Конспект искусство 9 класс искусство и власть

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Оборудование для учителя:

Экран для показа презентации, конспект.

Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: комбинированный урок.

Структура урока:

1. Организационный момент: приветствие и знакомство, 2. проверка к готовности, 3. отмечание отсутствующих (5 мин)

4. Вводное слово: Мотивация учебной деятельности

Презентация (5 мин)

5. Изучение нового материала

Презентация, тетрадь, ручка (20 мин)

6. Закрепление нового материала: опрос по теме ( 7 мин)

7. Подведение итога урока (видеоролик) (1.10)

8. Домашнее задание (3 мин)

Приветствие и знакомство: (о себе)

Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах

Проверка по журналу.

Вводное слово:

В этом году вы продолжаете изучать предмет искусство.

Для начала следует найти ответы на вопросы:

Что такое искусство? (ответы учащихся).

Что такое власть? (ответы учащихся).

Запись в тетрадь: Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности: живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Когда же появилось искусство? (ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

Запись в тетрадь: Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы учащихся).

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

5. Изучение нового материала.

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.

Запись в тетрадь: Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепление власти, - светской и религиозной.

Запись в тетрадь: Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Запись в тетрадь: Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им предавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.

Запись в тетрадь: В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен: поклонение идола, божествам, внушающий трепет

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного.

Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами.

В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимают шаманы и жрецы, обладающие огромной властью.

Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен? (ответы учащихся).

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона.

Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти:

Увековечивая имена фараонов в фресках,

сохраняя черты их лица в погребальных масках,

говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы.

Но вот вопрос: Персонифицировано (в образе человека) ли искусство в это время? (нет)

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы.

Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции.

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов.

Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики (историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.) стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах.

Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Запись в тетрадь: Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи.

ВОПРОСЫ:

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны.

Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами.

Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев.

Запись в тетрадь: По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже — монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.

На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

Запись в тетрадь: В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.

Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна .

(слайд с другими триумфальными арками)

В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже.

Запись в тетрадь: Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

Запись в тетрадь: Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве.

Запись в тетрадь: Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Закрепление нового материала:

Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве?

Светская и религиозная

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор?

Статуя кондотьера Гаттамелаты. Донателло

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационно-мотивационный этап

Начало урока

(- Что такое искусство?)

Искусство 1 - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство 2 – умение, мастерство, знание дела.

Актуализация знаний. Целеполагание

(Главная функция искусства заключается в воздействии на душу и интеллект человека)

- Какой вопрос зададим себе, изучая данный раздел?

Цель: определить, как искусство воздействует на человека (запись на доске).

- Какие чувства внушают человеку Пирамиды египетских фараонов и Статуя Большого Сфинкса?

- Какую цель преследовали фараоны, воздвигая такие величественные сооружения? (Укрепить свою власть, подчеркнуть своё могущество, заставить людей беспрекословно подчиняться – эти цели преследовали фараоны, воздвигая величественные пирамиды и храмы. При жизни фараон был для египтян земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Перед фараоном целовали землю. Особой милостью для приближённого, даже для царского сановника было разрешение целовать ноги фараона. Не маловажную роль в таком возвеличивании фараонов сыграло искусство, которое внушало людям страх и подчёркивало могущество, величие и власть фараонов, строивших пирамиды и храмы).

- Какой основной вопрос будем задавать себе, изучая тему урока?

Цель: определить, как связаны искусство и власть (запись на доске)

II. Организация деятельности учащихся

Способность навязать свою волю, творчество, художественный образ, сила,

обращение к Прекрасному, государство, закон, художник, чувства и переживания, могущество.

способность навязать свою волю

государство

обращение к Прекрасному

чувства и переживания

- Однако в развитии человеческой культуры искусство часто использовалось для укрепления власти. Какие виды искусства, по вашему мнению, особенно ярко способны внушить человеку идею могущества и величия власти? (архитектура и скульптура)

- Величественные храмы и соборы, триумфальные арки в честь одержанных побед, роскошные дворцы правителей и другие архитектурные сооружения во все времена укрепляли авторитет власти.

- Не только в архитектуре, но и в скульптуре во все времена прославляли власть. Скульпторы создавали величественные образы правителей-вождей, придавая им необыкновенные качества.

- Какие качества скульпторы подчёркивают в образах государственных деятелей? (Скульпторы придавали образам государственных деятелей особый героизм и мужество).

- Какие чувства эти образы вызывают у вас? (Эти образы безусловно вызывают почтение, восхищение в сердцах простых людей).

- Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть? (волевой взгляд, хладнокровность, …)

III. Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Вопрос. Какие из произведений искусства внушают человеку идею величия и могущества власти?


Определение: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно - практического освоения мира.

Что такое власть? (ответы учащихся)

Определение : Власть в общем смысле это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких - либо средст.

И искусство и власть воздействуют на людей! Могут ли они взаимодействовать между собой?

Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти.

Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей - вождей.

С такими произведениями искусства мы сегодня с вами и познакомимся.

Посмотрите на изображения и ответте на вопросы: какие качества художники и скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию хора государевых певчих дьяков, который в 18 веке переведен в Санкт - Петербург и переименован в Придворную певческую капеллую. Большой коллектив певцов спосбствовал более сильному звучанию музыки и это подчеркивало власть государства.

Демократическиие настроения народа находят особенно яркое выражение в исскустве в переломные моменты истории. Это революциоонные песни, марши в период Октябрьской революции(1917), музыкальные сочинения Великий Отечественной войны, массовая песня послевоенных лет.

Теперь давайте проанализируем государственные символы нашего государства. Государственные символы — установленные конс титуцией или специальным закон ом отличительные знаки конкретного государ ства. Назовите их: герб, флаг и гимн.

Практическое задание: прослушав гимн Российской Федерации выпишите прилагательные, характеризующие нашу страну.

Музыка А. Александрова

Слова С. Михалкова

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Содержимое разработки

Что такое исскуство?( ответы учащихся)

Определение: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

Что такое власть? (ответы учащихся)

Определение : Власть в общем смысле это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средст.

И искусство и власть воздействуют на людей! Могут ли они взаимодействовать между собой?

Искусство,
как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа
часто использовалось для укрепления власти.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.

С такими произведениями искусства мы сегодня с вами и познакомимся.

Посмотрите на изображения и ответте на вопросы: какие качества художники и скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?





Доблесть воинов и полководцев увековечивают
произведения монументального искусства. Примеры:

Треумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве



Окончание строительства первого каменного храма Москвы- Успенского собора стало поводом к основанию хора государевых певчих дьяков,который в 18 веке переведен в Санкт- Петербург и переименован в Придворную певческую капеллую. Большой коллектив певцов спосбствовал более сильному звучанию музыки и это подчеркивало власть государства.

Демократическиие настроения народа находят особенно яркое выражение в исскустве в переломные моменты истории. Это революциоонные песни, марши в период Октяборьской революции(1917), музыкальные сочинения Великий Отечественной войны, массовая песня послевоееных лет.

Теперь давайте проанализируем государственные символы нашего государства. Государственные символы — установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства. Назовите их: герб, флаг и гимн.

Практическое задание: прослушав гимн Российской Федерации выпешите прилагательные, характерезующие нашу страну.

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


-75%

Воздействующая сила искусства

Искусство и власть

Август из Прима Порто. Римская статуя

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Палетка Нармера. Древний Египет



• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и
стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
• В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.

Статуя командора Гаттамелаты. Флоренция; Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

ЛЕВИЦКИЙ. Екатерина II

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

ДЕЛАКРУА. Свобода, ведущая народ на баррикады

В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

Хоровая капела им. Глинки

Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

Успенский собор в Кремле

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Дворец Советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталитаризма

Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Булат Окуджава; Александр Галич; Владимир Высоцкий; Борис Гребенщиков

• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих
государств. Обратитесь к справочной литературе.
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентациюна тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.


Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.


Искусство для 9 класса, учебники и книги по искусству скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: