Конспект наблюдение за погодой в средней группе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Замятина Елена Борисовна

Организация: МДОУ детский сад № 56

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Сочи

Цель: продолжать закреплять представления о погодных явлениях.

Задачи: познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью; развивать умение делать выводы; закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи; развивать речь, расширять и обогащать словарный запас глаголами и прилагательными, умение отвечать на поставленные вопросы% развивать представление о весне по средствам отгадывания загадок, знакомство с народными приметами; развивать физические качества, воспитывать интерес к подвижным играм.

Предварительная работа: беседы о времени года, рассматривание репродукций к картинам с изображение ветра, разучивание стихотворений и загадок, наблюдения за явлениями природы

Ход прогулки.

- Ребята, сегодня на прогулке я хочу вам рассказать об одном явлении природы. А вот о каком явлении, вы попробуйте отгадать.

Загадка. Пушистая лошадка, а может бегемот,

А может просто вата

Над нами в даль плывет. (Облако)

- Вы угадали. Это облака. Давайте посмотрим на небо. Что вы видите?

(По небу плывут облака. Они разного размера. Ярко-белого цвета.)

- На что похожи облака? (Похожи на разных животных или на разные предметы)

- Как движутся облака? (То медленно, то быстро)

- Отгадайте еще одну загадку.

Без крыл летит, без ног бежит. (Ветер)

- Что их гонит? (Их гонит ветер). Как будут двигаться облака в зависимости от ветра? (Если ветер сильнее, облака движутся быстрее и часто меняют форму. Если ветер слабее, облака движутся медленно. Если нет ветра, облака на небе мы можем не увидеть). Молодцы.

- Дети, это что? Что облачко имело в виду? (Весной много ручейков и по ним можно пускать кораблики).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

- Облачко нам загадало загадку. Что нужно сделать с корабликом? (Дети предлагаю опустить кораблики в тазик с водой).

Экспериментальная деятельность – опускают кораблики в поддон с водой, дуют на кораблики сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее – корабли плывут.

- Что мы сейчас с вами делали? (Дети: дули на наши кораблики и они плыли; дули слабо – они плыли медленно, дули сильно – плыли быстро). Правильно.

- Обратите внимание на картину на мольберте. Что вы видите? Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

- Что происходить с кораблем если нет ветра? (Он стоит на месте)

- А если ветер сильный? (Обращает внимание детей на картину)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Беседа. Дети усаживаются на скамейку.

- Ребята, а что ветер умеет делать? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налетать, освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить листья). Да, ветер многое умеет делать.

- А может он навредить человеку? (Ломает деревья в саду, срывает с крыш шифер, срывает с головы шляпу, бросает песок в глаза, переворачивает машины и т.д.)

- Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.). Молодцы.

- Подумайте и скажите, каким может быть ветер? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний и т.д.) Правильно. Молодцы.

- Вот какой он разный этот ветер.

- Ребята, посмотрите, а в письме есть еще для нас задания. Внимательно послушайте и скажите, что это.

Народные приметы:

Длинные сосульки к длинной весне.

Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно – будет сухое лето.

Когда весной летит много паутины – то лето будет жарким.

Если из березы течет много сока – то лето будет дождливым.

Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне – это к холодному лету.

Дети. Это народные приметы весны. По ним можно определить какое лето нас ждет.

Загадки.

Он летит на мощных крыльях,

Развевает клубы пыли,

В чистом море корабли,

Гонит от родной земли. (Ветер)

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Держат путь вокруг земли

Эти чудо – корабли. (Облака)

Летит орлица по синему небу,

Солнышко застлала. (Облако)

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер)

- Молодцы. Справились со всеми заданиями.

- А теперь давайте в вами вспомним, с каким явлением природы познакомились, чем занимались.

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о зиме (продолжать закреплять знания о снеге, его свойствах, повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.

Образовательные: закреплять знания детей о признаках зимы, учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщать, делать выводы. Обогащать словарь детей прилагательными, умение вести наблюдение за окружающим миром, умение играть в командные игры.

Развивающие: развивать познавательные способности, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать желание заботится о своем здоровье, приобщение детей к трудовой деятельности.

Практический (проведение опыта, игровая деятельность);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя).

Приё мы: художественное слово, объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, показ опыт.

Ход прогулки:

Проводиться в раздевалке во время одевания детей. Воспитатель обращает внимание на необходимость теплой одежды, закрепляет с детьми названия одежды, обуви, головных уборов. Дети выходят на улицу.

Наблюдение и беседа с детьми начинается с эмоционального момента.

Ход наблюдения

1. Наблюдение.

Ребята, посмотрите, как красиво на улице! Кругом белым бело! А как же хорошо дышится!

Ой, ты, зимушка - краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Повела зима над нами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса.

- Вам понравилось это стихотворение?

- О каком времени года говориться в стихотворении?

- Какое сейчас время года? (Зима)

- А вы любите зиму? (Высказывания детей)

- А что вам больше всего нравиться зимой? (Ответы детей)

- Давайте вдохнем зимний воздух через нос, а выдохнем через рот, чтобы почувствовать запах зимы.

- Какой воздух зимы?

(Ответы детей, прохладный, холодный, свежий, морозный, ледяной, снежный.

Ребята, отгадайте загадку:

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

(ответы детей - зима)

- Ребята, а почему снег сравнивают с одеялом?

- А каким бывает снежное одеяло? Каким бывает снег?

(мягкий, легкий, рассыпчатый, пушистый, теплый, белый, чистый)

- Давайте присмотримся к снегу, ведь он не только белый. (влажный, липкий, тяжелый, грязный).

- Зимой он часто меняет цвет в зависимости от освещения. Какие оттенки вы видите?

(голубой, синеватый, желтый).

- Посмотрите, сколько снега выпало. Снег — одеяло для земли. Снег согревает почву от промерзания.

- Как вы думаете, рыхлый или уплотненный снег лучше сохранит тепло?

- Рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Снежный покров является источником влаги для растений в весенний период, поэтому фермеры, люди, которые выращивают хлеб, садоводы выращивающие фрукты - на полях и в садах проводят снегозадержание, делая валы из снега. В снеге много кислорода и поэтому полезно поливать комнатные растения растаявшим снегом.

Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться, и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

Ребята, а давайте мы с вами проверим – что снег защищает почву, не давая ей охладиться, и поэтому растения под снегом остаются зелеными. Предлагаю вам провести эксперимент.

Но сначала разомнё мся:

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

2. Исследовательская деятельность.

Раскопать лопаткой снег до травы и показать детям зелёную травку.

Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться, и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

3. Трудовая деятельность:

Цель: очистить кормушки от снега и покормить птиц

Стихотворение А. Яшина:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать.)

Кто из вас решится

Играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,

Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.

Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят:

«Шли пингвины по тропинке,

По прозрачной тонкой льдинке

«Не успели рассмотреть, вдруг бежит (Имя ребенка) медведь!

Ведущий (воспитатель или ребенок).

6. Индивидуальная работа

7. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. Не директивная помощь воспитателя.

Релаксация в группе : обсуждение прогулки. Что понравилось? Что запомнили?

Автор: Акбарова Янина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Наблюдение за сезонными изменениями в природе"
Раздел: дошкольное образование

Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада

Цель: укрепление здоровья детей.

• Формировать у детей интерес наблюдать за погодой;

• Формировать умение называть сезонные изменения в природе.

• Развивать игровые умения и навыки;

• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

• Воспитывать умение дружно играть.

Оборудование и материалы: осенние листья, детские ведёрки, лопатки,

грабли, аудиозапись для музыкального сопровождения.

Методические приёмы:

• художественное слово, загадка,

• игры различной подвижности.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы;

• беседы об осени;

• спортивные игры и физические упражнения.

Место проведения: территория ДОУ.

Описание прогулки:

Воспитатель: Ребята, готовы пойти на прогулку? (Да!)

Воспитатель: Очень хорошо!

Воспитатель: Давайте встанем за мной, возьмем игрушки и отправимся на

Воспитатель: Дети, посмотрите какой сегодня чудесный день, подойдите ко

мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Художественное слово

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Как такое время года зовется? (осень)

Воспитатель: Да, это осень. Кто запомнил стихотворение об осени, которое

мы с вами разучивали в группе? Давайте вспомним его вместе:

Ходит осень по дорожке,

промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где то лето.

Воспитатель: Ребята, какие приметы осени вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют листья, часто идут дожди,

по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее.

насекомые и животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется.

Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото

дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы

улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям.

Наблюдение за погодой

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ответы детей)

Дети обнаруживают лесовичка, который спрятался на веранде.

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто это? (ответы детей)

Лесовичок: Я лесовичок , живу в лесу и слежу там за порядком, знаю все

лесные тайны, лесные сказки, понимаю язык птиц, животных и растений.Так

вот, ко мне часто прилетают птицы и рассказывают, что вы такие молодцы –

не рвете цветов, не обижаете птиц и насекомых, ухаживаете за растениями,

кормите птиц зимой, а также знаете много интересного о природе. Вот и

решил я посмотреть так ли это?

Воспитатель: Лесовичок, ребята у нас, действительно, хорошие:

добрые, веселые, трудолюбивые. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Мы

тебе с радостью расскажем и покажем то, что мы знаем и умеем.

Лесовичок: Хорошо сейчас посмотрим! Ребята, посмотрите, какой

разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние опавшие

Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат).

Слышите, как они шуршат? Видите, то один лист летит к земле, то другой

кружиться-кружиться и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много

листьев с шуршанием полетело на землю. Как называется это явление?

Лесовичок: Дети, а теперь давайте мы с вами побудем осенними листьями.

Берите листья, становитесь в круг. А знаете ли вы игры с листьями?

Дети вместе с воспитателем играют в игру.

подвижности)

листьями в верх, образуя кучу листьев. (воспитатель перемешается по

Лесовичок: Ой, как интересно! А можно я теперь с вами поиграю?

Воспитатель: Ребята посмотрите, что ветер натворил на нашем участке,

раскидал листья повсюду. Как вы думаете, может быть, нам пригодятся такие

красивые листья для чего-нибудь? А для чего?

Давайте найдем и соберем самые красивые листья в коробочку, а остальные

соберем в кучу, чтобы они нам не мешали, так как это делает дворник –

вспомните, мы недавно за ним наблюдали. Как он собирал листья руками? А

чем? Правильно, граблями! У нас с вами тоже есть грабельки, кто хочет

убирать листья, возьмите их. (показать как пользоваться граблями)

Лесовичок: Ребята, а я приготовил для вас загадки про лесных животных,

давайте их отгадаем?

1. Он в лесу живет под елкой

Носит острые иголки

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец (Ежик)

( Показать картинку ежа)

2. Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы (Заяц) .

( Показать картинку зайца)

3.Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень

В берлогу лезет до зимы

Где он спит и видит сны (Медведь)

( Показать картинку медведя)

Лесовичок: Молодцы ребята, вы угадали все мои загадки!

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру. Давайте, лесовичка

пригласим с нами поиграть.

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по

сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по

определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: Играющие располагаются по одной стороне площадки, на другой

– медведь (воспитатель с игрушкой). Дети идут к нему и говорят: У медведя

во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит И на нас рычит. После этого

медведь догоняет детей, а они убегают в дом. Правила: доходить до берлоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект наблюдений на прогулке с целями и задачами. для среденей группы.

Конспект наблюдения на прогулке в средней группе.

(учебная практика и производственная)

Цель: формирование у детей знаний о природном явлении ветер: знакомство со свойствами ветра, развитие умений устанавливать простейшие связи между ветром и окружающими предметами, воспитание заботливого отношения к природе.

Образовательная среда:

предметно-практическая среда: загадки о ветре, ленточки, вертушки, деревья на участке, обручи.

характер общения: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок.

Форма организации взаимодействия: совместно-индивидуальная.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

В трубах воет по ночам,
Не даёт гореть свечам,

Надувает паруса,
Растрепал все волосы,
Помогает птицам в небе,
Чешет волны моря гребнем,
Кто быстрее всех на свете?
Ну, конечно, это. (ветер)

Воспитатель: А, как вы догадались, что загадка про ветер?

К нам сегодня прилетел ветер-озорник. Посмотрите, как он весело играет с нашими ленточками и вертушками! Как крутятся наши вертушки? Значит это какой ветер?

Ребята, послушайте, как шумят наши деревья на участке. А почему они шумят?

(Воспитатель подводит итог о силе ветра)

Ребята, а какой ещё бывает ветер? А как можно определить холодный или тёплый ветер сегодня?

(Дети предлагают различные варианты)

Воспитатель предлагает подставить лицо ветру и определить холодный или тёплый ветер.

Воспитатель: Я сейчас волшебной палочкой взмахну и деток в ветер превращу!

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены)

Хочу - налево посвищу (дуют налево)

Могу подуть направо (дуют направо)

Могу подуть вверх - в облака

А пока я тучи разгоню! (круговые движения руками)

Воспитатель: Ребята, не хочет ветер от нас улетать, хочет, чтобы вы рассказали, что умеет ветер делать?

Воспитатель: Ребята, а что для вас сегодня было интересным во время нашего наблюдения? Что нового вы узнали из нашего наблюдения?

Читайте также: