Подъемно транспортное оборудование конспект

Обновлено: 05.07.2024

К подъемно-транспортному оборудованию относятся транспортные и грузоподъемные машины. К грузоподъемным машинам относят подъемники и краны. Среди подъемников наиболее распространены лифты, электро- и автопогрузчики. Среди кранов широко используются башенные, козловые, мостовые краны, кран-балки и электротали.

Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных машин показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелыми последствиями, приходится на работы, при выполнении которых используются грузоподъемные машины.

Рабочая зона грузоподъемных машин является опасной. Опасности связаны преимущественно с неумышленным контактом с подвижными частями оборудования и возможными ударами от перемещаемых предметов, а также при высыпании части груза и с падением самого оборудования. Это касается и самоходного оборудования, которое перемещается с большой скоростью – возникает опасность наезда или удара при столкновении.

Особенностью подъемно-транспортных машин является перемещение самих машин и грузов, которые они перемещают. Конструкция подъемно-транспортных машин содержит большое количество подвижных частей, что и определяет их потенциальную травмоопасность. Вследствие обрыва канатов и цепей, за которые принимается груз, возможны тяжелые последствия:

Поэтому к кранам предъявляются повышенные требования по прочности и надежности их кинематических звеньев, а также их устойчивости.

Стальные канаты в подъемно-транспортных машинах по назначению бывают: грузовыми применяемыми для подъема груза, тяговыми – для перемещения грузовых тележек по горизонтали, чалочными – для строповки груза, расчальными, применяемыми в качестве расчалок для разных мачт, и несущими, используемыми в качестве рельсов для перемещения грузовых тележек кабельных кранов и канатных дорог. Канаты свивают из проволок на канатовьющих машинах. Для этого применяют проволоку диаметром 0,2-0,3 мм из высокоуглеродистой стали с пределом прочности до 25 Мн/м 2 (250 кГ/мм2 ), рис. Все ГПУ должны иметь технический паспорт (сертификат) завода-изготовителя.

10.2. Требования к обслуживающему персоналу

К работам с грузоподъемными механизмами допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли медицинский осмотр и специальное обучение, сдали экзамены и получили удостоверение.

Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять под руководством лица, которое назначается администрацией предприятия. Это лицо проверяет исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений и другого инвентаря, инструктирует рабочих, объясняя им их обязанности, последовательность выполнения операций и значение применяемых при этом сигналов.

10.3. Предохранительные устройства

Подъемно-транспортное оборудование должно быть оборудовано следующими предохранительными устройствами:

- конечными выключателями для автоматической остановки механизмов передвижения крана, ходовой тележки и поднятия грузозахватных органов;

- блокировкой для автоматического снятия напряжения с крана при выходе человека на галерею, блокировкой дверей кабины;

- анемометрами для определения скорости ветра при работе на открытом месте.

Ограничитель грузоподъемности предназначен для предотвращения поломок механизмов и падения крана в случае перегрузки. У кранов с электрическим и дизель-электрическим приводом ограничитель грузоподъемности включается в электрическую схему, а у кранов с механическим приводом – в схему специальных исполнительных механизмов. Принцип работы ограничителя: одно звено грузового каната в кране опирается на блок ограничителя грузоподъемности. Во время поднимания груза канат натягивается и через блок 7 нагрузки усилие передается на шток, который нажимает на контактный выключатель 9.

Ограничитель высоты поднятия крюка (рис. 11) служит для предотвращения упора крюковой подвески в барабан. Представляет собой устройство, которое автоматически выключает грузовую лебедку во время подхода крюка к барабану. При поднятии крюка 1 свыше допустимой высоты упор крюковой подвески поднимает рычаг 2 и цепь размыкается.

Ограничитель передвижения крана Служит для отключения механизма передвижения в конечных участках подкранового пути. В его состав входит конечный выключатель, установленный на раме одной из ведущих тележек, и упоры, установленные на конечных участках подкранового пути. При проходе к конечным участкам подкранового пути вилка конечного выключателя упирается в специальный упор, прикрепленный к шпале, возвращается, размыкает электрическую цепь; электродвигатели механизма передвижения выключаются. Регулирование ограничителя передвижения заключается в правильной установке упоров конечных выключателей.

I Организационный момент-2 мин
II Актуализация знаний -7 мин
1. Постановка целей и задач урока
2. Индивидуальный опрос :
Защита авторских презентаций студентов
1. Разновидности кранов
2. Грузоподьемные машины при строительстве дорог

III Изучения новых знаний- 20 мин
Назначение грузоподъемных машин
Грузоподъемные машины предназначены для снижения трудоемкости выполняемых операций, ликвидации ручного труда на погрузочно-разгрузочных и монтажных работах.
Грузоподъемные машины- подъемное устройство цикличного действия с возвратно - поступательным движением грузозахватного органа.

Классификация грузоподъемных машин
Грузоподъемные машины классифицируются по конструктивному исполнению и виду выполняемых работ на домкраты, лебедки, подъемники и краны.
Кран -самоходная грузоподъемная машина, состоящая из металлической конструкции и смонтированных на ней крановых механизмов.
Краны подразделяются по типу на мостового, стрелового и кабельного типа.
Кран стреловой- кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовой части.

Стреловые краны подразделяются:
• По конструкции на плавучие, железнодорожные, башенные, портальные, мачтовые вантовые и жестконогие, полупортальные, а также стреловые самоходные.
• По конструкции ходового устройства на рельсовые, гусеничные, тракторные, короткобазовые, колесные на полуприцепе, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные и автомобильные.
• По конструкции грузозахватного органа на грейферные, крюковые, магнитные.
• По роду привода на электрические (постоянного и переменного тока), пневматические, гидравлические.

Назначение автомобильных кранов
Краны автомобильные предназначены для подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальной плоскости при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах
Работа крана состоит из ряда операций
- Захват груза штучного или пакетированного;
- Подъем или перемещение его к месту назначения;

- Опускание и отцепка груза;
- Возврат в исходное положение грузозахватного органа для повторения операции.

Автомобильные краны классифицируются:
- По ряду грузоподъемности;
- По исполнению подвески стрелового оборудования;
- По типу привода рабочих механизмов.

По ряду грузоподъемности автомобильные краны подразделяются на 5 групп:
- Первая 4-5 т (сняты с производства);
- Вторая 6.3-8 т ;
- Третья 10-15т;
- Четвертая 16-22.5т;
- Пятая 25-35т.

По исполнению подвески стрелового оборудования:
- С жесткой подвеской. Роль жесткой подвески выполняет гидравлический цилиндр, посредством которого обеспечивается изменение угла наклона стрелы и вылета;
- С гибкой подвеской, у кранов служит система канатов.

По типу привода рабочих механизмов:
- С одномоторным механическим приводом все рабочие механизмы приводятся в движение от двигателя базового автомобильного шасси, а передача движения каждому рабочему механизму осуществляется через механическую трансмиссию.
- С электрическими и гидравлическими приводами. Каждый рабочий механизм приводится в действие от отдельного соответственно электрического и гидравлического моторов. Является соответственно электрогенератор и гидронасос, приводимые от двигателя базового автомобильного шасси.

Всем автомобильным кранам в группе стреловых самоходных кранов общего назначения присваивается индекс, состоящий из букв и четырех-пяти цифр:
- КС-кран стреловой самоходный;
- Первая цифра обозначает номер размерной группы в ряду грузоподъемности;
- Вторая цифра-тип ходового устройства;
- Третья- исполнение подвески стрелового оборудования;
- Четвертая- порядковый номер модели;
- Пятая буква или цифра- очередная модернизация.

IV Рефлексивно-оценочный этап - 13 мин
1. Задача:
РАСШИФРУЙТЕ ИНДЕКСАЦИЮ
• 1-Й ВАРИАНТ
1. СМК-14
2. КС-2561К-1
3. КС-4562
• 2-Й ВАРИАНТ
1. МКА-16
2. КС-45717К
3. КС-5576
Слайд Проверьте себя!
• 1-Й ВАРИАНТ
1. Строительно-монтажный кран грузоподъемностью 14т.
2. Кран стреловой 2-я размерная группа(грузоподъемность 6,3т.); 5-ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля; 6- гибкая подвеска стрелового оборудования; 1К-порядковый номер модели; 1- очередная модернизация.
3. Кран стреловой 4-я размерная группа(грузоподъемность 16т.); 5-ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля; 6- гибкая подвеска стрелового оборудования; 2-порядковый номер модели.
• 2-Й ВАРИАНТ
1. Монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 16т.
2. Кран стреловой 4-я размерная группа(грузоподъемность 16т.); 5-ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля; 7- жесткая подвеска стрелового оборудования; 17К-порядковый номер модели.
3. Кран стреловой 5-я размерная группа(грузоподъемность 25т.); 5-ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля; 7- жесткая подвеска стрелового оборудования; 7-порядковый номер модели.

Читайте также: