Конспект нод осенние листья

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Старшая группа.

Утгоф Юлия Сергеевна,

воспитатель

Конспект НОД.

Цель НОД: Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

1. Образовательные задачи:

- формировать умения дошкольников рисовать акварельными красками методом по мокрому фону;

- расширять представления детей о теплых и холодных цветах;

- формировать представления о цветовом контрасте;

- закреплять представления об осени как времени года.

2. Развивающие задачи:

- вызвать интерес детей к рисованию акварельными красками акварелью методом по мокрому фону;

- развивать эмоционально – эстетические чувства, творческое воображение;

- упражнять в получении теплых оттенков, смешивая краски;

- продолжать развивать интерес к продуктивной деятельности;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и

результатов продуктивной деятельности.

3. Воспитательные задачи:

- вызвать интерес и бережное отношение к природе, желание сохранить ее красоту в рисунках;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

4. Речевые задачи:

- формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

- активизировать словарь детей прилагательными;

- закреплять умение составлять короткие описательные рассказы.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Лист бумаги с нарисованными кругами теплых цветов – палитра Осени; вырезанные из цветной бумаги листья; тонированный синим цветом лист ватмана; изображение портрета Осени, нарисованного воспитателем, осенние листья.

Раздаточный материал (по количеству детей):

акварельные краски, палитра, кисти, салфетка, банка с водой, подставка для кисти; вырезанные из белой бумаги листья;

Количество детей в образовательной деятельности – 10 человек.

Подготовка воспитателя к НОД:

- разработка конспекта НОД;

- подготовка оборудования, демонстрационного и раздаточного материала;

- подбор литературного, музыкального материала;

- подбор дидактических игр;

Время проведения занятия: 25 минут + 3 минуты (резервное время):

1 часть занятия - 3 минуты;

2 часть занятия – 19 минут;

3 часть занятия - 3 минуты.

Ожидаемый результат:

- метод рисования по мокрому фону;

- способ получения теплых тонов, смешивая краски;

- значение контраста теплых и холодных цветов;

- теплые и холодные цвета;

- правила общения в процессе обсуждения хода работы и результатов продуктивной деятельности.

- рисовать акварельными красками методом по мокрому фону;

- получать теплые оттенки, смешивая краски;

- проявлять интерес к рисованию акварелью методом по мокрому фону;

- выражать эстетические чувства;

- общаться с воспитателем и сверстниками в процессе хода работы и результатов продуктивной деятельности;

- выполнять работу самостоятельно и аккуратно.

Тип НОД: интегрированный.

Предшествующая работа:

- разучивание стихов об осени;

-наблюдение за листопадом;

- рассматривание осенних листьев;

Деятельность воспитателя

Деятельность дошкольников

Воспитатель читает стихотворение:

- Осень каждый год приходит,

Праздник за руку приводит,

Песенки свои поет.

Танцевать с собой зовет.

Мы все рады этим встречам

«Здравствуй, Осень! – говорим

И сегодня с осенью,

А вы, ребята, хотите встретиться с Осенью?

Воспитатель:

Тогда, давайте отправимся на встречу с Осенью. А пойдем мы к ней вот по этой дорожке из осенних листьев (показывает на дорожку из листьев, вырезанных из цветной бумаги, лежащих на полу).

Нас вперед веди,

Помоги нам Осень поскорей найти.

Дети свободно стоят вокруг воспитателя.

Дети дут по дорожке из листьев в другой конец групповой комнаты. Подходят к мольберту, где находится изображение портрета Осени в окружении осенних листьев.

Образователь-

ная деятель-

Воспитатель:

- Ребята, вот мы и пришли в гости к Осени. Посмотрите, какая она красивая, нарядная. Расскажите, какая она?

- Какие цвета преобладают в ее наряде? Какие краски любит Осень?

- Что про них можно сказать? Это теплые или холодные цвета?

- Почему вы решили, что они теплые?

- Какое настроение вызывают у вас эти цвета?

- Если у вас такое радостное настроение, то я предлагаю почитать для Осени стихи.

Воспитатель:

Воспитатель:

- Ребята, а мы тоже знаем осеннюю игру, давайте покажем ее Осени.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки).

(загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем.

Воспитатель:

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, знаете приметы Осени.

А сейчас Осень приглашает нас в свою художественную мастерскую и предлагает нам раскрасить листочки. Но сначала давайте рассмотрим палитру с осенними красками, которую приготовила нам Осень, вот она какая (показывает палитру).

Воспитатель:

- Какими цветами предлагает нам Осень раскрасить листочки?

- Ребята, здесь на палитре, зеленый цвет, он теплый или холодный? Что вы о нем знаете?

Воспитатель:

- Правильно, зеленый цвет может быть и теплым, и холодным. На палитре Осени только теплые цвета красок и листочки вы должны раскрасить только теплыми цветами.

- А еще Осень дарит нам кусочек синего неба ( показ тонированного синим цветом ватмана). На его фоне ваши листья будут смотреться очень выразительно.

- Я предлагаю вам использовать новую технику рисования акварельными красками. Акварель любит воду, и художники используют прием рисования по мокрому фону. Для этого надо смочить листочек водой, и пока он не высох, нанести цветовые пятна (показ на мольберте).

- А теперь садитесь за столы и приступайте к работе. Вы можете раскрасить несколько листочков разными цветами. Помогут нам рисовать музыка и стихи, которые подобрала Осень специально для вас.

Воспитатель включает музыку, на фоне музыки читает стихи.

Э. Федоровская

Осень на опушке

По листве тихонько

И зарделись клены.

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

- Не жалейте лета!

Листопад (отрывок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и не просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил,

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый.

Воспитатель:

- Ребята, какие красивые листочки у вас получились, и у каждого свой, непохожий на других.

- Посмотрите, у нас получился настоящий листопад. Листочки теплых цветов кружатся на фоне синего, холодного цвета неба. Расположенные рядом холодные и теплые цвета помогают друг другу быть ярче, насыщеннее, выразительнее. Это называется цветовым контрастом.

Дети составляют короткие рассказы об Осени.

ные ответы детей.

2-3 ребенка читают короткие стихи.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Рассматривают палитру, называют цвета, которыми будут рисовать, приходят к выводу, что рисовать надо теплыми цветами красок.

Дети рассказывают, почему зеленый цвет может быть теплым и холодным.

Дети слушают воспитателя и запоминают последователь -

ность выполнения работы.

Садятся за столы, где все приготовлено для рисования и раскрашивают листья.

Автор: Демина Екатерина Александровна

Описание: Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов.

Цель: Познакомить детей с новым природным материалом для творческой деятельности - осенними листьями.

- образовательная. Обобщение знаний о листве различных деревьев (уметь отличать друг от друга, определять принадлежность к дереву)

- развивающая. Развитие творческого мышления и воображения при изготовлении поделок из природного материала.

- воспитательная. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с природным материалом.

- Изготовление листьев из цветного картона. (предварительно опросив каждого ребёнка, лист какого цвета он хочет).

- Оповещение родителей о предстоящем занятии с целью оказания помощи в сборе различных осенних листьев.

(ходим по кругу)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажи - ка наугад!

Ну, конечно. листопад

Листопад, листопад (покачивания рук из стороны в сторону)

Листья желтые летят (вращение вокруг себя)

Листья красные летят (в другую сторону)

Прямо под ноги ребят (опускаем руки к ногам).

Мы листочки, мы листочки (наклоны в стороны)

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели (присели)

Ветер дунул - полетели (дуем, кружимся)

Перестал дуть ветерок

Мы уселись на лужок (присели на корточки).

Приоритетная образовательная область. Художественно - эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей. Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, конструирование из природного материала, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Материал и оборудование.

- осенние листья различных деревьев

- клей ПВА, гуашь, кисти, непроливайки

- листы А4

- полоски картона (длина 45 см, ширина 5 см)

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю Вам сегодня стать маленькими символами осени – маленькими осенними листочками.

Воспитатель. Если Вы согласны, тогда я объявляю сегодняшний день – Днём осенних листочков.

Подул ветер, и разлетелись листочки в разные стороны!

(дети разбегаются)

Сильнее подул ветер, и закружились листочки!

(дети кружатся)

Ещё сильнее подул ветер, и полетели листочки!

(дети бегают)

Стих ветер, и листики приземлились на стульчики.

(дети садятся за столы).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько листиков надул ветер на наши столы. Давайте рассмотрим их.

Воспитатель берёт в руки лист рябины.

Воспитатель. Ребята, от какого дерева этот листик?

Воспитатель. Правильно, этот листик от рябины.

Воспитатель берёт в руки лист берёзы.

Воспитатель. А этот листик, с какого дерева прилетел к нам?

Воспитатель. Правильно, этот листик от берёзы.

Воспитатель берёт в руки лист дуба.

Воспитатель. Ребята, а от какого дерева этот волнистый листик?

Воспитатель. Правильно, этот листик от дуба.

Воспитатель берёт в руки лист тополя.

Воспитатель. А этот маленький листочек от какого дерева?

Воспитатель. Правильно, этот листик от тополя. Молодцы, все листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой. Летом все листики, какого цвета?

Воспитатель. Правильно, летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?

Воспитатель. Правильно, ребята. Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой?

Воспитатель. Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с Вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея. А давайте сделаем необычное фото листочков на память. Согласны?

Воспитатель. Вот как мы это сделаем. Возьмём листочек и выберем гуашь подходящего цвета, т. е. такого цвета, как и наш листочек. Нанесём гуашь на одну сторону листочка и приложим его к листу бумаг, прижмём пальчиками, и вот что у нас получится. Лит оставил свой отпечаток на бумаге.

Во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание.

Воспитатель. Давайте перед работой разомнём наши пальчики.

(массируем каждый пальчик ребенка)

1,2,3,4,5 - будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики дуба, листья осины,

Листики тополя мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

( показываем из ладошек букет: запястья соединили, пальцы растопырены в разные стороны).

Воспитатель. Приступайте к работе и сделайте свои фото – отпечатки листочков. Будьте аккуратны и внимательны.

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель. Какие Вы молодцы, какие яркие фото – отпечатки у Вас получились! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени. Ребята, Вы, наверное, устали?

Воспитатель. Давайте немного поиграем. У каждого из Вас на груди прикреплён листик определённого цвета. Чей листик я называю, тот встаёт и кружится. Будьте внимательны.

Цель: Стимулирование быстроты реакции, внимательности, повышение и поддержание умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ.

Листья кружатся и падают вниз.

Это осенний природный каприз.

Ветер подует и листья взлетят,

В танце закружат осенних ребят.

Закружились листики зелёного цвета,

Закружились листики жёлтого цвета,

Закружились листики красного цвета,

Закружились листики оранжевого цвета,

Закружились листики серого цвета,

Закружились листики красного цвета и т. д.

Воспитатель. А теперь я предлагаю Вам стать не просто осенними листиками, а стать королями и королевами осенних листочков. Согласны?

Воспитатель. А что есть у всех королей и королев, что их отличает от остальных?

Воспитатель. Правильно, корона. И мы с Вами сейчас сделаем свои собственные королевские короны. Посмотрите, у Вас на столах лежат картонные полоски, это будет основанием для наших корон и к нему мы будем приклеивать листочки. Сначала разместите листочки на полоске и посмотрите, какой узор у Вас получается, а потом при помощи кисти нанесите клей на листочек и приклейте его.

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель. Пока наши короны сохнут, скажите, что нового Вы сегодня узнали об осенних листочках?

Воспитатель. Действительно. Листочки можно красить краской, приклеивать на бумагу, скажу Вам по секрету, ещё их можно даже обрезать при помощи ножниц. Как Вы думаете из листочков можно делать поделки, также как и из цветной бумаги?

Воспитатель. На следующем занятии мы обязательно с Вами сделаем поделки из осенних листьев. Наши короны подсохли, пора надевать их и отправляться на бал

Дети надевают короны, воспитатель скрепляет их при помощи степлера, и идут на ковёр. Звучит музыка.

Делаем фото - отпечатки листьев.

Делаем королевские короны из листьев.

Осенние листья Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по центрам активности с детьми 4-5 лет Тема: Осенние листья Средства: букет.

Познакомить детей с признаками времени года (осень).

Закрепить понятия один, два, много.

Закрепить знания основных цветов.

Формировать интерес к аппликации.

В.: — Дети, что нарисовано на картине? Во что одеты дети? Что они делают? Какого цвета листья на деревьях?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель дает лист с изображениями детей и карточки с изображениями зонтиков.

В.: — Вышли дети на прогулку. Вдруг налетела туча. Помогите детям найти свои зонтики.

Дети подбирают картинки по цвету.

В.: — Дети гуляли в саду и собрали красивый букет из листьев (на стол выставляют вазу с листьями). Сколько листочков в вазе?

В.: — Дети, покажите только зеленые листья. А теперь желтые. Теперь покажите только красные.

Дети выполняют задание.

В.: — Возьмите по одному желтому листику.

Дети берут листья.

В.: — Женя, сколько у тебя листьев?

В.: — А ты сколько взял желтых листьев, Олег?

В.: — Дети, поиграем с желтыми листиками?

Воспитатель читает текст, дети выполняют движения.

Листочки, листочки
По ветру летят,
У деток под ножками (Дети маршируют с поднятыми листьями в руках)
Тихо шуршат.

И плавно качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет!

В.: — А теперь, дети, возьмите по одному красному листочку.

Дети берут листья.

В.: — Таня, сколько ты взяла красных листиков?

В.: — А у тебя сколько красных листьев, Кирилл?

В.: — Сколько красных листьев осталось в вазе?

В.: — Поиграем с красными листочками?

Воспитатель читает текст, дети выполняют движения.

Мы по улице идем, (Дети маршируют с поднятыми листьями в руках)
Листья разные несем.
Ветер дунул посильней-
Жёлтый листик улетел. (Отдают желтый листик воспитателю)
Ветер дунул посильней-
Красный листик улетел. (Отдают красный листик воспитателю).

На мольберте стоит закрепленный лист ватмана, с изображенным силуэтом дерева без листьев.

В.: — Дети, подул сильный ветер и наши листочки улетели. Давайте мы возьмем оставшиеся листья из вазы и прикрепим их к дереву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие на данную тематику продолжает знакомство с различными техниками нетрадиционного рисования.

Задачи: Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, печатание ладошкой, ватной палочкой), познакомить с новым видом (оттиск, отпечаток листом с дерева); развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами; развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная и подвижная игра, динамическая пауза.

Листы белой бумаги, кисти, салфетка, клеенка, листья, краски осенних цветов, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев. аудиозапись, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь кисти, стакан с водой, салфетки.

Звуки природы - Шелест листвы.mp3 звучит запись

Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

Воспитатель: - Назовите ее приметы?

Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.

Воспитатель: А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение, писателя М.Иверсена:

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом - эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берем клееночку. Кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает)

Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Дети кружатся, подняв руки вверх, приседают

(Бегут по кругу, машут руками)

-Ребята, вы слышите. Что это за странный шум? (ответы детей)

Ах, что было, что случилось!

Дверь тихонько отворилась

Мы судили, мы рядили

Да и думать бросили:

Кто же нам через порог

Кинул жёлтенький листок-

Письмецо от осени?

Смотрите ребята, в нашу группу тоже пришла посылка от Осени.

А в посылке - красивые листочки.

Каким они цветом? (красные, желтые, оранжевые, золотые)

А как одним словом можно назвать? (разноцветные)

А почему они таким цветом? (осень наступила)

А с каких деревьев листья? (березы, дуба, рябины, клена….)

А где растут деревья? (сад, лес, парк, сквер)

Я буду произносить название дерева с которого упал лист и кидать мяч, а вы отвечайте как называется этот лист, например (Лист с дуба - …дубовый! И т.д…)

-Ну, что приступим?! Но для начала разомнем пальчики…

Раз, два, три, четыре, пять будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают большой палец)

Листья рябины (загибают указательный палец)

Листики тополя (загибают средний палец)

Листья осины (загибают безымянный палец)

Листики дуба (загибают мизинец)

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

Ребята, давайте разобьемся на группы, посмотрите на свой листик, вспомните с какого оно дерева, как выглядит ствол этого дерева и подойдите к панно, где по вашему мнению должен висеть ваш листик (затрудняющимся, задать наводящие вопросы)

Дети выполняют отпечатки осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)

Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Читайте также: