Культура и искусство конспект

Обновлено: 29.04.2024

Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Художественная культура выступает одним из самых устойчивых гуманитарных компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в конкретных условиях.

Х.к., наряду с познавательной, религиозной и политической культурой, формирует мировоззрение человека и предопределяет его духовное состояние. Человек становится носителем моральных ценностей и их созидателем.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ядро х.к. — это искусство, выступающее в форме художественной интерпретации реального и вымышленного.

К видам искусства относятся:

  • литературные произведения;
  • кино и театр;
  • архитектура и скульптура;
  • музыка.

В искусстве используются разные средства, через которые выражается действительность в виде определенного образа, облаченного в форму. Такая форма носит разнообразный характер — реалистичный или метафоричный, а в отдельных случаях смешанный. В искусстве отражены судьбы людей и их проблемы, которые являлись актуальными для конкретной эпохи.

Х.к. затрагивает сферу художественных и эстетических ценностей. Определение эстетического шире, чем художественного, т.к. оно не всегда создано человеком рукотворно. Мы можем наблюдать многие эстетические проявления в природе. Созерцание пейзажей особенно развито в восточной культуре, что способствует развитию вкуса и прививает любовь к прекрасному.

Основой эстетической деятельности является понимание прекрасного как центральной категории, в которой представляется трагичное, комичное и одухотворенное.

Эстетика проявляется в самых разных областях жизни:

  1. В практической деятельности: архитектурные сооружения, дизайн.
  2. В художественном проявлении: праздники, традиции, обряды.
  3. В творчестве: плоды искусства.
  4. В восприятии художественных произведений, в эстетических идеалах и во вкусе к красивым вещам.

Во всех исторических типах существовали и существуют социальные институты, цель которых — обеспечение условий для функционирования культуры, а также для развития и распространения эстетики. Сюда входят:

  1. Система учреждений образования, которые приучают к художественным и эстетическим ценностям, а также традициям для их последующей преемственности.
  2. Издательства и учреждения, которые организуют выставки, концерты и другие культурные мероприятия. Сюда относят: искусствоведческие группы, социологические лаборатории, изучающие функции художественной культуры и особенности ее восприятия аудиторией.

Х.к. связана с творческим процессом и его результатом. Сюда относятся произведения искусства, переданные особым языком. Через культуру осуществляется восприятие мира как целостной картины, где взаимосвязаны единство личного опыта создателя в частности и человечества в целом.

Художественная культура представляет собой разнообразный и многосторонний процесс, в результате которого происходят эстетические преобразования во всей человеческой жизни; х.к. — это создание и популяризация, общественное и индивидуальное восприятие, освоение новых эстетических ценностей. В совокупности они соединяются в сложную многоуровневую структуру.

Сущность и строение художественной культуры

Уровни художественной культуры:

  1. Специализированный. Он создается на основании компетенции профессионалов и их образованности.
  2. Обыденный. Представлен в виде бытового искусства и разных интерпретациях игровой деятельности.

Субъектами х.к. выступают:

  • те, кто создает новые идеи и произведения;
  • те, кто распространяет новые произведения и идеи некоммерческим путем;
  • финансовые сопроводители новых произведений;
  • массовые распространители;
  • критики;
  • оценщики;
  • государство;
  • социум.

Искусство в системе художественной культуры

Искусство в составе культуры затрагивает профессиональную деятельность, базирующуюся на стремлении человека к самовыражению, к проявлению своих ощущений через художественные средства, образы и стили.

Искусство представлено в виде:

  • литературы;
  • живописи;
  • графики;
  • архитектуры;
  • танца;
  • песни;
  • кинематографа;
  • фотографии;
  • театра;
  • скульптуры.

Через восприятие и познание искусства посредством органов чувств у человека проявляются способности к творчеству. Он передает свое ощущение и эмоциональные переживания от окружающего мира на холсте, бумаге, через лепку и т.д. Для придания формы своим эмоциям он прибегает к разным способам выражения:

  • слова;
  • буквы;
  • звуки;
  • краски и кисти.

Это помогает воссоздать картину всего образа, который является субъективным отражением реальности.

Искусство — область духовной и практической деятельности человека, которая направлена на постижение и познание мира, это способ эстетического освоения объективной реальности.

Все виды искусства классифицируются на 3 группы:

  1. Пластические — в таких видах творчества отсутствует движение: архитектура, живопись.
  2. Временные — это литература и музыка.
  3. Синтетические — комбинация нескольких видов искусства: театр, балет, которые включают в себя музыку, актерское мастерство, танцы, литературу и т.д.

Все области и уровни художественного творчества пронизаны искусством.

Художественные стили и их типология

Рассмотрим художественные стили в хронологическом порядке, начиная с античности и до наших дней. Здесь приводится неполный список, т.к. направлений, течений и их подвидов существенно больше.

Античный стиль

Период — VIII-V вв. до н.э. Культура Древней Греции и Древнего Рима находится в самом расцвете. Позднее их традиции заимствуют византийцы. Развиваются архитектура, скульптура, вазопись. От римлян сохранились многочисленные храмы, скульптуры и фрески. Для античного стиля характерны:

  • практичность;
  • торжественность;
  • монументальность.

Романтика — романский стиль

Название образовано от слова Рим (Rome). Период — от 1000-1200 года. Стиль основывался на традициях Древнего Рима:

  • прямота форм;
  • наличие арок;
  • миниатюрные окна;
  • толстые стены.

Живопись имеет религиозную тематику. Становятся популярны витражи и барельефы.

Готика

Отличительными признаками готического жанра являются:

  • стрельчатые арки;
  • узкие башни;
  • витражи;
  • живопись с изображением определенной символики.

Превалирующая тема сюжетов живописи — христианский и библейские мотивы. Период — с XII по XVI вв.

Проторенессанс

Расцвет итальянской культуры, который пришелся на XIII-XIV вв. Этот период считается переходным от Средневековья к эпохе Возрождения. Художники начинают изображать светские сюжеты, появляется тенденция к отображению реальности.

Возрождение (Ренессанс)

С начала XIV в. по конец XVI в. — эпоха Возрождения. Направление заимствует некоторые черты у античной культуры. В изобразительном искусстве появляются пейзажи, люди, портреты светских персон. Художники тех лет изучают анатомию для убедительного и более точного изображения человека на полотне.

  • Тициан;
  • Леонардо да Винчи;
  • Сандро Боттичелли;
  • Эль Греко.

Маньеризм

Маньеризм (1520-1590 гг.) пришел на смену Ренессанса. Художники рисовали фигуры с деформациями, изломами, нарочито манерными позами и вызывающими жестами. На холсте применялись контрастные тона.

  • Бронзино;
  • Джорджо Вазари;
  • Джузепе Арчимбольдо.

Барокко

Период Барокко охватывает XVII и XVIII века. Для архитектуры характерно:

  • наличие колоннад;
  • больших пространств;
  • куполов;
  • статуй.

Художники изображают пышные формы, на картинах появляется больше чувственности и динамики. Героини портретов — дамы с объемными прическами и утянутыми корсетами, мужчины — гладко выбриты и носят парики.

Рококо

Французский стиль, зародившийся в XVIII веке. Направлению свойственны:

  • легкость;
  • игривость;
  • множественность изгибов и линий.
  • белый;
  • пастельный;
  • золотистый;
  • голубой;
  • розовый.

В живописи и скульптуре отчетливо прослеживается эротичность и легкомысленность.

  • Франсуа Буше;
  • Антуан Ватто;
  • Джованни Пеллегрини.

Классицизм

Период классицизма — XVII-XIX вв. Снова в моде античность с присущей ей строгостью линий и пропорциональностью.

  • Николя Пуссен;
  • Иван Аргунов;
  • Клод Лоррен.

Романтизм

Период с конца XVIII в. по начало XIX в. Направление, ставшее популярным у европейцев и американцев. Романтизм не признает рациональность и расчет, свойственные классицизму, а уделяет особое внимание личности и ее глубине.

  • Франсиско Гойя;
  • Теодор Жерико;
  • Уильям Тернер.

Ампир

Направление появилось при Наполеоне Бонапарте в начале XIX в. Архитектуре и прикладному искусству свойственен королевский стиль:

  • колонны;
  • триумфальные арки;
  • пилястры.

На рельефах изображали львов, птиц, военную символику. В Российской империи ампир вошел в моду при Александре I.

Прерафаэлизм

Направление, появившееся в середине XIX века в Британии при королеве Виктории. Для стиля характерны простота, искренность и легкость, т.е. происходит возврат к традициям раннего Возрождения.

  • Джон Уотерхауз;
  • Россетти;
  • Джон Милле.

Реализм

Период — XIX-XX вв. Стремление к реалистичному изображению, наиболее точному и объективному.

  • Эдуард Мане;
  • Томас Икинс;
  • Гюстав Курбе.

Импрессионизм

Модерн

Стиль, образованный в Англии в конце XIX века. В искусстве появляется практичность и минимализм, отсутствует углы и резкие линии. Используется металл и бетон. Направление появилось в связи с развитием городской промышленности и прикладных искусств.

Яркие представители: Густав Климт, Оуэн Джонс.

Примитивизм

Направление зародилось в конце XIX в. Изображения специально упрощались, имели нарочито небрежный и размытый вид.

  • Марк Шагал;
  • Анри Руссо;
  • Павел Леонов.

Фовизм

Авангардное направление, зародившееся в начале XX века. Форма и пространство обобщены. Отсутствуют светотень и перспектива.

Художники: Анри Матисс, Андре Дерен.

Кубизм

Направление появилось во Франции в начале XX века. Объект изображался трехмерным и разлагался на несколько фрагментов. На полотне он смотрелся как бы с разных ракурсов.

Представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже.

Экспрессионизм

Спецификой экспрессионизма выступает акцент на эмоциях с целью психологического воздействия на зрителя. Стиль стал популярен в начале XX столетия в Германии и Австрии.

В жанре экспрессионизм работали: Эдвард Мунк, Эмиль Нольле.

Ар-деко

Период — 1925-1935 гг. Ар-деко — это геометрические линии, четкость линий, яркость поверхности. В дизайне используются:

  • стекла и зеркала;
  • кожа;
  • слоновая кость;
  • бронза.
  • белый и черный цвет;
  • оттенки шоколада;
  • тона драгоценностей.

Сюрреализм

20-е года XX столетия — наше время. Это аллюзии, абсурд, парадоксы, сновидения, алогичность и сочетание несочетаемых элементов. Ярким примером служат работы Сальвадора Дали и Рене Магритта.

Роль художественной культуры в развитии общества

Культура выполняет важную функцию и выступает связующим звеном и средством хранения и передачи опыта. Она способствует формированию человека, благодаря чему индивид формируется в личность и социализируется в общество.

Социализация — процесс освоения знаний, умений, языка, установок и правил своего народа и социальной группы.

Уровень культуры связан с:

  • творческим потенциалом человека;
  • его эрудицией и кругозором;
  • глубиной понимания искусства;
  • уровнем владения своим и другим языком;
  • деликатностью;
  • тактичностью;
  • нравственностью и т.д.

Культура объединяет человечество, помогает интегрироваться человеку в определенное общество. Однако здесь есть и отрицательные последствия: культура в отдельных случаях разъединяет группы людей и общности, что может привести к конфликтам и культурным противостояниям. В этом проявляется ее дезинтегрирующая функция.

Культура оказывает регулирующую функцию в поведении человека в школе, семье, на работе и т.д. При нарушении установленных запретов и установок применяют санкции, поддерживаемые общественным мнением и разными формами принуждения.

В художественной культуре представлен огромный социальный опыт поколений, содержащий богатые знания о мире. В результате их освоения образуются благоприятные условия для интеллектуального развития общества.

Знаковая система, выраженная во владении языком, выступает способом общения. Литература является важным средством для освоения национальной культуры. Также особые виды языка необходимы при познании музыкальных произведений, театральных постановок, живописи.

Культура формирует у человека систему ценностей и жизненных ориентиров, способствует интеллектуальному, духовному и нравственному прогрессу. Она представляет собой многообразную и динамично развивающуюся систему. Это живой организм, который постоянно движется и видоизменяется. Культура была и остается неотъемлемой частью народностей и общества в целом, а также социальных институтов и каждой конкретной личности отдельно.

Физическая культура является составляющей общей культуры, призванная совершенствовать человека, развивать физические умения. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития общества, её совершенствование продолжается и в настоящее время. Сейчас физкультура означает не только заботу о здоровье, но и степень значимости человека как социального существа. Этот вид культуры используется как в педагогике, так и в семейной жизни, в работе, в образовании.

Духовная культура представляет собой ряд знаний о религии, общении, творчестве, морали. Духовная культура формируется за счёт представлений человека об окружающем мире и себе как частичке этого мира.

Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, обладающих эстетическим значением. Искусство, как воплощение художественной культуры, влияет на чувства и эмоции человека. Необходимо сохранять не только лучшие элементы древнего искусства, но и внедрять новые идеи в современное понимание об искусстве.

Массовая культура, как часть народной культуры, формируется на основе вкусов большого количества людей в определённом обществе. Она представляет собой все виды развлечений: музыку, телевидение, интернет, спорт.

Культура общества — это результат человеческих достижений, формирование отношений между людьми. Также культура общества подразумевает знания про развитие общества, в котором живёт человек.

Искусство – это часть культуры, как всего общества, так и отдельно взятого человека. В искусстве человек выражает себя, познает себя и свои способности.

ВложениеРазмер
1.docx 13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура является составляющей общей культуры, призванная совершенствовать человека, развивать физические умения. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития общества, её совершенствование продолжается и в настоящее время. Сейчас физкультура означает не только заботу о здоровье, но и степень значимости человека как социального существа. Этот вид культуры используется как в педагогике, так и в семейной жизни, в работе, в образовании.

Духовная культура представляет собой ряд знаний о религии, общении, творчестве, морали. Духовная культура формируется за счёт представлений человека об окружающем мире и себе как частичке этого мира.

Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, обладающих эстетическим значением. Искусство, как воплощение художественной культуры, влияет на чувства и эмоции человека. Необходимо сохранять не только лучшие элементы древнего искусства, но и внедрять новые идеи в современное понимание об искусстве.

Массовая культура, как часть народной культуры, формируется на основе вкусов большого количества людей в определённом обществе. Она представляет собой все виды развлечений: музыку, телевидение, интернет, спорт.

Культура общества — это результат человеческих достижений, формирование отношений между людьми. Также культура общества подразумевает знания про развитие общества, в котором живёт человек.

Искусство – это часть культуры, как всего общества, так и отдельно взятого человека. В искусстве человек выражает себя, познает себя и свои способности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока который поможет познакомить учащихся с развитием культуры искусства в первой половине X века. Это урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства в первой половине XX века;

- познакомиться с основными достижениями культуры первой половины XX века;

- развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои мысли, высказываться

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска

Методы: беседа, рассказ

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

- нА прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития культуры и искусства первой половины XX века.

( сл.3) План урока:

Революция в естествознании.

Особенности художественной культуры.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- На рубеже XIX – XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

- За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения атома ( были открыты электрон, протон, позитрон и нейтрон) и уже к концу 1930-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии

- Теория относительности Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения.

- в I половине XX века были заложены основы науки генетики. Больших успехов достигли микробиология и фармацевтическая промышленность.

- На смену классической ( ньютоновской) научной картины мира пришла новая – неклассическая картина мира. В ней особое место отводится случайности ( индетерминизм) : человек – песчинка в мире случайных атомов, в то же время от позиции человека зависит описание картины мира.

- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Которые призывали к признанию иррациональных ( недоступных разуму) сторон поведения психики и поведения человека.

( сл. 7) Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментов художественного творчества. Его учение легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

( сл. 8) Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.

( сл. 9) В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды

( сл.10) В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания. В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей

2. Особенности художественной культуры.

( сл. 11) Культуру первой половины XX века условно можно разделить на 3 периода.

1 период ( 1900-1914 гг.):

Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового

Время взлётов, талантов, новых идей

2 период 20-30- е годы:

Влияние оказали совершенно новые явления и события;

Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции

Худ. мир переселился в Нью - Йорк

( сл.12) Умозаключения новой эпохи и идейные искания легли в основу нового направления – неоромантизма, который стремился к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры.

( сл. 14) Первооткрывателями в этом направлении в музыке стал Р. Вангер, в литературе – Ш. Бодлер, П. Верлен, С. МАларме.

( сл. 15) Символизм имеет свои особенности:

1) Предполагает сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения

2) В основе – символ

3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства

( сл. 16) В изобразительном искусстве символизм представлен следующими художниками: Одри Бердслей ( Англия)

( сл. 17) Пюви де Шаванн ( Франция)

( сл. 18) Густав Климт

( сл. 19) Арнольд Бёклин

- В начале 20 века большую популярность начинает приобретать новый вид синтетического искусства – кинематограф. Звёзды кино – Андре Дид. Макс Линдер ЧАрлз Чаплин, Мэри Пикфорд – приобрели мировую популярность. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

( сл. 22) Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм - направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками

Яркими представителями данного направления являются

( сл. 23) Эдуард Мане

( сл. 24) Эдгар Дега

( сл. 25 – 26) Огюст Ренуар

( сл. 27 – 28 ) Камиль Писсарро

( сл. 29 -30) Клод Моне

- ( сл. 31) Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма.

( сл. 32) Крупнейшим представителем этого направления были В. Ван Гог, ( сл. 33- 34) Поль Сезанн, ( сл. 35) Поль Гоген

( сл. 36) Кубизм - авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов

( сл. 37) - представителями направления кубизма были французских художник П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

( сл. 38) Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются яркие контрастные цвета.

( сл. 39) - представители

( сл. 40) экспрессионизм - Художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием

( сл. 41) - представители

( сл. 42) Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи.

Мастерами этого направления – профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М.Ф. Ларионов, Н.С. гончаров и др.

( сл.43) Абстрактный экспрессионизм – своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник – В.В. Кандинский. Для этого направления характерно отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.

( сл. 44) Супрематизмодно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции

( сл. 45) Дадаизм – крайнее авангардное течение. Ему свойственно отрицание существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений.

( сл. 46) Сюрреализм Авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному.


Вспомним, к какому времени принято относить возникновение искусства. Дадим определение термину. Обозначим специфику этой сферы духовной культуры. Проведём классификацию видов искусства по различным критериям. Охарактеризуем социальные функции искусства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Искусство"

На уроках по истории Древнего мира вы, наверняка, говорили о том, что искусство возникло на довольно ранних этапах развития человеческого общества. По крайней мере, с появлением человека разумного. Самые древние, на сегодняшний день, наскальные рисунки были найдены в одной их пещер индонезийского острова Сулавеси. Им около 40 тысяч лет. Первобытное искусство представлено не только изображениями животных, сцен охоты, но и скульптурой. Самые известные объёмные изображения того периода истории - палеолитические Венеры. Повседневные вещи, орудия труда наши далёкие предки украшали орнаментом. Использовали музыкальные инструменты - ударные и духовые. Литературные произведения от тех времён, по вполне понятным соображениям, до нас не дошли. Но если учесть стремление разумных существ объяснить для себя окружающую действительность, какие-то мифы, предания, сказки у них, наверняка, были. Скорее всего, известен был первобытным людям и боди-арт: рисунки и татуировки на теле.


Другой вопрос, можно ли всё это считать искусством в современном понимании этого слово? А чтобы на него ответить, давайте определимся, что означает этот термин.

В самом широком смысле слова, искусство - это мастерство, умение, искушённость. Можно быть искусным мастером, танцором, даже искусным лжецом.


Но если говорить об искусстве в узком смысле слова, как части духовной культуры общества, то определение будет другим. Искусство - это форма художественно-творческой деятельности людей, целостное отражение действительности в эмоционально-чувственных образах.

Специфическим результатом этой деятельности является художественный образ. Созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни. Художественный образ не претендует на объективность. Наоборот, в нём отражаются субъективные позиции его создателя, личное отношение к миру.


От искусства никто не ждёт фотографической точности в отображении действительности. Художественный образ - чаще всего, вымысел. И даже если речь идёт о реальных людях и событиях, автор всё равно что-то додумывает, добавляет от себя. Но сквозь единичный объект могут проступать типичные черты того или иного явления. Тогда вымысел получает самостоятельное существование, кажется живым, подлинным. Мы начинаем примеривать художественный образ к реальным людям.

Искусство - творчество по законам красоты. Оно создаёт особые, эстетические ценности. Они не имеют прагматический значимости, не полезны с чисто практической точки зрения. Если картина на стене нужна для того, чтобы дырку на обоях прикрывать, то к искусству это не имеет отношения.


А для первобытного искусства в соединение и красивого и полезного первенствовало последнее. Наскальная живопись, по мнению многих исследователей, могла быть частью магических ритуалов, украшения служили оберегами, также как и вышивка на одежде. Когда люди научились шить одежду из тканых материалов. Рисунки и татуировки на теле - фиксация социального статуса и его изменения. Так что о создании художественных образов речь, скорее всего, не шла.

Выделяют различные виды искусства. В зависимости от способа материального воплощения, механизма восприятия, средств выражения.

Для того чтобы авторское видение мира дошло до зрителя, необходимо придать замыслу некую материальную форму. Формой существования искусства является художественное произведение: роман, спектакль, кинофильм, картина, песня и так далее.


Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура - раскрывает многообразие человеческого отношения к миру с помощью пластических и колористических материалов. То есть мрамора, глины, красок…

Литература включает в себя те формы художественного творчества, которые реализуются в слове. Это поэзия, проза, драматургические произведения.

Музыка использует звучание человеческого голоса, а также звуки и тембры, которые создают различные музыкальные инструменты.

Архитектура и прикладное искусство создают художественные образы с помощью пространственных конструкций и вещей. Причём в этом случае одновременно удовлетворяются духовные и практические потребности людей.


Ещё один критерий классификации - механизм восприятия. Изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладные искусства - зрительные. Кино, театр, танец - зрительно-слуховые. Музыка - чисто слуховое искусство. Ну, а литература в этой классификации занимает отдельное место.


Для пластических искусств характерно пространственное построение художественного образа. По-другому их так и называют - пространственные. Это живопись, графика, скульптура, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.


В литературных и музыкальных произведениях действие развивается во времени. Это временные, или динамичные искусства.

Если же художественный образ существует и во времени, и в пространстве, то это пространственно-временное, синтетическое, зрелищное искусство. К этой группе отнесём хореографию, театр, кинематограф, цирк, эстраду.


Можно выделить прикладные и изящные искусства - по степени применимости в быту. Элитарное, народное и массовое искусство - по социологическому принципу. Существуют и иные критерии. Всё это свидетельствует о том, что мир искусства многогранен, и возможностей для художественного творчества - очень много.

Воздействие искусства на духовный мир человека можно охарактеризовать через его социальные функции.

Искусство - один из способов познания действительности. Причём знание о социальном и духовном мире, которое оно даёт, часто гораздо более глубокое, чем научное. Например, литература знает о душе человека гораздо больше, чем психология. Та наука, которая специально занимается изучением нашего внутреннего мира. Знания, которые мы получаем из художественных произведений, возможно не так объективны и систематизированы, как научные. Но зато они ценностно окрашены, то есть сразу выделяют наиболее важное и значимое.



Произведения искусства оказывают очень сильное влияние на умы и чувства людей, формируют определённые ценности. Воспитывают представление о должном положении вещей.



Авторы художественных произведений, если они по-настоящему творческие люди, обычно гораздо тоньше и полнее ощущают окружающую действительность. Они могут раньше других заметить то новое в общественных отношениях, что только начинает зарождаться. Искусство может предвосхитить события, предсказать их.

Проблемы, которые может породить информационная революция - лавинообразное нарастание информации, характерное для наших дней - впервые было описано писателями-фантастами. Вообще, создаётся впечатление, что в жанре научной фантастики, вероятно, пишут авторы с явными экстрасенсорными способностями.


Исследователи подсчитали, например, что из 108 прогнозов по поводу достижений науки и техники, которые есть в романах Жюля Верна, ошибочными оказались лишь 10. Герберт Уэллс имел схожий результат: 77 верных предсказаний из 86.

Особый интерес в этом смысле представляет жанр антиутопии. Авторы подмечают негативные тенденции в развитии современного им общества. И показывают, к каким ужасным последствиям для человека они могут привести, если разовьются до своего логического конца.




Все названные функции безусловно важны, но их могут выполнять и другие формы общественного сознания. Специфическими для искусства являются эстетическая и гедонистическая.

Искусство - это высшая форма эстетической деятельности человека. Творчество прекрасного. Оно формирует эстетические потребности, стремление к красоте, эстетический вкус. То есть умение отличать прекрасное от безобразного, уродливого. Талантливые произведения искусства в каждом из нас пробуждают художника.


Люди ценят их также и за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо. Возвышают нашу душу, вносят в нашу жизнь гармонию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока который поможет познакомить учащихся с развитием культуры искусства в первой половине X века. Это урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства в первой половине XX века;

- познакомиться с основными достижениями культуры первой половины XX века;

- развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои мысли, высказываться

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска

Методы: беседа, рассказ

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

- нА прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития культуры и искусства первой половины XX века.

( сл.3) План урока:

Революция в естествознании.

Особенности художественной культуры.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- На рубеже XIX – XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

- За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения атома ( были открыты электрон, протон, позитрон и нейтрон) и уже к концу 1930-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии

- Теория относительности Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения.

- в I половине XX века были заложены основы науки генетики. Больших успехов достигли микробиология и фармацевтическая промышленность.

- На смену классической ( ньютоновской) научной картины мира пришла новая – неклассическая картина мира. В ней особое место отводится случайности ( индетерминизм) : человек – песчинка в мире случайных атомов, в то же время от позиции человека зависит описание картины мира.

- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Которые призывали к признанию иррациональных ( недоступных разуму) сторон поведения психики и поведения человека.

( сл. 7) Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментов художественного творчества. Его учение легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

( сл. 8) Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.

( сл. 9) В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды

( сл.10) В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания. В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей

2. Особенности художественной культуры.

( сл. 11) Культуру первой половины XX века условно можно разделить на 3 периода.

1 период ( 1900-1914 гг.):

Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового

Время взлётов, талантов, новых идей

2 период 20-30- е годы:

Влияние оказали совершенно новые явления и события;

Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции

Худ. мир переселился в Нью - Йорк

( сл.12) Умозаключения новой эпохи и идейные искания легли в основу нового направления – неоромантизма, который стремился к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры.

( сл. 14) Первооткрывателями в этом направлении в музыке стал Р. Вангер, в литературе – Ш. Бодлер, П. Верлен, С. МАларме.

( сл. 15) Символизм имеет свои особенности:

1) Предполагает сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения

2) В основе – символ

3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства

( сл. 16) В изобразительном искусстве символизм представлен следующими художниками: Одри Бердслей ( Англия)

( сл. 17) Пюви де Шаванн ( Франция)

( сл. 18) Густав Климт

( сл. 19) Арнольд Бёклин

- В начале 20 века большую популярность начинает приобретать новый вид синтетического искусства – кинематограф. Звёзды кино – Андре Дид. Макс Линдер ЧАрлз Чаплин, Мэри Пикфорд – приобрели мировую популярность. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

( сл. 22) Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм - направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками

Яркими представителями данного направления являются

( сл. 23) Эдуард Мане

( сл. 24) Эдгар Дега

( сл. 25 – 26) Огюст Ренуар

( сл. 27 – 28 ) Камиль Писсарро

( сл. 29 -30) Клод Моне

- ( сл. 31) Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма.

( сл. 32) Крупнейшим представителем этого направления были В. Ван Гог, ( сл. 33- 34) Поль Сезанн, ( сл. 35) Поль Гоген

( сл. 36) Кубизм - авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов

( сл. 37) - представителями направления кубизма были французских художник П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

( сл. 38) Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются яркие контрастные цвета.

( сл. 39) - представители

( сл. 40) экспрессионизм - Художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием

( сл. 41) - представители

( сл. 42) Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи.

Мастерами этого направления – профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М.Ф. Ларионов, Н.С. гончаров и др.

( сл.43) Абстрактный экспрессионизм – своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник – В.В. Кандинский. Для этого направления характерно отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.

( сл. 44) Супрематизмодно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции

( сл. 45) Дадаизм – крайнее авангардное течение. Ему свойственно отрицание существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений.

( сл. 46) Сюрреализм Авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному.

Читайте также: