Урок практикум работа с картой география 6 класс климанова конспект
Обновлено: 06.07.2024
Пособие содержит характеристику курса, уроки-практикумы, примеры заданий рабочих тетрадей для 5 и 6 классов, примеры заданий для входного, текущего и тематического контроля, а также перечень обязательной географической номенклатуры.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и Примерной основной образовательной программе.
Кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ им. , член Русского географического общества (награждена почетной грамотой и дипломом РГО)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путешествия и их географическое отражение
Какой раздел мы с вами изучали?
Назовите основные понятия этого раздела
план местности
условные знаки
масштаб: численный, именованный, линейный
легенда плана и карты
компас
азимут
полярная съёмка
маршрутная съёмка
мелкомасштабные карты
крупномасштабные карты
физические карты
социально-экономические карты
Урок-практикум
Работа с картой
Отправляясь в поездку вы задаётесь вопросами:
1. Зачем вы туда едете?
Цель
Работа с картой
Цели урока:
Повторить приемы определения местоположения на карте различных объектов;
Закрепить умения определять географические координаты, находить по ним географические объекты;
Учиться работать с картами.
2. Каким образом вы будете туда добираться?
Работа с картой
Рабочий лист
Средства
3. Что вы хотите увидеть в конце пути?
Результат
Работа с картой
Результат –достигнуть целей, поставленных на уроке.
Карта – наш помощник!
о. Визе
параллели
карта
географическая долгота
экватор
восток
географические координаты
меридианы
полюса
географическая широта
север
Тихий
Африка
глобус
Географический диктант
1. На карте есть города и страны, которые сменили названия. Определите, пользуясь географическими координатами, как называются эти территории сегодня:
1)Вьетнамский город Сайгон (11° с. ш., 107° в. д.).
2)Чехословакия в Восточной Европе (49° с. ш., 16° в. д.).
3)Государство Бирма в Азии (21° с. ш., 95° в. д.).
4)Китайский остров Формоза (24° с. ш., 121° в. д.).
5)Азиатское государство Сиам (16° с. ш., 101° в. д.).
6)Город Гонконг (22° с. ш., 114° в. д.).
Практическая работа №3. Работа с картой
3
2
1
I вариант
1) Определите, какой географический объект имеет координаты:
а) 52° с. ш.; 106° в. д. б) 42° ю. ш.; 148° в. д.
2) Определите координаты Берингова пролива.
3) Назовите океаны, моря, озера и заливы, которые пересекаются меридианом 106° в. д.
4) Определите координаты самой северной точки Австралии.
II вариант
1) Определите, какой географический объект имеет координаты:
а) 41° с. ш.; 16° в. д. б) 67° ю. ш.; 65° з. д.
2) Определите координаты Суэцкого канала.
3) Назовите океаны, моря, озера и заливы, которые пересекаются меридианом 5° в. д.
4) Определите координаты самой южной точки Африки.
III вариант
1) Определите, какой географический объект имеет координаты:
а) 2°ю. ш.; 33° в. д. б) 28°с. ш.; 82° з. д.
2) Определите координаты Гибралтарского пролива.
3) Назовите океаны, моря, озера и заливы, которые пересекаются меридианом 87° з. д.
4) Определите координаты самой восточной точки Южной Америки.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Мы познакомились с географической картой, овладели основными приемами работы с ней. В своей работе географы не обходятся без карт. На всех последующих занятиях мы будем изучать разные географические карты и все подробнее с помощью них узнавать особенности нашей планеты.
Путешествия и их географическое отражение
Какой раздел мы с вами изучали?
Отправляясь в поездку вы задаётесь вопросами:
1. Зачем вы туда едете?
Цель
Работа с картой
Цели урока:
Повторить приемы определения местоположения на карте различных объектов;
Закрепить умения определять географические координаты, находить по ним географические объекты;
Учиться работать с картами.
Работа с картой
Я знаю!
Я умею!
Мне нравится!
Ответы:
1. 1. Город Хошимин. 2. Чехия. 3. Мьянма. 4. Тайвань. 5. Государство Таиланд. 6. Город Сянган.
2. Эверест. Самая высокая точка на планете
3. Ленинград
4. Судно находилось в точке с координатами 44° ю. ш. и 165° з. д. в районе островов Новая Зеландия в Тихом океане.
5. Определите, какие города имеют координаты:
43° с. ш.; 132° в. д. (Владивосток.)
36° ю. ш.; 150° в. д. (Сидней.)
38° с. ш.; 123° з. д. (Сан-Франциско.)
34° ю. ш.; 58° з. д. (Буэнос-Айрес.)
6. Устья каких рек расположены на:
24° с. ш.; 68° в. д. (Инд.)
32° с. ш.; 121° в. д. (Янцзы.)
46° с. ш.; 61° в. д. (Сырдарья.)
31° с. ш.; 32° в. д. (Нил.)
Острова и полуострова
Ответы : 1. Скандинавский п-ов. 2. о. Гренландия. 3. о. Исландия. 4. о. Новая Земля. 5. о. Суматра. 6. п-ов Лабрадор. 7.Большие Антильские о-ва. 8. о. Сахалин. 9. п-ов Индостан.
10. о. Мадагаскар. 11. о. Огненная Земля. 12. п-ов Камчатка. 13. Пиренейский п-ов. 14. о. Новая Гвинея. 15. Аравийский п-ов.
Практическая работа №3. Работа с картой
Острова и полуострова
Ответы : 1. Скандинавский п-ов. 2. о. Гренландия. 3. о. Исландия. 4. о. Новая Земля. 5. о. Суматра. 6. п-ов Лабрадор. 7.Большие Антильские о-ва. 8. о. Сахалин. 9. п-ов Индостан.
10. о. Мадагаскар. 11. о. Огненная Земля. 12. п-ов Камчатка. 13. Пиренейский п-ов. 14. о. Новая Гвинея. 15. Аравийский п-ов.
Самостоятельная работа
I вариант:
1. а) оз. Байкал; б) о. Тасмания.
2. 65° с. ш.; 168° з.д.
3. Индийский океан, Южно-Китайское море, оз. Байкал, Северный Ледовитый океан.
4. м. Йорк (11° ю. ш.; 143° в. д.).
II вариант:
1. а) вулк. Везувий; б) Антарктический п-ов.
2. 31° с. ш.; 33° в. д.
3. Атлантический океан, Гвинейский зал., Средиземное море, Гренландское море, Северный Ледовитый океан.
4. м. Игольный (35° ю. ш.; 20° в. д.).
III вариант:
1. а) оз. Виктория; б) п-ов Флорида.
2. 35° с. ш.; 5° з. д.
3. Тихий океан, Карибское море, Мексиканский зал., оз. Мичиган, оз. Верхнее, Гудзонов зал., Северный Ледовитый океан.
4. м. Кабу-Бранку (5° ю. ш.; 35° з. д.).
Урок-практикум
Работа с картой
Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 609 344 материала в базе
Материал подходит для УМК
§ 39. Урок-практикум. Работа с картой
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Цель урока: создать условия для формирования умений работа с климатическими картами.
Образовательные задачи:
· дать представление о различных видах климатических карт и способами работы с ними;
· научить работать с различными типами климатических карт;
Развивающие задачи:
· продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при работе с климатическими картами.
· развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
· развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
· воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Воспитательные задачи:
· способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природы мира;
· развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Дидактический материал: инструктивные карты, учебники, атласы
Наглядные пособия: атласы, карта настенная
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:
Урок: Работа с климатическими картами. (1 час)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним что мы с вами изучали на прошлом уроке? Посмотрите на экран.
Что такое погода?
Что такое климат? Какие климатические пояса выделяют на планете?
А зачем нам с вами знать особенности климатических поясов?
А какие характеристики климатических поясов необходимо знать?
Давайте отгадаем загадки
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка.
Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет
Он вчера совсем не дул,
Флигель даже отдохнул.
А теперь он просто шквал!
Как бы флигель не сломал!
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
Правильно. А что приносят с собой часто облака?
Какие приборы используются для определения показателей климата?
Выполните задание: Установите соответствие прибор - показатель
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы
Температура
Атмосферное давление
Анероид – атмосферное давление
Осадкомер – количество осадков
Флюгер – направление ветра
Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.
Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью
3 Создание проблемной ситуации,
постановка проблемы.
Целеполагание.
Планирование.
А для чего нам с вами знать особенности погоды и климата?
А как называется наука о предсказании погоды?
А как называется профессия людей, которые занимаются предсказаниями погоды?
Сегодня мы с вами будем работать на уроке в роли метеорологов.
А что надо знать и уметь метеорологам, для предсказания погоды и климата?
А где мы с вами возьмем данные для предсказания особенностей климата территории?
Дети высказывают разные мнения
(возникает проблемная ситуация).
Погодные (климатические показатели)
Из карты в учебнике и атласе.
3. Практическая деятельность детей (работа в группах)
Вы поделены на группы. Каждая группа работать будет со своей территорий для определения особенностей климата.
1 группа Рио-де-Жанейро
2 группа Новосибирск
4 группа Санкт Петербург
5 группа Сидней
У каждой группы и у каждого члена группы имеются свои инструктивные карты, которые заполняются во время работы. В данных картах прописан алгоритм работы с климатическими картами и некоторые вопросы на которые вы должны ответить. На работу вам отводится 10 минут.
Работают с разными источниками географической информации (учебником и атласом);
выделяют главное, анализировать собранную информацию,
оформляют результаты работы в таблице;
Заполняют инструктивную карту
Продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации;
умений выделять главное,
анализировать собранную информацию,
оформлять результаты работы в виде таблицы;
4. Физминутка
5. Результаты самостоятельной работы групп.
Слушает ответы учащихся, оценивает.
А теперь давайте разберем вопросы, которые у вас еще имеются в картах.
Выступают с отчётом о проделанной работе
Отвечают на вопросы
Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.
формирование умения кратко излагать свои мысли устно,
способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии
6. Проверка приобретённых знаний
Сегодня мы с вами тренировались работать с климатическими картами.
1. Какие разновидности климатических карт бывают?
Какой существует алгоритм работы с климатическими картами?
2. Найдите соответствия:
Климатический пояс – воздушная масса:
Арктический , экваториальная воздушная масса, тропический пояс, арктическая воздушная масса, экваториальный климат, тропическая воздушная масса
3. Найти соответствие:
Умеренный климат
Умеренная воздушная масса
Чередование двух воздушных масс в течение года
Большое количество осадков
Экваториальная воздушная масса
Постоянные средние температуры в течение года температуры
Отвечают на вопросы
Арктический – арктическая ВМ
Экваториальный – экваториальная ВМ
Тропический – тропическая ВМ
Умеренный климат – сезонность, умеренная воздушная масса
Экваториальный климат
Большое количество осадков
Экваториальная воздушная масса
Постоянные средние температуры в течение года температуры
7. Рефлексия
Давайте ответим на вопросы:
На уроке я узнал…
Мне было трудно…
У вас на партах карточки со смайликами
Выберите тот, что соответствует вашему настроению
Отвечают на вопросы по желанию…
Обсуждения в группах, делают свои выводы
Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства
Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение
8. Домашнее задание
Делают записи в дневниках
Инструктивная карта
Дайте характеристику климатических показателей города Рио-де-Жанейро
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
Показатели климата
Рио-де-Жанейро
Средняя температура января, ºC
Средняя температура июля, ºC
Годовая амплитуда температур, ºC
Среднегодовое количество осадков
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________________________
Инструктивная карта
Дайте характеристику климатических показателей города Новосибирск
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
Показатели климата
Новосибирск
Средняя температура января, ºC
Средняя температура июля, ºC
Годовая амплитуда температур, ºC
Среднегодовое количество осадков
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________
Инструктивная карта
Дайте характеристику климатических показателей города Каир
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
Показатели климата
Средняя температура января, ºC
Средняя температура июля, ºC
Годовая амплитуда температур, ºC
Среднегодовое количество осадков
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________
Инструктивная карта
Дайте характеристику климатических показателей города Санкт Петербург
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
Показатели климата
Санкт-Петербург
Средняя температура января, ºC
Средняя температура июля, ºC
Годовая амплитуда температур, ºC
Среднегодовое количество осадков
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.__________________________________________ ___________
Инструктивная карта
Дайте характеристику климатических показателей города Сидней
Алгоритм работы с климатическими картами
1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.
2. Найдите заданный город.
3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:
· Температуру января (по ближайшей изотерме),
· Температуру июля (по ближайшей изотерме),
· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),
· Среднегодовое количество осадков,
· Преобладающие постоянные ветра,
Показатели климата
Средняя температура января, ºC
Средняя температура июля, ºC
Годовая амплитуда температур, ºC
Среднегодовое количество осадков
4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________
Комментарии (2)
Урок хороший, но для участия в конкурсе по "географии России" нужно использовать больше материала по России.
Презентация предназначена для использования на уроке географии в 6 классе в качестве практикума по обобщению знаний темы "Географическая карта" Совершая путешествие вокруг Земли с литературными героями, учащиеся вспоминают основные понятия по теме, и закрепляют навыки работы с картами.
Цель нашего путешествия:
Шаг первый. Что необходимо путешественнику в пути? Дайте определение этой вещи.
Бывало в сказках старый столб вещал богатырям:
«Пойдёшь направо – конь падёт, налево – сгинешь сам.
А что поможет вам теперь путь правильный найти?
Расскажет: что и почему, и где в пути вас ждёт.
Как только дружный ваш отряд отправится в поход?
Пока наш воздушный шар наполняется газом, попросим Филиаса Фогга сообщить наши координаты: 0 0 з.д. 52 0 с.ш.
«-Разве тебе неизвестно, что Земля– шар? - спросила учительница.
Шаг третий. Самоконтроль.
Укажите, как можно совершить кругосветное путешествие? Двигаясь только:
Шаг четвёртый. Итак, наш воздушный шар, наконец-то оторвался от земли и взмыл ввысь. Под нами проплывали реки и озёра, города и деревни, моря и острова. Мы оказались в удивительном месте.
Перед нами стеной в два метра вышины тянулась сложенная из огромных плит терраса. Словно зачарованные, закинув головы, мы не сводили глаз с нескольких гигантских статуй. Они стояли на удлинённых торсах , без ног, с едва намеченными под грудью руками – примитивные и мощные, безмолвные и грозные, и пристально смотрели вперёд, в безмолвное пространство океана… Это был остров Рапа- Нуи, таинственный остров, загадочный, доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам всего цивилизованного мира.
Шаг пятый. Следующий наш привал оказался в очень странном месте. Вопрос: Что это за остров? Если вы ещё не узнали его, то найдите на карте по координатам: 28 0 ю.ш. 109 0 з.д.
Пролетая на воздушном шаре мы оказались над островом, у берегов которого капитан Немо начал своё кругосветное путешествие по морским глубинам. Координаты этого острова:
34 0 с.ш. 139 0 в.д.
Шаг шестой. Вопрос: Что это за острова? Определите глубину в этом месте океана.
Практическая часть урока.
Географическая карта – это уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков.
Лондон – столица Великобритании
Так представляли себе Землю древние индийцы.
Водопад Виктория на реке Замбези. Открыт Д. Ливингстоном, назван в честь английской королевы Виктории.
Читайте также:
- Конспект урока развития речи 7 класс
- Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях борьба добрых и злых сил
- Конспект урока эффективность компании банкротство и безработица
- В страну слов первые встречи конспект занятия 1 класс презентация
- Устные вычисления в пределах 100 2 класс школа россии конспект