Лермонтов русалка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Данная презентация содержит дыхательные упражнения в начале урока, словарную работу, зрительную физминутку, иллюстрации, план стихотворения.

ВложениеРазмер
lermontov_morskaya_tsarevna_9_kl.pptx 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М.Ю.Лермонтов. Морская царевна.

Объясним смысл выражений: Ушами прядет – насторожив уши, подергивать туда и сюда, от испуга, робости, нетерпения. Лихие друзья – молодецкие, бойкие, проворные, удалые, смелые.

Задание 1. Ответьте на вопросы. Как вы думаете, кого увидел в море царевич? Почему вы так решили? Что произошло с Морской царевной? Как вы оцениваете поступок царевича?

Для чего царевич вытащил Морскую царевну на берег? Начните так: Царевич вытащил Морскую царевну на берег, для того чтобы…. Выберите правильный вариант ответа: -жениться на ней; -убить её; -похвалиться перед друзьями;

Задание 3. Какое чувство испытывал царевич после происшедшего? а) сожалел; б) был рад; в) остался равнодушен; г) испытал разочарование.

Задание 4. Объясните данные слова словами современного литературного языка. Чело – Очи – Слова для справок: щека, рука, палец, лоб, уши, нос, глаза, ноги.

Физкультминутка для глаз.

Задание 6. Выберите выражение, характеризующее главную мысль баллады: а) протест против хвастовства; б) протест против равнодушия; в) протест против жестокости.

ПЛАН стихотворения. Восторг царевича, увидевшего красавицу-русалку. Желание царевича похвастаться перед друзьями. Его разочарование и жалость после гибели царевны.

Выберите выражения, характеризующие главную мысль стихотворений: Протест против хвастовства Протест против равнодушия Протест против жестокости

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку немецкого языка в 6 классе "Моя школа"
Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча.


Конспект и презентация к уроку письма в 3 кл специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект интегрированного урока- путешествия по письму и развитию речи, предназначен для учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока "Правописание слов с глухими и звонкими соглас.


Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"

Презентация подготовлена к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Презентация открытого урока сбо в 7 кл специальной (коррекционной) школы по теме: "Использование различных видов первой медицинской помощи при несчастных случаях"

Учить оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.


Презентация к уроку "Science and technology" для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка (учебник English VIII О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)

- комплексное применение знаний учащихся; - работа с интеррактивной доской; - обобщение лексико-грамматических навыков по теме "Наука и техника"; - развитие языковой компетенции, .

Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Окончания имён существительных 3 склонения в Р.Д.П.падежах ед. числа.

Урок объяснения нового материала. Цель: познакомить учащихся с окончаниями имён существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Галямова Оксана Евгеньевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ (конспект), раздаточный материал, презентация, видеоролик.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

представляется только текстовый документ

Цель: формирование умения смыслового чтения.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

(Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС)

Раздаточный материал (таблицу, текст, домашнее задание взять из конспекта)

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1)Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика.- М.: Неолит,2017.-368с.

Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала)

Урок литературного внеклассного чтения 6 класс

Цель: формирование умения смыслового чтения.

Дидактическая цель : изучение нового материала

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Технология: диалог с автором (смысловое чтение), стратегия – комментированное чтение.

Формы работы : коллективная, индивидуальная, групповая.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные:

Познавательные УУД : Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

1) определять главную тему, общую цель текста;

2) находить требуемую информацию;

3) выделять не только главную, но и избыточную информацию, замечать детали;

4) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

5) понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения слушать и понимать других;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формирование умений:

1) высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формирование умений:

1 ) мотивации к чтению, обучению и целенаправленной познавательной

2 ) выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

3) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Предметные:

1) расширяют представление о Лермонтове; 2) обучаются основам анализа лирического произведения; 3) создают свой текст.

Основные понятия: фантазия, образ, строфа

Межпредметные связи: ИЗО

Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Рада проводить урок литературы сегодня вместе с вами. И мы начинаем. Внимание на экран.

Как вы думаете, как связана данная иллюстрация с темой урока? А вот эта?

(Речь пойдет о русалке)

Прочитайте оба фрагмента.

- Ребята, а в каких еще произведениях встречается этот образ? (Пушкин, Андерсен, Гоголь)

Что нужно писателю, чтобы создавать такие произведения? (Талант, воображение, фантазия)

Что такое фантазия? (нечто нереальное, образ, яркое, красота, способность мысленно представлять, импровизация)

У всех ли людей есть фантазия? (Не у всех)

А как развить? (С помощью чтения, игры, музыки, путешествий, а также специальных приемов)

Сформулируйте цель нашего урока : с помощью стихотворения Лермонтова мы будем развивать нашу фантазию.

Что для этого нужно? (Прочитать стихотворение, объяснить все смысловые части, понять, представить, вообразить)

Вы дома читали стихотворение? Давайте проверим, насколько внимательно был прочитан текст.

- Сколько миров в этом стихотворении?

- О чем пела русалка?

- Какого цвета была река – голубого или синего?

- А витязь был с длинными волосами или стриженый?

- А подушка, на которой он спал, какого цвета?

(Возможное затруднение в ответах)

- Тогда настало время послушать стихотворение (аудиозапись)

- В этом произведении встретились непонятные слова (на экране). Как они называются? (устаревшие) Ученики объясняют слова.

- Обратимся к тексту, читаем построфно.

Как передано движение?

Громко или тихо поет русалка?

Кто ее слышит? А вы ее слышите?

Определять главную тему текста

И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города;

Что есть в подводном мире у русалки?

Чем подчеркивается его богатство?

Что говорит о том, что она- его хозяйка?

Выделять не только главную, но и избыточную информацию.

И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников,
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны..

Витязь утонул, волна его погрузила на дно. Он из мира людей. Русалка позаботилась о витязе, она его голову положила на подушку.

Интерпретировать текст (обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов)

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы, в полуденный час,
Целовали красавца не раз.

У русалки есть подруги.

Находить в тексте требуемую информацию.

Почему витязь не дышит?

Какой вопрос скрыт здесь?

Как изменилась интонация?

Интонация была нежной, а здесь сменилась обидой и разочарованием.

Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной тоской;
И шумно катясь, колебала река

Отраженные в ней облака.

Почему поет русалка?

Почему река изменила цвет?

Ей тоскливо. Русалки всегда поют. Она одинока. Из подводного мира снова идет в мир земной и ищет свое счастье. Изменение цвета – изменение настроения.

Интерпретировать текст (выводить заключение о намерении автора)

- Итак, о чем же поет русалка? Ответить на этот вопрос теперь вы можете более полно. (Русалка в своей песне рассказывает о своем мире, которым гордится. Там лежит витязь, и ей непонятно, почему же он не отвечает на лобзанья русалки. Она не понимает, что люди не могут жить под водой, и это еще больше отделяет ее от земного мира).

- Опишите лермонтовскую русалку ( Она тонкая, хрупкая, гибкая; с длинными светлыми волосами, тело серебристое, в чешуе, вместо ног – рыбий хвост).

- Как видим, внешне она практически не отличается от общеизвестного типа этой мифологической героини.

- Как меняется ее настроение на протяжении стихотворения? (Сначала голос ее сильный и уверенный, даже горделивый, ведь она хозяйка подводного мира. Затем ее песня наполняется любовью и нежностью. И в конце настроение становится разочарованным, это интонация недоумения и обиды. В последней строфе сказано, что героиню одолевает тоска).

- Сравните первую и последнюю строфы (опять возникает образ реки и неба, только в последней строфе облака). Такую композицию- построение стихотворения – называют кольцевой. Как вы думаете, почему именно так завершается произведение? О чем говорит кольцевая композиция? (о том, что, возможно, ничего не изменится в жизни героини, она не достигла своей цели).

- Сочувствуете ли вы русалке?

- Согласны ли вы с тем, что все русалки поют именно от тоски? (Русалки всегда поют, это их сущность, и своим пением они выражают тоску и одиночество. Они поют о своих возлюбленных, с которыми не могут быть вместе, потому что они из разных миров. О недостижимости счастья. О красоте подводного мира, куда русалки увлекают возлюбленных. Но мир наземный в стихотворении Лермонтова не менее красив).

- Что все-таки волнует поэта в русалках? Почему он обращается к этому образу? (Русалки привлекают своей загадочностью, красотой и двуликостью: они опасны и беззащитны, способны жертвовать собой и коварны).

- Значит, теперь вы можете сказать, в чем особенность взгляда на мир Лермонтова? (Поэт был загадочным человеком, с двойственной натурой. Несомненно, талантливым, гениальным человеком).

Творческое задание (работа в группах): Придумайте и запишите свой сюжет о русалке (или синквейн, или монолог героини). Зачитывание и обсуждение.

Домашнее задание: 1 или 2 (на выбор)

1) С помощью своей фантазии дорисуйте изображение русалки в соответствии с вашим представлением, чтобы она отличалась от известного.

2)Провести лингвистический эксперимент: а как бы вы дополнили следующие строки?

Будто … посева
Поднялись утесы над…….
Здесь ты,…….. дева
Стережешь……..покой.
Расплетая ……… косы,
Ты чаруешь пением……..
Налетают прямо на …….
Лодки……..мужчин.
……….жертв пучина моря ждет…
Где же тот, который снимет чары
И тебя с утеса уведет!?

3) Прочит. статью учебника с пометками о Ф.Тютчеве.

Подведение итогов: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Сегодня я научился…, Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо… Перечисление своих действий: читали и изучали…

1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным


Больше всего мифов у разных народов существует именно о русалках. Так их называют в русских мифах и сказках, у европейских народов – озерные девы.

Но порой встречали на берегу озер в полночь и уродливых, косматых старых баб, похожих больше на ведьм, но они были еще и горбаты. Ходили они в лохмотьях с клюкой в руках. Всегда их можно отличить от живых людей – у них черты потусторонней нечисти – холодные руки, распущенные волоса (это не допускалось у живых женщин и девушек).

На земле они появлялись на Троицу или на Русальной неделе, когда зацветала рожь. В это время их можно было увидеть в разных местах: в поле, у воды, на деревьях, на мосту, на кладбище, на перекрестках дорог. Они могли появиться и в домах, где прежде жили, а там прятались от посторонних глаз за печью или в углах. Они неожиданно являлись из иного мира и после отведенного им срока уходили туда, откуда пришли.

Вода и деревья, где обитали русалки, считались местом перехода из мира живых в мир мертвых, потому именно там они и появлялись. По всем поверьям весной оживали не только растения, но и души умерших.

Иногда верили, что такие встречи оборачиваются для людей болезнью. У человека трескается голова, и перекашивается лицо. Люди верили в то, что особенно сильны русалки, как и вся нечисть, по ночам, до первых петухов. От них оберегает крест, молитва, магический круг. Боятся они и растений – особенно полыни, крапивы, чеснока.

По всем поверьям у славян русалки ненавидят женщин. Они заставляют их раздеться и голыми отправляют из леса назад, но всячески прельщают мужчин. Никто из них не устоит против такой красоты. При первом взгляде они влюбляются и остаются зачарованными. Если русалка окликает по имени, то нужно хранить молчание: не зная имени, она не может причинить вреда.

Стариков и старух русалки не любят и прячутся от них. Они могут слышать только голоса русалок и видеть, как колеблются ветви под ними.

Таинственный, мистический мир, который с самого начала окружает М. Ю. Лермонтова не мог не отразиться в его стихотворениях. И конечно, одной из первых тут появилась Русалка.

Она появляется на реке, в полночь, как и положено в мифах, играет и плещется в волнах. Это уже более традиционное, сказочное существо, потому что славянские русалки обитали в лесу, сидели на поваленных деревьях, есть здесь и еще одно новое явление – русалка поет. Хотя в славянской традиции никаких звуков они не произносили, только водили хороводы

М. Ю. Лермонтов РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака.

И пела русалка, и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

Русалка в данном случае больше похожа на греческую сирену, ведь это их песни сводили с ума путников. Но она рассказывает герою о том, как прекрасно на морском дне, и какая там тишина и покой. Но там же есть и витязь. утопленник, которого она стережет и охраняет сон

И пела русалка: « На дне у меня

Играет мерцание дня.

Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города.

И там, на подушке из ярких песков

Под сенью густых тростников

Спит витязь – добыча ревнивой волны.

Спит витязь чужой стороны.

И что остается русалке, когда она не может разбудить и вернуть его к жизни? – только расчесывать кудри во мраке ночи да целовать в уста. Не о таком ли сне мечтал и сам поэт, правда на земле, а не на дне морском?

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей.

В чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,

Остается он хладен и нем.

Он спит – и, склонившись на перси ко мне

Он не дышит, не шепчет во сне!

Он не идет за русалкой, но сразу чувствуется, что и вся обстановка, и песня русалки, и свидание с чудной девой ему милы и близки, в отличие от свиданий с Девами реальными и живыми, которые доставляли столько забот и хлопот. Кстати, в мифах у разных народов погибающие воины отправляются в рай, запалённый такими существами, которые и останутся вместе с героями до конца его дней и будут сопровождать всегда. А потому это стихотворение о русалке можно воспринимать и как то, что он находится на пороге между двумя мирами и готов шагнуть в тот самый мир, чтобы избавиться от забот и тревог. Оно поразительно отличается от Пушкинского стихотворения, где дева оказывается воинственной и просто расправляется с монахом, не оставляя ему шансов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В литературном наследии М.Ю. Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. В данной работе нас будет интересовать образ русалки.

В литературном наследии М.Ю. Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. В данной работе нас будет интересовать образ русалки.

…Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны…

Так же стихотворение имеет музыкальную окраску.

Благодаря таким звукам как: л, р, п, б, в, м, создается ритм, который передает плавное колыхание волны.

…Русалка плыла по реке голубой…

…И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова. Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы.

В 1841 году, за несколько месяцев до смерти, 27-летний Лермонтов пишет балладу со сказочным сюжетом"Морская царевна". Сюжет стихотворения заключается в том, что некий царевич, купая своего коня, услышал девичий голос и поплыл на него. Достигнув своей цели, он хватил звавшую его русалку за косу и вытащил ее на берег, чтобы показать друзьям, однако прекрасная морская красавица не могла жить без воды и превратилась в чудовище. Увидев это,царевич бросил ее и уехал.

Здесь Лермонтов говорит, что любовь может погубить. Это стихотворение пронизано нотами трагизма. Морская царевна хотела любви и ласки,

Хочешь провесть ты с царевною ночь.

а царевич жестоко подшутил над ней. Она не могла жить на земле и погибла.

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек.

Царевич погубил не только любовь, но и душу прекрасной морской царевны. Он предстает как властелин, решающий судьбы, а она – жертва своей пылкой любви.

Это стихотворение имеет интересную концовку. На первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, чудовище умерло, герой уезжает домой. Но с другой стороны, остается ряд нерешенных вопросов.

Едет царевич задумчиво прочь.

Будет он помнить про царскую дочь!

Почему царевич едет "задумчиво", о чем он думает? Как "будет он помнить царскую дочь": как результат победы, как увиденный ужас или станет размышлять о причинах случившегося преображения прекрасной девы в чудо морское? Вопросы как будто остаются без ответа, финал стихотворения как будто является открытым.

Прочитав письма Лермонтова, воспоминания его друзей, его биографию, можно предположить, что в этом стихотворении описана история любви Лермонтова и Варвары Лопухиной.

Узнав об этом, Лермонтов начинает обвинять ее в измене, его мечты и иллюзии рушатся подобно тому, как в стихотворении происходит превращение прекрасной царевны в чудовище.

«Видит: лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,

Эти строфы показывает отношение Лермонтова к тому, что его любимая выходит замуж за другого. Сам он пригрел у себя на груди (песке золотом) змею, так как описание хвоста у царевны подобно змеиному.

Смерть русалки указывает на то, как умирает любовь, мучаясь и страдая, после этого известия. Но Варя любит Лермонтова, этот брак не по ее воле. Когда он приезжает к ним на помолвку, он не замечает ни блеска в ее глазах, ни радости от предстоящего торжества.

«Бледные руки хватают песок;

Сравнивая эти два стихотворения, мы приходим к выводу, что если в морской царевне главная героиня жертва своей любви, а ее избранник погубитель, то в русалке героиня наоборот наделена силой властвовать, но власть ее не способна ничего изменить. Эти стихотворения объединены темой смерти. Как мы видим, души разных стихий, а именно стихией земли и воды не могут сосуществовать вместе в счастье и благополучии, их души не могут слиться воедино. Отсюда следует тема корысти. В морской царевне, царевич погубил душу русалки из желания похвастаться перед друзьями добычей, именно добычей, а не возлюбленной.

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя.

В русалке же, юная красавица имеет желание обладать витязем, то есть преследует свою собственную цель, которую до конца она сама не понимает, отсюда ее непонятная тоска. Для нее и ее подруг он просто хладный красавец, бездыханное тело, которое уже не способно сделать вздох.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем;

Основная мысль и смысл заключен в противостоянии и поединке между водой и землей. Автор не случайно обращается к славянской мифологии для создания образов героев своего произведения, так как именно с помощью использования двух противоположных стихий в этих стихотворениях, он показал нам это противостояние. Суша и вода далеки друг от друга и не могут стать одним целым, и как бы герои не старались приблизиться к воссоединению, их попытки принимают трагический конец.

Читайте также: