Конспект неживая природа почва

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Полнякова Татьяна Юрьевна

Организация: МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М.Языкова

Населенный пункт: р.п.Языково

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.

Метапредметные УУД:

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: раздаточный материал для групп;
  • сигнальные карточки;

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: у учителя карточки со словами, у учеников карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.

Ребята, улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка, как солнышко всегда дарит человеку только хорошее настроение. А значит, у нас всё поучится.

2.Целеполагание .

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг ….ПРИРОДА

Тема нашего урока так и называется неживая и живая природа.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? О чем бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?

Узнать, что относится к живой и неживой природе?

Научиться различать объекты живой и неживой природы.

А ещё мы будем учиться находить связи между живой и неживой природой.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.

Ребята, что такое природа? (это то, что окружает нас вокруг, но не создано руками человека.)

облако, космический корабль, трава, воробей

Почему? (корабль сделан руками человека)

Стол, стул, парта, дерево, машина

(Дерево создано природой)

Камень, солнце, дом, вода, воздух.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

Молодцы, справились с заданием.

4. Изучение нового материала.

Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.

С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

  1. Работа с иллюстрациями учебника стр. 33 (в паре)

Я предлагаю поработать в паре и рассмотреть фотографии, которые сделали наши друзья из учебника окружающий мир Серёжа и Надя на стр. 32-33 . На какие две группы можно разделить объекты природы , изображенные на них ? (по признакам живое и неживое)

Что вы относите к группе ЖИВОЕ? (Медведь, бабочка, дерево)

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе? ( Они рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Скажите, а растения дышат? .(Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим нам для дыхания. Чем больше растений вокруг, тем лучше нам дышится.)А что мы можем сделать для того. чтобы в классе воздух был чистым?

А вот движение, это не признак живой природы

А какие объекты Вы отнесли к неживой природе? (солнце, камень, сосульки, облака)

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к неживой природе? (они созданы природой, но не дышат, не питаются, не размножаются. не умирают)

Ребята, мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Неживая природа и живая природа.

Давайте прочитаем об этом на стр. 33.

3)Составление схемы из опорных слов

Предлагаю составить на доске схему из опорных слов. (Дети работают у доски)

-Что же мы относим к объектам неживой природы.(Солнце. звёзды, вода , воздух, камни)

-Что вы относите к объектам живой природы?(человек, растения. животные , грибы).(ученики работают у доски)

Каковы же главные признаки отличия живых организмов о неживых тел? (питание. рост, дыхание. размножение)

5.Физминутка

Игра на внимание. Я называю слово, если оно называет объект живой природы, то вы прыгаете, если и если слово обозначает объект неживой природы, то вы поднимаете руки высоко.

Ученик. Солнце, кошка, горы, льдина, кенгуру, облако, ветер, цветок, дождь, щука.

6.Практическая работа. Работа по учебнику.

Молодцы ребята, отдохнули и правильно определили объекты неживой и живой природы.

А Как вы думаете , связаны ли между собой объекты живой и неживой природы?

Я предлагаю поработать с учебником на стр. 34.Прочитаем задание. Рассмотрите иллюстрации и дайте обоснованный ответ

Как ответим на вопрос: Может ли существовать живая природа без неживой?

Правильно, в природе всё связано друг с другом.

Рассмотрите схему на странице 35.

Что обозначают стрелки на этой схеме?

( Обозначают связи между неживой и живой природой. )

Вспомните, что необходимо человеку, растениям и животным для жизни?(солнце. воздух, вода)

Живые существа не могут жить без неживой природы.

Солнце -источник света и тепла для всего живого на земле, также всем живым существам нужен воздух, чтобы дышать, нужна вода, чтобы питаться.

– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст под схемой.

Между собой связаны предметы неживой и живой природы. Живые существа также влияют на жизнь друг друга.

-Ребята, а как вы думаете, а неживая природа может обойтись без живой природы? (может)

Так как же должен поступать человек, чтобы сохранить жизнь на земле? (сохранять и неживую природу. Не загрязнять воздух, не загрязнять реки, экономно использовать природные богатства, чтобы после нас жизнь на земле продолжалась и для других живых организмов.)

7. Закрепление учебного материала.

Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать групповую работу; организовать взаимопроверку.

А сейчас вы поработаете в группах и выполните задание . Но помним о правилах работы в группах.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Карточка 1.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Карточка 2.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Карточка 3.

Что относится к живой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

(Проверить правильность выполненной работы)

Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.

– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы?

(Они рождаются, растут ,дышат, питаются ,размножаются , умирают)

8. Систематизация знаний.

Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку;

Наступило время проверить свои знания. Работаем по вариантам на листочках.

1 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты живой природы

2 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты неживой природы.

Ель, льдина, кактус, почва, комар, глина, ландыш, сосульки, заяц, горы

9.Домашнее задание.

Молодцы, наш урок подходит к концу. Дома вы работаете с учебником стр. 32-35и рисуете три объекта живой или неживой природы на ваш выбор.

7. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? Мы достигли поставленных целей? Благодаря чему? (дружной работе)

Поднимите руку те, кто испытывал затруднения в работе. В чём испытывали затруднения?

Оцените свою работу. Кто может похвалить себя за работу и за что?(ответы детей)

А с каким настроением вы завершаете урок. Кто выберет солнышко. А кто тучку.

Мне было очень приятно с вами работать.

Проверка домашнего задания Горные породы Минералы БОКСИТЫ СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА МЕДНЫЙ КОЛЧЕДАН МЕДЬ ГРАНИТ ПОЛЕВОЙ ШПАТ, СЛЮДА , КВАРЦ КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК КВАРЦ ИЗВЕСТНЯК КАЛЬЦИТ -------- ЗОЛОТО -------- АЛМАЗ -------- СЕРЕБРО

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, железные руды, графит Нефть, минераль-ная вода Природ-ный газ

п риродный газ нефть торф каменный уголь Основное свойство - горючесть

Гвозди делают из железа, поэтому они очень прочные. Крыло самолёта и внутренняя блестящая обёртка шоколадки имеют сходный состав.

Не все горные породы являются полезными ископаемыми. Полезные ископаемые бывают не только твёрдые. Чтобы руды стали полезными их надо очистить от примесей.

Полезные ископаемые Горючие Руды Строительные

Полезные ископаемые Горючие Руды Строительные Природный газ Железная руда Каменный уголь Нефть Торф

Дополни предложения (или выскажи своё мнение) Мне работать на уроке было… Мне не понравилось, потому что… Я узнал(а)…

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Почва как единство живой и неживой природы

Почва – это верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 50 см и больш е.

1. Почва образуется при разрушении горных пород. 2. Бог своим всемогуществом сотворил землю и всё, что растёт на ней.

Почему на крыше дома, покрытой черепицей(это глина), вырос кустик?

Основа образования почвы – это горные породы. Солнце, вода, воздух (ветер), живые организмы способствуют их разрушению.

Неживая природа Живая природа Песок, глина, камешки, вода, воздух Корни растений, бактерии, животные Почва – часть природы

Название живого организма Какую пользу приносит почве Чем питается крот перемешивает сгнившие остатки растений с песком и глиной прокладывает в почве ходы для воздуха и воды измельчает остатки растений червями, личинка-ми дождевой червь остатками растений медведка корнями растений, корнепло-дами личинки насекомых корнями растений бактерии превращают остатки растений и останки животных в перегной Соедините название живого организма с его действиями

Название живого организма Какую пользу приносит почве Чем питается крот перемешивает сгнившие остатки растений с песком и глиной прокладывает в почве ходы для воздуха и воды измельчает остатки растений червями, личинка-ми дождевой червь остатками растений медведка корнями растений, корнепло-дами личинки насекомых корнями растений бактерии превращают остатки растений и останки животных в перегной

Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет и почвы. Нет живых организмов – не будет и почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.

Дополни предложения (или выскажи своё мнение) Мне работать на уроке было… Мне не понравилось, потому что… Я узнал(а)…

Предварительный просмотр:

Перспективная начальная школа. 3класс.

Урок окружающего мира.

Технологическая карта урока окружающего мира 3-В класса

Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.

-Познавательные. Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию, осуществлять смысловое чтение, выполнять логические операции ( подведение под понятие, классификация)

-Регулятивные. Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение вносить коррективы при оценке утверждений

-коммуникативные. Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения

3. Предметные. Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы, презентация по теме урока.

- К чьему мнению присоединяешься ты? Проверь себя по оглавлению учебника.

- Прочитайте тему первого занятия.

- Сформулируйте общую цель урока, опираясь на тему (на доске: узнаем, уточним, проверим).

- Поставьте свои личные цели, проговорите их друг другу, в конце урока вернемся к ним.

2. Изучение нового материала.

а) Понятие почва через наблюдение.

- На огороде вы будите работать в перчатках, а теперь разрыхлите палочкой выданную вам почву. Рассмотрите под лупой внешний вид. Расскажите соседу, если что-нибудь заметите интересное.

- Это однородная масса или в ней вам что-то показалось знакомым. (Остатки растений, крылышки насекомых и др.)

- Назовите синоним к слову почва (грунт, земля)

- Дадим понятие, что такое почва (высказывания детей)

- Слайд. Почва это верхний плодородный слой земли.

- Назовите корень в слове плодородный, от каких слов образовалось это сложное слово.

– О том, как образуется почва, мнение Миши и Маши противоречивы.

Слайд. Почва образуется при разрушении горных пород.

Давным-давно бог своим всемогуществом сотворил землю и всё, что растет на ней. Обсуди с соседом по парте, кому принадлежит первое утверждение, а кому второе. (Первое утверждение Маши, так как мы изучаем горные породы.)

- Проверим Машино утверждение. Обсудите в паре, как Солнце влияет на разрушение горных пород (обсуждают, одну пару проверяем).

- Сидящие на первом варианте докажите, что вода тоже помогает разрушать горные породы, а сосед вам докажет, что и ветер влияет на разрушение горных пород (обсуждают).

- Объедините свои рассказы в один ответ (слушаем одну пару).

- Песок и глина это горные породы, пока еще не почва. На чистом песке и глине, на любом камне растения не растут. Вот на заседании клуба Миша и спросил (слайд): почему же тогда на крыше дома, покрытой черепицей (а это глина) вырос кустик. Сделайте своё предположение. Поделитесь мнением с соседом.

- Проверим свои предположения, прочитав первый пункт текста страница 31-32 (читают, отвечают).

- Что удивило вас в этой части текста? (Образование почвы длительный процесс). Маша сделал следующие выводы по первому пункту (слайд) основы образования почвы – это горные породы нашей планеты. Солнце, вода, воздух (ветер), живые организмы способствуют их разрушению.

в) Почва часть природы.

- Маша по теме урока составила часть таблицы.

Песок, глина, камешки, вода, воздух

Корни растений, бактерии, животные.

- Сверьте с соседом по парте, если мнения не совпали докажите свою точку зрения (слайд всей таблицы).

- Что Маша положила в основу классификации? (Признаки живой и неживой природы).

- В почве воедино связана живая и неживая природа. Посмотрите страницу 33, найдите иллюстрацию. Рассмотрите с помощью лупы представителей живой природы.

- Кого узнали? Подумайте, для кого почва является домом, а кого можно назвать гостем.

г) Роль животных в образовании почвы.

Выясним, какую роль играют животные в образовании почвы. Будем работать в паре, заполним таблицу, (слайд) надо внимательно изучить первый и третий столбцы таблицы (выполняют)

- Проверим, как Маша заполнила таблицу. Как вы думайте, как она рассуждала, как узнала, то крот прокладывает ходы (доказывают)

- Расскажите про дождевого червя и других животных, используя таблицу.

- Между растениями почвы существуют пищевая зависимость, поэтому можно составит цепи питания. Чтобы крот не голодал (он съедает за день столько, сколько сам весит), кто должен быть в земле.

- Чтобы черви, личинки не голодали, что должно быть в почве?

- Какие цепи питания можно составит по таблице? (составляют, проверяем)

Слайд. Миша по теме занятия сделал следующие выводы, прочитайте их. Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет почвы. Нет живых организмов – не будет почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.

- У кого есть иные мнения, дополнения. (Миша не назвал еще один компонент природы солнце, оно участвует в разрушении горных пород, значит и помогает образованию почвы.

- Ребята, а кто же все-таки погрыз морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны?

4. Домашнее задание. Упр. 11, 12, 13 в тетради. Загляните в хрестоматию на странице 89 (по желанию) кому захочется узнать про крота побольше, прочитайте, на следующем уроке поделитесь своими открытиями с остальными.

5. Рефлексия. Слайд.

- Мне сегодня на уроке было приятно работать с вами, а как вы оцените себя, дополните предложения или выскажите своё мнение, вернувшись к своим целям.

Технологическая карта урока окружающего мира 3-В класса

Конспект данного урока

Взаимопроверка таблицы, заполненной дома (сверьте таблицы с соседом по парте Если есть расхождения, докажите кратко свою точку зрения, можно пользоваться учебником)

- Посмотрите, как заполнила таблицу Маша, нет ли у неё ошибок? (слайд)

2. Тема урока. Целеполагание. Мотивация.

В этой таблице даны горные породы и минералы, из которых они состоят, а так же самородные минералы. Всё это человек использует для своих нужд, и как называет? (полезные ископаемые) (Слайд)

-Это и будет темой урока. Посмотрите на парты, на страницы учебника, попытайтесь поставить цель урока.

3. Изучение нового материала

-Кто занимается поиском полезных ископаемых?

-Как вы думаете, интересная эта профессия?

- Все полезные ископаемые, в зависимости от их свойств, человек использует в разных целях. На красной подставке у вас даны образцы №1 (каменный уголь), №2 торф. Почему я их поместила в одну группу? (твердые, осадочные, образовались из растений)

-Если у них общее в том, как человек их использует (ответы из личного опыта)

Рассмотрите их под лупой, сравните по внешнему виду(работаем в парах)

-А чем отопляют нашу школу? (природным газом, его тоже надо отнести к первой группе – горючие полезные ископаемые)

Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолёты. По железным дорогам мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Знаете ли вы, какое полезное ископаемое помогает привести в движение все эти машины? (Нефть, то, что получено из нефти- топливо для транспорта)

-Нефть тоже есть на наших партах, она в специальной химической посуде. Незнакомые предметы нюхают (показ) так, чтобы не повредить слизистою оболочку носа. Можно открыть, понюхать, взять кисточку, нанести капельку на лист, чтоб посмотреть цвет. (После работы сразу же убираем листы в пакет)

-Миша считает, что нефть надо отнести к 1 группе . Кто с ним согласен, поставьте нефть на красную подставку. Почему?(при сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь)

г) Работа с образцами железной руды

Среди горных пород есть руды. Вот известняк (мел), это точно не руда. А вот у меня магнит, я им подцеплю один из камушков. Догадались, почему он магнититься? Теперь, может кто и скажет, что называют рудами?

-Посмотрите таблицу, которую вы заполняли дома. Назовите руды. Вот если я раздолблю на мелкие кусочки руду, найду там металлы? А как их из руды получить металлы? (её надо расплавить в доменных печах)

Слайд. Миша утверждает (читают слайд):

Гвозди делают из железа, поэтому они очень прочные. Крыло самолёта и внутренняя блестящая обёртка шоколадки имеют сходный состав.

-Поделись с соседом по парте своим предположением, прав ли Миша? Проверим предположения Миши, прочитав стр. 18, 19 учебника.(читают)

-Обсуди с соседом по парте, прав ли Миша? (отвечают)

Сплавы помогают сделать изделия с нужными свойствами. Стр. 18 , иллюстрация. Как же все изображенные здесь предметы связаны с железной рудой?

Итоги урока. Миша по теме урока сделал следующие выводы(слайд): Не всякая горная порода является полезным ископаемым. Полезные ископаемые бывают не только твёрдые. Чтобы руды стали полезными их надо очистить от примесей.(самородные материалы, действительно, очищают от примесей, руды же измельчают и плавят)

5.Педрефлексия. Слайд. Все ли столбцы данной таблицы мы сможем заполнить? Заполните только то, что мы сегодня изучили, пользуйтесь условными обозначениями или записывайте словами. (Проверка)

- Сегодня на уроке вы работали __________, особенно активно работал_______________,

Ему поставим оценку ________________

А как вы оцените себя? Дополните предложения или выскажите свою точку зрения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перспективная начальная школа. 3 класс.

Урок окружающего мира.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класса

Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.

-Познавательные. Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию, осуществлять смысловое чтение, выполнять логические операции ( подведение под понятие, классификация)

-Регулятивные. Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение вносить коррективы при оценке утверждений

-коммуникативные. Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения

3. Предметные. Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы, презентация по теме урока.

Оргмомент. Тема. Целеполагание. Мотивация.

- К чьему мнению присоединяешься ты? Проверь себя по оглавлению учебника.

- Прочитайте тему первого занятия.

- Сформулируйте общую цель урока, опираясь на тему (на доске: узнаем, уточним, проверим).

- Поставьте свои личные цели, проговорите их друг другу, в конце урока вернемся к ним.

2. Изучение нового материала.

а) Понятие почва через наблюдение.

- На огороде вы будите работать в перчатках, а теперь разрыхлите палочкой выданную вам почву. Рассмотрите под лупой внешний вид. Расскажите соседу, если что-нибудь заметите интересное.

- Это однородная масса или в ней вам что-то показалось знакомым. (Остатки растений, крылышки насекомых и др.)

- Назовите синоним к слову почва (грунт, земля)

- Дадим понятие, что такое почва (высказывания детей)

- Слайд. Почва это верхний плодородный слой земли.

- Назовите корень в слове плодородный, от каких слов образовалось это сложное слово.

– О том, как образуется почва, мнение Миши и Маши противоречивы.

Слайд. Почва образуется при разрушении горных пород.

Давным-давно бог своим всемогуществом сотворил землю и всё, что растет на ней. Обсуди с соседом по парте, кому принадлежит первое утверждение, а кому второе. (Первое утверждение Маши, так как мы изучаем горные породы.)

- Проверим Машино утверждение. Обсудите в паре, как Солнце влияет на разрушение горных пород (обсуждают, одну пару проверяем).

- Сидящие на первом варианте докажите, что вода тоже помогает разрушать горные породы, а сосед вам докажет, что и ветер влияет на разрушение горных пород (обсуждают).

- Объедините свои рассказы в один ответ (слушаем одну пару).

- Песок и глина это горные породы, пока еще не почва. На чистом песке и глине, на любом камне растения не растут. Вот на заседании клуба Миша и спросил (слайд): почему же тогда на крыше дома, покрытой черепицей (а это глина) вырос кустик. Сделайте своё предположение. Поделитесь мнением с соседом.

- Проверим свои предположения, прочитав первый пункт текста страница 31-32 (читают, отвечают).

- Что удивило вас в этой части текста? (Образование почвы длительный процесс). Маша сделал следующие выводы по первому пункту (слайд) основы образования почвы – это горные породы нашей планеты. Солнце, вода, воздух (ветер), живые организмы способствуют их разрушению.

в) Почва часть природы.

- Маша по теме урока составила часть таблицы.

- Сверьте с соседом по парте, если мнения не совпали докажите свою точку зрения (слайд всей таблицы).

- Что Маша положила в основу классификации? (Признаки живой и неживой природы).

- В почве воедино связана живая и неживая природа. Посмотрите страницу 33, найдите иллюстрацию. Рассмотрите с помощью лупы представителей живой природы.

- Кого узнали? Подумайте, для кого почва является домом, а кого можно назвать гостем.

г) Роль животных в образовании почвы.

Выясним, какую роль играют животные в образовании почвы. Будем работать в паре, заполним таблицу, (слайд) надо внимательно изучить первый и третий столбцы таблицы (выполняют)

- Проверим, как Маша заполнила таблицу. Как вы думайте, как она рассуждала, как узнала, то крот прокладывает ходы (доказывают)

- Расскажите про дождевого червя и других животных, используя таблицу.

- Между растениями почвы существуют пищевая зависимость, поэтому можно составит цепи питания. Чтобы крот не голодал (он съедает за день столько, сколько сам весит), кто должен быть в земле.

- Чтобы черви, личинки не голодали, что должно быть в почве?

- Какие цепи питания можно составит по таблице? (составляют, проверяем)

Миша по теме занятия сделал следующие выводы, прочитайте их. Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет почвы. Нет живых организмов – не будет почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.

- У кого есть иные мнения, дополнения. (Миша не назвал еще один компонент природы солнце, оно участвует в разрушении горных пород, значит и помогает образованию почвы.

- Ребята, а кто же все-таки погрыз морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны?

4. Домашнее задание. Упр. 11, 12, 13 в тетради. Загляните в хрестоматию на странице 89 (по желанию) кому захочется узнать про крота побольше, прочитайте, на следующем уроке поделитесь своими открытиями с остальными.

5. Рефлексия. Слайд.

- Мне сегодня на уроке было приятно работать с вами, а как вы оцените себя, дополните предложения или выскажите своё мнение, вернувшись к своим целям.

Презентация на тему: " Урок по теме: ПОЧВА. Состав почвы и её значение для живой и неживой природы." — Транскрипт:

1 Урок по теме: ПОЧВА. Состав почвы и её значение для живой и неживой природы

2 Долгожданный дан звонок - Начинаем наш урок ! Мы - умные, Мы - дружные, Мы - внимательные, Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

3 Природоведческий диктант Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

4 Проверка торф железная руда каменный уголь известняк нефть глина

5 ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

6 ПОЧВА Почва – это верхний плодородный слой земли

7 Плодородие - - это основное свойство почвы.

8 ОПЫТ 1 ВЫВОД: воздух. в почве есть воздух.

9 ОПЫТ 2 ВЫВОД: вода. в почве есть вода. стекло

10 ОПЫТ 3 ВЫВОД: ПЕРЕГНОЙ. в почве есть ПЕРЕГНОЙ.

11 ОПЫТ 4 ВЫВОД: песок и глина. в почве есть песок и глина. ГЛИНА песок

12 песчанаячернозёмная глинистая Виды почвы:

13 ОПЫТ 5 ВЫВОД: минеральные соли. в почве есть минеральные соли.

15 ПИТАЮТСЯ ПЬЮТ ДЫШАТ

16 ПИТАЮТСЯ ПЬЮТ КИСЛОРОД

17 МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ ПЬЮТ КИСЛОРОД

20 овраг Пыльная буря

21 Технологические катастрофы пустыня

23 Докучаев Василий Васильевич ПОЧВОВЕДЕНИЕ ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич ( ) - российский естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде "Русский чернозём" (1883) заложил основы почвоведения.

Похожие презентации

Урок по теме: ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА. ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА? ПОЧВА Почва – это верхний плодородный слой земли.

Урок по теме: ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА. ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА? ПОЧВА Почва – это верхний плодородный слой земли.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, КАМНИ И МИНЕРАЛЫ. Горные породы, которые образуют земную кору, непрерывно движутся и изменяются. В ходе этих изменений образуются разные.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, КАМНИ И МИНЕРАЛЫ. Горные породы, которые образуют земную кору, непрерывно движутся и изменяются. В ходе этих изменений образуются разные.

Добрый день, мои дорогие !. Угадай ? Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная,

Добрый день, мои дорогие !. Угадай ? Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная,

Долгожданный дан звонок - Начинаем наш урок ! А чтоб он пошел вам впрок, Постарайтесь все понять. Учимся мы думать и рассуждать. Будем мы старательными.

Долгожданный дан звонок - Начинаем наш урок ! А чтоб он пошел вам впрок, Постарайтесь все понять. Учимся мы думать и рассуждать. Будем мы старательными.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Путешествие в кладовые Земли.. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. М. Пришвин.

Путешествие в кладовые Земли.. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. М. Пришвин.

Полезные ископаемые Горючие Строительные Руды нефть, торф каменный уголь природный газ песок, Глина железная руда алюминиевые руды.

Полезные ископаемые Горючие Строительные Руды нефть, торф каменный уголь природный газ песок, Глина железная руда алюминиевые руды.

Тема урока: Запись в тетрадь Появление почвы. Практическая работа.

Тема урока: Запись в тетрадь Появление почвы. Практическая работа.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3-а класс Павлова Анна Анатольевна.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3-а класс Павлова Анна Анатольевна.

Полезные ископаемые (с) Кабанова Екатерина Робертовна учитель начальных классов ГОУ СОШ 156 2007.

Полезные ископаемые (с) Кабанова Екатерина Робертовна учитель начальных классов ГОУ СОШ 156 2007.

Подбираем похожую презентацию.


Долгожданный дан звонок - Начинаем наш урок ! А чтоб он пошел вам впрок, Постарайтесь все понять. Учимся мы думать и рассуждать. Будем мы старательными.

Читайте также: