слова мы сегодня с вами учились образовывать, подбирать к словам-предметам.?

- Нарисуйте своим лягушатам мордашки, какими бы вы хотели видеть себя и с каким настроением учиться.

Открытое занятие по логопедии в 3 классе на тему :


Полный текст материала Конспект группового занятия по логопедии "Словоизменение имён прилагательных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

-расширять и конкретизировать представления об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный).

-развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание.

-формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативность и самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки с изображением обуви и одежды, магнитная доска, магниты, разрезные картинки, плоскостные куклы.

Вводный этап

Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику,

На ногах сапожки. начиная с больших, на обеих руках

Как у нашей свинки на каждое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

А козленок маленький

А сыночек Вовка –

Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки

Новые кроссовки. ладонями и удары кулачками.

- Развитие речевого слуха, закрепление знания основных цветов.

Педагог: Дети посмотрите на свою обувь. Сначала сядет девочка в красных босоножках, потом сядет мальчик в синих сандалиях.

Дети, узнавшие по описанию свою обувь, садятся за стол.

-Общая артикуляционная гимнастика (Совершенствование артикуляционной моторики): заборчик, трубочка, блинчик, покусаем язычок, чашечка, вкусное варенье.

Детям раздаются разрезные картинки с изображением обуви.

- Дидактическая игра «Найди и соедини пары обуви и скажи правильно

Педагог дает понятие: Обувь на правую и левую ноги называется парой. Затем выкладывает картинки. Дети выходят по очереди к доске и закрепляют магнитом картинки парами.

Это пара ботинок. Это пара сапог

Это пара туфель. Это пара босоножек.

Это пара тапок Это пара валенок.

Большие ноги идут по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,

Топ-топ-топ-топ-топ. (Бег мелким шагом)

1сапог, 2 сапога, много сапог

1ботинок, 2 ботинка, много ботинок

1валенок, 2 валенка, много валенок

1туфля, 2 туфли, много туфель

1тапка, 2 тапки, много тапок.

У большой куклы – ботинки.

У маленькой куколки – ботиночки и т. д.

- Итог занятия: Оценивается деятельность каждого ребенка. Все работали хорошо! Молодцы!

Цели: Учить детей изменять слова.
Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного числа.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)

Словоизменение глаголов

Словоизменение прилагательных

Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов

ВложениеРазмер
slovoizmenenie.doc 263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с Незнайкой

Цели: Учить детей изменять слова.
Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного числа.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)
Ход занятия

1.Организационный момент
Развитие моторики. Штриховка контурных изображений в разных направлениях. -Ребята к нам на занятие пришёл Незнайка. (демонстрация куклы)
Он принёс для вас подарки,
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Вот волчок и самолёт.
- Покажите Незнайке, как правильно выполнять штриховку.

3. Дифференциация существительных единственного и множественного числа
- Незнайка нарисовал много картинок с разными предметами
У него нарисовано – яблоко, а у вас — яблоки.
У него вишня, а у вас ……
Груша…… Дыня……Дом……Цветок……Огурец…… Помидор……Стол… Ведро…… Рыба…. .Конь……..Мальчик….

4. Словоизменение существительных
Закрепление форм творительного падежа
- Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей .
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу. ( Демонстрация предметных картинок)
Пилить (пилой);
Стучать…., строгать…., сверлить…. резать…. копать…., подметать….,
- А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
- Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем?)
- Пончик намазывает( что? чем?)
- Винтик грозит (кому чем?)
- Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?)
- Поэт Цветик пишет(кому? что? чем?)
- Синеглазка стирает(кому? что? чем?)
- Мы подбирали слова и дополняли ими предложения.
- А сейчас отдохнём.

5.Физминутка
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт:
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд

1.2.3.4 -полетел наш самолёт!

(демонстрация тех же картинок с дополненными частями)
- А когда все игрушки были починены, Незнайка решил поиграть с ними в прятки

7. Словоизменение существительных
Закрепление форм дательного падежа
- Незнайка приглашает нас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных.
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

Логопед обращает внимание детей на изменения в окончаниях слов)
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т.д.

Б) -В зоопарке мы встретили иностранца, который захотел поговорить с Незнайкой, но Незнайка его не понимает. Ребята, помогите иностранцу правильно составить предложения, изменяя слова по смыслу.
Дай ……(морковка, кролик)
Отнеси …(трава, зебра)
Принеси…(медведь, мёд)
Сделай….(клетка, кролики)
Отдай …. (собака, кость)
Расскажи … (друг, история)
Нарисуй …. (картинка, ребята)

8. Итог
- Ребята нам пора возвращаться с прогулки. Наше занятие подошло к концу.
- Чему учились на занятии?
(Мы учились изменять слова, правильно употреблять их в речи.)

1. Организационный момент
(звучит фонограмма птичьих голосов)
- Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Послушайте, как поют птицы, а вот слышен стук дятла.
Развитие моторики рук .Игра с прищепками (прищипываем каждый палец на слово)
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

3. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица
А) - Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? (демонстрация картинок ласточки и скворцов)
- Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

Б) - Давайте построим скворечник для скворцов . Какие инструменты нам понадобятся? (ответы детей, демонстрация картинок: линейка, пила, молоток, верёвка).
- Что мы будем делать линейкой? (измерять)
- Что делает мальчик (измеряет)
- Что делают мальчики (измеряют)
- Что мы будем делать пилой? (пилить)
- Что делает мальчик (пилит)
- Что делают мальчики (пилят) и т.д.

4. Глаголы настоящего и прошедшего времени + существительные
Придумайте словосочетания, предложения о том, как дети заботятся о птицах зимой.
Кормят; Строят; Вешают кормушки; Насыпают корм.
Как дети заботились о птицах зимой?

5. Физминутка
Лебеди летели,
На воду сели.
Качают головой,
Летят домой.
(имитация движений)

6. Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода
- На лесной полянке много разных птиц. Весь день они проводят в заботах.(демонстрация картинок: дятел, кукушка, стайка птиц)
- Я назову слово- действие, а вы скажите кто из птиц дятел, кукушка, или птицы мог это сделать. Назовите словосочетания, придумайте предложения.


Скворец
В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Скворец жалобно
пищал и хотел вырваться из зубов кота. Коля отнял у него птичку,
подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.

Слова-действия: вбежал, пищал, хотел вырваться, отнял, подлечил, выпусти

8. Итог
- Наше занятие подошло к концу.
- Ребята, о ком мы говорили на занятии?
- Чему учились на занятии?
(Мы учились изменять слова-действия, правильно употреблять их в речи)

Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов

1. Организационный момент
-Покажите рыбок, плывущих налево, назовите какого они цвета, сколько их Покажите рыбок в аквариуме, плывущих направо, назовите какого они цвета, сколько их. (Картинка: плавающие рыбки в разном направлении )

2. Моторика
-У рыбок очень подвижные плавники, а мы потренируем свои пальчики.

Рыбке рак – ни друг ни враг. Сжимание и разжимание пальцев
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок, Перекатывание карандаша в ладонях.
Что насажен на крючок.

4. Словоизменение прилагательных
А) -В подводном царстве жил царь Осьминог с царицей Каракатицей. Они любили, когда их хвалили. Я буду говорить об осьминоге, а вы, измените слово и скажете о каракатице. Повторите предложение, используя союз и.

В) - На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру. Ответьте на вопрос:
– Какие предметы? (демонстрация картинки)

- Составьте словосочетания предмет + признак. Какие были сокровища?

5. Физминутка
- Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём. (имитация движений)
Рыбки весело плескались.
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

7. Составление предложений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене.


Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир.

Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"

Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных.

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном.


ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения.


Речевые тренажеры для формирования системы словоизменения существительных (беспредложные конструкции единственного числа) у старших дошкольников


Флеш-игра для развития грамматического строя речи на согласование существительных с прилагательными "Милашки-модняшки".
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса.

расширить знания детей о диких животных;

активизировать словарь по теме;

учить отвечать на вопросы;

учить составлять описательный рассказ;

закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

развивать восприятие, внимание, память, мышление;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, кабан, барсук, крот, олень, белка, еж, лось), игрушка-жираф, разрезные картинки, имитация ворот.

Ход занятия

Дети входят в кабинет.

Ребята, сейчас мы с вами пропоем гласные звуки: [А],[О],[У],[И]. Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот

Речевая гимнастика. Чистоговорки.

Су-су-су – мы увидели лису.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.

Белый, ушастый, по лесу шастал,

Путал следы от рыжей беды.

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьев,

Отгадайте, кто таков?

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?

Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)

Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)

Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)

А у нас сегодня гость.

Появляется мягкая игрушка-жираф, здоровается.

Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

Описательные рассказы о диких животных.

Давайте расскажем жирафу о наших диких животных. Рассматривание картинок с животными. Ответы детей на вопросы.

Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?

Чем питается (на кого охотится)?

Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий. Дома нет, спит под деревом. Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев. Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк – хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь – всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.

Путешествие в зимний лес.

Ребята вы хотите оказаться в лесу?

Какое сейчас время года?

Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.

Логопед предлагает пройти через маленькие ворота:

Кто через ворота волшебные пройдет. Тот в зимний лес попадет.

Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)

Что вы представляете под звуки этой музыки? (Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дети кружатся под музыку.

В лесу живет много рыжих пушистых…

На охоту вышло много серых злых…

Охотники выслеживают больших рогатых…

По тропинке бежало много больших колючих…

За кустом спрятался маленький серенький…

Орешек грызет маленькая рыженькая…

Белка белочка, лиса лисичка, заяц зайчик, кабан кабанчик, барсук барсучок, еж ежик, крот кротик, лось лосик, волк волчишко, медведь медведюшка, олень оленюшка.

Нам пора возвращаться.

Через ворота волшебные мы пройдем.

В кабинет обратно попадем.

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

Разработала: учитель - логопед Сахарова Ирина Ивановна

Задачи.

1. Автоматизировать звук [ц] в словах и предложениях.

2. Продолжать знакомить детей с родственными словами. Учить подбирать слова-родственники к слову цветок.

3. Упражнять в словообразовании и словоизменении:

  • образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных среднего рода (платье – платьице…);
  • образование имён существительных женского рода с суффиксом -иц (школьник – школьница…);
  • правильное употребление окончаний имён существительных во множественном числе именительного падежа (лица, яйца; овцы, птенцы).

4. Развивать связную речь. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений.

1. Орг. момент.

- Отгадайте загадку: лепестки, листок, стебелёк, что это? (цветок). Какой 1-й звук в слове цветок? Расскажите о звуке [ц], какой он (согласный, твёрдый, глухой). Каким кружком мы его обозначаем (синим)? Какой буквой обозначаем этот звук?

(На доске к картинке с изображением цветка ставим синий кружок и букву Ц)

- Сегодня на занятии мы будем стараться чётко проговаривать звук [ц] в словах и предложениях. Мы увидим, как он помогает образовывать новые слова.

(Дети встают перед экраном).

3. Работа со словами – родственниками.

(2-й слайд презентации. Сначала по щелчку появляется картинка, дети называют её, затем появляется слово, дети читают его).

- А вот и наш … (цветок).

- Прочитайте слово… (цветок).

- Как ласково назвать маленький цветок? (цветик, цветочек)

- Как можно назвать клумбу с цветами? (цветник)

- Магазин, где продаются цветы? (цветочный)

- Человек, который разводит цветы? (цветовод)

- Девочка, которая продаёт цветы? (цветочница)

- Цветы, которые первыми появляются из-под снега весной? (первоцветы)

- Как сказать о луге, когда он цветёт? Какой он? (цветущий)

- Пустой цветок без завязи, из которого не вырастет огурец (пустоцвет)

- Посмотрите на все эти слова. Какая у них есть общая часть? (цвет). Все эти слова по смыслу связаны с цветением растений. Как мы называем такие слова? (слова - родственники).

(3-й слайд презентации)

- К нам на занятие прилетела сказочная птица Она принесла ларец с заданиями и хочет посмотреть, как вы с ними справитесь. Присаживайтесь.

- Достать из ларца картинку и назвать предмет ласково, так, чтобы в слове появился звук [ц]. (Дети выставляют картинки на доску: масло, кресло, платье, дерево, вареньице, письмо ).

- Сказать, что вам нужно из этих предметов и для чего.

(Мне нужно маслице, чтобы намазывать булку.)

На доске вывеска и картинки с изображениями предметов посуды.

6. Игра с мячом

(4-й слайд презентации)

- В ларце появился мяч, поиграем с ним. Посмотрите на экран. Как называется мальчик, который учится в школе? (школьник). А девочка? (школьница). Частица -иц- помогла нам образовать новое слово. Я назову слово и брошу вам мяч, а вы образуете новое слово и вернёте его мне.

Ученик – ученица, озорник -…, умник -…, отличник -…, лыжник -…, читатель - . певец -…, мастер -…, учитель -…, уборщик - …, птичник - …, пленник-…, царь-… .

(5-й слайд презентации)

- А теперь мы с вами отправимся в зоопарк, поищем частицу -иц- там.

(Дети подходят к столу, на котором лежат конверты с написанными названиями детёнышей животных и их мам, внутри соответствующие картинки.)

- У каких детёнышей маму можно назвать так, чтобы в слове слышалась эта частица?

- В зоопарке случилась беда: детёныши потеряли своих мам.

Чтобы помочь им найти друг друга, прочитайте надписи на конвертах (не открывая их) и найдите свою пару (мама и детёныш).

Когда дети встанут парами, предлагаю им достать картинки и каждой паре сказать, у кого кто: у волчат мама - волчица, у львят мама - львица и т.д.(тигрица, лисица, медведица, ослица, верблюдица).

(6-11 слайды презентации)

- В зоопарке звери стали спорить, кто сильнее и кто кого боится. Поможем зверям разобраться.

(Дети садятся перед экраном.)

(Читаем на отдельных табличках слоги ЦА и ЦЫ, ставим их на верхнюю и нижнюю рейку доски).

-У нас осталось последнее задание от птицы.

Надо сказать, что нарисовано на картинке и внимательно послушать конец слова, что там звучит, ЦА или ЦЫ, поставить картинку к нужному слогу.

Картинки: лица, яйца, блюдца, полотенца, щупальца, кольца, гусеницы, овцы, рукавицы, теплицы, пальцы, колодцы.

Повторим те слова, в которых ошибались.

10. Оценка.

(12-й слайд презентации).

- Какой звук был у нас сегодня самым главным на занятии? Вы увидели, как звук [ц] (частица -иц-) помогает образовывать новые слова. Вы справились со всеми заданиями волшебной птицы и она дарит вам цветы с буквами.

Часть детей берут по одному цветку и встают в ряд от самого большого до самого маленького. Остальные дети читают, какое слово получилось (молодцы).

Читайте также: