Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека конспект

Обновлено: 06.07.2024

Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

Васильева Галина Владимировна,учитель биологии

Конспект урока биологии с элементами интеграции

(Урок обобщения и систематизации знаний)

  1. Развитие критического мышления (чтение с остановками).
  2. Обучение в сотрудничестве.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Технология сотрудничества и кооперации.

Урок: Многообразие и значение одноклеточных животных.

Цель: показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах, роль простейших в природе, жизни и практической деятельности человека.

I . Проверка знаний

1. Назовите характерные признаки живых организмов? (питание, дыхание, рост, размножение).

2. Сходство и различие животных и растений .

Растения Животные Сходства

  1. Клеточное строение
  2. Раздражимость
  3. Способность размножаться
  4. Обмен веществ
  5. Рост

3.Многие не обладают 3. Основная масса

самостоятельным движением самостоятельно

4.Неограниченный рост 4.Рост ограничен

3.Каких животных называют простейшими?

4.Общая характеристика простейших? (клетка-организм).

5.Решение биологических задач.

А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей. (простейшие не имею постоянной формы тела).

№ 3. Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (при высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают? (циста).

№ 4. Докажите, что среда обитания амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки водоем с пресной водой, (наличие сократительной вакуоли, дыхание всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом).

№5.Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? ( - клетка через 1-5 минут могла бы лопнуть; - произошло бы ее отравление продуктами распада).

6. Тест (слайды). Сравнительная характеристика простейших.

Какими из перечисленных признаков обладает амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория туфелька?

  • форма тела постоянная;
  • форма тела непостоянная;
  • питается растворенными в воде организмами;
  • при неблагоприятных условиях образует цисту;
  • передвигается с помощью жгутика;
  • вредные вещества выделяются через сократительную вакуоль;
  • переваривание пищи происходит в пищеварительной вакуоли;
  • питается бактериями и другими мелкими организмами;
  • передвигается с помощью ресничек;
  • пищеварительных вакуолей не образует.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Каждый класс подцарства Простейших включает большое

количество видов одноклеточных животных.

Задача урока показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах обитания, роль их в природе и жизни человека

Существует 70000 видов простейших, известных науке. Общие признаки простейших: дыхание всей поверхностью тела, 1 клетка - организм, размножение - бесполое - делением пополам, удаление продуктов жизнедеятельности через поверхность тела, раздражимость, циста, микроскопические размеры.

Вопрос: Доказать, в чем проявляется многообразие простейших?

1. Многообразие простейших проявляется:

форма размеры среда передвижение питание

тела обитания приспособление

к среде обитания

Многообразие простейших показывает их многогранное значение в природе и жизни человека.

2. Значение простейших: (просмотр презентаций)

  1. Источник питания для других животных.
  2. Участие в образовании горных пород, например, фораминиферы - из них образуются месторождения известняка; радиолярии - их раковинки состоят из кремнезема.

В жизни хозяйственной деятельности человека

1. Содействуют геологической разведке (морские корненожки).

2. Возбудители инфекционных заболеваний животных и человека, например, корненожки - Амеба дизентерийная, паразитирует в толстой кишке, внедряется в ее стенки, вызывая язвы. При амебной дизентерии характерен кровавый понос (источник заражения - грязная вода)

Инфузория - балантидий, живет в кишечнике человека, внедряясь в слизистую оболочку кишечника вызывает язвы, следствие - кровавый понос.

  1. Лейшмании - внутриклеточные паразиты. Разрушая клетки, вызывают язвы на коже. Передаются через укусы некоторых москитов (восточная язва).
  2. Трипаносомы - паразитируют в крови, спинномозговой жидкости. Вызывают тяжелые заболевания,, в том числе сонную болезнь. Переносчики - мухи, клопы, слепни.
  1. Малярийный плазмодий. Возбудитель болезни малярии. Малярийный паразит поселяется в крови. Больного лихорадит то от сильного озноба, то он теряет сознание от жара. Распространяются малярийные паразиты малярийными комарами. Малярийный паразит разрушает клетки человека , выделяя в кровь ядовитые вещества. Кровожадны только самки, а самцы питаются нектаром. У самок без кровососания не созревают яйца. Они сосут кровь при помощи колюще-сосущего ротового аппарата. Самки малярийного комара переносят возбудителя малярии.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(Для систематика - видовое название животного , для врача- практика - сигнал о присутствии возбудителя опасного заболевания, а не только обыкновенной амебы).

IV. ДОМАШШЕ ЗАДАНИЕ (таблица, &4 ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па.


Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" .


Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" .

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по.


Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно.


Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека".

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Польза -- некоторые простейшие способны к фотосинтезу, что значит производят кислород для дыхания, в составе планктона являются трофическим звеном. А вред -- многие из них являются паразитами человека и животных : амёба дизентерийная. трихомонады и многие другие.

Что такое малярия?

Какие животные являются переносчиками возбудителей малярии?

Самки малярийных комаров

Прочитайте текст § 10 на странице учебника 37 и ответьте на вопросы: Назовите известных вам простейших обитателей пресных водоемов. Какую роль они играют в природе? Каково значение почвенных простейших? В какой среде обитают фораминиферы? Какую роль они играют в природе?

Прочитайте текст § 10 на странице учебника 37 и ответьте на вопросы:

Паразитические одноклеточные животные

Название животного

Вызываемое заболевание

Поражаемые органы

Пути заражения

Меры борьбы и профилактика




Название животного Вызываемое заболевание 1. Кишечная лямблия Поражаемые органы Лямблиоз Пути заражения Кишечник Меры борьбы и профилактика Через зараженную цистами воду и пищу Соблюдение правил гигиены

Название животного

Вызываемое заболевание

1. Кишечная лямблия

Поражаемые органы

Пути заражения

Меры борьбы и профилактика

Через зараженную цистами воду и пищу

Соблюдение правил гигиены







Закрепление знаний Вставьте пропущенные слова в предложения Возбудителем малярии является малярийный плазмодий, который относится к типу Споровики. Основным хозяином этого паразита является комар, так как в нем происходит процесс полового размножения этого животного. Человек, в организме которого осуществляется бесполое размножение паразитов, служит в данном случае промежуточным хозяином.

Вставьте пропущенные слова в предложения

Возбудителем малярии является малярийный плазмодий, который относится к типу Споровики. Основным хозяином этого паразита является комар, так как в нем происходит процесс полового размножения этого животного.

Человек, в организме которого осуществляется бесполое размножение паразитов, служит в данном случае промежуточным хозяином.

Какие меры профилактики этого заболевания вы можете предложить?

Какие меры профилактики этого заболевания вы можете предложить?

Домашнее задание: Прочитать § 10, проверить вои знания, ответив на вопросы в конце параграфа. Закончить работу по заполнению таблицы.

Домашнее задание:

Прочитать § 10, проверить вои знания, ответив на вопросы в конце параграфа. Закончить работу по заполнению таблицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 5 . Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека

Цель : формирование представлений о положительном и отрицательном значении одноклеточных животных в природе и жизни человека .

Задачи: познакомить обучающихся с многообразием представителей подцарства Одноклеточные животные и их значением в природе и жизни человека ; научить различать представителей простейших на рисунках и таблицах; сформировать представление о санитарно-гигиенических нормах, позволяющих избежать заражения болезнетворными простейшими; продолжить работу по формированию универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

Оборудование: учебник; рисунки, таблиц с изображением одноклеточных животных ; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

I. Проверка знаний

В начале урока учитель проводит проверку знаний обучающихся об особенностях строения и жизнедеятельности представителей простейших, предлагая выполнить задание.

Ответьте на вопросы теста

1. В современной системе животного мира простейших относят к одному из

А) подцарств б) типов в) классов г) отрядов

2. Простейшие живут

А) только в морских водоёмах б) только в пресных водоёмах

В) только в почве г) в водоёмах, в почве, в телах других живых организмов

3. К одноклеточным организмам, характеризующимся признаками животных и растительных организмов, относится

А) амёба обыкновенная б) амёба дизентерийная в) эвглена зеленая г) радиолярия

4. При помощи жгутиков передвигается

А) эвглена зеленая б) амёба обыкновенная в) инфузория-туфелька г) амёба дизентерийная

5. Жгутиковые имеют

А) только один жгутик б) два жгутика в) четыре жгутика г) один и более

6. Инфузория-туфелька передвигается путём согласованного колебания ресничек, расположенных

А) у предротового углубления б) на заострённом конце тела

В) на всей поверхности тела г) на тупом конце тела

7. Основная функция сократительных вакуолей у инфузории-туфельки связана с удалением

А) кислорода б) углекислого газа в) остатков непереваренной пищи

Г) воды и растворённых в ней веществ

8. При наступлении неблагоприятных условий инфузория-туфелька

А) погибает б) усиленно размножается в) образует цисту г) образует большое количество органических веществ, наличие которых обеспечивает функционирование

9. Установите соответствие органоидов инфузории-туфельки и выполняемыми функциями

1. Ротовое отверстие

2. Сократительные вакуоли

3. Пищеварительные вакуоли

А. Участвуют в размножении, оказывают влияние на процессы жизнедеятельности

Б. Обеспечивают передвижение в толще воды, создают и направляют ток воды с находящимися в ней бактериями ко рту

В. Осуществляют удаление вредных веществ и избытка воды

Г. Улавливает пищевые объекты

Д. Переваривает пищу

После выполнения задания учитель организует самопроверку его выполнения и ведёт работу над ошибками.

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

Через укусы комаров

Осушение болот, использование репеллентов

В ходе объяснения учитель обращает внимание обучающихся на сложном жизненном цикле Малярийного плазмодия, связанном со сменой хозяина. С жизненным цикле Малярийного плазмодия обучающиеся знакомятся, используя текст и рисунок учебника на стр.39.

Для лучшего усвоения данного материала учитель предлагает обучающимся задание.

Вставьте пропущенные слова в предложения

Возбудителем малярии является малярийный плазмодий , который относится к типу Споровики. Основным хозяином паразита является комар, так как в нём происходит процесс полового размножения этого животного. Человек. В организме которого осуществляется бесполое размножение паразитов, служит в данном случае промежуточным хозяином.

IV. Обобщение и закрепление знаний

В завершающей части урока учитель предлагает обучающимся выполнить задание.

Ответьте на вопросы теста

1. К споровикам относятся

А)кокцидии б) лямблии в) Амёба дизентерийная г) инфузория-балантидий

2. Хозяева в цикле развития малярийного плазмодия

А) один б) два в) три г) четыре

3. Половое размножение малярийного плазмодия происходит

А) в клетках печени человека б) в эритроцитах крови в) в организме комара г)в плазме крови

4. Человек заражается амебиазом (амебной дизентерией), проглотив

А) яйца амебы б) цисты амёбы в) споры амёбы

5. Из паразитических одноклеточных наибольшую опасность для кроликов и кур представляют

А) инфузория-туфелька б) кокцидии в) инфузория-трубач г) малярийный плазмодий

Затем обучающиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии, и отвечают на вопросы теста с целью самостоятельного оценивания своих знаний, полученных на уроке.

V. Домашнее задание

Гост

ГОСТ

Роль простейших в водной среде

В водной среде простейшие являются питанием для мелких животных. Многие моллюски, ракообразные, черви, мальки рыб, личинки, водяные насекомые питаются одноклеточными животными. В свою очередь эти мелкие животные являются пищей более крупных животных, которые приносят огромный вклад в сельское, рыбное и народное хозяйство. Одноклеточные организмы образуют планктон, которым питаются киты, кашалоты.

Сами простейшие, а особенно инфузории питаются бактериями, разложившимися органическими остатками, и тем самым очищают водоемы от загрязнения. Так же простейшие фототрофы насыщают воду кислородом, и уменьшают содержание углекислого газа. Простейшие имеют способность из органических веществ на свету создавать неорганические вещества.

Большинство простейших являются индикаторами чистоты воды. Определить загрязненную воду поможет большая численность в водоеме инфузорий и эвглен некоторых видов. В чистой воде обитают инфузории-туфельки, трубачи, спиростомумы. В воде с малым содержанием органических и большим содержанием минеральных веществ живет амеба обыкновенная.

Простейшие кроме водного пространства населяются и в почве, насыщенной влагой. Одноклеточные организмы вместе с другими почвенными обитателями поддерживают плодородие почв и участвуют в почвообразовании.

Простейшие как строители горных пород

Мел и горные породы состоят из множества микроскопических раковин. Так известные всем горные породы Урала, Крыма, Кавказа содержат тело простейшего древнего животного – фораминифера. Известняки, состоящие полностью из фораминиферов, имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены гигантские Египетские пирамиды.

Готовые работы на аналогичную тему

Остатки фораминиферов в горных породах являются разгадкой для геологической разведки. Наличие определенных видов фораминиферов показывает на близость слоев с нефтью, а также определяют возраст осадочных пород.

Кремнеземные горные породы образуются из скелетов лучников.

Отрицательное значение одноклеточных животных

Простейшие у человека и животных вызывают тяжелые заболевания:

  • Амеба дизентерийная попав в организм человека, внедряется в оболочку толстого кишечника и, размножаясь, вызывает воспалительный процесс и кровавый понос. Попадая в кровь, дизентерийная амеба пожирает красные кровяные тельца – эритроциты.
  • У детей в печени и тонком кишечнике паразитируют лямблии, вызывая острое воспаление желчного пузыря и кишечные расстройства, потерю аппетита и веса. Образуя цисты лямблии, выводятся из организма больно человека, и служит источником заражения.
  • Балантидии являются паразитами крыс и свиней, а также человека. Поражают ткани кишечника, питаясь клетками крови. Также питаются остатками не переваренной пищи в тонком кишечнике.
  • Малярийный плазмодий вызывает малярию у человека. Переносится паразит только через малярийных комаров. Комар переносит инфекцию от больного к здоровому человеку.
  • Кокцидии поселяются в клетках стенок кишечника или желудка кроликов, кур и других животных. Заболевшие животные отказываются от корма и вскоре погибают. Заражение происходит через пищу, загрязненную испражнениями больных животных. Известны случаи кокцидиоза и у людей.
  • К тяжелым протозойным заболеваниям человека относятся сонная болезнь, возбудителями которой являются жгутиконосцы — трипаносомы, и разные формы лейшманиозов, вызываемые другими жгутиковыми — лейшманиями.

Таким образом, одноклеточные животные вносят огромный вклад в жизнь природы, человека и народного хозяйства. Но не стоит забывать о том, что некоторые виды простейших являются возбудителями опасных заболеваний животных и человека.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09 07 2021

Маргарита Андреевна Белоцерковская

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Многообразие одноклеточных их роль в жизни человека и природы

Одноклеточные животные обитают в водоемах, каплях росы на листьях растений, во влажной почве, в органах растений, животных и человека.

Тело простейшего состоит из цитоплазмы, поверх которой имеется тончайшая наружная мембрана, а у большинства и плотная оболочка. В цитоплазме находятся ядро (одно, два или более), пищеварительные и сократительные (одна, две или более) вакуоли. Большинство простейших активно передвигается с помощью особых органоидов.

Подцарство простейших включает 40 тыс. видов, объединенных в несколько типов. Самые крупные из них два: тип Саркодовые и жгутиковые и тип Инфузории.

Тип саркодовые и жгутиковые

Места обитания, строение и образ жизни.

К саркодовым и жгутиковым относятся в основном свободноживущие организмы. Наиболее распространены из них амеба обыкновенная и эвглена зеленая. Амеба обыкновенная живет в придонных местах пресных водоемов. Она не имеет постоянной формы тела и передвигается перетеканием в образующиеся выпячивания - ложноножки (на греч. "амеба" означает "изменчивая"). Эвглена зеленая живет в верхних слоях пресных водоемов. Она имеет плотную оболочку, придающую ей постоянную веретеновидную форму тела; передвигается с помощью жгутика. Внутри тела эвглены имеются ядро, хлоропласты, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок.

Амеб и других простейших, не имеющих оболочки и способных образовывать ложноножки, относят к саркодовым (от греч. "саркос" - плазма). Эвглен и других простейших, имеющих жгутики, относят к жгутиковым. Некоторые жгутиковые, например жгутиковая амеба, имеют жгутики и ложноножки, что свидетельствует о близком родстве саркодовых и жгутиковых и служит основанием объединения их в один тип.

Питание. Амеба обыкновенная питается в основном одноклеточными организмами, захватывая их ложноножками. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях под влиянием пищеварительного сока. При этом сложные органические вещества пищи превращаются в менее сложные и переходят в цитоплазму (они идут на образование собственных органических веществ, которые служат строительным материалом и источником энергии). Непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любой части тела. Эвглена зеленая, как и одноклеточные водоросли, на свету образует органические вещества. При недостатке света она питается растворенными в воде органическими веществами.

Дыхание. Свободноживущие простейшие дышат растворенным в воде кислородом, поглощая его всей поверхностью тела. Попав в цитоплазму, кислород окисляет сложные органические вещества, превращая их в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения. При этом освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности организма. Углекислый газ, образующийся в процессе дыхания, удаляется через поверхность тела.

Раздражимость. Одноклеточные животные реагируют на свет, температуру, различные вещества и другие раздражители. Амеба обыкновенная, например, движется от света в затененное место (отрицательная реакция на свет), а эвглена зеленая плывет в сторону света (положительная реакция на свет). Способность организмов реагировать на действие раздражителей называется раздражимостью. Благодаря этому свойству одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий и находят пищу.

Размножение саркодовых и жгутиковых происходит путем деления. Материнская особь дает начало двум дочерним, которые при благоприятных условиях жизни быстро растут, и уже через сутки происходит их деление.

Сохранение при неблагоприятных условиях жизни. При понижении температуры воды или высыхании водоема на поверхности тела амебы из веществ цитоплазмы образуется плотная оболочка. Само тело округляется, и животное переходит в покоящееся состояние, называемое цистой (от греч. "цистис" - пузырь). В таком состоянии амебы не только сохраняются при неблагоприятных условиях жизни, но и расселяются при помощи ветра и животных. В цисты превращаются многие саркодовые и жгутиковые, в том числе амеба дизентерийная, эвглена зеленая, лямблии и трипаносомы.

Тип инфузории

Места обитания, строение и образ жизни.

К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Эти и большинство других инфузорий живут в пресных водоемах с разлагающимися органическими остатками (их название происходит от греч. "инфузиум" - настой). Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи).

Тело инфузорий покрыто рядами ресничек, при помощи которых они передвигаются. Имеются инфузории, например сувойки, ведущие сидячий образ жизни. К подводным предметам они прикрепляются сократимым стебельком.

Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют более сложное строение. У них имеются большое и малое (или малые) ядра, клеточные рот и глотка, околоротовая впадина, постоянное место удаления остатков непереваренной пищи - порошица. Сократительные вакуоли инфузорий состоят из собственно вакуолей и приводящих канальцев.

Питание. Большинство инфузорий питается различными органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Пища попадает в предротовую впадину благодаря согласованному колебанию окружающих ее ресничек, а затем через рот и глотку в цитоплазму (в образующуюся пищеварительную вакуоль). Не-переварившиеся остатки пищи удаляются через порошицу.

Дыхание и выделение у инфузорий происходят так же, как у саркодовых и жгутиковых, через всю поверхность тела.

Раздражимость. В ответ на действие света, температуры и других раздражителей инфузории движутся к ним или в обратную сторону (положительный и отрицательный таксисы - движения).

Размножение и сохранение при неблагоприятных условиях у инфузорий происходят в основном так же, как у саркодовых и жгутиковых.

Роль одноклеточных в жизни человека и природы

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений. Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы опасны значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, на против, опасны.

Читайте также: