Конспект нетрадиционного урока по русскому языку 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Понятие о частях речи.

1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются

в части речи.

2. Сформировать умения распознавать части речи. Развивать

орфографическую зоркость. Работать над расширением словарного

запаса и лексического значения слов.

3. Воспитать умение слушать ответы учащихся, внимание, интерес

к получению новых знаний.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.

2. Работа по теме урока.

На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой на письме он обозначается?

Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм

Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.

- Спишите, продолжая закономерность МммМ

Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:

(проговариваем орфографически) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, магазин, Москва.

- Составьте предложение с одним из словарных слов.

- Что такое предложение?

В морозной тишине резко стрекотали сороки.

- Найти в словах все орфограммы.

- Сделать полный синтаксический разбор предложения.

1) По цели высказывания предложение - повествовательное;

2) По интонации – невосклицательное;

3) По составу простое (одна основа);

4) По наличию второстепенных членов - распространенное.

стрекотали (как) резко

стрекотали (где) в тишине

в тишине (какой) морозной

- Разберите слово морозной по составу.

- Сделайте фонетический разбор слова резко

Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.

р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.

е [ э ]- гласн., удар.

!з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.

к [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.

!о [ а]- гласн., б/удар.

Ветер дует нам в лицо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше!

Новая тема урока.

-Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт, пушистый.

-Что вы знаете о словах? (Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?. Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу.)

Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.

-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1. звезда, снег; 2. ночной. пушистый; 3. летит, плывёт)

-По какому признаку вы разделили эти слова?

Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:

-А какие ещё вы знаете части речи? (местоимение, наречие, предлоги, союзы)

Молодцы, все справились.

-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и что они значат.

Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.

*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?

Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.

1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

3. Рефлексия учебной деятельности.

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым интересным?

-Понравился ли вам урок?

-Что бы хотели изменить?

4. Домашнее задание.

с. 3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.

Ф. И___ класс___

Технологическая карта урока.

1. -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове. Проверка. 3 балла

Анализ урока получения новых знаний.

1. Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.

3. Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…

4. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

6. Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

7. Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).

8. На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:

-метод эмоционального стимулирования.

9. Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

10. Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы: частично- поисковый, практический, информационный, игровой, коллективного способа обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; таблица "Корневые орфограммы"; сигнальные карточки, на которых изображены круги красного, зелёного, жёлтого, синего цвета для обратной связи.

1-ый слайд - Высказывания о русском языке.

2-ой слайд . Слова (правильно ставь ударение);

3-ий слайд .Синонимы. Карточки с пословицами, карточки с фразеологизмами

"эвры" - фишки, которые даются за правильные ответы.

Презентация. 1-ый слайд.

"Берегите наш язык, наш прекрасный, русский язык".
И. С. Тургенев

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык".
К. Г. Паустовский

-Учитель:- Сегодня мы проводим нестандартный урок русского языка.

Урок - интеллектуальная игра "Эврика".

Греческий учёный при открытии закона гидростатистики воскликнул: "Эврика!", что в переводе означает " Я нашёл!". С тех пор это восклицание - выражение радости, удовлетворения при решении задачи, возникновении идеи.

(Класс делится на три команды. Каждая команда сидит за "круглым" столом.)

-.Команда должна записать буквы, а затем из этих букв собрать слово. Оно и будет названием вашей команды.

Каждой команде буква диктуется по очереди. (Это упражнение на распределение внимания, которое необходимо развивать у обучающихся начальной школы).

2. Третья буква в алфавите (в)

3. Следующая в алфавите за Т (у)

4. Предыдущая в алфавите букве В (б)

2. Следующая в алфавите за К (л)

3. Предыдущая в алфавите букве Г (в)4. Парная согласная букве

2. Предыдущая в алфавите букве П (о)

3.Парная согласная букве Д (т)

4.Десятая буква в алфавите (и)

Прочитайте выразительно высказывания И. С. Тургенева и К. Г. Паустовского.

Объясните их смысл. Назовите слова, обозначающие признаки предметов. (на экране первый слайд).

"Мозговой штурм".

Каждой команде вопросы даются по очереди.

  1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголами)
  2. Какая гласная всегда стоит под ударением? (Ё)
  3. Какую букву называют буква - бездельник? (Ъ)
  4. Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ? (поменять буквы)
  5. Что такое ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
  6. Какие части речи вы знаете?
  7. Форма какого падежа является начальной?
  8. Какое небесное тело имеет два названия: Одно- мужского рода, другое- женского (Месяц, луна).
  9. Название какого распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?(Со-с-на)
  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
  2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
  3. Окончание какой части речи состоит из первой и последней букв алфавита? (-ая)
  4. Сколько падежей в русском языке?
  5. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (алфавит).
  6. Как мышеловку написать пятью буквами? (кошка).
  7. Как образовалось слово " Подсолнух"?
  8. Название какой страны оканчивается тремя "Я" (Австрия).
  9. В каких словах пишутся подряд три буквы Е? (Змееед. Длинношеее.)
  1. Какое небесное тело имеет два названия: Одно- мужского рода, другое- женского (Месяц, Луна ).
  2. Назовите порядок слова по составу.
  3. Могут ли быть словами отдельные звуки? (У, К, А, И.,О, В).
  4. Сколько гласных букв в русском алфавите?
  5. Сколько гласных звуков в русском алфавите?
  6. Из названий каких двух букв можно приготовить еду? (каша)
  7. Какие части слова знаете?
  8. По каким полям нельзя ни пройти, ни проехать? (По полям тетради, по полям шляпы).
  9. Половина какой буквы даёт название войсковой части?. ( Пол - к)

2 -ый слайд. Поставьте правильно ударение в словах:

Физкультминутка.

Ежедневно по утрам (руки вперёд)
Заниматься надо нам. (руки вверх)
Мы с доски не сводим глаз. (руки в стороны)
А учитель учит нас.(руки вниз) и т. д
Ель, топор, лопата, руки- (руки на пояс)
В каждом слове слышим звуки.(руки к плечам)
Звуки это разные: (наклон туловища вправо)
Гласные, согласные. (наклон туловища влево)

Распределите слова по корневым орфограммам. Упражнение на слух.

Учитель называет слова, ребята определяют тип орфограммы , глядя на таблицу, и показывают ответ цветовой сигнальной карточкой. (обратная связь)

(Кружок красного цвета) Безударная гласная в корне слова.

(Кружок зелёного цвета) Парная звонкая и глухая согласная.

(Кружок жёлтого цвета) Удвоенная согласная.

(Кружок синего цвета.) Непроизносимая согласная.

Рассвет. Берёзки.
Певец. Затопила.
Лепестки. Радостный.
Оттепель. Зелень.
Скворечник Весенний.
Серёжки. Цветущая.
Солнце. Аллея.
Капель. Небеса.
Местность. Капель.

- Какова была тематика слов?

- Назовите ещё весенние слова.

3 -ий слайд. Синонимы. (На слайде только выделенные слова.)

1). Дайте определение. Синонимы делают нашу речь красочной, яркой.

Синонимов в одном ряду может быть 2, 3 и более. В словаре синонимов Александровой к прилагательному глупый - 37 синонимов, а к глаголу сказать - 30 синонимов. Чем больше человек знает синонимов, тем он ярче выражает свою мысль.

Бежать (мчаться, нестись, лететь)

Большой (громадный, огромный, гигантский)

Буря (ураган, шторм, смерчь)

Горячий (жаркий, знойный)

Дети (ребята, малыши)

Знаменитый (известный, прославленный )

Родина (Отчизна, Отечество, Россия )

2).Упражнение дается на слух.

Замените синонимами, называя слова с удвоенными согласными. Запишите слова.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка тетрадей.

Обучение животных (Дрессировка)

Асфальтированная дорога (Шоссе)

Популярная игра на льду (Хоккей)

Вид плавания (Брасс)

Дачная пристройка (Терраса)

Помещение в школе. (Школе)

Один из самых главных предметов в школе. (Класс)

  1. Закрыть глаза, наложив на них ладони рук, сложенные лодочкой, сосчитать до 5, медленно открыть глаза.
  2. Быстро поморгать.
  3. Под закрытыми веками рисуем глазами круги- влево, вверх, направо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить.
  4. Открыть глаза и быстро поморгать.
  5. Вытянуть руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следим за ногтем- рука перемещается вправо в сторону, затем влево. Поменять руку, повторить.
  6. Вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следим за этим ногтем - медленно приближаем правую руку к носу, затем удаляем. Поменять руку, повторить.
  7. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, медленно открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти.

Антонимы. Дайте определение.

Каждой команде даётся карточка с пословицами.

Дописать на месте пропуска антонимы, подходящие по смыслу. Чья команда быстрее.

  1. Кто хочет много знать, тому надо:.спать.
  2. Полный месяц к земле клонится, а :к небу тянется.
  3. За маленьким погнался, : потерял.
  4. Знай больше, а говори:
  5. Ученье- свет, а неученье- :
  6. Лучше вещь новая, а друг-:
  7. Ученье - свет, а неученье-:
  8. Корень учения горек, да плод его :

Фразеологизмы. Как сказать по- другому? (Устойчивые, крылатые выражения).

Они обогащают речь, делают её более яркой, выразительной.

Команды получают карточки, называют крылатые выражения. Одна команда начинает фразеологизм, другая - заканчивает. Идет работа в группах.

  1. Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать.
  2. Быть в постоянных хлопотах.
  3. Ничего не действует на кого- либо.
  4. Появляться быстро, в любом количестве.
  5. Идёт сильный дождь.
  6. Тщательно, заботливо охранять что- либо.
  7. Чувствовать себя неловко, беспокоиться, нервничать.
  8. Всё видно ясно, отчётливо.
  9. Об удачливом, счастливом человеке.
  10. О полной тишине.
  1. Как с гуся вода.
  2. Видно как на ладони.
  3. Льёт как из ведра.
  4. Слышно как муха пролетит.
  5. Как рыба в воде.
  6. В рубашке родился
  7. Как белка в колесе.
  8. Как грибы после дождя.
  9. Беречь как эеницу ока.
  10. Сидеть как на иголках.

Ответы:1-5, 2 -7, 3 -1, 4 - 8, 5 - 3, 6 - 9

Вывод: - Чем богаче словарный запас у человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.

Итог. - О чем повторяли на уроке?

Подсчитываются "эвры". Определяется команда - победитель.

Рефлексия. Покажите цветом сигнальной карточки:

Если всё на уроке было понятно, легко, комфортно в команде - зелёный кружок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Белоярская специальная (коррекционная)

школа- интернат VIII вида

русского языка в 3 классе

Учитель Кузнецова Н.М.

- расширять и активизировать словарь;

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- воспитывать аккуратность, наблюдательность.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Попросит сесть – ты тихо сядь.

Путешествие.

Прежде чем приступим к преодолению препятствий – разминка.

- Произнеси последний звук мягко. Какое получится слово?

Что оно обозначает? (Брат - брать, ел - ель, угол – уголь, хор – хорь.)

Первое препятствие. Минутка чистописания.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали и открыли.

Работа в тетрадях.

Письмо в воздухе, в тетрадях.

Учитель называет слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.

Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того, как карточное лото (кроме одного) закрыто фишками, учащиеся вспоминают, какие слова называл учитель, определяют, какой не надо было закрывать.

Слова: пень, ель, комар, сухарь, кран. Называется победитель, т.е. тот, кто правильно закрыл 5 квадратиков.

На доске написаны предложения.

В поле работает ….

В пруду плавает ….

Внизу стоят картинки: гусь, медведь, конь. Дети читают предложения, подбирают нужное слово, ставят картинки вместо пропущенного слова. Затем списывают предложения в тетради, вставляя пропущенное слово.

5. Физ. минутка.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди отгадывают его по рифме. За что получают фишку. Затем, слово записывается в тетради всеми учащимися.

Я в любую непогоду

Тороплюсь забраться в воду

Но к обеду не вернусь,

-Го-го-го! Гогочет …. (гусь)

Без ключа ты мне поверь

Не откроешь эту … (дверь)

Все играли, а вратарь

В это время грыз …. (сухарь)

Я по чтению опять

Получил оценку …. (пять)

-Какие из этих слов могут войти в это королевство?

Дети прикрепляют картинки к дворцу.

III . Итог. Для чего нужен мягкий знак в конце слова. Подсчёт заработанных в ходе урока флажков. Оценки. Дом. задание: вспомнить и написать названия месяцев, оканчивающихся на «ь

Краткое описание документа:

Цели:

- расширять и активизировать словарь;

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- воспитывать аккуратность, наблюдательность.

Ход урока

I. Орг. момент.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Попросит сесть – ты тихо сядь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 040 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2014 3006
  • DOCX 40 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Нина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Познакомить с образованием сложных слов, создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала.

  1. Научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах.
  2. Уметь анализировать, обобщать, систематизировать, уметь работать с алгоритмами, опорными схемами.
  3. Развивать речь, память, внимание, мышление учащихся.

Оборудование: Схема – карта на каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для учащихся, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  1. Знакомство с эпиграфом урока.
  • Как понимаете пословицу?
  • Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине).
  • О каком подвиге идет речь? (Защита родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций).

У. Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой.

Родина – это не только страна. Что еще можно назвать Родиной? (Город, дом). Сегодня мы на уроке поговорим и о родине, и о труде, и о доме. Работа предстоит серьезная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

У. Сегодня урок – исследование. Вот модель нашего урока (на доске таблица).

  1. Актуализация знаний.
  2. Цель урока.
  3. Исследование.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог урока.

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах (все дети получают маршрутные листы).

  1. Мой настрой.
  2. Как я помню предыдущий материал.
  3. Как я понял основное правило урока.
  4. Как я умею сам применять правило.
  5. Как я работал.

Кр. – отлично (красный)

Ж – сомневаюсь (желтый)

С – не получается (синий)

  1. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.

У. Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.

Домик, домработница, домище, дом (на доске)

У. Что можно сказать об этих существительных?

Д. Однокоренные, существительные, м\ж р., ед.ч., одуш\неодуш., нарицательные.

У. Какое слово лишнее?

Д. Так как сложное,состоит из двух основ.

У. Дети, кто желает, выйдите к доске, выделите основы.

У. Какое понятие относится к нашей теме?

Д. Состоящий из нескольких элементов, частей.

У. Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Тема урока – Сложные слова . (Учитель записывает тему урока на доске, а дети в тетрадях записывают).

У. Спишите однокоренные слова в тетрадь и разберите их по составу.

У. Оцените свою работу на этом этапе.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Постановка проблемы.
  • Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?

владелец ← Дом → хозяйка

  • Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.

У. Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?

У. Какова цель урока?

Д. Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.

У. Как решать эту проблему?

Д. Провести наблюдение - исследование.

У. Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна, в путь!

У. Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать:

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

Всем пить чай велит.

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Снова солнечный денек.

Назовите сложным словом:

У. Расскажите, как вы исследовали слова?

Д. Подбор однокоренных слов.

У. Какой вывод можно сделать?

У. Что соединяет основы?

Д. Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные.

У. Когда пишется о? е?

  1. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.

У. Итак, что мы планировали сделать?

Д. Составить алгоритм.

У. Работаем в парах.

У. Проверяем. С чего начнем? Какой итог будет первым? Что делаем затем? (Все шаги обозначаем на карточках, которые вывешиваются на доску).

_____о____ ____е_____ ____е____

У. Сформулируйте правило : когда пишется соединительная гласная о , когда е.

Д. Если сложные слова образованы сложением двух основ, то пишется соединительная гласная о или е . Сложные слова также могут быть образованы при помощи приставок и суффиксов.

У. Вернемся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание.

У. Проверим, как вы поняли основное правило урока.

У. Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом?

Д. Это малая родина.

У. Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.

Читайте также: