Е пермяк самое страшное в осеева хорошее конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, составление правильной характеристики героя на основе произведения В.Осеевой "Хорошее".

актуализировать опорные знания о произведениях В.Осеевой;

формировать навыки правильного и осознанного чтения ;

формировать умение составлять характеристику героя;

развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других;

Технологии: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, приёмы

технологии развития критического мышления.

Планируемый результат:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД);

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. (Коммуникативные УУД).

- основные : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А .Виноградская , Литературное чтение , Учебник

для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47

- книжная выставка "Осеева-детям";

листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Добрый день, дорогие ребята!

В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!

Эмоциональный настрой на урок:

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Уже закончился урок?

-Только начался урок?

-Значит можно всем садиться.

Организация внимания учащихся

Организация диалога с учителем

(Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания).

-Я желаю всем здоровья!
-Я желаю всем радости!
-Я желаю всем доброты!
-Я желаю всем солнечного дня!
-Я желаю всем верных друзей!

ние целей и постано

вка задач урока.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

-Для того чтобы получить знания и уметь ими пользоваться, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.

Установка на учебную деятельность

Положительная реакция на установку учителя

Трудолюбие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, внимание, терпение и прилежание.

III. Актуализация знаний учащихся.

-Произведения какого раздела мы читаем?

-О чем мы читаем в этом разделе?

- Из каких произведений эти строки? Назовите автора.

1. Нам весело живётся

Мы песенку поём

И в песенке поётся

О том , как мы живём

2. Тронь её нечаянно-

Он меня толкнул!

3. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился да недолго.

- Какой же автор будет сегодня у нас в гостях на уроке?

Портрет Валентины

Александровны Осеевой

прикреплен на доску(или показ на презентации)

-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы?

-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы.

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать,- сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

-Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

-А теперь вы должны догадаться, с каким произведением В. Осеевой мы сегодня познакомимся.

Выполнив это задание, вы узнаете название произведения.

Организация актуализации знаний.

Демонстрация слайда, организация внимания

Подготовка учащихся к восприятию новой темы

Демонстрация слайда, организация внимания

Демонстрация слайда, организация внимания

Показ 1-ой сюжетной картинки.

Показ 2-ой сюжетной картинки.

Показ 3-ей сюжетной картинки.

- О дружбе , о хороших людях, о хороших поступках.

Прогнозирование темы урока, обоснование, формулировка

-Выслушиваются ответы учащихся

Принятие целевой установки

Воспроизведение названия произведения.

Воспроизведение названия произведения.

Воспроизведение названия произведения.

Разгадывают анаграмму. Приходят к выводу: произве

ние итога урока. Рефлексия

ция о домашнем задании.

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

-Предположите, что будет дальше?

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

-Как вы думаете, что ответила мама Юре?

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Какой это рассказ - веселый или грустный?

-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел

доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.

- Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

Динамическая речевая разминка:

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

2) Отрабатываем произношение согласных:

Работа с книгой

Вам предстоит поработать с текстом.

-При чтении рассказа вы должны отметить в тексте всё, о чём мечтал Юра.

-Хорошие ли были у Юры мечты?

-О чём же мечтал Юрик?

-Хотел ли он что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

-Кто такой герой?

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:

сестрёнка тонет, а он ее спасает.

-Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытывает няня, Трезорка?

-О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.

Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

-Почему Юра не заметил простых дел?

-Какой же был Юра?

-Из Словаря характеристик вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры.

-Я предлагаю вам поработать группами

- Изобразите мимикой и жестами героя.

-Над чем заставил вас задуматься рассказ?

-Какая пословица подходят к этому рассказу?

Парная работа

- Докажите свой выбор

Обобщение по теме урока

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать? -Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Оцените своё состояние после урока:

Инструкция для учащихся:

-Какую учебную задачу мы ставили на урок?

-Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

- Будете ли вы ждать за это награды?

-Оцените своё состояние после урока:

Инструкция для учащихся:

-Пересказать рассказ. Рассказать о каком-нибудь вашем хорошем поступке.

-Закончить урок мне хочется словами:

Я хочу, чтоб добрыми вы были!

Слов волшебных не забыли!

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями!

-Спасибо вам, ребята, за урок.

Постановка проблемного вопроса

Мотивация учащихся к освоению материала

Чтение текста учителем.

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация фронтальной работы

Чёткое проговаривание стихотворного текста

Организация работы по тренажеру

Организация самостоятельной работы с текстом

Организация фронтальной работы

Организация групповой работы с использованием раздаточного материала

Выведение на экран слов- характеристик

Организация парной работы

Организация внимания учащихся

Организация самооценочной деятельности учащихся

Организация внимания учащихся

Проговорить домашнее задание по предмету

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Выслушиваются мнения детей

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией

Выполнение специального упражнения

Работа по тренажеру

Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте.

Зачитывание помет, сделанных в тексте.

Анализируют, классифицируют, обобщают; обсуждают,

Конкретизация слов- характеристик

Поиск подходящей пословицы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок. Литературное чтение

Цель урока: познакомить с новым произведением.

совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения на основе развития внимания к слову;

развивать познавательную активность учащихся, память, внимание, мышление;

корригировать и развивать связную речь на основе высказываний;

корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

коррекция нравственных качеств через оценивание поступков героя рассказа, его результат.

коррекция двигательных нарушений через физминутку.

Воспитательная задача:

воспитывать положительную учебную мотивацию;

доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. Его будут вести два учителя, кроме того на нашем уроке присутствуют гости.

Для того чтобы речь наша звучала красиво, правильно для этого необходимо сделать речевую гимнастику.

2.Подготовка речевого аппарата к процессу чтения.

Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).

Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).

Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.

Язык широкий положи

И спокойно удержи.

5. Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

6. Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

7. Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

3.Проверка домашнего задания:

- Как называется рассказ, который читали вчера?

Чтение по ролям. (1 уровень)

Ответы на вопросы – 2-3 уровень.

- Кто считал себя силачом?

- Как Вовку можно назвать? (обидчик, хвастун, хулиган)

-Почему Вовка обидчик? (он обижал малышей, обидел первоклассника Павлика). Прочитайте.

- Почему Вовку можно назвать хулиганом?

- Почему Вовку можно назвать хвастуном?

-Можно ли назвать Вовку силачом? Почему? Как автор относится к мальчику? (он называет его Вовка)

4. Тема урока

Напомните какую тему мы изучаем.

На уроке мы узнаем о человеческих качествах, а какие они отрицательные или положительные вы решите сами.

5.Первичное чтение с остановкой.

1. Стадия вызова

О чём может быть рассказ с таким названием?

2. После прослушивания рассказа вам надо ответить на вопросы:

1. Кто главный герой рассказа?

2. Что с ним случилось?

- Подтвердилось ли ваше предположение, о ком будет рассказ?

- Ответьте на вопросы, поставленные перед прослушивания рассказа.

6.Физминутка

7. Учимся читать правильно.

8.Чтение текста учащимися по частям и анализ текста

Чтение 1 абзаца:

– Каким рос мальчиком Вова? Почему все

- Как можно одним словом назвать его поведение?

Обобщаю. Его поведение можно назвать нетерпимым ко всему окружающему. Эта нетерпимость слепа и глуха. Вова признаёт только себя, свои интересы, никого не боится, всех обижает.

Чтение 2-3 абзаца:

-Чем гордился Вова? Боялся ли Вова кого- нибудь? Было ли ему страшно?

-Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики и девочки?

Обобщаю. Настал такой день, когда никто не захотел общаться с мальчиком Вовой. Все проявили нетерпимость к его поведению. Но эта нетерпимость была другая. Она исходила от чуткой души и любящего сердца. Люди и животные стали нетерпимы ко злу, неправде, бессердечию.

Чтение 4-5 абзаца:

-Что сделали животные?

Чтение 6 абзаца:

- Смогла ли простить Вову бабушка?

5. Чтение до конца.

-Что случилось с Вовой?

-Почему он остался один?

Вывод: в результате поступков Вовы все от него отвернулись.

9.Зарядка для глаз

10.Закрепление изученного.

- Анализ поступков Вовы. Выборочное чтение.

- Какие действия совершал Вова по отношению

- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

- Как поступили к Вове окружающие?

- Что сделали мальчики?

- Что сделали девочки?

- Что сделал Пушок?

- Что сделал ежик?

- Что сделала бабушка?

11. Обобщение.

Работа с пословицами.

- Какая пословица подходит к прочитанному рассказу?

Худо тому, кто добра не делает никому.

1.У страха глаза велики.

2.Одному жить – сердцу холодно.

Делая зло, на добро не надейся.

Кто духом пал, тот пропал

- Что бы вы могли посоветовать Вове?

Обобщаю. Можно посоветовать Вове попросить прощения, сделать добрые дела, пригласить к себе друзей, и, конечно, стараться не обижать всех его окружающих людей и животных. И тогда все к нему будут относиться по-другому, по-доброму, а для этого нужна большая сила воли.

- Прочитаем мудрое изречение.

(1 часть читает учитель, дети -2 часть).

«Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, как вы готовы к уроку. На парте лежит учебник Чтение и письмо, листок с заданием.

Ребята, к нам сегодня на урок чтения пришли гости.

Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. Правила посадки.

2. Слово об авторе.


Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Самое страшное”. А также продолжим учиться читать текст выразительно целыми словами. Но сначала давайте посмотрим на портрет и вспомним, что мы знаем об этом замечательном писателе. (Ответы детей.)

(Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты.

Так Евгений Андреевич стал писателем.)

Спасибо. Кто помнит, с какими произведениями Пермяка мы уже знакомы? (“Торопливый ножик”, “Пичугин мост”.)

О ком или о чем пишет автор в своих рассказах? (О детях и их поступках).

Все книги, выставленные у доски, написал Е. А. Пермяк. На переменке эти книги можно будет посмотреть и взять почитать.

3. Работа с иллюстрацией.

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с произведением Е. А. Пермяка “Самое страшное”, но и будем развивать способности угадывать мысли художника.

Откройте учебник на стр. 132. Лист, которым закрыт текст, не снимайте.

Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению. Опишите мальчика. (Большой, сильный, крепкий.) Что можно сказать о мальчике, глядя на его внешний вид? (Неряха, на штанах заплатка). Что у мальчика за пазухой? (Рогатка). Для чего ему рогатка с камнем? (Для плохих поступков.) Как относятся к мальчику другие люди? Почему животные боятся Вовы? Значит мальчик кто? (Живодер). Чем мог оттолкнуть стариков? (Грубиян). Детей? (Драчун). Какое чувство вызывает этот мальчик у людей? Как вы думаете, что “самое страшное” мог описать Пермяк в своем произведении? Что ожидает героя, который так относится к людям? Хорошо ли быть таким? Сейчас мы покажем, какими нужно быть.

4. Физминутка.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй:
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

5. Знакомство с новым произведением.

Примите позу слушателя. Приготовьтесь слушать. Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка “Самое страшное” прочитаю вам я. (Чтение рассказа учителем.)

Понравилась ли вам история? Вы хотели бы дружить с Вовой? Вам встречались такие дети?

К какому жанру относится это произведение? Докажите. (Нет рифмы, значит это не стихотворение. Нет волшебства и сказочных героев, значит это не сказка. История могла произойти на самом деле, значит это рассказ.)

Давайте составим модель обложки этого произведения. (Один ребенок выполняет задание у доски с объяснением: желтый прямоугольник показывает, что это рассказ о детях.)

Учебная задача. Сейчас мы прочитаем произведение по цепочке по одному предложению. При чтении особое внимание обратите на характеристику, которую дает автор мальчику.

6. Повторное чтение.

Чтение рассказа детьми. (По цепочке).

Подходит ли герой, которого мы описали, к рассказу?

Найдите в тексте, как автор описывает мальчика. (Выборочное чтение.)

Какую реакцию вызвало поведение Вовы у других людей? Найдите подтверждение в тексте. (Мальчики не захотели играть, оставили его. Девочки от него отвернулись. Пушок на улицу убежал. Кот на шкаф забрался, недобрыми глазами смотрит, сердится. Ёж в другой дом жить перебрался. Обиженная бабушка глаз не подняла, слезинки утирает.)

Для чего был написан этот рассказ? (Дети не должны поступать так, как Вова.)

Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа? Что может случиться с человеком? (Прочитать последний абзац несколько раз.)

Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?

7. Физминутка.

Мы читали, мы читали.
Много нового узнали.
Рассказы, загадки и пословицы
Учат нас быть добрыми,
Внимательными, дружить
И никогда не ссориться!

8. Работа с учебником.

Найдите после текста вопрос под №2. Прочитайте его. (Как нужно относиться к другим людям, чтобы не остаться как Вова одному?) Кто из вас одинок? Кто поступает так же, как Вова? Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

9. Работа в парах.

Сейчас мы будем работать в парах. Положите перед собой лист с пословицами. Прочитайте их. Обсудите с соседом, какая пословица больше всего подходит к прочитанному рассказу. Объясните свое мнение.

10. Итог урока.

Как можно помочь мальчику в этой ситуации? Что вы ему посоветуете? (Попросить прощения, завести друга). Кто такой друг? (Словарь Ожегова.) Чтобы не остаться одному, нужны друзья. Страшно быть одиноким, без друзей. Как нужно поступать с друзьями?

Я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из м/ф “Ахи-страхи”.

Видеозапись (30 секунд). Почему мальчику было не страшно? (Он был с другом.)

С каким произведением мы сегодня познакомились? Чему научил нас автор своим рассказом? Что понравилось на уроке? (Какие задания понравились больше всего?)

Сегодня очень хорошо читали…

Дома прочитайте рассказ родителям. Запишите советы Вове, которые вы придумаете вместе с родителями. В блокнот с пословицами записать 3 новых пословицы о дружбе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.

1.Оргмомент

2. Речевая разминка.

Определите жанр текста: (скороговорка)

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

Начинаем тихо, заканчиваем громко

Начинаем медленно, затем быстрее

3. Целеполагание. (на доске слоги ХО РО ШЕЕ)

Давайте вспомним что мы знаем об авторе?

1 уч -В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте ещё раз прочитаем название рассказа и подумаем о чём это произведение.

- Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1.. Отметка, оценивающая знания, умения, навыки учащихся как вполне удовлетворительные. 2. Оценка окружающей обстановки как приятной. 2) Об удовольствии, душевном удовлетворении, испытываемом кем-либо.

Слушание грамм записи рассказа с остановкой в конце (дети выдвигают свои предположения, что буде дальше в тексте)

5. Проверка первичного восприятия с остановкой в конце

Как вы думаете чем закончится рассказ? давайте послушаем как его закончил автор

-Какой это рассказ грустный или весёлый?

- В.Осеева назвала свой рассказ "Хорошее"?. Как вы думаете, что хорошего в рассказе.

Как всё это можно назвать одним словом? (мысли, желание)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

6. Физкультминутка

7. Вторичное восприятие. Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Анализ произведения. Чтение по ролям. Выборочное чтение:

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Как звали главного героя произведения?

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

(Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие. Как вы думаете почему?

-О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Может он просто не знал как сделать что-то хорошее?

Кто помог Юре разобраться в себе?(мама)Прочитайте, что она посоветовала.

Назовите главную мысль этого рассказа. Каждый человек должен делать что-нибудь хорошее и полезное не в мыслях, а на деле. Хорошо мечтать о хороших делах! Вот если бы …. А зачем ждать? хорошие поступки нужны людям, которые рядом с вами каждый день.

Чтение по ролям.

Мы с вами разобрали весь текст, а теперь я попрошу прочитать его по ролям.

- Сколько действующих лиц в рассказе? а теперь определимся с интонацией

- Как их надо читать слова автора? (спокойно)

- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?(вопросительной)

- Слова Юры мы будем одинаково читать?

- Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо, немного раздраженно)

Читайте также: